Растительный и животный мир России ( урок в 8 классе)
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx81.08 КБ
Файл tema_uroka.docx28.49 КБ
Файл prilozhenie_4.docx16.05 КБ
Файл prilozhenie5.docx384.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1. Таблица Шульте

Приложение 2.

№1 . Объясните от чего зависит плодородие почв.

Назовите самые плодородные почвы России,

 объясните географию их распространения.

№2. Дайте оценку основных типов почв нашей страны.

 Укажите, какие из них  наиболее благоприятны

 для сельского хозяйства.

№3. Какие виды деятельности человека приводят к

 нарушению естественного плодородия почвы.

 Как можно улучшить плодородие почв?

Вопросы для фронтальной беседы:

Что называется почвой? Верхний плодородный слой земли

Назовите почвообразующие факторы? Горные породы, растительность, животный мир, климат, грунтовые воды, деятельность человека, рельеф, время

Какова роль микроорганизмов , содержащихся в почве? Способствуют разложению остатков растений и животных 

Какую почву В.В.Докучаев назвал «царем почв»? чернозем, самая плодородная почва

Что такое почвенные горизонты? Это почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой

Как различают почвы по механическому составу? Пески, супеси, суглинки, глины

Какое значение имеет механический состав почвы? Оказывает влияние на содержание в почве влаги, воздуха, песчаные почвы быстро высыхают, глинистые удерживают влагу, но в них  мало воздуха.

Приложение 3.

Никулина «Русский лес»

Нет ничего милее                                                           Душистая малина

Бродить и думать здесь.                                             На кустиках густых.

Излечит, обогреет,                                                           Ищу грибов поляну

Накормит русский лес.                                                   Я, не жалея ног,

А будет жажда мучить -                                             А если и устану –

То мне лесовичок                                                             Присяду на пенёк.

Средь зарослей колючих                                                Лес очень любит пеших,

Покажет родничок.                                                          Для них совсем он свой.

Нагнусь к нему напиться -                                           Здесь где-то бродит леший

И видно всё до дна.                                                         С зелёной бородой.

Течёт вода-водица,                                                           Жизнь кажется иною,

Вкусна и холодна.                                                             И сердце не болит,

Нас ждут в лесу рябина,                                                 Когда над головою,

Орехи и цветы,                                                                 Как вечность, лес шумит.



Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №1 п.Нарышкино Урицкий район Орловская область

Тема : Растительный и животный мир России.

Цель: рассмотреть типы растительности, расширить  знания учащихся о животном мире.

Задачи урока: 

Образовательные:

познакомить с географическим положением природных зон России;

познакомить с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного;

сформировать у учащихся представление о роли  и значимости природных зон в жизни человека.

Развивающие:

Закрепить умения работать на контурных картах

развивать умение работать с учебником, картой, атласом.

Воспитательные:

развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Методы и приемы:

словесный (рассказ учителя, беседа);

наглядный (компьютерный);

частично-поисковый и исследовательский);

работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока: карточки для проверки домашнего задания, текст для составления схемы, рабочие тексты для заполнения таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать»,  таблица для мозаики, жетоны ( красный, синий, зеленый), гербарии, задания для работы в группах, презентация , видеосюжет «Растительный и животный мир России», контурные карты, атласы, карта растительности и животного мира России, таблицы для видеоряда.

№ этапа урока

Содержание урока

время

№ слайд

Значение применяемых технологий

1

Организационный момент.

1.Приветствие класса.

2.Упражнение на формирование наблюдательности, внимания. Тренирующий берет несколько таблиц из 25 клеток (5*5), в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 25. Требуется отыскивать по порядку эти числа, начиная с 1, до 25. (Приложение 1)

1 мин  

Таблицы Шульте используются для оценки степени устойчивости внимания, позволяет дать оценку концентрации внимания.

2

Проверка домашнего задания.

1.Карточки с  заданием помещаются сбоку на парту, выполняют те ученики, которым достались эта карточки.  (Приложение 2)

2.Вопросы для фронтальной беседы:

Что называется почвой? Верхний плодородный слой земли

Назовите почвообразующие факторы? Горные породы, растительность, животный мир, климат, грунтовые воды, деятельность человека, рельеф, время

Какова роль микроорганизмов , содержащихся в почве? Способствуют разложению остатков растений и животных 

Какую почву В.В.Докучаев назвал «царем почв»? чернозем, самая плодородная почва

Что такое почвенные горизонты? Это почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой

Как различают почвы по механическому составу? Пески, супеси, суглинки, глины

Какое значение имеет механический состав почвы? Оказывает влияние на содержание в почве влаги, воздуха, песчаные почвы быстро высыхают, глинистые удерживают влагу, но в них  мало воздуха.

3. записываем домашнее задание в дневник : п.18 творческое задание 5 стр.112.

7мин

Развитие устной речи

3

Изучение новой темы:

1.Стихотворение Никулиной «Русский лес» (Приложение 3)

2. Просмотр видеосюжета.

2.Цель урока: рассмотреть типы растительности, расширить  знания учащихся о животном мире

3. Записываем тему урока в тетради.

3мин

Положительная мотивация

Целеполагание

4

2 блока урока :

        Растительный мир        животный мир

1.Знакомство с растительным миром России.( карта атласа Растительность России)

Учитель : Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта. Растения – важный фактор почвообразования.  Растения защищают почву от эрозии, поддерживают уровень грунтовых вод, формируют состав атмосферы, дают человеку  и животным пищу.  Растения существуют не изолированно , а в растительных сообществах. Обратим внимание на видеоряд «Растительные сообщества».

