Внеклассное мероприятие "За семью печатями"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Лутовинина Оксана Николаевна

Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация краеведческого материала по курсу "Достопримечательности Южного Урала" через интеллектуальную игру "За семью печатями". Содержание методической разработки актуально, так как определено календарем знаменательных и памятных дат истории России и Южного Урала в 2012 году. Игра проводится с учениками 7 класса в конце учебного года или с учениками 8 класса в начале учебного года. В игре участвуют 5-7 человек, а остальные ученики являются зрителями, которые тоже принимают участие в игре. В игре 7 вопросов, ответы на которые игроки записывают в своих грамотах. Если игрок дает правильный ответ, то он получает печать. Выигрывает тот игрок, который наберет больше печатей. Если вопрос остается без правильного ответа, то он адресуется зрителям и зритель, ответивший на вопрос, выбирает игрока, которому отдает выигранную печать. В игре используются красочные фотографии, интересные факты и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_semyu_pechatyami_1.doc751 КБ

Предварительный просмотр:

Лутовинина Оксана Николаевна

учитель географии и краеведения

МБОУ СОШ № 38,

г. Озёрск

Внеклассное мероприятие «За семью печатями»

Цели игры: обобщение, систематизация краеведческого материала по курсу «Достопримечательности Южного Урала» через внеклассное мероприятие – интеллектуальную игру «За семью печатями».

Задачи игры: 1.Формирование личностных компетенций, регулятивных компетенций через овладение учащимися знаниями по изученным темам, умениями отвечать на поставленные вопросы, используя навыки монологической речи.

2.Формирование ключевых познавательных компетенций, информационных компетенций через развитие у учащихся познавательного интереса, интеллектуальных способностей с использованием источников краеведческой информации.

3.Формирование коммуникативных компетенций через воспитание у учащихся уважения к природному потенциалу и истории Южного Урала, с учётом позиции собеседника и сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуальность содержания методической разработки определена календарем знаменательных и памятных дат истории России и Южного Урала в 2012 году.

Оборудование: печати (до 35 штук), магниты, листы-грамоты для игроков, таблички с именами игроков.

Рекомендации: игра проводится с учениками 7 класса в конце года или с учениками 8 класса в начале учебного года, как повторение пройденного материала. В игре участвуют 5-7 человек, а остальные ученики являются зрителями, которые тоже участвуют в игре. Необходимо выбрать помощников, которые будут отмечать печати на доске и помогать учителю в ходе игры.

Литература:

1.Учебник: В.В.Дерягин, М.С.Гитис «Краеведение 6 класс», Ч: Абрис.

2.Учебник: «Краеведение. Челябинская область. 7 класс» под ред. Г.С.Шкребня, Ч:Абрис, 2009.

3.Особо охраняемые территории Челябинской обл., Ч: АТОКСО, 1993 г.

4.А.П.Моисеев, М.Е.Николаева «Памятники природы Ч.обл.» ,ЮУКИ.

5.Н.Б.Виноградов и др. «Историческое краеведение», Абрис, 2007 г.

6.М.С.Гитис «Занимательная гео. в вопросах и ответах», Абрис, 2006 г. 7.А.П.Моисеев «Топонимическое краеведение», Ч:Абрис, 2008.

8.Н.И.Шувалов «От Парижа до Берлина по карте Чел.области»,ЮУКИ.

9.В.С.Кобзов «Уральская Варна», Челябинск 1992

Ход игры

В игре 7 вопросов. Ответы должны быть короткими, несколько слов, чтобы игроки могли записать их в своих грамотах. Если игрок дает правильный ответ, то на доске напротив его имени ставится печать. Выигрывает игрок, набравший больше всего печатей. Если вопрос остается без правильного ответа, то он адресуется зрителям и зритель, ответивший на вопрос, выбирает игрока, которому отдает печать.

Учитель объясняет правила игры всем участникам (слайд 2)

И каждый из нас любит и ценит свой край и поэтому мы должны знать о нём как можно больше. На уроках краеведения в 7 классе вы изучали «Достопримечательности Южного Урала». И сегодня в ходе игры вам предстоит показать ваши знания по этому курсу, доказать, что вы действительно любите свой край и конечно узнать что-то новое, что вы ещё не знаете о нашей удивительной земле.

Учитель: «Вопрос первой печати» (слайд 3)

Это озеро расположено на южной окраине Челябинска. За ним закрепилась слава целебного. В прошлом его щелочная вода и ил использовались для лечения кожных заболеваний, суставного ревматизма. В годы Великой Отечественной войны вода и грязи применялись для лечения раненых. В настоящее время этот водоем – излюбленное место отдыха челябинцев. Площадь озера – 27,2 кв.км. Максимальная глубина – 6,7 м ,средняя – 3,8м. Вода солоноватая, хлоридно-натриевого типа.

