Азовское море
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

 

Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»

Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_azovskoe_more.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»

Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем.

Ход семинара:

План семинара

Деятельность учащихся

Организационные вопросы

Оборудование

1.Выступление ведущего

Определяют ключевой вопрос предстоящего обсуждения и намечают пути его решения

Выбрать ведущего

Физическая карта России

2. Работа групп

Анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

1.Заранее определить состав групп и выбрать ответственных.

2.Объяснить смысл предстоящей работы по группам

3.При необходимости провести консультацию ответственных.

4.Определить места работы групп.

Для каждой группы: географический атлас, информационный лист по теме семинара, карточки, задания, бумага, карандаши

3.Обсуждение темы семинара

а)заслушивание итогов работы групп.

б)Дискуссия по проблемам Азовского моря.

Участие в дискуссии

Физическая карта России

 

          1.Постановка проблемы.

Вступительное слово ведущего (учителя).

«Самое маленькое из морей  России – Азовское море – в недалеком прошлом самое продуктивное море в мире (8т/км2). Особенно славилось море красной рыбой, судаком, рыбцом. От свежей, копчёной, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли её в другие районы. Азовское море давало почти 1/5 часть улова всех внутренних водоемов страны, в том числе ¼ часть добычи осетровых, более половины промысла судака, много тарани, леща, сазана – всего более 70 видов рыб. Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовецких суднах все меньше крупной рыбы и всё больше мелкой морской рыбёшки – тюльки, хамса, бычков. Пустеют старые рыбацкие поселки, а потомственные рыбаки вынуждены искать новую работу.»

2. Работа групп.

Каждая группа получает для работы:

1. Информационный лист

2. Карточку – задание

Карточка А

1.Пользуясь картами атласа, определите географическое положение Азовского моря

2.Определите какие причины обеспечивали исключительную продуктивность моря.

Карточка Б

1.Определите водный баланс Азовского моря  в прошлом: какие источники составляли расходную часть? Ее величина? Каково соотношение между приходом и расходом?

2. Определите водный баланс моря в настоящее время. Какие изменения произошли?

3. Азовское море и Черное море своего рода «сообщающиеся сосуды». Как складывался в прошлом и как складывается в настоящем водообмен между ними? К каким изменениям в природе азовского моря это приводит?

Карточка В

1.Опредлите основные направления хозяйственной деятельности человека в природном комплексе Азовского моря?

2. Какие, на ваш взгляд, главные изменения происходят в природ моря под влиянием деятельности человека?

3. Географический атлас.

Обсуждаются задания.

3. Обсуждение темы.

а) участники встречи собрались за «круглым столом». Представители групп четко и лаконично сообщают результаты анализа.

б) по мере возможности, если нужно дополнить ответы подключаются эксперты.

1. Причины высокой продуктивности Азовского моря: это глубина , благодаря котором вся толща воды летом хорошо освещалась и прогревалась, а во время штормов перемешивалась и обогащалась кислородом; реки приносили большое количество питательных веществ – корма для многочисленных рачков, моллюсков и легких рыб; малая солёность моря, большая площадь мелких и хорошо прогреваемых заливов, используемых рыбой для нереста.

в) ведущий (учитель) формулирует тезис предоставленного обсуждения.

1. Главными причинами продолжающегося падения моря являются падение продуктивности моря являются повышение солености (с 10/5% до 12-14%) и загрязнение моря.

Информация экспертов о мерах по предотвращению дальнейшего загрязнения моря:

а) строительство очистных сооружений на предприятиях и в городах

б) установление специального оборудования на судах, создание плавучих и береговых устройств для сбора мусора и загрязняемых судов.

в) усилить контроль над соблюдением правил применения ядохимикатов в сельском хозяйстве.

Причины возрастающей солености.

Это изложение водного баланса моря.

В прошлом:

-34<14+37(км3/год) – избыток пресных вод вытекал в Черное море.

В настоящем:

-34>14+27 (км3/год) – и уже недостаток речных вод покрывается притоком соленых вод из Черного моря.

г) Вопрос ведущего (учителя)

К каким изменениям природного комплекса это приводит?

(Ответы контролируют эксперты)

Данные экспертами:

Вслед за солеными черноморскими водами в Азовское море направились и медузы. Они поедают рыбий корм, икру, личинки, умирая, падают на дно и разлагаются с выделением ядовитых веществ; в результате образуются мертвые зоны, из которых уходят сначала рачки, а затем и промысловые рыбы. В последнее время численность медуз уменьшилась. Повышается соленость воды.

В 1927-1951 гг. т.е в период наивысшей продуктивности улов рыбы составлял от 500 до 1500 тыс. центнеров, что оценивалось в 25-26 млн. рублей

Рис - годовой сбор в среднем только в Краснодарском крае, не считая Ставрополья и Ростовской область, составляет 650 тыс. тонн – что соответствует 195 млн. рублей, т.е. в 7-8 раз больше. Следовательно, речные воды целесообразные использовать для выращивания риса, а не распреснения воды Азовского моря.

Предлагаем акклиматизировать во все сильнее засоляющихся водах Азовского моря балтийскую треску (нерестится при солености 12 – 19%) японского судака и др. морских рыб.

Что теряем, см. таблицу и информационный лист:

Промысловые рыбы различных вод

Азовское море

Водохранилища, пруды

Рисовые чеки для рыбной ловли

Отряд осетровые

-----------------------

-------------------------

белуга

севрюга

Отряд карпообразные

Сазан (карп)

Сазан (карп)

Сазан (карп)

лещ

Лещ

(карп)

Тарань

---

----

Карась

карась

толстолобик

толстолобик

Отряд окунеобразные

Султанка обыкновенная (или барабулька)

Отряд сельдеобразные

Тюлька

хамса

Отряд лососеобразные

щука

Отряд сомообразные: сом

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азовское море

Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем....

Черное и Азовское море

Презентация к урокам географии в 8-9 классах...

урок кубановедения в 7 классе по теме:Черное и азовское моря.

продолжить знакомство с водоемами родного края,  дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны;      развива...

проект по географии "Экологическое состояние Азовского моря"

Краевой конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов...

Урок по РСВ и ОП с презентацией по теме "Азовское море" в школе 2 вида на 2 ступени обучения

Материал может пригодиться на уроках РСВ и ОП в  коррекционной школе  2 вида на 2 ступени обучения...

Черное и Азовское моря. разработка урока.

Черное и Азовское моря. разработка урока в 7 классе....