Конспект урока на тему "Пиры русских князей"
план-конспект урока по географии на тему

В конспекте изложен план урока, его задачи, а также предложены формы и методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИРЫ  РУССКИХ  КНЯЗЕЙ

Цели урока:

Расширить и закрепить знания по истории и культуре древних славян;

Систематизировать и обобщить знания исторических событий и фактов;

Познакомить с традиционными блюдами русской кухни, которая является составной частью русского быта, определяющего обычаи и нравы людей.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Раздаточный материал «Культурные растения», «Пословицы»;

Бумага, цветные карандаши;

Мультимедийная презентация.

Тип урока:   интегрированный (история + биология) урок-игра.

Формы и методы обучения:

Рассказ учителя

Выступления учащихся

Выполнение творческих заданий

Демонстрация презентации

ПЛАН УРОКА

Организационный момент

Актуализация знаний - вступительное слово учителя

Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем, как можно соединить знания по истории и биологии на одном уроке.

Щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок - из-за стола не выберитесь. Все вкусно, сытно, а главное - полезно и продукты вполне доступны. Давайте же совершим экскурс в историю и посмотрим чем питались наши далекие предки.

3.        Изучение нового материала

Учитель истории:     фронтальная беседа

Мы переносимся во времена Киевской Руси. Давайте вспомним наиболее значимых князей того времени: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Особо останавливаемся на князе Владимире.

Учащиеся вспоминают о его оборонительной стене, которая защищала Киев от кочевников, о Крещении Руси. Раскрывают значение Крещения для политической и культурной жизни Руси,

Во многих городах нашей Родины в память об этих заслугах князю Владимиру поставлены памятники.

Какие прозвища дал народ князю Владимиру?        Великий, Креститель, Красно Солнышко.

За что народ называл его так ласково - Красно Солнышко? - За пиры, на которые могли прийти жители Киева.

А что такое пиры?

По каким поводам князь мог их устраивать?

Что ем на пирах у князя Владимира?

Практическое задание:

Учитель  биологии:   у вас на столах  лежат конверты, возьмите один  из них, в котором находятся картинки с овощами и фруктами. Отберите те из них, которые, по-вашему  мнению, могли быть на столе у князя Владимира. Подойдите к доске и «накройте» импровизированный «стол».

Вы славно потрудились, но допустили ряд ошибок. Часть продуктов, которые вы «выложили» на «стол» не бьши знакомы древним славянам. Чтобы исправить ошибки, давайте познакомимся с тем, что ели наши далекие предки.

Стол – «Хлеб всему голова», «Сядь на пенёк, съешь пирожок!»

Выступление учащихся:


4

1. Как известно самый главный, самый почитаемый продукт был хлеб. Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы, им поздравляли мать, когда рождался ребенок, его брали с собой в дальнюю дорогу. К хлебу в старину относились свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было  брать только чистыми руками и нельзя было выбрасывать. А, если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошку - и в рот. «Покуда есть хлеб да вода - все не беда!» - так говорили наши предки.

2. Ни один стол на Руси, особенно праздничный не обходился без пирогов. А что такое пироги знает каждый! Когда наши мамы и бабушки пекут пироги, нас от стола за уши не оттащишь. А какие пироги пекли наши предки! Одни названия чего стоят! Это всевозможные расстегаи с грибами, яйцом, мясом, сельдью; кулебяки с мясом, рыбой; курники старорусские; и просто пирожки со всевозможной начинкой. Их подавали к первым блюдам и отдельно, как закуску. А сладкие пирожки были традиционным славянским лакомством.

Для приготовления хлеба, пирогов и пирожков требовалось тесто. В те далекие времена оно готовилось по-особому. Сейчас мы узнаем - почему?

Выступление учащихся:

4.   Сейчас, когда мы начинаем печь пирог, прежде всего  достаем дрожжи. Вот их-то тогда и не было. Пироги  готовились  либо из пресного теста, либо из кислого. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине - квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться - это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз

5

только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданное и квашню с закваской.

Кроме хлеба и пирогов на столе древних славян всегда была каша.

Стол  - «Щи  да  каша – пища наша»

Из чего же наши предки готовили щи и каши?

Выступление учащихся:

4.        Любимой едой славян были, так называемые, первые блюда. Это супы, борщи, солянки, щи.
Щи ели и в царских хоромах, и в купеческих домах, и в бедных избах. Правда, у богатых ели
«богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые» щи на воде.

