Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

 Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.                                                          

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики  района.

развивающая: 

-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

-развитие познавательного интереса к предмету.

воспитывающая: 

-формирование творческойактивности;

- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka__9_kl_per.docx34.56 КБ
Office presentation icon povolzhe.ppt988.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поволжский экономический  район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

Минюк Екатерина Валентиновна – учитель географии МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы»

 Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.                                                          

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики  района.

развивающая: 

-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

-развитие познавательного интереса к предмету.

воспитывающая: 

-формирование творческой активности;

- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,

 Содержательная часть урока

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания

 Фронтальный устный опрос + работа с картой

- Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите их на карте. (Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию)).

- На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России? (на 11(8 экономических районов в Западной зоне и 3 – в Восточной)).

Узнать по контуру

- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? По контурам постарайтесь узнать экономический район и назвать его главные особенности. (Северным, Центральным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Поволжским,  ЦЧР, Северо-Кавказским).

Фронтальный письменный опрос

Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь. Какой цифрой обозначен данный район на  контурной карте?

  1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
  2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
  3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный) 
  4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный) 
  5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
  6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) 

III   Этап усвоения новых знаний и умений

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Поволжского экономического района (ПЭР).

 Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Площадь района составляет 539 тыс. кв. км.  Слайд 1

Работа с картой

- Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют ПЭР  

Республика Татарстан,  республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.

- Запишите состав района в рабочую тетрадь.    Слайд 2

- Оцените экономико-географическое положение Поволжья по плану.   Слайд 3

  1. По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути. Слайд 4
  2. Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие  минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
  3. Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

ВЫВОД:  (Район имеет очень выгодное  экономико  –  географическое положение).

Работа с картами в атласе + таблица

- Используя карты в атласе, заполните таблицу в рабочих тетрадях «Природные условия  и ресурсы Поволжья». Слайд 5.

  1. рельеф – равнинный.
  2. климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное,  возможны засухи – причина не урожаев.
  3. природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:

С--------------Ю                 смешанные леса – Татарстан;

                                          лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;

                                          степи – Саратовская и Волгоградская области;

                                          полупустыни – Астраханская обдасть

  1. геологическое строение – осадочный чехол древней Русской платформы

По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов:  Слайд 6

  1. Минеральные: а)добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);                                                

                             б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон);

                                  в) строительные материалы.

     2.   Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК);

     3.  Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (  Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское)

        БЕСЕДА

     -  Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:

  1. Увеличить производство электроэнергии.
  2. Увеличить водоснабжение промышленных центров.
  3. Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.

А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?

  1. Затопление наиболее ценных земель, населённых пунктов.
  2. Уменьшение рыбных запасов (например, осетровых перестали метать икру).
  3. Ухудшение экологической ситуации.

Создание в бассейне Волги крупной, промышленности, загрязняю щей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

 4.  Рыбные ресурсы – это, прежде всего, осетровые ( 90% мировых запасов) Каспийского моря.

Вывод:   Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье следующие отрасли:

  1. АПК ( сельское хозяйство и пищевая);
  2. Химическую промышленность;
  3. Нефтепереработку (нефтяную и газовую)

Население Поволжья. Слайд 7

Обратимся к тексту учебника стр. 218 – 220 учебника. Прочитать и ответить на вопросы.

Вопросы классу:

  1. Какие государства  существовали на территории Поволжья в историческое прошлое? ( Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
  2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке? (Царицын, Самара, Саратов)

Общая численность населения Поволжского района на 01.01.2009 г.  составляла  11,215 млн. чел. (7% населения России),  в том числе городского — 9,3 млн. чел..   Наиболее урбанизирована Самарская обл. — 80,4% городского населения, по данным на 2009 год, а по числу сельского населения лидируют  Республика Калмыкия и Пензенская обл., где на селе проживало соответственно  1/3 жителей.

Показатели естественного движения населения в 2009 году:                                                        

Субъекты                                      Родившиеся

             Умершие чел                            ЕП

Респ. Калмыкия

4341

2980

+1361

Респ. Татарстан

44350

49179

-4829

Астраханская обл.

14200

13660

+540

Волгоградская обл.

29508

37892

-8384

Пензенская обл.

14174

22583

-8409

Самарская обл.

36439

48593

-12154

Саратовская обл.

27492

39291

-11799

Ульяновская обл.

13461

20033

-6572

  1. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше. Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии)
  2. Преобладающий народ в Поволжье? ( Русские, исключение составляют республики Татарстан и Калмыкия) А второй народ  после русских является? (Татары).
  3. Когда в Поволжье поселились немцы? (18 веке)
  1. Какие народы Поволжья подверглись насильственной миграции? (немцы, калмыки)
  2. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
  3. Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (12 городов).

И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Волгоград).

  1. Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).

