Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
    методическая разработка по географии (9 класс) по теме

     Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.                                                          

    Задачи:

    обучающая:

    - познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

    - описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики  района.

    развивающая: 

    -продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

    -развитие познавательного интереса к предмету.

    воспитывающая: 

    -формирование творческойактивности;

    - стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование:  учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka__9_kl_per.docx34.56 КБ
    Office presentation icon povolzhe.ppt988.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема: «Поволжский экономический  район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

    Минюк Екатерина Валентиновна – учитель географии МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы»

     Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.                                                          

    Задачи:

    обучающая:

    - познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

    - описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики  района.

    развивающая: 

    -продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

    -развитие познавательного интереса к предмету.

    воспитывающая: 

    -формирование творческой активности;

    - стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование:  учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,

     Содержательная часть урока

    1. Организационный этап
    2. Этап проверки домашнего задания

     Фронтальный устный опрос + работа с картой

    - Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите их на карте. (Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию)).

    - На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России? (на 11(8 экономических районов в Западной зоне и 3 – в Восточной)).

    Узнать по контуру

    - С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? По контурам постарайтесь узнать экономический район и назвать его главные особенности. (Северным, Центральным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Поволжским,  ЦЧР, Северо-Кавказским).

    Фронтальный письменный опрос

    Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь. Какой цифрой обозначен данный район на  контурной карте?

    1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
    2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
    3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный) 
    4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный) 
    5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
    6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) 

    III   Этап усвоения новых знаний и умений

    Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Поволжского экономического района (ПЭР).

     Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Площадь района составляет 539 тыс. кв. км.  Слайд 1

    Работа с картой

    - Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют ПЭР  

    Республика Татарстан,  республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.

    - Запишите состав района в рабочую тетрадь.    Слайд 2

    - Оцените экономико-географическое положение Поволжья по плану.   Слайд 3

    1. По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути. Слайд 4
    2. Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие  минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
    3. Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

    ВЫВОД:  (Район имеет очень выгодное  экономико  –  географическое положение).

    Работа с картами в атласе + таблица

    - Используя карты в атласе, заполните таблицу в рабочих тетрадях «Природные условия  и ресурсы Поволжья». Слайд 5.

    1. рельеф – равнинный.
    2. климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное,  возможны засухи – причина не урожаев.
    3. природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:

    С--------------Ю                 смешанные леса – Татарстан;

                                              лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;

                                              степи – Саратовская и Волгоградская области;

                                              полупустыни – Астраханская обдасть

    1. геологическое строение – осадочный чехол древней Русской платформы

    По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов:  Слайд 6

    1. Минеральные: а)добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);                                                

                                 б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон);

                                      в) строительные материалы.

         2.   Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК);

         3.  Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (  Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское)

            БЕСЕДА

         -  Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:

    1. Увеличить производство электроэнергии.
    2. Увеличить водоснабжение промышленных центров.
    3. Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.

    А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?

    1. Затопление наиболее ценных земель, населённых пунктов.
    2. Уменьшение рыбных запасов (например, осетровых перестали метать икру).
    3. Ухудшение экологической ситуации.

    Создание в бассейне Волги крупной, промышленности, загрязняю щей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

     4.  Рыбные ресурсы – это, прежде всего, осетровые ( 90% мировых запасов) Каспийского моря.

    Вывод:   Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье следующие отрасли:

    1. АПК ( сельское хозяйство и пищевая);
    2. Химическую промышленность;
    3. Нефтепереработку (нефтяную и газовую)

    Население Поволжья. Слайд 7

    Обратимся к тексту учебника стр. 218 – 220 учебника. Прочитать и ответить на вопросы.

    Вопросы классу:

    1. Какие государства  существовали на территории Поволжья в историческое прошлое? ( Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
    2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке? (Царицын, Самара, Саратов)

    Общая численность населения Поволжского района на 01.01.2009 г.  составляла  11,215 млн. чел. (7% населения России),  в том числе городского — 9,3 млн. чел..   Наиболее урбанизирована Самарская обл. — 80,4% городского населения, по данным на 2009 год, а по числу сельского населения лидируют  Республика Калмыкия и Пензенская обл., где на селе проживало соответственно  1/3 жителей.

    Показатели естественного движения населения в 2009 году:                                                        

    Субъекты                                      Родившиеся

                 Умершие чел                            ЕП

    Респ. Калмыкия

    4341

    2980

    +1361

    Респ. Татарстан

    44350

    49179

    -4829

    Астраханская обл.

    14200

    13660

    +540

    Волгоградская обл.

    29508

    37892

    -8384

    Пензенская обл.

    14174

    22583

    -8409

    Самарская обл.

    36439

    48593

    -12154

    Саратовская обл.

    27492

    39291

    -11799

    Ульяновская обл.

    13461

    20033

    -6572

    1. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше. Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии)
    2. Преобладающий народ в Поволжье? ( Русские, исключение составляют республики Татарстан и Калмыкия) А второй народ  после русских является? (Татары).
    3. Когда в Поволжье поселились немцы? (18 веке)
    1. Какие народы Поволжья подверглись насильственной миграции? (немцы, калмыки)
    2. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
    3. Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (12 городов).

