Урок" Атмосфера. Итоговое занятие"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Пожидаева Светлана Сергеевна

Методическая разработка дает возможность повторить материал по всей теме "Атмосфера" 6 класс. На уроке использован метод критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_atmosfera.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Атмосфера. Обобщающий урок»

6 класс

Автор методической разработки:

Пожидаева С.С., учитель географии,

высшая  категория.

МКОУ Парабельская гимназия.

Тип урока:                     Повторение и обобщение знаний, закрепление умений.

Цель:                               Систематизация и контроль знаний учащихся по пройденной

                                          теме «Атмосфера»; развитие у школьников познавательного

                                          интереса

Задачи:                            1. Образовательные: обобщение знаний учащихся  о значении

                                          атмосферы для жизни на Земле, о ее формировании, развитии,

                                          составе, структуре.

                                          2. Развивающие: отработать  умения в построении  с графиков,  

                                          диаграмм, умение искать информацию в ресурсах  ИНТЕРНЕТА.

                                          3. Воспитательные: воспитание эстетического, нравственного  

                                          отношения к окружающему миру.

Средства обучения .      Физическая карта полушарий, атлас, учебные картины,

                                          схемы, графики, диаграммы, ПК, выход в Интернет.

Методы и формы

 обучения.                        Репродуктивный с элементами частично-поискового

                                           и исследовательского. Метод критического мышления.

Основное содержание.   Основные теоретические знания по теме.

Результаты урока.          Основные знания по всей теме, географические умения.

Ход урока.

I. Организационная часть урока. На доске записаны тема, ключевые слова.

О проведении такого урока учащиеся инструктируются заранее. Все ученики класса получают задание повторить пройденную тему: «Атмосфера».

На уроке  используется метод критического мышления.

1 фаза Вызов» -                      чертиться схема, состоящая из кластеров (блоков)-

                                                   основных  характеристик изучаемой темы. Учащиеся          

                                                   заполняют её, опираясь на собственный опыт.

2 фаза «Осмысление».           Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы.

3 фаза «Рефлексия».              – заполнение и анализ таблиц, возврат к фазе «Вызов». В

                                                   этой фазе можно отработать понятия по пройденному  

                                                   материалу и составить пятистишия- синквейн.

Введение в тему. Стадия «Вызова».

Начертить кластер «Атмосфера»

Стадия «Осмысление» Викторина . (12 мин)

      1.Внешние сферы Земли называются…

2. Сила, удерживающая атмосферу,- это…

3. Верхняя граница у атмосферы…..

4. Наблюдение за атмосферой ведут на станциях, их название.

5. В связи, с чем изменяется состав атмосферы?        

6. Солнце нагревает, что..

7. Вода и суша нагревается….

8. От чего зависят колебания температуры в течение суток?

9. Почему летом ночью воздух над озером теплее, чем вдали от него?

10. От чего зависят колебания температуры в течение года?

11. Какой газ сосредоточен в стратосфере?

12. С какой силой давит столб воздуха на земную поверхность?

13. ветры, которые меняют направление два раза в год.

14.С какой силой дуют ветра?

15. Как определяется сила ветра?

16.Что происходит с водой на суше, в океане, в реках?

17. Как называется воздух, содержащий водяного пара меньше, чем может?

18. Когда насыщенный воздух соприкасается с охлажденной земной поверхностью, то образуется?

19. Какой элемент погоды был положен в основу выделения типов погоды?

20. Назовите всемирные метеорологические центры.

21. Специалисты, которые ведут наблюдения за погодой?

22. Назовите существующие на Земле типы климатов.

23. Перечислите климатообразующие факторы.

III.           Задания для эрудитов. Если обучающиеся не могут дать ответ, то можно дать  задание найти информацию в  ИНТЕРНЕТЕ в течение 5 минут. Можно предложить готовый вариант ответа для слабого класса. Прочитать текст и обсудить. (10  минут)

1. Известно, что на большей части территории нашей страны в среднем за год накапливается слой снега от 10 см на берегу Финского залива и до 110-120 см на Западно - Сибирской низменности. А вот на перевале Томсона в Северной Америке за год накапливается слой снега, около 24-25 м, высота с 8-9-этажный дом!  В некоторых городах на острове Хоккайдо зимой выпадает так много снега, что на уровне вторых, а иногда  и третьих этажей заранее устраивают пешеходные дорожки, а на улицах в толще снега приходится делать тоннели для движения автомобилей и других видов транспорта. Чем можно объяснить эти факты? (Приложение 1)

2. Назовите город в нашей стране, в котором перед началом зимы вокруг него и вдоль дорог для защиты их от снегозаносов устанавливаются щиты особой конструкции. Их протяженность около 500 км. Здесь во время больших снегозаносов для движения пешеходов и транспорта приходится прорывать в снегу траншеи глубиной до 6 метров. Приведите примеры больших снегозаносов в других странах. Укажите, какой вред они причиняют людям, различным видам транспорта. Назовите способы борьбы со снегозаносами. (Приложение 2)

IV. Загадки. ( 3мин)

1.Все ломаю,

Все срываю,

Ничему пощады нет.  (Ветер)


2. С неба пришел,

В землю ушел. (Дождь)


3. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней).


4. Поднялись ворота,

Всему миру красота. (Радуга)


5. Бела баба успевает –

Весь свет одевает. (Зима)

6. Летела стрела,

Упала в лебеду,

Ищу – не найду. (Молния)


7. Горя не знает,

А слезы проливает. (Дождь).


8. Чего в комнате не видишь? (Воздух)


9. Вода по воде плавает. (Льдины)


10. По синему небу

Белые гуси плывут. (Облака)

V.              Практическая работа «Построение графиков и диаграмм»  

I вариант. Построение  розы ветров. Сделать вывод. Учащимся выдается основа для построения графика из миллиметровой бумаги.