ОБЪЯСНЕНИЕ

Этнический состав населения ПЭР достаточно сложный и представлен славянскими народами (в основном, русскими (40% от общей численности), а также тюркскими (татары (16%), башкиры (3%), казахи (14%), чуваши (2%), ногайцы (6%)), финно-угорскими (мордва (6%), марийцы 3%)) и монголоязычными (калмыки (10%)). Русское население, в целом преобладающее по району, составляет меньшинство в национальных республиках — Татарстане и Калмыкии.

В последние годы в районе увеличились диаспоры кавказских народов (чеченцев, армян, азербайджанцев, грузин и др.), переселенцев из Казахстана — казахов и бывших немцев Поволжья, возвращающихся к историческим местам проживания (19% в год по данным на 2009 год).  Этнической миграции способствует политическая нестабильность на Кавказе и в Центральной "Азии. По этой причине в Поволжье переселяется часть русского населения из республик СНГ — Закавказья, Казахстана, Средней Азии (13% в год по данным на 2009 год).

- Какие, религии исповедуются народами Поволжья? (ислам, православие, буддизм)

- Приведите примеры (татары- ислам, калмыки - буддизм, русские - православие)

  1. Как размещены крупные города Поволжья? ( на берегах Волги)
  2. Какой город  центр области расположен в стороне от Волги? (Пенза)

Работа с картой.  "Определите, по описанию ,о каком поволжском городе идёт речь?"

  1. Распространённое объяснение названия - перевод  с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.”  (Саратов). Слайд 8
  2. Город на юго - востоке  Европейской части России. Город – герой. Самый  длинный город в Европе.(Волгоград)  Слайд 9

  1. Областной центр. Расположен на левом берегу Волги. Свое название получил по названию реки. На языках тюрских народов «Степная река».  Город  –  миллионер. (Самара) Слайд 10
  1. Город расположен в дельте реки Волга. Отличается резко континентальным климатом. Особенность города в том, что он состоит из 11 островов. Является областным центром. Слайд 11
  1. Административный центр. Расположен на левом берегу Волги. Самый крупный город России не являющийся столицей субъекта Федерации.  Крупный центр -  автомобильной и химической промышленности. (Тольяти) Слайд 12,13

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

      – Какова площадь экономического района? (539 тыс. кв.км)

      – Что является стержнем района? (Волга)

      – Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья? (2 республики, 6 областей)

      – Центр какой области расположен не на р. Волга? (Пенза)

– Какой город Поволжья трижды менял свое название? (Волгоград)

– Назовите субъект федерации, где большинство проживающих исповедуют буддизм? (Калмыкия – Хальмг-Танч)

– Какими ресурсами богато Поволжье? (соль, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы)

– Каков рельеф Поволжья? (равнинный)

– С каким государством Поволжье имеет границы? (Казахстаном)

– Какой народ Поволжья является титульным в России? (татары)

– Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)

– Какой город Поволжья носит название желтой горы? (Саратов)

– На территории какого субъекта федерации находится самая крупная в России  АЭС? (Саратовской области)

– Самое низкое место Поволжья?  (Прикаспийская низменность)

V. Этап информации о домашнем задании. Слайд 14

§51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поволжье

Слайд 2

Состав региона: области: Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская; республики: Татарстан(Казань), Калмыкия(Элиста)

Слайд 3

Поволжский экономический район:

Слайд 4

Роль Волги в формировании района Придаёт району своеобразную форму: район вытянут почти на 1500 км по меридиану, по форме напоминает раскидистое дерево Оказывает сильное влияние на ГП района: благодаря реке имеет выход к пяти морям. Покажите на карте к каким морям имеет выход Поволжье? Является природным и хозяйственным стержнем района: река связывает прилегающие к ней территории, с ней связаны многие отрасли хозяйства. Волга не только формирует район, но и разделяет территорию района на части

Слайд 5

Поволжский экономический район:

Слайд 6

К богатствам района относятся агроклиматические ресурсы, огромные площади сельскохозяйственных угодий, крупные водные ресурсы

Слайд 7

Население Население около 11 млн. человек. Национальный состав населения Религии: христианство (православие), ислам (татары) и буддизм-ламанизм (калмыки). 74% - городское население. По карте атласа определите: Города-миллионеры Города с население от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Слайд 8

Определите по описанию название города:

Слайд 13

Названия городов: Саратов Волгоград Самара Астрахань Тольяти

Слайд 14

Домашние задание §51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района» Отрасли специализации Продукция отраслей Центры и факторы размещения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...

Методическая разработка урока по теме "Нефть: состав, свойства и переработка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса изучающих химию на углубленном уровне. Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Метод проведения урока - деловая игра. Форма пров...

Урок на тему «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»

Класс: 9Предмет: географияТема урока «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»...

Методическая разработка урока по теме: " Состав атмосферы"

Представлена технологическая карта к уроку  по теме " Состав атмосферы"...