Растительный покров очень разнообразен.

Вопрос : Как вы думаете в чем причина разнообразия растительного покрова ? Ответ: различия в климате отдельных территорий.

Учитель: Для жизни растений очень важны климатические показатели :  темп воздуха, сама осадков за год, продолжительность теплого сезона.  Определим, какие факторы влияют на растительность.  Учащиеся из предложенных на доске понятий выбирают необходимые и  формируют на доске схему с помощью учителя. ( Приложение 4 )

Видеоряд

4 мин

Постанова проблемы

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Ситуация выбора

Двигательная активность

5

Работа в группах.

1. Класс делится на группы, для знакомства с различными видами растительных сообществ.

Каждая группа получает жетон ( заранее разложить на столы), по которому определяется задание.

«Синий» - тундра

«зеленый» - тайга

«красный» - смешанные и широколиственные леса

«коричневый» - степь

«желтый» - пустыня

Каждая группа получает задание ( приложение 5)

2. Знакомство с результатами работы.

3. Учитель подводит итог работы.

5мин

Активные методы обучения, смена видов деятельности, формирование умений работать в коллективе

7

Закрепление 1 этапа  изучения новой темы

Почему растительный мир России разнообразен?

Разнообразен климат, горные породы, почвы, рельеф

Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь?

Лесное

Какие приспособления имеют растения пустынь?

Длинные корни, листья заменены на колючки

Какая порода дерева самая распространенная в России?

Лиственница

3 мин

Слайды 3-4

Использование ИКТ

8

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

1мин

Предупреждение утомляемости

9

Учитель : Животный мир по разнообразию богаче растительного. В России до 130  тыс. видов  животных ,  а высших растений всего 18 тыс. видов. В животном мире наиболее многочисленны насекомые. Состав и облик животного мира  от климата, рельефа, геологии.  Животные являются частью растительного природного сообщества, в котором они связаны пищевой цепью с растениями. Рассмотрим рис.учебника на стр.109. Обратить внимание на промысловых животных.  Рассмотрим видеоряд  с представителями животного мира.

2 мин.

 Постановка проблемы

10

Знакомство с животным миром России : 1.Продолжим с работой по тексту учебника и заполнением таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать» (Приложение 6)

2. Знакомство с результатом работы.

5 мин

Индивидуальная работа, умение делать краткую запись, развитие устной речи

11

Знакомство с особенностями животного мира. Анализ таблицы.

2 мин

Формирование творческого мышления , межпредметные связи с биологией

12

Учитель : Подведем итог изучаемой темы выполним устный географический диктант, учащиеся проводят самопроверку

Географический диктант. ( поднимают карточку верного ответа)

Видовой состав богаче у ….( животных)

Среди животного мира преобладают ….. насекомые

Искусственно принесены в нашу фауну…… ондатра, енот, норка

На разнообразие раст и животн мира влияют……. Климат, почвы, рельеф

Закономерности в размещении видов растений и животных …… широт зональность и высот поясность

По ходу выполнения задания учитель комментирует ответы.

3 мин.

Развитие логического мышления, выполнение разноуровневых заданий

13

1.Коллаж «Многообразие растительного и животного мира России»

2. Комментарии некоторых работ.

4мин

Творческое задание сопровождается музыкой

14

 

Самооценка ( используются жетоны красный – 5, синий – 4, зеленый - 3)

2 мин

Оценка своего вклада в достижении цели   урока

15

Итог урока:

1Используется офтальмотренажер с впросами( Какую тему изучили?, что узнали нового?)

«Хранилище забот» на листах написать , что не понятно, или изучить более подробнее,  листы помещаются в конверт.

3 мин

Офтальмотренаже предупреждение нарушений зрения

Тема:

«Растительный покров России. Животный мир России»

        Учитель : Картамышева О.Н.

        2011год



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

        



Предварительный просмотр:

Приложение5.  

Для работы используйте учебник:

Стр. учебника 105-106,

стр.98, рис.56,

стр.107. рис. 60

Заполните таблицу:

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

Подпишите в контурной карте природную зону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...

Краеведческий материал к уроку "Растительный и животный мир России"

Новосибирская область, Купинский район, заказник "Майское утро" (справочный материал)....

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России»

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России» Цели и задачи урока: обучающие: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира страны, видовым разнообразием при...

разработка урока географии для 8 класса "Растительный и животный мир России"

Проект урока по географии в 8 классе на тему  "Растительный и животный мир России", предусматривает коррекционно - развивающие обучение с применением ИКТ.Урок разработан для у...

Конспект урока географии в 8 классе «Растительный и животный мир России».

Цели и задачи урока: обучающие: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира страны, видовым разнообразием природных зон России и причинами, определяющими его (межпредм...

Презентация для обобщающего урока по теме: "Растительный и животный мир России"

В презентации представлены природные зоны России, даны критерии, по которым будут  оцениваться самостоятельные творческие работы учащихся....

Методическая разработка урока ""Особенности растительного и животного мира России". 8 класс"

В публикации представлен один из вариантов проведения урока по теме "Животный и растительный мир России" , в котором будет уделено  внимание изучению общих особенностей приспособления п...