Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сацко Елена Ивановна

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле речи».

Подготовила учитель русского языка

Сацко Елена Ивановна

Тема:                                               Сочинение-рассуждение

               на лингвистическую тему в научном стиле речи.(Слайд № 1)

Образовательные цели: - углубить сведения о признаках научного стиля речи;

                                         - закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;

                                         - отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для

                                         написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле

                                         речи.

1. Речевая разминка.                (слайд № 2)

Заявил наш Игорёк:

- По-морскому

Повар – кок!

И выходит,

Поварешка –

По-морскому

Кокорёшка.

Повариха – кокориха,

Поварята – кокорята.

Вот смешно, как

По - морскому

Получается, ребята.              (С. Коган)

- Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.

- Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)

- Какой общий корень у этих слов? (кок)

- Что обозначает этот корень? (Кок – это повар на морском судне)

- При помощи каких суффиксов образованы эти слова? (При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,

-орят-).  

- Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? (Нет.) - Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.

2. Работа по теме.

1). - Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:

1). Что такое лингвистика? ( это наука о языке)

2). Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)

3). Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).

4). Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).

5). Что вы можете рассказать о типе речи – рассуждении? ( Текст отвечает на вопрос – ПОЧЕМУ?; в тексте много наречий, вводных  слов #  например, во-первых, таким образом, следовательно и др.; к тексту нельзя сделать рисунки-фотографии).

6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)

7). Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).

2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова. Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.

(Слайд № 4)

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).

Запись:         Коля – колет ( не являются однокоренными словами);

                       тонет – утонуть (однокоренные слова).

-Определите корень в следующих словах: кличка – кликать – восклицать. (Слайд № 5)

- С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц) запись. 

(  Слайд №6)

3). -При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)

- Вашему вниманию представляю отрывок из стихотворения Э. Успенского « Жил-был слоненок». Какие знакомые приставки и суффиксы встречаются в этом стихотворении?

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

А может, поросёнок,

А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу,

А может, и не сразу,

                                                      Уселся на скамеечку

                                                      и громко заревел.                  (Слайд № 7)

Например:

Суффиксы      -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;

-н- : зимним, летним, чудным, длинным;

- л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;

Приставки       по- : погулять, почитать, поспать;

                          за- : заблудился, заснул, закончил;

                          у- :  уселся, упал, уронил.

- Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУМРАК, ЖИЗНЬ, БОЛЕЗНЬ, МЕЛЮЗГА, МЕТЛА. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)

4). - Для чего в слове нужно окончание?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).

- Назовите окончания в следующих словах из стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок»:

ОГРОМНОМ, ЗООПАРКЕ, ЖИЛ, КРОКОДИЛ, ПОГУЛЯТЬ, ЗАБЛУДИЛСЯ. (Слайд № 9).

- Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)

-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.

3. Работа над сочинением.

1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся.  (Слайд № 10)

Лингвистика –

это наука о языке.

Рассуждение –

 это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.

Сочинение

 на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.

- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)

1. Тезис

2. Доказательство.

3. Вывод.

- Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.

2). Теперь мы должны подумать, что мы напишем в каждой части нашего сочинения. Я вам даю более узкую тему, например «Значимая часть слова корень». Докажите, что корень – это главная значимая часть слова. 

 - Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)                     

ТЕЗИС. 

Корень – это главная значимая часть слова.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. 

Во-первых, в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Например,  слова «тонет» и «утонуть» имеют один корень «тон» и общее лексическое значение. Они однокоренные. Во-вторых, они очень интересны для изучения . Например, слова «кликать» и «кличка» тоже являются родственными , но у них в корне мы наблюдаем чередование звуков к//ч.

ВЫВОД.

Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.

3). – Несколько дней назад я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая часть слова суффикс». Прослушаем, как ученик справился с заданием.

Пример:                 Суффикс – это значимая часть слова.

              Во-первых, суффикс служит для образования новых слов. Например, при помощи суффиксов  -Н- и –НИК- образованы слова от корня –ЛЕС- («лесной», «лесник»). Во-вторых, суффикс вносит в слово новые значения. Например, суффикс –ЕНЬК- является уменьшительно-ласкательным  («беленький», «маленький»).

            Таким образом, суффикс – это важная часть  слова, которую изучать полезно и интересно.

4. Домашнее задание.

– Используя материал классной работы, используя упражнения в разделе «Морфемика. Словообразование» напишите сочинение на тему « Значимая часть слова приставка». 

(Слайд № 13)

5. Итоги урока.

- Какое сочинение вы дома будете писать?

- Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)

- Из каких частей должно состоять ваше сочинение?

- Что вам необходимо знать, чтобы написать сочинение «Значимая часть слова приставка»?

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...