    И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Волгоград).

    1. Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).

    ОБЪЯСНЕНИЕ

    Этнический состав населения ПЭР достаточно сложный и представлен славянскими народами (в основном, русскими (40% от общей численности), а также тюркскими (татары (16%), башкиры (3%), казахи (14%), чуваши (2%), ногайцы (6%)), финно-угорскими (мордва (6%), марийцы 3%)) и монголоязычными (калмыки (10%)). Русское население, в целом преобладающее по району, составляет меньшинство в национальных республиках — Татарстане и Калмыкии.

    В последние годы в районе увеличились диаспоры кавказских народов (чеченцев, армян, азербайджанцев, грузин и др.), переселенцев из Казахстана — казахов и бывших немцев Поволжья, возвращающихся к историческим местам проживания (19% в год по данным на 2009 год).  Этнической миграции способствует политическая нестабильность на Кавказе и в Центральной "Азии. По этой причине в Поволжье переселяется часть русского населения из республик СНГ — Закавказья, Казахстана, Средней Азии (13% в год по данным на 2009 год).

    - Какие, религии исповедуются народами Поволжья? (ислам, православие, буддизм)

    - Приведите примеры (татары- ислам, калмыки - буддизм, русские - православие)

    1. Как размещены крупные города Поволжья? ( на берегах Волги)
    2. Какой город  центр области расположен в стороне от Волги? (Пенза)

    Работа с картой.  "Определите, по описанию ,о каком поволжском городе идёт речь?"

    1. Распространённое объяснение названия - перевод  с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.”  (Саратов). Слайд 8
    2. Город на юго - востоке  Европейской части России. Город – герой. Самый  длинный город в Европе.(Волгоград)  Слайд 9

    1. Областной центр. Расположен на левом берегу Волги. Свое название получил по названию реки. На языках тюрских народов «Степная река».  Город  –  миллионер. (Самара) Слайд 10
    1. Город расположен в дельте реки Волга. Отличается резко континентальным климатом. Особенность города в том, что он состоит из 11 островов. Является областным центром. Слайд 11
    1. Административный центр. Расположен на левом берегу Волги. Самый крупный город России не являющийся столицей субъекта Федерации.  Крупный центр -  автомобильной и химической промышленности. (Тольяти) Слайд 12,13

    IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

          – Какова площадь экономического района? (539 тыс. кв.км)

          – Что является стержнем района? (Волга)

          – Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья? (2 республики, 6 областей)

          – Центр какой области расположен не на р. Волга? (Пенза)

    – Какой город Поволжья трижды менял свое название? (Волгоград)

    – Назовите субъект федерации, где большинство проживающих исповедуют буддизм? (Калмыкия – Хальмг-Танч)

    – Какими ресурсами богато Поволжье? (соль, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы)

    – Каков рельеф Поволжья? (равнинный)

    – С каким государством Поволжье имеет границы? (Казахстаном)

    – Какой народ Поволжья является титульным в России? (татары)

    – Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)

    – Какой город Поволжья носит название желтой горы? (Саратов)

    – На территории какого субъекта федерации находится самая крупная в России  АЭС? (Саратовской области)

    – Самое низкое место Поволжья?  (Прикаспийская низменность)

    V. Этап информации о домашнем задании. Слайд 14

    §51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Поволжье

    Слайд 2

    Состав региона: области: Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская; республики: Татарстан(Казань), Калмыкия(Элиста)

    Слайд 3

    Поволжский экономический район:

    Слайд 4

    Роль Волги в формировании района Придаёт району своеобразную форму: район вытянут почти на 1500 км по меридиану, по форме напоминает раскидистое дерево Оказывает сильное влияние на ГП района: благодаря реке имеет выход к пяти морям. Покажите на карте к каким морям имеет выход Поволжье? Является природным и хозяйственным стержнем района: река связывает прилегающие к ней территории, с ней связаны многие отрасли хозяйства. Волга не только формирует район, но и разделяет территорию района на части

    Слайд 5

    Поволжский экономический район:

    Слайд 6

    К богатствам района относятся агроклиматические ресурсы, огромные площади сельскохозяйственных угодий, крупные водные ресурсы

    Слайд 7

    Население Население около 11 млн. человек. Национальный состав населения Религии: христианство (православие), ислам (татары) и буддизм-ламанизм (калмыки). 74% - городское население. По карте атласа определите: Города-миллионеры Города с население от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

    Слайд 8

    Определите по описанию название города:

    Слайд 13

    Названия городов: Саратов Волгоград Самара Астрахань Тольяти

    Слайд 14

    Домашние задание §51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района» Отрасли специализации Продукция отраслей Центры и факторы размещения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

    Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

    Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

    Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

    Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"

    Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...

    Методическая разработка урока по теме "Нефть: состав, свойства и переработка"

    Урок предназначен для учащихся 10 класса изучающих химию на углубленном уровне. Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Метод проведения урока - деловая игра. Форма пров...