Ученик-ведущий: Озеро названо по заимке казака, расположенной на его берегу, впоследствии ставшей станицей. Форма котловины - корытообразная, рельеф дна выровненный, иловые отложения мощностью от 20 до 100 см. Берега невысокие, ровные, юго-восточные и северо-восточные берега заболоченные. Оно интересно археологическими памятниками, найденными на его берегах. В окрестностях этого озера встречаются могильники каменного и бронзового веков. А на вышедшей из-под воды отмели в 20-е годы прошлого века были обнаружены следы мастерской кремневых орудий и около трёх десятков древних захоронений. В 1961 году озеро объявлено памятником природы.

Учитель: Назовите это озеро на окраине г.Челябинска (слайд 4)

Ответ: озеро Смолино

Игроки в течение 15-20 секунд пишут ответ в своих грамотах крупными, печатными буквами. Проверка ответов и выдача печатей.

Учитель: «Вопрос второй печати» (слайд 5)

Этот город возник на месте, где Никита Демидов в 1755 году заложил 2 завода: чугунно-плавильный и железоделательный. Царь высоко ценил Демидова, помогал ему в его начинаниях и даже возвел в дворянское достоинство. Оборотистый Никита Демидов за 10 лет эксплуатации завода, в результате беспощадного угнетения мастеровых людей и крестьян, сколотил огромное состояние и приступил к строительству большого числа новых заводов. Менее чем за 50 лет Демидовы построили на Урале 23 завода.                                                                                                      Только два поколения Демидовых жили на Урале, сами управляя заводами. Остальные разъехались в разные края, растрачивая и прожигая богатства. В 1794 г. после смерти Никиты Демидова, который не имел наследников, заводы перешли к Петру Григорьевичу Демидову, из 4-го колена родословия Демидовых. Он жил в Петербурге в роскоши, устраивал балы, играл в карты. В 1809 г. промотавшийся Петр продал эти заводы купцу Льву Расторгуеву.

Ученик-ведущий (слайд 6)

Жизнь заводских людей при Расторгуеве стала ещё невыносимее. На принадлежавшей ему реке были открыты золотые россыпи. Намыв несколько пудов золотого песка он помчался ошеломить своим богатством свата Григория Зотова, который во время пьянки похитил золото. Расторгуев не смог пережить этого и скоропостижно скончался. Г.Зотов за взятку получил опеку над его заводами и стал их хозяином.

Учитель (слайд 7)

Вместе с заводами Расторгуев купил большой каменный двухэтажный господский дом

Ученик-ведущий: Господский дом расположен на берегу пруда в центре города, северной стороной граничит с периметром завода. Здание окружает великолепный парк со всеми атрибутами барского поместья – фонтаном, дорожками, цветниками. Фасад главного корпуса украшен величественными колоннами, лепниной из гипса и художественным литьем.

Назовите город, имя человека, который возглавил крестьянское восстание и памятник истории и архитектуры этого города (слайд 8)

Ответ: город Кыштым, Емельян Пугачев, «Белый дом»

Учитель:  «Вопрос третьей печати» (слайд 9)

Перед вами уникальный памятник индустриального зодчества, техники и науки, образец промышленной архитектуры начала 20 века.

Ученик-ведущий (слайд 10)

Комплекс, включает в себя урочище и здание первого в России завода по производству ферросплавов. Завод запущен в эксплуатацию 1 июля 1910 года, когда ферросплавы решено было получать самым дешевым способом – электрометаллургическим, с использованием энергии воды.

(слайд 11)

Для этого в 35 км от завода построили ГЭС. Плотина была возведена путем кладки из дикого камня (песчаника) высотой 20 метров

(слайд 12)

Комитетом ЮНЕСКО этому памятнику присвоен статус памятника мирового значения.

 

Учитель: Как называется этот комплекс и в каком районе он находится?

(слайд 13)

Ответ: комплекс «Пороги» в Саткинском районе  

Учитель: «Вопрос четвертой печати» (слайд 14)

«Туристический рай» - так можно было бы назвать эту реку, если бы не её труднодоступность. Она своенравна и бурлива. Вода в реке даже в самом жарком месяце – июле -прогревается всего до 15-17 градусов.

