Карта - основной язык географии
статья по географии (7 класс) на тему

Бережницкая Ольга Николаевна

Предметом изучения географическая карта становится уже в младших классах школы.Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Сегодня она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, работникам сельского хозяйства и др. Даже современные международные события нельзя понять без политической карты. Поэтому карта в географии занимает центральное место.  Для более продуктивного усвоения учебного материала важно применять разные виды карт (настенные, электронные, интерактивные, контурные и др.),используя различные виды работ с этими картами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhnickaya-_geogr.karta_.rar145.6 КБ
Файл berezhnickaya__tezisy.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Карта – основной язык географии

Бережницкая О.Н.

учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога,

 кандидат педагогических наук

Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта. Да-да, добрая знакомая любому из нас — географическая карта. Но вместе с тем это будет рассказ о тайне. Ведь тому, кто не понимает языка карты, не знает, о чем говорят ее условные знаки, кто не умеет их «читать», содержание карты недоступно. Скрыто от него, как самая настоящая тайна.

А.Л. Шейкин  

        Карта занимает в географии центральное место. Без нее не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Поэтому предметом изучения карта становится уже в младших классах школы. Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Такое место карты вполне понятно: ее роль в нашей жизни неуклонно растет. Она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, так без почвенных карт не обходятся сейчас в сельском хозяйстве, а современные международные события нельзя понять без политической карты и т.д. Необходимо научить учащихся черпать из карты заложенную в ней богатую информацию. Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и локаничней самого лучшего текста». Карта должна быть источником новых знаний и одним из средств формирования и конкретизации географических понятий. Таких целей можно добиться строго продуманной системой работы с географической картой. Поэтому очень важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Степень сложности таких вопросов различна и зависит от возраста, класса и подготовки учащихся. Основное их отличие от простого вопроса «показать» - это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важен отбор наиболее полезных, интересных вопросов, требующих самостоятельных выводов и умозаключений. Если вопрос интересен и нов, учащиеся охотно поразмыслят над ним не только в классе, но и дома. Однако делать логические умозаключения по карте сможет только тот, кто научился ее читать, замечать на ней все – от общих закономерностей до едва заметных деталей. Поэтому наряду с постановкой вопросов, требующих логических умозаключений, нужны вопросы, которые учили бы наблюдать, схватывать легенду карты и замечать на ней главное, существенное.

Таким образом, важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь  давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты. Можно выделить три  уровня чтения карты:

1. школьники знают и могут показать составляющие элементы карты;

2. учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей;

3. учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.

Универсальное умение анализировать карту формируется именно на третьем уровне. В словаре русского языка С.И. Ожегова написано: «Анализ – а) Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. б) Всесторонний разбор, рассмотрение».

Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту.

  1. Описание географического объекта.
  2. Объяснение происходящих процессов.
  3. Географический прогноз.
  4. Моделирование.

Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:

Описание               объяснение          предсказание           управление               создание новых объектов

Решение задач географии в процессе работы с картой на примере изучения географии материков и океанов.

Основные задачи географии

Уровень чтения карты

Задания учителя

Действия учащихся

ОПИСАНИЕ

1

Описать рельеф материка

Африка по физической карте

Называют и показывают крупные формы рельефа

2

Выявляют особенности расположения крупных форм рельефа и определяют их абсолютную высоту

1, 2, 3

Дать характеристику реки по плану

  1. Отвечают на вопросы: В какой части материка и в каком направлении течёт река? Где берёт начало? Куда впадает?
  2. Объясняют зависимость характера рельефа от рельефа.
  3. Определяют источники питания реки. Выявляют взаимосвязь режима реки от климата.

ОБЪЯСНЕНИЕ

2

 Объяснить, почему в рельефе Африки преобладают равнины?

1. Сопоставляют карты  “Строение земной коры”  и  “Физическую    карту Африки”.

2. Делают вывод о соответствии древних платформ равнинам, находят доказательства на физической карте (смотри приложение).

2

Существует версия, что Африка – самый жаркий материк Земли, опровергните или подтвердите ее.

1.Выявляют особенности географического положения материка (относительно экватора, тропиков и океанов)

2. По климатической карте находят изотермы июля и января и устанавливают среднемесячные температуры воздуха.

3. Определяют, какой абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха был отмечен на материке, в какой части.

4.Сравнивают  эти данные с величиной среднемесячной температуры воздуха на других материках и приходят к выводу, что Африка – самый жаркий материк Земли.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

1

Спрогнозируйте географическое положение материка Африка через 50 млн. лет

Определяют, в состав какой литосферной  плиты входит материк Африка, в каком направлении и с какой примерной скоростью перемещается эта плита.

