Природа родного края
материал по географии (6 класс) по теме

Сценарий мероприятия предназначен для учащихся 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_rodnogo_kraya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природа родного края

(сценарий мероприятия для учащихся 6 -7 классов)

Автор мероприятия:

Валиева Ф.Г., учитель географии,

вторая  категория.

МБОУ «Бетькинская СОШ».

Цели и задачи:1. Расширение  и углубление знаний учащихся о Татарстане;

                           2. Воспитание бережного отношения к природе родного края;

                           3. Развитие  у детей любви к родному краю.

Оформление:        1. Стенд «Наш Татарстан»;

                        2. Флаг и герб Татарстана;

                        3. Образцы почв под стеклом;

                        4. Муляжи грибов, оформленные в виде лесной

                               полянки;

                        5. Картинки рыб, которые обитают в Каме;

                        6. Таблицы с птицами, которые живут в Татарстане;

                        7. Самодельные карты Татарстана – на каждый стол;

                        8. Карта Татарстана.

                           Ход мероприятия

I.   Вступительное слово учителя

II. Описание природы Республики Татарстан (учащиеся выступают с краткими сообщениями):

   1. Географическое положение

      Республика Татарстан со столицей Казань расположена на Восточно-Европейской равнине, у слияния рек Волга и Кама. Площадь республики – 68 тыс.кв.км.

       (Ученик называет  области и республики, с которыми  граничит Республика Татарстан, а остальные -  по карте следят и подсказывают)

   2. Краткая история развития Республики Татарстан.

      Заселение республики началось 100 тысяч лет назад. Первое государство – Волжская Булгария – возникло в конце 9, начале 10 веков. До середины 15 века Волжская Булгария входила в состав тюркского государства Золотая Орда. Развал Золотой Орды привел к образованию Казанского ханства.

В 1552 г.  Казанское ханство было присоединено к Русскому государству.

В 1920 г. образовалась ТАССР.

30 августа 1992 г. Верховный совет Республики принял декларацию о государственном суверенитете. С апреля 1992 г. Республику называют  Республика Татарстан.

     3. Рельеф и полезные ископаемые

        (Ребята смотрят по карте Татарстана)

         На юго-востоке республики расположена Бугульминско-Белебеевская возвышенность, на западе – Приволжская возвышенность, где выделяются горы: Тетюшские и Сюкеевы горы. Центральная и южная часть республики заняты низменностями.

В недрах много полезных ископаемых: нефть, газ, строительные материалы, торф, битум и т.д.

         4. Климат

          Умеренно-континентальный. Средняя температура января составляет - 15ºС, июля - +19, +20ºС. Осадки – 400-500 мм в год.

         5. Почвы

            (Ученики смотрят на образцы почв под стеклом)

          Черноземные, серые лесные, дерново-подзолистые, аллювиальные.

         6.Природные зоны

          Большая часть республики расположена в лесной зоне, и только на юге – лесостепи.

III. В царстве грибов

Загадка: Шапка набекрень,

                Спрятался за пень.

               Кто проходит близко –

               Кланяется низко.

                                                (гриб)

    Вопрос: Какие грибы растут в лесах Татарстана?

 На импровизированной поляне грибов, вместе с детьми, определяем  названия грибов.

IV. Лекарственные травы

   Вопрос: Какие лекарственные травы встречаются в окрестностях села Бетьки, и как их использует человек?

Учитель показывает гербарии:         мать-и-мачеха – от кашля;

Подорожник – заживляет раны;

Корни лопуха – густые, здоровые волосы;

Душица, зверобой – от простуды;

Тысячелистник – от желудка.

 

V. Загадки о растениях

            1.         Вертится Антошка на одной ножке,

        Где солнце встанет – туда он и глянет.

                                                        (подсолнечник)

В земле сидит, хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить.

                                                        (свекла)

Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках.

                                                        (горох).

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

                                                        (елка).

Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.

(ромашки).

        Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

                                                        (слива).

VI. Окраска листьев осенью

     Вопрос: Листья каких деревьев осенью краснеют?                    

 (ученики выбирают среди карточек и поднимают нужную)         

                


Р


Я


Б


И


Н


А

К

Л

Е

Н

О

С

И

Н

А

VII. Загадки о животных

             1. И в лесу мы, и в болоте

Нас везде всегда найдете

На поляне, на опушке

Мы весёлые ….

(лягушки)

             2. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый….

                                                        (гусь)

             3.  Вместо носа – пятачок

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый….

                                                        (поросенок)

А теперь  соревнуемся  (по рядам). Кто громче будет квакать, кричать «га-га-га», хрюкать, а затем все вместе устроим «веселый концерт».

VIII. Рыбы, обитающие в реке Кама

  Загадка: Не летит, не поет, а клюет.

                                                        (рыба)

  «Конкурс рыбаков»

 (На столе магнитные картинки с рыбами, дети выходят с удочками и «ловят» ту рыбу, которая является ответом на вопрос) Вопросы:

            1. Какие рыбы без чешуи? (сом, налим)

Какая рыба называется именем человека? (карп)

Название какой рыбы надо прочитать наоборот, чтобы получилось название города в Италии? (налим – Милан)

IX. Птицы Татарстана

         Загадка: Маленький мальчишка, в сером армячке

 По двору шныряет, крохи собирает.

                        (воробей)

         Конкурс любителей птиц

(По таблицам определить птиц: синица, снегирь, дятел, грач, ворона). Вопросы:

1. Почему нельзя трогать руками яйца птиц? ( В этом случае птичка бросает гнездо).

2. Почему ласточки перед дождем низко летают? ( Намокают крылья).

3. Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок).

X. Загадки о животных

            1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой..

                                                        (медведь)

Сероватый, зубатый, по полю рыщет,

Ягнят, телят ищет.

                                                        (волк)

Сама мелковата, а хвост богатый.

С ветки на ветку скок-поскок,

Орешек за орешком щелк-щелк.

                                                        (белка)

Ползун ползет – иголки везет.

                                                        (еж)

Слеп да тупорыл, всю землю изрыл.

Мороз пришел – в землю ушел.

                                                        (крот)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

(корова)

           7. Днем молчит, ночью ворчит,

Кто к хозяину идет, ему знать дает.

        (собака)

(За каждый правильный ответ дается жетон. Затем жетоны подсчитываются, и победителю дают медаль)

XI. Заключительное слово учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра  в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Природа родного края глазами поэтов

Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...

Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса

Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...

Природа родного края

Руководитель проекта: Вагнер Елена Сергеевна, учитель английского языкаАвтор(ы) проекта :Максимов Максим, ученик 8 «А» классаЦелевая аудитория: учащиеся 8-9 классовТема: Природа родного края, Место гд...