«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок.

Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуськова Лариса Юрьевна,

                                                                                                   учитель русского языка и литературы

        Муниципальной бюджетной      

                                                                                               общеобразовательной организации

          "Средняя общеобразовательная

         школа №10 города Новоалтайска

                                                                                                   Алтайского края"

Урок русского языка в 9 классе по теме:

«Подготовка к ГИА по русскому языку.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок.

Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения – рассуждения в формате ОГЭ (задание 9.2 - 9.3 и устное собеседование)

Задачи:

  1. образовательные: повторение знаний о тексте, его особенностях, о рассуждении как типе речи, композиции сочинения-рассуждения, способах толкования лексического значения слова, правилах написания аргументов; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста;
  2. развивающие: развитие творческой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы; отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
  3. воспитательные: воспитание бережного отношения к книге, понимания значимости книги в жизни человека; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: создание письменного текста-рассуждения с соблюдением норм построения текста (соответствие теме и основной мысли, цельность и относительная законченность, последовательность изложения. Наличие грамматической связи предложений в тексте, логичность); осуществление выбора языковых средств в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей; совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности. Отработка алгоритма создания устного высказывания.

Метапредметные:

познавательные ‒ построение рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;

регулятивные ‒ самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирование пути достижения целей;

коммуникативные ‒ стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование ее и координирование с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: владение навыками монологического выступления; умением добиваться результата при ограниченном времени; осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов: понимания эмоционального воздействия книги на человека; осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (текст для написания сочинение-рассуждения, Памятки для индивидуальной и групповой работы)

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

Перед вами 3 карточки с разными заданиями. 

(рассуждение по поставленному вопросу из устного ОГЭ; задания 9.2 и 9.3 ОГЭ русский язык)

- Что их объединяет?

II. Актуализация знаний

1. Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению в формате 9.2 и 9.3.

В чём его особенности? (необходимо дать определение понятия и прокомментировать его).

Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.

Слайд 1 Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2. Какова цель урока?  Определите задачи нашего урока? (учащиеся формулируют задачи урока).

       научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

 - Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?

знать композицию сочинения- рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод", способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу

2. Словарная работа. Вспомним лексическое значение слов.

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Анализ – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Ключевое слово – слово в тексте, способное вместе с другими ключевыми словами представлять текст.

Проблема - важный вопрос, поднимаемый автором.

Комментарий – пояснение довода, аргумента. Комментарий является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

3. Задания.

Работа над структурой сочинения – рассуждения, связанного с анализом текста

а/- Какова структура сочинения-рассуждения 9.2? Из каких частей оно состоит?

Слайд 3. План сочинения-рассуждения 9.2

1.Вступление (объяснение цитаты и тезис).

2.Пример из текста №1 + микровывод.

3.Пример из текста №2 + микровывод.

4.Заключение (общий вывод).

Задание: 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он помолчал и чуть не сказал про книги: „Они живые“. Но отчего-то застеснялся».

б/ - Какова структура сочинения-рассуждения 9.3 Из каких частей оно состоит? 

Слайд 4 План сочинения-рассуждения 9.3

1.Вступление. Определение предложенного в задании слова (выражения). Комментарий определения.

2.Аргумент из предложенного текста с микровыводом.

3.Аргумент из жизненного опыта с микровыводом.

4.Заключение-вывод.

Задание: 9.3 Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

- Что мы должны помнить при написании сочинения-рассуждения?

(текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью).

 III. Планирование

-Какими способами будем достигать нашей цели? (принимают цель совместной деятельности, предлагают работать в группе, найти теоретическую информацию в экзаменационной тетради, в Приложении и Памятках)

-Как поймем, что движемся в верном направлении и все делаем правильно (составляют совместно с учителем критерии самоконтроля и оценки (Приложение )

IV. Реализация плана

1.Работа с текстом (Приложение)

(Слайд 5. Фото и краткая информация о Крапивине.)

Чтение текста.

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. 
(2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала: 
– Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально... (6)Дедушка их очень любил
(7) Журка растерянно оглядел полки... 
(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек. 
 (11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт... (14)Тихо вздохнул и сел на кровать. 
 (15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами: 

 ЖУРНАЛЪ 

 перваго путешествiя 

 Россiянъ 

 вокругъ 3емнаго шара 


 ...(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный – 1789 года – и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым – тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть – дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга... 
 (26) За открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. 
(29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь
(30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры... (31)Вошла мама. 
(32) Давай-ка закроем окно. (33)Кажется, будет гроза. 
(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил: 
— Ну и что? (37)Я не боюсь. 
 (38) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила: 
 — Нравится? (39)Интересно? 
(40) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза. 
— (41)Ма... (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом... 
 (44) Она ласково наклонилась над ним: 
 — А в чём, Журавушка? 
(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. 
(50) Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина. 
 — (55)Мама, я не знаю... – (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся. 

