рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Прокудина Елена Сергеевна

Рабочая программа по географии 8-9 класс составлена на основе программ Э.Д. Днепрова А.Г. Аркадьева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая  программа составлена на основе примерной программы – «География России 8-9 класс». Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев «Дрофа» 2007год.

Обоснованием необходимости написания данной программы является деление курса на два года обучения 8-9 классы, 136 учебных часов, перераспределения количества часов по темам, выделения оценочных практических работ.

Изучение географии данного курса направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,   населении и хозяйства разных территорий, о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

•        выделять, описывать и объяснять, находить в разных источниках и анализировать информацию, обходимую для изучения географических объектов и явлений,  территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние формирование культуры народов; районов разной специализации центров производства важнейших видов продукции, основ коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположения географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в ев местности; определения комфортных и дискомфортных парам ров природных компонентов своей местности с помощью при ров и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

  о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде,     путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в     процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

         воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Тематическое распределение часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая

программа

8 класс

1.

Особенности географического положения

10

10

Введение

4

История освоения и изучения территории России

6

2

Природа России

30

44

Природные условия и ресурсы

7

Климат и климатические ресурсы

6

Внутренние воды и водные ресурсы

4

Почва и почвенные ресурсы

4

Растительный и животный мир

3

Природно-хозяйственное районирование

20

Природно-хозяйственное районирование.

6

Характеристика природных зон.

6

Природные ресурсы природных зон, их использование.

8

3

Население России

10

14

Человеческий потенциал страны.

3

Половой и возрастной состав населения страны.

2

Народы и религии России

5

Языковой состав населения.

4

9 класс

4

 Хозяйство России

30

26

Тема 1.Общая характеристика хозяйства

5

Тема 2 География отраслей и межотраслевых комплексов

 21                                                                                                          

Машиностроительный комплекс

5

Топливно-энергетический комплекс

3

Система отраслей производящих конструкционные материалы и химические вещества

7

Агропромышленный комплекс

3

 Инфраструктурный комплекс

3

5

Регионы России

42

40

Экономическое районирование территории.

2

Тема 1.Европейская часть России Общая характеристика

1

Тема 2.Европейский Север

3

Тема 3.Центральная Россия

5

Тема 4.Европейский Северо-Запад

3

Тема 5.Поволжье

3

Тема 6.Европейский Юг

8

Тема 7.Урал

3

Тема 8.Азиатская часть России

1

Тема 9.Сибирь Западная Сибирь

4

Тема 10.Восточная Сибирь

4

Тема 11.Дальний Восток

3

6

 Россия в современном мире

4

2

Резерв времени

14

Наличие практических работ

8 класс

7

9 класс

8

Раздел 7 География своей республики (края, области) темы распределены по региональному курсу.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Примерная программа: «География России» 8-9 класс. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.

В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 8 класс

В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География 9 класс

И.И. Баринова. География. Природа России.8 класс.

 В.П. Дронов, В.Я. Ром География. Население и хозяйство России.9 класс.

В.В. Николина А.И. Алексеев География населения и хозяйства России.9 класс.

Терская Терский. География Краснодарского края.

Атлас География. Природа России.8 класс.

Атлас География. Население и хозяйство России.9 класс.

Содержание обучения

Количество часов

                 

География России VIII  класс

Р А 3 Д Е Л I. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ

Введение.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.

Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.

РАЗДЕЛ2. ПРИРОДА РОССИИ

Тема 1.Природные условия и ресурсы.

Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры. Рельеф: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Тема 2.Климат и климатические ресурсы. 

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Тема 3. В нутренние воды и водные ресурсы. 

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Тема 4.Почва и почвенные ресурсы. 

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема 5.Растительный и животный мир. 

Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Тема 6. Природно-хозяйственное районирование.

 Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов.

Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы. Высотная поясность. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

РАЗДЕЛ3.  НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ .

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.

Языковой состав населения. География религий в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства России.

География России  IX класс

РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

Место и роль хозяйства России в мировой экономике.

Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства

Географический рисунок индустриализации. Распад СССР и его географические следствия.

Тема 2. География отраслей и межотрослевых комплексов

Машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав.