2

Делают географический прогноз

УПРАВЛЕНИЕ

3

Пустыня Сахара ежегодно увеличивается почти на 1 млн.  квадратных километров за счет площади саванн. Можно ли остановить Сахару?

Групповая форма работы

на основе опережающих домашних заданий

СОЗДАНИЕ

НОВЫХ ОБЪЕКТОВ

3

Разработать проект научно – исследовательской экспедиции  с целью изучения и охраны исчезающих животных вечнозеленых экваториальных лесов.

Организация проектной деятельности учащихся

3

Разработать проект гипотетического материка

Придумывают контур гипотетического материка, наносят его на контурную карту мира. Опираясь на знания общих географических закономерностей, последовательно моделируют рельеф, климатические условия и природные зоны материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения. На защите проектов демонстрируют «Географический атлас гипотетического материка».

В процессе работы с картой использую её:

  1. как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике;
  2. как источник знаний об изображённом объекте или явлении;
  3. как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых.

Это помогает мне сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и    исследовательскую деятельность.

На мой взгляд, вопрос о чтении и анализе карт очень актуален, так как имеет слабую методическую проработку. В важности же данной темы сомневаться не приходится, так как уже содержание уроков введения в начальный курс физической географии требует неоднократного обращения к карте, а чем дальше мы переходим от темы к теме, из класса в класс, тем чаще, активнее и плодотворнее должна использоваться карта. Для более продуктивного усвоения учебного материала, я использую различные виды работ с картами.

  1. Работа с географической номенклатурой

Культура человека, стоящего у карты, проявляется, прежде всего, в умении правильно показать изображённый географический объект. На начальном этапе обучения стараюсь уделять особое внимание формированию этого умения. Напоминаю учащимся о 3 типах размещения географических объектов: точечный, линейный, площадной. Затем проверяю умения составить классификацию различных объектов по данному принципу:

                                        Показ на карте

Указать одну точку

Провести линию

Оконтурить территорию

Например,  для учащихся 6 и 7 классов: материк, река, водораздел, бассейн реки, город, крупное государство, водопад, море, горный хребет, равнина, вулкан и т.д.

  Часто бывает необходимо (например, изучая Евразию) запомнить расположение и название морей, полуостровов и островов, существующих в изобилии. Я использую ассоциативную модель обучения, в основе которой лежат обычные часы.

Ассоциативная модель обучения

Балтийское море

Архипелаг Северная Земля

Красное  море

п-ов Индостан

Черное  море

Азовское море

Японское море

Остров Сахалин

п-ов  Камчатка

                

  1. Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы, интерактивные задания на контурных картах.
  2. Составление по картам атласа географических характеристик (например, моря, страны,  реки).
  3. Заполнение таблиц на основе сопоставления карт

Например, при изучении темы «Разнообразие рельефа как  взаимодействия внутренних и внешних сил Земли» в 7 классе предлагаю учащимся заполнить таблицы:

  1. Задание №1: сопоставить  карты « Физическую карту  мира» и «“Строение земной коры». Выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор.  Заполните таблицу.

Физическая карта мира

Карта “Строение земной коры”

Вывод

Горы (материк)

Преобладающие высоты (м)

Максимальная высота (м)

Возраст гор

Горы по высоте

Аппалачи

(Сев.  Америка)

500 – 1000 м

Гора Митчелл (2037 м)

Древняя складчатость (возраст от 460 до 230 млн. лет)

Средне-высотные  

Анды (            )

Кавказ (        )

Альпы(            )

Гималаи (          )

ВЫВОД:

Чем  моложе  по возрасту горы, тем они _____________________________________________________

Чем  древнее по возрасту горы, тем они _____________________________________________________

  1. Задание №2: сопоставить  карты “Строение земной коры”  и “Физическую карту  мира”. Выявить закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых.  Заполните таблицу.

Физическая карта мира

Карта “Строение земной коры”

Тип полезных ископаемых по происхождению

Форма рельефа, (материк)

Участок земной коры:

Месторождения полезных ископаемых:

Среднесибирское плоскогорье (Евразия)

Сибирская платформа

Алмазы

осадочные

метаморфические

магматические

Месопотамская низменность (         )

Русская равнина (            )

Анды (                       )

Скандинавские горы  (   )      

ВЫВОД.  Закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых:___________________________________________________________________________

           3. Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов), сочинения-путешествия, макеты, коллажи и  другие.

