Конспект урока "Оборудование для научных исследований" (природоведение 5 класс)
план-конспект урока (география, 5 класс) по теме

Макашова Инна Михайловна

Этот урок завершает изучение темы “Методы познания природы” раздела курса “Человек на Земле”.

Урок  тесно связан с предыдущими урокам, так как  непосредственно знакомит учащихся с приборами, инструментами и оборудованием , которые применяются для проведения методов изучения природы. Особенностью данного урока явилось то, что дети  не просто смотрят рисунки в учебнике с изображением приборов, а видят их в классе, могут их потрогать, рассмотреть поближе, провести опыт или эксперимент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природоведение 5 класс

Тема: «Оборудование для научных исследований»

Урок является третьим  и заключительным  в теме “Методы изучения природы” раздела курса “Человек  на Земле”.

Цели:  1. образовательные: познакомить учащихся с различными видами проборов, применяемых для научных исследований и использование их в практической деятельности человека.

2. развивающие:  развитие речи, логики мышления, сенсорной сферы в виде глазомерного ориентирования.

3. воспитательные: расширение кругозора учащихся за счет знакомства с оборудованием для научных исследований, знание и соблюдение правил техники безопасности в обращении с лабораторным оборудованием.

Тип урока:  комбинированный.

Методы:  беседа, демонстрация оборудования и объяснительно – иллюстративный, рассказ.

Содержание урока:

I этап: учащиеся заполняют календарь погоды за предыдущий  и текущий день, при этом один ученик проговаривает вслух.

II этап: проверка знаний и умений о методах познания природы: наблюдении, эксперименте и измерении в виде зачитывания  учителем отрывка из литературных произведений, изучаемых в 5 классе, и отгадывание учащимися о каком методе познания природы идет речь, обоснование ответа детьми.

III этап: изучение нового материала. На данном этапе  идет изучение материала данного урока с использованием учителем методов беседы, рассказа и наглядно – иллюстративного с демонстрацией приборов и оборудования.

  1. Обзорное знакомство с приборами, применяемыми для научных исследований.
  2. Увеличительные приборы, демонстрация и объяснение их назначения и применения (коррекция по ходу).
  3. Измерительные приборы, демонстрация их, использование человеком (коррекция по ходу).
  4. Лабораторное оборудование, правила пользования им, соблюдение техники безопасности (коррекция по ходу)

IV этап: учащиеся записывают домашнее задание; выставляются оценки за работу на уроке. Учитель благодарит весь класс за работу на уроке.

В ходе урока проводится коррекция знаний учащихся.

Самоанализ урока.

Замысел урока – обзорное знакомство с научным оборудованием.

План урока:  1. Работа с календарем погоды.

                       2. Опрос по методам изучения природы.

                       3. Изучение нового материала.

                           а) увеличительные приборы;

                           б) измерительные приборы;

                           в)  лабораторное оборудование.

                       4. Домашнее задание.

 5. Закрепление материала.

 6. Итог урока, выставление оценок.

Этот урок завершает изучение темы “Методы познания природы” раздела курса “Человек на Земле”.

Урок  тесно связан с предыдущими урокам, так как  непосредственно знакомит учащихся с приборами, инструментами и оборудованием , которые применяются для проведения методов изучения природы. Особенностью данного урока явилось то, что дети  не просто смотрят рисунки в учебнике с изображением приборов, а видят их в классе, могут их потрогать, рассмотреть поближе, провести опыт или эксперимент.

Тип урока – комбинированный. Обязателен был этап проверки знаний, так как прежде чем изучать оборудование и приборы, нужно вспомнить о методах познания природы, которые их используют.

Главной задачей  было познакомить и продемонстрировать учащимся приборы, имеющиеся в школе, и применяемые для изучения природы. Знакомство было обзорное, так  как ученики ближе  их узнают в старших классах.

Цели урока:

1. образовательные: познакомить учащихся с различными видами проборов, применяемых для научных исследований и использование их в практической деятельности человека.

2. развивающие:       развитие речи, логики мышления, сенсорной сферы в виде глазомерного ориентирования.

3. воспитательные:  расширение кругозора учащихся за счет знакомства с оборудованием для научных исследований, знание и соблюдение правил техники безопасности в обращении с лабораторным оборудованием.

Для проведения урока данного типа была избрана следующая структура:

  1. Календарь погоды (2 мин.).
  2. Проверка знаний и умений о методах познания природы (5 – 6 мин.).
  3. Изучение нового материала (25 мин.).
  4. Домашнее задание (2 мин.)
  5. Закрепление. Итог урока (5 мин)

В ходе урока хорошо сочетались методы беседы, рассказы, демонстрации, объяснительно – иллюстративный. Учащиеся работали с рисунками учебника и закрепление шло по заданиям учебника. Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее, учитель раздал некоторым ученикам загадки о приборах, которые они затем задавали всему классу. Продумывалась и учебная работа детей с календарём погоды, учебником, выполнялись записи в рабочих тетрадях.

Урок замотивирован верно, дети усвоили три основные группы приборов, применяемых для научных исследований. Учитывался психо – физиологические особенности детей, учитель проводил физкультминутку. Дети общались легко, была налажена обратная связь, работали активно, выполняли много действий, некоторые из них способствовали развитию сенсорной сферы в виде глазомерного ориентирования. Коррекция осуществлялась по ходу изучения материала. Был подведён итог урока. Дети получили отметки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

Введение в научное исследование. 6 класс

Программа для уроков  в 6 классе....

"Научное познание" 10 класс

Тема урока: «Научное познание».1.     Цели урока:§  Образовательная цель: ознакомить учащихся  с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного ...

Конспект урока по теме " Разграничение деловой и научной речи". 6 класс.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разграничение деловой и научной речи. 6 класс" по учебнику «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Л...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Характеристика научного стиля».

Тема: «Характеристика научного стиля».Тип: закрепление и совершенствование знаний.Класс: 6Цели: 1) закрепить умение определять стиль речи2) дать понятие о научном определении и научить стр...

Конспект внеклассного мероприятия Научный десант с участием учеников 8 и 10 классов "Путешествие в мир Химии"(для учащихся 3-4 классов)

Конспект содержит сценарий внеклассного мероприятия и описание демонстрационных опытов. На данном мероприятии школьники начальной школы знакомятся с наукой химией. К основному файлу приложен файл с ша...