 (По В.П. Крапивину*)

 

Крапивин Владислав Петрович (1938–2020) – советский и российский детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.

Работа по вопросам

- О чём текст? Какова его тема?

- Определите основную мысль.

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

2. Работа по группам.

Поработать с текстом В.П.Крапивина и, согласно заданию, подобрать аргументы-иллюстрации для сочинения. Выстроить суждения с помощью клише Слайд 7

9.2

- Как Вы понимаете смысл финала текста: «Он помолчал и чуть не сказал про книги: „Они живые“. Но отчего-то застеснялся».

Главный герой произведения В.П. Крапивина называет книги «живыми», потому что каждая из них наделена душой.

Книга – это важнейшая ценность

9.3

- Как эта мысль перекликается с заданием сочинения 9.3?

Работа над понятием «драгоценные книги».

- Подберите синонимы к слову «драгоценные» (дорогие, дорогостоящие, бесценные, полезные, важные, любимые и др.).

- Какие из них можно употребить со словом «книги»?

- Так какие же книги можно назвать драгоценными?

- Сформулируем и запишем определение выражения «драгоценные книги».

Драгоценные книги - это особое явление в нашей жизни, они способны дать нам то, чего не купишь ни за какие деньги - духовное богатство.   (Слайд 6)

3.Проверка работы в группах.

- Проверим себя, насколько нам удалось понять текст В.П. Крапивина и тему обсуждения?!

1группа

- Почему книги стали для героя текста «живыми»? 

Приведите доказательства из текста. (номера предложений)

а/ Герой всецело погружается в вымышленный мир, поэтому действительность в данный момент перестаёт иметь для него значение.(29-30)

б/ Больше всего мальчика поражает мысль о том, что ту же самую книгу могли читать знаменитые люди, например Суворов или Пушкин (предложения 46). Журке кажется, что книга – бессмертный человек, который помогает поколениям находить общий язык, понимать друг друга.

2группа

- Какое влияние книги оказывают на человека?

Приведите 1 пример из текста. 2 аргумент из вашего опыта.

- В произведении Владислава Петровича Крапивина говорится о мальчике, получившем от дедушки в наследство книги, которые «за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад». Эта связь придала обычному мальчишке чувство собственной значимости, прогрузила его в мир прошлого, сделав настоящим и живым всё, что было века назад. Разве это не духовное богатство?!

- Не только книга, а даже статья в журнале стала маяком героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, Алексея Мересьева. После тяжелой операции лейтенант комиссар дал почитать Мересьеву статью о русском летчике времен Первой мировой войны(Карповиче), который пережил ампутацию ступни, но смог научиться ходить на протезе. Вначале Мересьев отнесся к статье скептично, ведь его ситуация была сложнее – у него были ампутированы обе ноги. Однако постепенно герой поверил в свои силы. начал упорные тренировки.  Так небольшая статья подтолкнула летчика к долгим, изнурительным тренировкам, но занятия не прошли даром — медкомиссия признала его годным к летной работе.

Обобщим наши рассуждения и сделаем вывод о том, какие книги можно назвать драгоценными. Какую роль играют книги в жизни человека?

Сформулируйте и запишите вывод к сочинению-рассуждению.

9.2 Таким образом, книга – это не только важнейшая ценность, приводящая ум в порядок, но и друг, который держит за руки представителей разных поколений.
9.3 Драгоценные книги влияют на внутренний мир человека, порой воспитывают его.

V. Итоги и рефлексия

-Давайте обратимся снова к цели урока (на слайде)

-Как вы считаете, цель достигнута?

Продолжи фразу

Я познакомился...

Работая над сочинением-рассуждением, я задумался…

Было непросто/ несложно…

У меня получилось...

Хотелось бы…

У нас готово сочинение-рассуждение. Осталось только связать композиционные части с помощью клише, чтобы получился связный текст, и написать сочинение-рассуждение.

Мозговой штурм

Предлагаю вам «Задание за 1 минуту»

Рассуждение по поставленному вопросу: Способны ли книги влиять на человека? 

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Не забудьте дать ответы наследующие вопросы:

  • Что дают людям книги?
  • Почему книгу называют другом? 
  • Почему некоторые книги хочется перечитывать? 
  • Можно ли представить современный мир без книг? Почему?