«Ветер, ветер, ты могуч,           Ты волнуешь сине море,

Ты гоняешь, стаи туч,                 Всюду веешь на просторе»

С = 2 дня                             ·       Ю = 3 дня

СВ = 5 дней                        ·            ЮЗ  = 1 день

СЗ = 6 дней                         ·             З = 3 дня

В = 2 дня

II вариант.  Построение графика температур. Высчитать годовую амплитуду.

Месяц

t° C

Январь

- 28°

Февраль

- 23°

Март

-10°

Апрель

-2°

Май

+12°

Июнь

+18°

Июль

+25°

Август

+17°

Сентябрь

+5°

Октябрь

- 14°

Ноябрь

- 17°

Декабрь

- 24°

III вариант. Начертить диаграмму количества осадков (де клетки – 10 мм).

Месяц

мм

Январь

50

Февраль

53

Март

61

Апрель

48

Май

58

Июнь

44

Июль

69

Август

68

Сентябрь

55

Октябрь

72

Ноябрь

76

Декабрь

80

VI.Рефлексия.

1.Терминологический диктант .  Устно.

Атмосфера

Тропосфера

Мезосфера

Воздух

Кислород

Озоновый слой

Температура воздуха

Амплитуда воздуха

Атмосферное давление

Барометр

Влажность воздуха

Насыщенный воздух

Погода

Климат

2. Составление синквейна

№ п/п

Наименование

Состав

1

Тема

Существительное

2

Описание темы

2 прилагательных

3

Действие

3 глагола

4

Фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме

4 слова

5

Повторение сути, чувств, эмоций (синоним темы)

Существительное

Пример:      

             Атмосфера.

    Воздушная, прозрачная.

Защищает, нагревает, дышит.

Необходима для жизни Земли.

                  Воздух!

Литература:

1. Внеклассная работа по географии. 6 класс./Сост.Клюшникова Н.М.-Волгоград:ИТД «Корифей».2007.

2. Занимательные материалы по географии. 6 класс./ Сост.Л.П.Морозова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3. Предметные недели в школе :География /Сост. А.Ф. Романова.- Волгоград: Учитель, 2004.

Приложение 1

Замечено, что больше всего снега выпадает в тех местах, которые соседствуют с теплыми морями, особенно там, где рядом расположены горы, где часто происходят столкновения теплого влажного воздуха с холодным. Именно в таких местах расположены перевал Томпсона и восточное побережье острова Хоккайдо, где теплый и влажный воздух, приходящий с Тихого океана, поднимаясь в горы и охлаждаясь, выделяет осадки в виде снега. Этому способствуют и проникающие сюда холодные арктические массы воздуха. Много снега выпадает и в странах Западной Европы, где приходящий с Атлантического океана теплый и влажный воздух, поднимаясь в горы, охлаждается и выделяет влагу в виде снега.

Для защиты от лавин строят террасы, плетни, щиты и подпорные стенки, заграждения из камня и кирпича, плотины из бетона и земляные насыпи, направляющие дамбы и лавинорезы с целью отвода лавин от сооружений, которым угрожает опасность. Дороги защищают от лавин тоннелями, навесами и крепкими галереями. Для предупреждения соскальзывания снега и ослабления его разрушающего действия большое значение имеет сохранение лесов и облесения склонов гор. Для разгрузки горных склонов от накопившегося на них снега широко применяется обстрел их снарядами из орудий. В последние годы стали применять электронные приборы с компьютерами, которые сигнализируют об опасности лавины задолго до ее падения.

Приложение 2

Это город Норильск, который находится на полуострове Таймыр. Как видно из приведенных фактов, снегозаносы причиняют жителям этого города много хлопот и дорого обходятся его обитателям. Снегозаносы наблюдаются во всех странах, где выпадают осадки в виде снега, и тоже приносят большие убытки, сопровождаются человеческими жертвами. Так, например, в США в 1962 году, 31 декабря, во время снежной бури в штате Мэн выпало колоссальное количество снега. Высота слоя снега, например в городе Бангоре, достигала 6 метров. Вся жизнь в городе была парализована. Замерзли десятки людей.

12 февраля 1978 года в Северной Шотландии «пропал» пассажирский поезд. Он вышел из Инвернесса и не прибыл к месту назначения. Посланные на поиски вертолеты не смогли обнаружить не только поезд, но и самой железной дороги, так как все было скрыто пятиметровым слоем снега. К счастью никто не пострадал.

Снегозаносы причиняют большой вред всем видам транспорта. На автодорогах образуются пробки, сообщение прекращается, увеличивается количество аварий и несчастных случаев. Под сугробами замерзают десятки людей.

АТМОСФЕРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового занятия кружка немецкого языка по окончании первого года обучения

5-летний курс немецкого языка с опорой на английский язык ( первый иностранный)  был запущен в школе для учащихся 7 классов, желающих изучать этот европейский язык на занятиях кружка.  Рабоч...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Итоговое занятие с учащимися 11 класса по психологическому сопровождению итоговой аттестации

Данное занятие является итоговым в программе психологического сопровождения итоговой аттестации. Цель данного занятия - показать выпускникам, что итоговая аттестация - это не так уж и страшно, а также...

Итоговое занятие по познанию в старшей группе и интегрированное занятие для родителей

Занятие "Волшебный клубочек" по формированию целостной картины мираИнтегрированное занятие "Заколдованные острова " для родителей...

открытое занятие Тема: "Итоговое занятие" (Конкурс юных оригамистов)

              Цель: Подведение итогов работы объединения, награждение лучших ребят;Совершенствовать навыки индивидуальной и коллективной деятельности;Создават...