Факторы размещения машиностроительных предприятий.

География машиностроения. Главные районные центры

Особенности географии ВПК.

 Топливно-энергетический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика России. Типы электростанций, факторы размещения.

Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества

Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества

Металлургический комплекс: состав, структура, связь с другими комплексами.

Цветная металлургия России. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых металлов.

Химико-лесной комраплекс. Состав. Место и значение в народном хозяйстве.

Главные факторы размещения химико-лесного комплекса.

Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс

Состав и значение АПК.

Земледелие и животноводство.

Пищевая и легкая промышленность.

Инфраструктурный комплекс Состав и значение комплекса

Транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Морские порты страны.

Связь. Социальная инфраструктура. Состав, значение, перспективы развития.

РАЗДЕЛ 5: РЕГИОНЫ РОССИИ.

Экономическое районирование территории

Районирование России: принципы, факторы, проблемы.

ТЕМА 1. Европейская часть России общая характеристика Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России.

ТЕМА 2. Европейский Север

Своеобразие географического положения на севере Восточно-Европейской равнины. Население.

Влияние географического положения и природных условий на освоение территории.

Специализация хозяйства.

ТЕМА 3. Центральная Россия. Преимущества ГП и состав территории. Ресурсы.

Центральная Россия-очаг русской национальной культуры

Специализация хозяйства на наукоемких отраслях

Проблемы регулирования и развития крупныхгородских агломераций.

Внутрирегиональные различия. Узловые районы Центральной России.

ТЕМА 4. Европейский Северо-Запад Особенности географического положения района. Природные особенности.

Санкт-Петербург -северная столица региона. Хозяйство.

ТЕМА 5. Поволжье Географическое положение. Роль Волги в развитии региона.

Население. Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве с/х продукции. Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Хозяйство.

ТЕМА 6. Европейский Юг

Особенности географического положения региона и его состав. Природные ресурсы и хозяйство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края.

Инфраструктура края. Внешние связи.

Экономико-географическое положение Краснодарского края.

Административное устройство. Население края. Отраслевая структура промышленности

Краснодарского края.

ТЕМА   7. Урал.

Особенности географического положения Урала, природные ресурсы.

Проблемы населения и трудовых ресурсов.

Отрасли специализации хозяйства..

ТЕМА 8. Азиатская часть России. Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов.

ТЕМА 9. Сибирь Западная Сибирь,

Географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов.

Население и особенности специализации региона

Природно-хозяйственные районы Западной Сибири.

ТЕМА 10. Восточная Сибирь.

Географическое положение.

TЭK-основа хозяйства территории. Транссибирская магистраль, ее значение

ТЕМА 11. Дальний Восток

Особенности географического положения и проблемы территории.

Отрасли специализации района

Перспективы развития Дальнего Востока.

РАЗДЕЛ 6  РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.  

Россия и страны СНГ.

Взаимосвязи России с другими странами.

136 часов

68 часов

10  часов

4

6

44 часа

7

6

4

4

3

20

6

6

8

14 часов

3

2

5

4

68 часов

26 часов

5

21

5

3  

7

3

3

40 часов

1

3

5

3

3

8

3

1

4

4

3  

2 часа                    

Перечень практических  работ 8 класс

Практическая работа  

 1

Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог: решение простейших задач определение расстояний, абсолютных и относительных высот.

№ 2

Определение  по физической карте географических координат крайних точек, границ РФ, нанесение их на контурную карту.

№3

Решение задач на определение поясного времени.

№ 4

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа, полезными ископаемыми по тектонической и физической картам, на примере отдельных территорий.

 5

Определение по климатической карте суммарной радиации для отдельных географических объектов, определение состояния погоды по синоптической карте.

№ 6

Определение по тематическим картам режима питания, годового стока, падения реки, хозяйственного использования.

 7

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон.

Перечень практических  работ 9 класс

Практическая работа  

 1 Обозначение на контурной карте республик РФ.

№ 2 Составление характеристики одного из угольных бассейнов

№3 Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

№ 4 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

 5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

№ 6 Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану

 7 Составление экономико-географической характеристики промышленного узла.

№ 8 Составление характеристики Норильского промышленного узла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...