Краеведение (8 класс)
элективный курс по географии (8 класс) на тему
Курс "Краеведение" расчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ СОШ №1985
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании м/о Зам. директора по НМР Директор ГБОУ СОШ №1985
ГБОУ СОШ №1985 ____________ Е.О.Ляпина ______________ А.М.Суковых
Проток. № _ от _______ «____» ___________ 2012г. «____» _____________ 2012г.
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
программа для учащихся 8 классов
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ДОБРИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
Срок реализации программы – 1 год
Москва
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Краеведение» рассчитана на 34 часа и предназначена для уч-ся 8 классов.
Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.
Близкое знакомое с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формирует у учащихся интересы и склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.
Цели программы:
- формирование у учащихся основ краеведческих знаний, умений и навыков;
- привитие интереса школьников к изучению данного курса;
- развитие личности ребенка на основе краеведческой деятельности;
- создать условия для воспитания патриотизма средствами краеведения;
- экологическое воспитание учащихся;
- овладение приемами работы на местности и умения приводить исследования.
Исходя из целей курса, можно выстроить следующие задачи:
- изучить природные компоненты своей местности;
- исследовать местный ландшафт;
- проследить изменения природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека;
- узнать основные природоохранные мероприятия, выполняемые на территории родного края;
- уметь использовать разные источники информации при изучении природы своей местности;
- научить наблюдать учащихся за природными явлениями и процессами;
- воспитывать любовь к своей местности, своей малой Родине;
- подготовить проект о родном крае.
Основные типы занятий:
-индивидуальная работа;
- мини-лекции;
- экскурсии;
- работа на местности.
Формы итогового контроля:
- проект и его защита
№ п/п | Тема занятий | Кол-во | Лек- ция | Практ. работа/исслед | Экскурсия | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Географ. положение Куркино | 1 | 1 | Мини-тест | ||
3 | История нашего города | 4 | 4 | Беседа | ||
4 | Топонимика Москвы и Куркино | 2 | 2 | Творч.задание | ||
5 | Рельеф и полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 | Полев.дневн. | |
6 | Климат нашего города | 2 | 1 | 1 | Полев.дневн. | |
7 | Гидрологические условия края | 2 | 1 | 1 | Полев.дневн. | |
8 | Особенности почвенного покрова | 2 | 1 | 1 | Полев. дневн. | |
9 | Органическая жизнь | 2 | 1 | 1 | Полев.дневн. | |
10 | Природный комплекс | 2 | 1 | 1 | Полев.дневн. | |
11 | Природоохранное законодательство | 1 | 1 | Мини-тест | ||
12 | Природный заповедник «Долина реки Сходня» | 3 | 3 | Викторина | ||
13 | Подготовка к проекту | 1 | 1 | Беседа | ||
14 | Планирование | 1 | 1 | Беседа | ||
15 | Исследование | 6 | 6 | |||
16 | Отчет | 1 | ||||
17 | Оценка | 1 | ||||
Итого: | 34 | 13 | 12 | 7 | 2 отчет, оценка |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса краеведения. Виды работы на занятиях. Методика проведения практических работ, исследований и экскурсий.
Тема 2. Географическое положение Куркино (1 час)
Территория, границы, географическое положение Москвы и Куркино.
Тема 3. Древнейшая Москва (4 часа)
Заселение территории Москвы. Славянские племена на территории Москвы. Версии происхождения названия. Посещение музея истории Москвы.
Тема 4. Улицы и историко-культурные памятники Москвы (2 часа).
Топонимика улиц Москвы . Красная площадь. Китай-город, Белый и Земляной город. Основные достопримечательности Москвы. Улицы и достопримечательности Куркино. Практическая работа «Составление карто-схемы улиц Куркино».