Подводя итог нашему разговору о драгоценных книгах, их значении в жизни человека, хочется вспомнить слова известного писателя Ю. Бондарева: «Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…» 

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение в формате 9.2 по тексту В.П. Крапивина или 9.3 «Какое влияние оказывают книги на человека» (на выбор)

                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТЕКСТ

Чтение текста.

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. 
(2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала: 
– Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально... (6)Дедушка их очень любил. 
(7) Журка растерянно оглядел полки... 
(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек. 
 (11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт... (14)Тихо вздохнул и сел на кровать. 
 (15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами: 

 ЖУРНАЛЪ 

 перваго путешествiя 

 Россiянъ 

 вокругъ 3емнаго шара 


 ...(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный – 1789 года – и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым – тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть – дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга... 
 (26) За открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. 
(29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. 
(30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры... (31)Вошла мама. 
(32) Давай-ка закроем окно. (33)Кажется, будет гроза. 
(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил: 
— Ну и что? (37)Я не боюсь. 
 (38) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила: 
 — Нравится? (39)Интересно? 
(40) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза. 
— (41)Ма... (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом... 
 (44) Она ласково наклонилась над ним: 
 — А в чём, Журавушка? 
(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. 
(50) Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина. 
 — (55)Мама, я не знаю... – (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся. 

 (По В.П. Крапивину*)

 

Крапивин Владислав Петрович (1938–2020) – советский и российский детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Памятка№1. Аргументы из жизни:

1.исторические факты;

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы);

4.примеры из читательского опыта;

5.результаты личных наблюдений;

6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Памятка №2. Клише для написания сочинения-рассуждения в формате 9.3.

Вступление:

Драгоценные книги – это…

Мне кажется, что драгоценные книги – это…

Какие книги можно назвать драгоценными? Прежде всего…

В моём понимании драгоценные книги…

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …

Аргумент из прочитанного текста:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В.П. Крапивина.

Обратимся за доказательствами к тексту…

В тексте (фамилия автора в Р.п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль..

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (фамилия автора в род.п.).

Обратимся к тексту (фамилия автора), в котором говорится о …

Аргумент из жизненного опыта:

-В качестве второго аргумента я хотел привести пример …

-В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести эпизод (судьбу героя) из известного произведения …

-Пример … можно найти и в художественной литературе. Так, в …

-Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) говорит пословица (поговорка) …

                                                     -Примеры (слово-понятие) можно встретить и в жизни.

                                                    -В подтверждение приведу пример из жизни.

Вывод:

Следовательно, …

Таким образом,

Итак, …

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать…

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Очень хотелось бы, чтобы …

Хочется верить, что…

Я уверен(а), что…

Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Чему учит нас текст? Над чем заставляет задуматься?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Памятка №3.

Прочитайте высказывания о книгах, их влиянии на человека.

Напишите аргумент к сочинению-рассуждению о драгоценных книгах.

1.Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. Максим Горький

2.Самая лучшая и драгоценная книга — та, которая по прочтении не оставляет меня в прежнем состоянии; книга, которая приводит в движение во мне новое благородное чувство, или новое великое стремление, или новую высокую мысль; книга, которая двигает меня с места или заставляет двигать находящихся кругом; книга, которая пробуждает меня от глубокого сна, или заставляет выскочить из грязи равнодушия, или ведет на дорогу, где я развяжу один из жизненных узлов. Амин Ар-Рейхани (известный ливанский философ, мыслитель, поэт, просветитель)

3.Случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человека. Марсель Прево (французский писатель)

4.С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни. Людвиг Фейербах

5.Хорошая книга выстраивает личность. О.Л. Кабачек

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Памятка №4. Устное высказывание. ОГЭ

Задание:

Рассуждение по поставленному вопросу: Способны ли книги влиять на человека? 

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Не забудьте дать ответы наследующие вопросы:

  • Что дают людям книги?
  • Почему книгу называют другом? 
  • Почему некоторые книги хочется перечитывать? 
  • Можно ли представить современный мир без книг? Почему?

Текст-рассуждение.

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

Требования

Связность

Последовательность

Наличие своей точки зрения

Учет интересов слушателя, ситуации общения

Соблюдение норм русского литературного языка

Не забудьте дать ответ на вопрос задания?

Не забывать о примерах

Опираться на собственный опыт

Избегать категоричности

Использовать вводные слова: как известно, на мой взгляд, конечно, бесспорно, во-первых, наоборот, например, согласитесь, одним словом,

                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Самоконтроль

Продолжи фразу

Я познакомился...

Работая над сочинением-рассуждением, я задумался…

Было непросто/ несложно…

У меня получилось...

Хотелось бы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение

Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"

Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"

Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...

«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...