Рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

 

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

   Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  •  федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • примерная программа по географии, сборник нормативных документов. География /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  • авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В.Овсяниковой. – М.: Дрофа, 2009 
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Учебный план  МОУ «Лямбирская СОШ №2» с.Лямбирь Лямбирского района РМ
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

 

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Для изучения курса используется комплексно – страноведческий подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

   Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

 федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

примерная программа по географии, сборник нормативных документов. География /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В.Овсяниковой. – М.: Дрофа, 2009  

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Учебный план  МОУ «Лямбирская СОШ №2» с.Лямбирь Лямбирского района РМ

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Для изучения курса используется комплексно – страноведческий подход.

Цели курса:

 - это формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;

-  воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов;

- выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве;

-  развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и другими), так и современными (компьютерными);

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.  

Используемый УМК:

В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе  «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8-9класс»,1ч., 2ч., – М.: Дрофа, 2009.

Атлас: География России - 8 класс, – М.: Дрофа, 2009.

Атлас: География России - 9 класс, - М.: Дрофа,2009

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт, 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт, 9 класс – М.: Дрофа, 2009

Место предмета в базисном учебном плане:

В 8 и 9 классах – по 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Тематическое планирование курса «География России» 8-9 классы

№ раздела

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

8 класс

Введение

1

1

Россия на карте мира

11

2

1

2

Природа России

42

10

3

Население России

10

2

1

4

Хозяйство России

4

1

Всего

68

15

2

9 класс

5

Хозяйство России (продолжение)

22

6

1

6

География крупных регионов России

44

10

2

Резервное время

2

Всего

68

16

3

Календарно-тематическое планирование  для 8 класса

Всего: 68часов, из расчёта 2 часа в неделю

Название темы

Количество часов

Дом. задан.

Планируемая дата проведения

Фактическая дата

Введение (1ч.)

1

Урок 1. Что изучает курс «География России»

1

Анализ одного из номеров газеты

Часть I  Россия на карте мира (11ч.) (2ч в неделю)

11

Урок 2. Географическое положение как зеркало России

1

§1

Урок 3. Особенности физико-географического положения России

1

§2, с.12 №2,3

Урок 4. Экономико- и транспортно-географическое положение России. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран». 

1

§3

Урок 5. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

§4

Урок 6. Государственная территория России

1

§5

Урок 7. Российские пространства: вопросы и проблемы

1

§6, с.30 №4

Урок 8. Государственные границы. Типы и виды границ

Сухопутные и морские границы России

1

§7,8

Урок 9. Обобщение и контроль знаний по теме «Географическое положение России. Границы».Урок – зачет.

1

Повт. §7,8

Урок 10. Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2  «Определение поясного времени для различных населенных пунктов России».

1

§9, составить задачу.

Урок 11. Этапы и методы географического изучения территории

1

Сообщение о любой экспедиции.

Урок 12. Особенности административно-территориального устройства России

1

§11

Часть II   Природа России (42ч.) (2ч в неделю)

42

Урок 13. Геологическая история и геологическое строение территории России

1

§12

Урок 14. Взаимосвязь рельефа и геологического строения. Практическая работа №3 « Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

1

§12

Урок 15. Рельеф России: основные формы рельефа - горы и равнины

1

§13

Урок 16. Формы рельефа: горы, их типы, характеристика гор

1

§13

Урок 17. Как и почему изменяется рельеф России

1

§14, вопросы 2,4

Урок 18. Стихийные природные явления в литосфере

1

§15

Урок 19. Человек и литосфера

1

§16, завершить работу в к/к

Урок 20. Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере Мордовии.

1

Учеб-к «География РМ»

Урок 21. Обобщение и контроль знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

1

Повт.

§12-16

Урок 22 - 23. Факторы, определяющие климат России

2

§17

Урок 24. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа №4

 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

 

1

§18, 19

Урок 25. Типы климатов России

1

§20

Урок 26.Практическая работа №5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

Урок 27. Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

1

§21

Урок 28. Климат и человек. Практическая работа №6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности».

1

§22

Урок 29. Климат Мордовии.

1

Географ.

РМ

Урок 30. Обобщение знаний  по теме «Климат России».

1

Повт.

§17-22

Урок 31. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

§23

Урок 32.Практическая работа №7 «Составление характеристики реки. Определение ее хозяйственного использования ».

Урок 33. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Практическая работа №8 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.»

1

§24

Урок 34. Водные ресурсы и человек. Практическая работа №9 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования».