   4. Практические работы с использованием карт атласа

В качестве примера приведу практическую работу по географии России (9 класс) «Определение оптимальных вариантов поставки грузов по магистралям России». Работа проводится по группам.

Задание: определить наиболее удобный способ доставки груза из одного города в другой. При выборе вида транспорта и магистральных направлений необходимо помнить о сохранности груза, стоимости и скорости доставки. Учтите и такой фактор, как время года.

Группа №1: Из Москвы в Саратов доставить станки и оборудогвание средних габаритов.

Группа №2: Из Екатеринбурга в Рязань доставить прокат металлов.

Группа №3: Доставить зерно из Ростова-на Дону в Санкт-Петербург.

Группа №4: Из Краснодара в Ярославль доставить овощи и фрукты.

Результаты работы необходимо отразить в любой удобной для вас форме (схема с пояснениями, рисованная карта,  письменный ответ и т.д.).

  1. Проектная деятельность учащихся

Например, в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Южная Америка». Класс делится  на 3 группы (команды), каждая из которых получает карточку:

Уважаемые члены международной экологической организации! Вам необходимо разработать проект международной экологической  станции по изучению и охране вымирающих животных Южной Америки ( сельвы, пампы и т.д.)

В арсенале вашей команды имеются: финансовые средства, которые необходимо использовать для приобретения необходимого  научного оборудования (какого?), транспортных средств (каких?), и других необходимых предметов (каких?).

Используя физическую, климатическую, комплексную карты и  карту природных ресурсов Южной Америки, определите место строительства станции, спроектируйте её (из каких строительных материалов она будет создаваться?), продумайте обеспечение сотрудников водой и продуктами питания.

Для  более углубленной проработки темы рекомендуется  использование дополнительных карт (справочные атласы, атлас учителя, спутниковые снимки) и других статистических и справочных материалов.

        Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа различных карт под руководством педагога даёт гораздо лучший результат по сравнению с объяснением темы учителем. В заключение приведу слова А.А. Половинкина: «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет, и не может быть географии».

Список использованной литературы

  1. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Климанова О.А.География в цифрах. 6-10 классы. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2000.
  4. Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь http://www.ozhegov.ru/slovo/558.html 
  6. Шейкин А.Л. Повесть о карте. - Л.: Детская литература,  1976.



Предварительный просмотр:

Карта – основной язык географии

(использование интерактивных карт на уроках географии)

Бережницкая О.Н.,

учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога, к.п.н.

        Карта занимает в географии центральное место. Без нее не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и локаничней самого лучшего текста». Современная школа позволяет применять на уроках географии не только традиционные настенные карты, но и карты интерактивные, способные сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Основное их отличие от простого вопроса «показать» - это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту. Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:

Описание             объяснение          предсказание           управление               создание новых объектов

В процессе работы с картой использую её: как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике; как источник знаний об изображённом объекте или явлении; как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых.

Для более продуктивного усвоения учебного материала,  использую различные виды работ с картами: работа с географической номенклатурой. Напоминаю учащимся о 3 типах размещения географических объектов: точечный, линейный, площадной. Затем проверяю умения составить классификацию различных объектов по данному принципу: например,  для учащихся 6 и 7 классов: материк, река, водораздел, город, водопад, море. Часто бывает необходимо (например, изучая Евразию) запомнить расположение и название морей, полуостровов и островов, существующих в изобилии. Использую ассоциативную модель обучения, в основе которой лежат обычные часы.

  1. Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы, интерактивные задания на контурных картах.
  2. Составление по картам атласа географических характеристик (моря, страны,  реки, гор).
  3. Заполнение таблиц на основе сопоставления карт: например, при изучении темы «Разнообразие рельефа как  взаимодействия внутренних и внешних сил Земли» в 7 классе. 
  4. Творческие задания: рисунки, сочинения-путешествия, макеты, коллажи и  др.
  5. Практические работы с использованием карт: 9 класс «Определение оптимальных вариантов поставки грузов по магистралям России». Работа проводится по группам.
  6. Проектная деятельность учащихся

        Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа различных карт под руководством педагога даёт гораздо лучший результат по сравнению с объяснением темы учителем.

В заключение приведу слова А.А. Половинкина: «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет, и не может быть географии».

Список использованной литературы

  1. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по географии в 8 классе по теме Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России

Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления изученного материала по теме «Геологическое строение и рельеф». Форма выполнения: письменно на контурной карте....

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

программа по внеурочной деятельности «Карта- второй язык географии» (для подготовки 9 кл. к ГИА)

Пояснительная запискаТематическое планированиеУчебно- тематический планКалендарно-тематический планПланируемые результатыУчебно-методический комплекс...