Краеведение (8 класс)
элективный курс по географии (8 класс) на тему

Добрин Николай Михайлович

Курс "Краеведение" расчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ  СОШ №1985

«Рассмотрено»                                      «Согласовано»                                          «Утверждено»

на заседании м/о                          Зам. директора по НМР                    Директор ГБОУ СОШ №1985

ГБОУ СОШ №1985                         ____________ Е.О.Ляпина               ______________ А.М.Суковых

Проток. № _  от _______            «____» ___________ 2012г.             «____» _____________ 2012г.

     «КРАЕВЕДЕНИЕ»

                     программа для учащихся 8  классов

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:  ДОБРИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Срок реализации программы – 1 год

                                                  Москва

                                   2012-2013 учебный год

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа «Краеведение» рассчитана на 34 часа и предназначена для уч-ся 8 классов.

      Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных  аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно  организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

       Близкое знакомое с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формирует у учащихся интересы и склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

      Цели программы:

- формирование у учащихся основ краеведческих знаний,  умений и навыков;

- привитие интереса школьников к изучению данного курса;

- развитие личности ребенка на основе краеведческой деятельности;

- создать условия для воспитания патриотизма  средствами краеведения;

- экологическое воспитание учащихся;

- овладение приемами работы на местности и умения приводить исследования.

       Исходя из целей курса, можно выстроить следующие задачи:

- изучить природные компоненты своей местности;

- исследовать местный ландшафт;

- проследить изменения природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека;

- узнать  основные природоохранные мероприятия, выполняемые на территории родного края;

- уметь использовать разные источники информации при изучении природы своей местности;

- научить наблюдать учащихся за природными явлениями и процессами;

- воспитывать любовь к своей местности, своей малой Родине;

- подготовить проект о родном крае.

Основные типы занятий:

-индивидуальная работа;

- мини-лекции;

- экскурсии;

- работа на местности.

Формы итогового контроля:

- проект и его защита

п/п

Тема занятий    

Кол-во

Лек-

ция

Практ.

работа/исслед

Экскурсия

Форма контроля

1

Введение

1

1

2

Географ. положение Куркино

1

1

Мини-тест

3

История нашего города

4

4

Беседа

4

Топонимика Москвы и Куркино

2

2

Творч.задание

5

Рельеф и полезные ископаемые

2

1

1

Полев.дневн.

6

Климат нашего города

2

1

1

Полев.дневн.

7

Гидрологические условия края

2

1

1

Полев.дневн.

8

Особенности почвенного покрова

2

1

1

Полев. дневн.

9

Органическая жизнь

2

1

1

Полев.дневн.

10

Природный комплекс

2

1

1

Полев.дневн.

11

Природоохранное законодательство

1

1

Мини-тест

12

Природный заповедник «Долина реки Сходня»

3

3

Викторина

13

Подготовка к проекту

1

1

Беседа

14

Планирование

1

1

Беседа

15

Исследование

6

6

16

Отчет

1

17

Оценка

1

Итого:

34

13

12

7

2 отчет,

оценка

         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса краеведения. Виды работы на занятиях. Методика проведения практических работ, исследований и экскурсий.

Тема 2. Географическое положение Куркино (1 час)

Территория, границы, географическое положение Москвы и Куркино.

Тема 3. Древнейшая Москва (4 часа)

Заселение территории Москвы. Славянские племена на территории Москвы. Версии происхождения названия. Посещение музея истории Москвы.

Тема 4. Улицы и историко-культурные памятники Москвы (2 часа).

Топонимика улиц Москвы . Красная площадь. Китай-город, Белый и Земляной город. Основные достопримечательности Москвы. Улицы и достопримечательности Куркино. Практическая работа «Составление карто-схемы улиц Куркино».

Тема 5.Рельеф и полезные ископаемые (2 часа)

Геологическое строение родного края, формы залегания горных пород. Полезные ископаемые. Формы рельефа местности. Рельефообразующие процессы. Изменение рельефа человеком. Практическая работа «Описание обнажения». Работа сгорными породами, минералами и полезными ископаемыми.

Тема 6. Климатические условия (2 часа)

Оценка действия климатообразующих факторов. Характеристика климата Москвы и его особенности. Хозяйственная и рекреационная оценка климата. Охрана атмосферного воздуха. Практическая работа «Наблюдения за погодой». Работа с календарем погоды.

Тема 7. Гидрологические условия (2 часа)

Виды природных вод на территории родного края. Влияние климата и рельефа на поверхностные воды. Характеристика наиболее важных из них. Влияние человека на внутренние воды и их охрана. Практическая работа «Описание реки Сходни».

Тема 8. Особенности почвенного покрова (2 часа)

Почва – особое природное образование. Состав, горизонты, структура и механический состав почвы своей местности. Типы почв и их плодородие. Степень хозяйственного освоения почв. Вопросы охраны. Практическая работа «Описание почвенного разреза».

Тема 9. Растительный и животный мир (2 часа)

Разнообразие растительного и животного мира родного края. Факторы, влияющие на их распространение. Красная книга Москвы. Практическая работа «Составление гербария растений».

Тема 10. Природный комплекс (2 часа).

Географическая оболочка и ее состав. Природные зоны родного края. Изменение их человеком. Знакомство с антропогенными комплексами. Культурные ландшафты. Практическая работа. «Описание родного ландшафта».

Тема 11. Охрана природы (4 часа).

Охранное законодательство России. Охраняемые территории в Москве и Московской области. Их характеристика. Экскурсия в природный заповедник «Долина реки Сходня».

Тема 12. Работа над проектом (10 часов).

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта. Подбор дополнительной литературы. Разработка индивидуального плана проекта. Сбор информации, ее анализ и оценка. Планирование исследований. Выбор формы и установление сроков отчета. Выполнение исследований под руководством учителя. Анализ полученных данных. Формулирование выводов. Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты. Представление и оценивание результатов.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: Московский университет, 2006.

2.Алексеев А.И. Москвоведение. География Москвы и Московской области:- М.: Экопрос, 1995.

3.Алексеев А.И. Москвоведение. Край наш Московский. –М.: Экопрос, 1997.

4.Ефремов Г.К. Имена московских улиц: путеводитель. – М.: Московский рабочий, 1998.

5.Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель – М.: Московский рабочий, 1978.

6.Рогачев А.В. Москвоведение. Москва (Город-Челове-Природа). – М.: Мирос, 1994.

7.Лихачев Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет. – М.: Наука, 1994.

8. Моисеенко А. Московское краеведение: Учебно-методическое пособие. –М.: Центр «Школьная книга», 2007.

9.Александров Т.А., Резников С.Б. Москвоведение: Краткий справочник. – М.: Фирма Антарекс, 1997.

10.Горбаневский М.В. Тайны московских улиц: Топономические путешествия. – М.: Московский учебник, 2000, 1997.

11.Александров Ю.Н. Заповедная Москва. М.: Московская правда, 1987.

12.Колодный Л.Е. Москва у нас одна. – М.: Политиздат, 1991.

13.Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные подмосковного края. – М.: Московский лицей, 2003.

14.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя. – М.: Московский лицей, 2004.

15. Интернет-ресурсы.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"

В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....

Программа по искусствоведческому краеведению, 8 класс

Программа разработана на основе программы "Узоры Тверского края" (Доскиевой Е.Н.) и программы "Музыкальное краеведение" (Волошиной). основа на краеведческом материале Тверской области....

Программа по технологическому краеведению (8 класс)

Программа разработана на основе книги Калмыковой Л. "Народное искусство Тверской земли"....

Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...