1

§25

Урок 35. Внутренние воды и водные ресурсы Мордовии.

1

Географ.

РМ

Урок 36. Обобщение знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1

Составить кроссворд

Урок 37. Образование почв и их разнообразие

1

§26

Урок 38. Закономерности распространения почв.

1

§27

Урок 39. Почвенные ресурсы России

1

§28

Урок 40. Особенности почв Мордовии. Практическая работа №10 «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности».

1

Географ.

РМ

Урок 41. Обобщение знаний по теме «Почвы России»

1

Повт.

§26-28

Урок 42. Растительный и животный мир России 

1

§29

Урок 43. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира 

1

§30

Урок 44. Растительный и животный мир Мордовии.

1

Географ.

РМ

Урок 45. Разнообразие природных комплексов. Практическая работа №11 « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса».

1

§31

Урок 46- 47. Природно-хозяйственные зоны России 

1

§32

Урок 48. Арктические пустыни. 

1

§33

Урок 49. Тундра, лесотундра.

1

§33

Урок 50. Леса 

1

§34

Урок 51. Лесостепи, степи и полупустыни 

1

§35

Урок 52. Высотная поясность. Практическая работа №12. Выявление по картам зависимости между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

1 

§36

Урок 53. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

1

Геогр.

РМ

Урок 54. Обобщение  знаний по теме «Разнообразие природных комплексов». 

1 

Творческое

задание

Часть III   Население России (10ч.) (2ч в неделю)

10

Урок 55. Численность населения России 

1 

§38

Урок 56. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. 

1 

§39

Урок 57. Практическая работа №13

« Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы».

Урок 58-59. Этнический, языковой и религиозный состав населения 

1 

§40

Урок 60-61. Городское и сельское население 

Размещение населения России Практическая работа №14 «Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов».

1

§41,42

Урок 62. Миграции населения в России. 

Люди и труд. 

1 

§43

Урок 63.Население Мордовии.

1

Геогр.

РМ

Урок 64. Обобщение и контроль знаний по теме «Население России». 

1 

Повт.

§38-43

Часть IV   Хозяйство России (4ч) (2ч внеделю)

4

Урок 65. Что такое хозяйство страны? Состав первичного сектора экономики.

Природно-ресурсный потенциал России.

1 

§45,48,49

Урок 66. Сельское хозяйство.

Земледелие. Животноводство. Практическая работа №15 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

1

§50-52

Урок 67. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство.

1

§53,54

Урок 68. Развитие сельского хозяйства в Мордовии. Урок обобщающего повторения.

1

Геогр. РМ

РМ. Задание на лето

 Календарно-тематическое планирование  для 9 класса

Всего 68 часов, из расчёта  2 часа в неделю

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

специфику географического положения и административно – территориальное устройство РФ;

особенности географии рельефа страны, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов;

культурно – исторические особенности народов России, их самобытность;

различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны;

роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда;

уникальные объекты и явления на территории России.

уметь

узнавать по источникам информации основные характеристики природных, социально – экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории РФ;

получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных отраслей и тенденции их развития;

приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно -  энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов, внешних и внутригосударственных экономических связей;

оценивать последствия современных социально – экономических и экологических проблем России, их влияния на уровень качество жизни населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально – экономической среде;

использовать географические знания о хозяйстве России и специфике её регионов для самоопределения и будущей трудовой деятельности;

иметь представление о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

использовать простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т. п.

Рекомендуемая литература для учителя

Баринова  И. И. География России. 8-9 класс -: метод. пособие.

– М.: Дрофа, 2007.

Вестник образования России, июль №13, 2004г. (Стандарт основного общего образования по географии).

Географический атлас: 8 класс. – М.: Дрофа, 2009/

Грушина С. Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России: 8-9 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе  А. А. «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс» – М.: Дрофа, 2009.

ЕГЭ – 2009: География: реальные задания / автор сост. Ю. А. Соловьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

Измайлова В. В. «Рабочая тетрадь по географии Ростовской области»: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов. – г. Шахты, 2008.

Контурные карты: 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по географии. М: Дрофа, 2006г.

Программно-методические материалы, М: Изд-во Дрофа, 2008г.

Программы по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В.Душиной и В.П.Максаковского, М: Дрофа,2009г.

Сборник нормативных документов. География. – М: Дрофа, 2008г.

Сиротин В. И. «Практические работы по географии и методика их выполнения 6-10 класс». Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...