Ученик-ведущий: Эта река берет начало между горами Круглица и Ицыл на западном склоне Уральского хребта. Длина реки – 46км, общая длина её притоков – 52км. В верховьях река носит типично горный характер –с очень порожистым руслом и незначительными глубинами. При взгляде сверху создается впечатление, что это не река, а сплошное нагромождение валунов, между которыми стремительно мчатся десятки ручьев. Ближе к устью река расширяется до 25-30м и становится спокойнее. На всем протяжении в русле изобилуют перекаты, пороги, острова. Вода в реке идеально чистая и мягкая, соленость воды 30 – 60 промилле.

Учитель (слайд 15)

С этой рекой связана очень красивая легенда. В далёкие времена, когда на Урале звери редко видели человека, когда на сотни вёрст вокруг не было никаких поселений, на горе жили две речки - сестрички- Тесьма и Неизвестная. Жили они дружно, текли рядом и никогда не ссорились. В ясную погоду улыбались, отражая в себе прибрежные цветы и голубое небо. Играли с каменными россыпями, с разбега бросались на скалы, падали с них стремительно вниз. Иногда приходил сюда высокий, стройный лось - смелый вожак. Он приводил сюда на водопой своё стадо, и здесь оно отдыхало. Но вот полюбила Тесьма красавца-лося сильной любовью. И сказала она ему: «Люби меня одну. Не ходи к моей сестре - Неизвестной реке, моя вода мягче и вкуснее, берега мои красивее. Когда придёт тебе время вести стадо на север, я скроюсь под землю, и ты проведёшь стадо, не замочив копыт». Увлекла его Тесьма жаркими речами. Показалось вожаку, что и в самом деле Неизвестная река плохая и перестал он водить своё стадо на её берега. Когда уводил лось- вожак своё стадо на север, Тесьма бросилась под землю и обнажила своё русло, и все животные прошли, не замочив копыт, и скрылись в лесу. Тесьма решила снова вернуться на белый свет, в своё русло, но не тут-то было. Неизвестная река завалила выход огромной скалой. Испугалась Тесьма, заплакала, попала она навеки в сырую и тёмную подземную тюрьму. Стала Тесьма у сестры пощады просить. Год плакала, наконец, разжалобила сестру-Неизвестную речку. Выпустила та её на белый свет, но через глинянный грунт, за 5 вёрст от своих берегов. Вышла Тесьма на волю и не радуется, ведь испортила Неизвестная река её красоту. Берега у неё стали вязкие, болотистые, а вода – жёлтая и грязная. Разгневалась она и повернула в другую сторону от сестры. С тех пор Неизвестная река и Тесьма стали врагами и текут в разные стороны - первая по одному склону, а вторая по другую сторону Таганая.

(слайд 16) 

Как называется эта река?

(слайд 17)

Ответ: река Большой Киалим

Учитель: «Вопрос пятой печати» (слайд 18)

Это старейший город Челябинской области, он заложен в 1734 году как пристань-крепость. Статус города он получил 23 декабря 1781 года.

Ученик-ведущий: (слайд 19)

На правом берегу реки Урал, возле этого города находится природно-исторический комплекс «Извоз-Гора». Название содержит географическое понятие высоты – «гора» и слово «извоз», означающее перевозку тяжестей гужевым транспортом. В XVIII и начале XIX вв. здесь проходил путь от горы Магнитной, где активно разрабатывался рудник, и добывалась железная руда. Богатую железом руду казаки везли за два дневных перехода на Белорецкий и другие железоделательные заводы. Они обычно останавливались на окраине этого старинного города, у подножия горы, отдыхали, отсюда и пошло название Извоз-Гора. На Извоз-Горе стоял Пугачевский отряд, двигавшийся из оренбургских степей. Поэтому в народе её ещё называют Пугачевой горой.

Учитель: Окрестности города – типичный ландшафт лесостепных предгорий Урала. Рельеф холмисто-равнинный, сопки, увалы. Леса здесь очень редкие, жмутся в долины рек. И поэтому гора Извоз выделяется тем, что она круглый год покрыта темно-зеленым ковром соснового леса. На склоне горы четко выделяется имя «Ленин»: это тоже посадки сосны – зеленый памятник вождю революции. На вершине горы издали угадывается обелиск, тут мемориал героям гражданской войны.

(слайд 20)

Здесь верховья реки Урал. Быстрый, полноводный поток с чистой водой, а ниже по течению река успокаивается, разливаясь в обширное водохранилище.

Назовите это старейший город Челябинской области?