Тема 5.Рельеф и полезные ископаемые (2 часа)
Геологическое строение родного края, формы залегания горных пород. Полезные ископаемые. Формы рельефа местности. Рельефообразующие процессы. Изменение рельефа человеком. Практическая работа «Описание обнажения». Работа сгорными породами, минералами и полезными ископаемыми.
Тема 6. Климатические условия (2 часа)
Оценка действия климатообразующих факторов. Характеристика климата Москвы и его особенности. Хозяйственная и рекреационная оценка климата. Охрана атмосферного воздуха. Практическая работа «Наблюдения за погодой». Работа с календарем погоды.
Тема 7. Гидрологические условия (2 часа)
Виды природных вод на территории родного края. Влияние климата и рельефа на поверхностные воды. Характеристика наиболее важных из них. Влияние человека на внутренние воды и их охрана. Практическая работа «Описание реки Сходни».
Тема 8. Особенности почвенного покрова (2 часа)
Почва – особое природное образование. Состав, горизонты, структура и механический состав почвы своей местности. Типы почв и их плодородие. Степень хозяйственного освоения почв. Вопросы охраны. Практическая работа «Описание почвенного разреза».
Тема 9. Растительный и животный мир (2 часа)
Разнообразие растительного и животного мира родного края. Факторы, влияющие на их распространение. Красная книга Москвы. Практическая работа «Составление гербария растений».
Тема 10. Природный комплекс (2 часа).
Географическая оболочка и ее состав. Природные зоны родного края. Изменение их человеком. Знакомство с антропогенными комплексами. Культурные ландшафты. Практическая работа. «Описание родного ландшафта».
Тема 11. Охрана природы (4 часа).
Охранное законодательство России. Охраняемые территории в Москве и Московской области. Их характеристика. Экскурсия в природный заповедник «Долина реки Сходня».
Тема 12. Работа над проектом (10 часов).
Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта. Подбор дополнительной литературы. Разработка индивидуального плана проекта. Сбор информации, ее анализ и оценка. Планирование исследований. Выбор формы и установление сроков отчета. Выполнение исследований под руководством учителя. Анализ полученных данных. Формулирование выводов. Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты. Представление и оценивание результатов.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: Московский университет, 2006.
2.Алексеев А.И. Москвоведение. География Москвы и Московской области:- М.: Экопрос, 1995.
3.Алексеев А.И. Москвоведение. Край наш Московский. –М.: Экопрос, 1997.
4.Ефремов Г.К. Имена московских улиц: путеводитель. – М.: Московский рабочий, 1998.
5.Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель – М.: Московский рабочий, 1978.
6.Рогачев А.В. Москвоведение. Москва (Город-Челове-Природа). – М.: Мирос, 1994.
7.Лихачев Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. – М.: Наука, 1994.
8. Моисеенко А. Московское краеведение: Учебно-методическое пособие. –М.: Центр «Школьная книга», 2007.
9.Александров Т.А., Резников С.Б. Москвоведение: Краткий справочник. – М.: Фирма Антарекс, 1997.
10.Горбаневский М.В. Тайны московских улиц: Топономические путешествия. – М.: Московский учебник, 2000, 1997.
11.Александров Ю.Н. Заповедная Москва. М.: Московская правда, 1987.
12.Колодный Л.Е. Москва у нас одна. – М.: Политиздат, 1991.
13.Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные подмосковного края. – М.: Московский лицей, 2003.
14.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя. – М.: Московский лицей, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"
В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/15/picture-44379-1468609512.jpg)
Программа по искусствоведческому краеведению, 8 класс
Программа разработана на основе программы "Узоры Тверского края" (Доскиевой Е.Н.) и программы "Музыкальное краеведение" (Волошиной). основа на краеведческом материале Тверской области....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/15/picture-44379-1468609512.jpg)
Программа по технологическому краеведению (8 класс)
Программа разработана на основе книги Калмыковой Л. "Народное искусство Тверской земли"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-65626-1419409451.jpg)
Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113105.jpg)
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258062-1369153915.jpg)
Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс
Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...