Кашей раньше называли всякую полугустую-полужидкую еду. Варили каши из овощей, круп и даже из рыбы.

5.        Горох - одно из старейших пищевых растений. Он был одним из основных блюд с глубочайшей
древности. Не зря про невероятно далекие времена говорят, что было это при царе Горохе. Сейчас
мы в основном варим из гороха суп, да и то довольно редко, а в древности из него варили кашу,
мололи муку, пекли блины и пироги из горохового теста, и с гороховой начинкой.

Особенно странная для нас картина была с овощами. Большинства привычных нам овощей не было. А что же было?

6

Была редька.

Её ели почти каждый день и по-разному: сырой, варили, жарили, пекли. Видимо, с тех самых пор

и существует поговорка: «Надоело хуже горькой редьки».

Вторым важным овощем была репа. Был знаком князю и чеснок. При князе Владимире вокруг

Киева шумели густые леса, в которых росло несколько видов диких луков, их то и собирали для

еды.

Частым «гостем» на столе была рыба.

Стол – «Ловись рыбка, большая и маленькая»

Выступление учащихся:

6. В старину в наших реках да озерах рыбы водилось видимо-невидимо. А потому на столе рыбные блюда постоянно соперничали со щами да кашами. Ушица (после щей) на втором месте стояла среди прочих блюд. Чего только из рыбы ни готовили: жаренных карасей в сметане, варенных карпов, лещей, рыбу заливную, щуку под соусом, рыбу солили и вялили, варили и жарили, запекали и фаршировали. Сколько на Руси рыбки сели, не сочтешь!

Ели на Руси и мясо, в богатых семьях - разное, в бедных — в основном курятина и яйца.

А что же пили на Руси?


7

Стол – «И  я  там  был,  мед,  пиво  пил»

Выступление учащихся:

Каждая русская сказка заканчивается словами: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Что же пили наши предки? А пили не только мед и пиво, но и квас, кисель, компот, морс. Эти напитки имеют многовековую историю. В Древней Руси хмельные меды были, пожалуй, самым главным напитком на любом пире. Освежающие бродильные напитки назывались квасами.

Кисель русских сказок, из которых были «сделаны» берега молочных рек, варили из овсяной муки. Её заквашивали так же, как тесто, но в большом количестве воды. Кисель и называется киселем, потому что он кислый, заквашенный. Закисшую муку разбавляли водой и варили. При этом получалась плотная кисловатая масса, которую можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком, сметаной, медом, маслом, а вот сахара еще не было, варенье готовили только на меду.

Теперь вы узнали много нового о том, как пировали на Руси.

Давайте вернемся к нашему заданию и  посмотрим правильно ли вы выбрали продукты -

исправление ошибок практического задания.

Об отношении наших предков к еде свидетельствует наличие большого числа пословиц и поговорок, посвященных еде.

Творческое задание

В другом конверте на ваших столах лежат примеры таких пословиц. Выберите одну из них и изобразите её на листе бумаги, не озвучивая, чтобы ваши соперник могли её угадать.

8

Подведение итогов урока:

Сегодня на уроке мы посмотрели на знакомые нам факты с другой стороны и увидели как много
нового и неизвестного таят они в себе. Они раскрылись перед нами с совершенно новой
непривычной и необычной стороны. Теперь мы имеем представление о пирах наших предков и
той пищи, которую они ели.        

Рефлексия:    А хотели бы вы побывать на таком пиру?   - высказывание учащихся. Спасибо всем за активную работу и до новых встреч на необычных уроках.


9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории «Правление князя Владимира»

План-конспект  урока по историиучителя МОБУ СОШ с.Петровское Малкиной Т.В.Класс: 6аТема: «Правление князя Владимира».Тип урока: комбинированный.Вид урока: урок-исследование.Форма урока: инт...

Конспект урока истории "Первые Киевские князья" с использованием авторской рабочей татради.

Представленный конспект урока создан для учащихся 6 класса, в данном уроке используется технология развивающего обучения.Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о правлении пе...

Конспекты уроков и презентация оперы "Князь Игорь"

Конспекты  уроков  и  презентация  оперы  "Князь  Игорь"...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

План-конспект урока на тему «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»

Тема урока: «Как князь Владимир Русь крестил и как вера православная в Россию пришла»Тип урока: урок нового материала.Цель: выяснить, какую роль сыграл в истории Древней Руси князь Владими...