(слайд 21)

Ответ: город Верхнеуральск

Учитель: «Вопрос шестой печати»

Ученик (слайд 22)

К XIV – XVI векам относится строительство на южно-уральской земле уникальных кирпичных зданий. Выдающийся исследователь нашего края П.И.Рычков называл их «палатками… от бывших тут в древние времена татарских и калмыкских народов». До наших дней сохранилось только одно из них – это легендарная башня. Мавзолей расположен на возвышенности, у высохшего в наши дни озера. Вокруг многие сотни погребений.

Учитель (слайд 23)

Так этот памятник выглядел в 1768 году

(слайд 24)

                        

Жители Варны с детских лет слышали красивую легенду о дочери грозного властителя  востока Тимура и её трагической любви к простому воину Менгирею. В легенде по-разному раскрывалась суть произошедшей на берегу степного озера трагедии. По одному варианту, дочь властителя, сбежавшая от своего отца с простым воином из его отряда, была разорвана дикими зверями (тигром, вепрем), по другим – покончила с собой, увидев гибель своего возлюбленного, схваченного посланной по их следам погоней и убитого по приказу отца. На месте гибели единственной дочери хан, как это утверждается в легенде, приказал выстроить величественный памятник – «Башню…», где и была погребена красавица. По легенде кирпич изготавливался в районе города Троицка и передавался по цепочке воинами до места строительства мавзолея. Однако достоверность легенды в 60-80-е годы XX века была подвергнута серьезному сомнению, и исследователям удалось убедительно доказать её несоответствие подлинным причинам возведения этого необычного для степи сооружения. Ещё в 60-е годы известный археолог К.В.Сальников показал, что отрядов хана в этих местах никогда не было. Преследуя своего соперника – хана Тохтамыша, он прошел со своими войсками намного южнее территории этого  района. Как удалось установить, легенда о башне появилась только на рубеже XIX – XX веков, после публикации в периодической печати и в сборниках казахского эпоса легенды о Козу и Баянь. В этой легенде речь шла о любви между бедным пастухом Козу и красавицей Баянь. Узнав о грозящей им разлуке, родственники девушки решили выдать её замуж за богатого бая – влюбленные бежали в степь. Погоне удалось их настигнуть, и пастух был убит. Красавицу Баянь силой заставили дать согласие на свадьбу с нелюбимым старым баем, но она выдвинула одно условие – свадьба должна состояться только после того, как над могилой Козу будет поставлен памятник – мавзолей. Бай согласился, и для его строительства было собрано большое количество рабочих. Была выстроена длинная (150 км) цепочка людей, которые передавали необходимый для строительства памятника камень. После того, как мавзолей возвели, и тело Козу было помещено в яму, Баянь опустилась в склеп и ударом кинжала покончила с собой. Именно эта легенда, по мнению историков, легла в основу предания об этой башне.

Как называется этот памятник истории и архитектуры, и в каком районе он находится?

(слайд 25)

Ответ: мавзолей Кесене – башня Тамерлана, Варненский район

Учитель: «Вопрос седьмой печати» (слайд 26)

Этот уникальный национальный парк в Челябинской области можно назвать страной камня.

(слайд 27)

Здесь каменные вершины и склоны, каменные долины и каменные реки, даже муравейники можно встретить каменные (муравьи используют зерна кварцита как стройматериал).

(слайд 28)

Перед вами Большая Каменная река длиной более 5 км и шириной более 200 м состоит из глыб кварцита.

(слайд 29) Назовите этот уникальный национальный парк и его высшую точку?

(слайд 30)

Ответ: парк «Таганай» высшая точка – гора Круглица

(слайд 31)

Подведение итогов:

1.Подсчёт печатей у игроков – награждение победителя «Диплом победителя».

Остальные игроки получают «Дипломы участников»

2.Определение количества печатей по классам и награждение «Дипломами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...

Сценарий игры для классного часа "За семью печатями" (О В.И.Дале)

Сценарий написан по аналогии с известной телевизионной игрой "За семью печатями".К сценарию прилагается презентация....

Исторический вечер "За семью печатями"

Общешкольное мероприятие по истории и обществознанию "За семью печатями" - проверяются знания по истории России  IX- XXI вв, знакомство с молодежными субкультурами...

Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К"

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования. Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К" - внеклассное мероприятие по литературе дл...

Интеллектуальная игра "за семью печатями"

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории  развития ...

Классный час для 9-11 классов "За семью печатями"

Классный час для 9-11 классов проводиться в виде викторины. Имя героя скрыто за семью печатями. Отвечая на вопросы 7 туров, участники открывают печати. В завершении викторины участник набравший больше...

Внеклассное мероприятие по истории: "За семью печатями"

Историческая игра «За семью печатями»           Цель проведения: ·        обобщение получен...