Элективный курс "Экология села"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Тимофеева Елена Геннадьевна

 Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текстовый документ41.5 КБ
Файл реклама курса89.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ СЕЛА. ВЕСЬ МИР – ОДНА ДЕРЕВНЯ.

Программа элективного курса.

9 класс (16 часов)

Пояснительная записка.

 Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.

 Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение «экология человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни.

 Лабораторные работы вполне доступны учащимся, как начинающим исследователям. Это в первую очередь исследования, направленные на изучение животного и растительного мира, отдельных видов загрязнений и их воздействия на живые организмы, изучение некоторых условий жизни человека, факторов его здоровья и болезни. Выбор доступных исследовательских работ определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы (архивы, справочники, сеть интернет и др.).

 Элективный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, физического характера.

 Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера. Защита работ проходит на уроке курса - «конференция», лучшие работы рекомендуются для выступления на школьной конференции или на краеведческие чтения.

 Курс позволяет сформировать общую картину единого развития и взаимосвязи географического, биологического и социального. Изучение и сохранение окружающей среды, демографические проблемы современности является одной из составляющих гармоничного развития биосферы в целом.

Цель: изучение природных и социальных особенностей села.

                                     Задачи:

 1. Изучение физико-географической, социальной характеристики села.

 2. Опытным путем определить качество окружающей среды.

 3.Формирование простейших исследовательских навыков.

Методы: поисковый, исследовательский, проектов, ИКТ, практический.

Методика выполнения исследовательских заданий.

 Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение работ в малых группах по 2-3 учащихся. Каждая группа получает карточку - инструкцию, в которой представлен алгоритм выполнения задания. Группы работают одновременно и независимо друг от друга. По окончанию занятия группа готовит мини выступление. Учитель выполняет роль организатора – консультанта

Оборудование для проведения экологических исследований.

Приборы: микроскоп, весы аналитические, покровные стёкла, термометр, пипетка, лупа, фильтровальная бумага, пинцет, ножницы, нож, индикатор, лопата, пробирки со штативом, спиртовка, держатель.

Реактивы: раствор ацетата аммония, дитизона, серная кислота, хромат калия, вода.

Литература: карта села (административная, физико-географическая), физико-географическая карта России, Школьный атлас определитель растений, животных, насекомых, птиц (любой справочник краевой, районный). Сеть интернет.

Программа включает в себя два раздела:

ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА.

 ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ.

1.Составление физико-географической  характеристики исследуемой территории.( Работа с картами России, Тверской области и Кашинского района для составления физико-географической  характеристики дер. Верхняя Троица)

2. Растительный и животный  мир исследуемой территории. (Работа с картой и атласом, дополнительной литературой для составления характеристики Кашинского района растительного и животного мира дер. Верхняя Троица. возможно посещение краеведческого районного музея и школьного музея. Благоустройство территории села. Проблемы и пути их решения (разработка социального проекта).

3.Изучение водоемов . Работа с физико-географической картой  для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися модельных территорий дер. Верхняя Троица.

- Определение органолептических характеристик вод из разных водоёмов (река Медведица, река Рудомышь, родники д. Селихово, водопровод)

4.Изучение запылённости воздуха летом и зимой. (Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села (топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математический расчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений, взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухой массы).

-Изучение загрязнения окружающей среды резиновой пылью. Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт, грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнения резиновой пылью.

-Изучение шумового загрязнения  территории. Пользуясь справочными табличными данными о шумовом загрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории (1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумового загрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнение с допустимой нормой в жилой зоне).

-Изучение состава водоёмов. Изучение растительного и животного мира водоемов на исследуемой территории. Влияние на почву, климат и воздух.

Урок - Конференция. Защита исследовательских работ.

Изучение демографической ситуации села, района, края. Демографическая ситуация в селе, районе, крае и России. Проблемы и пути их решения (разработка социальный проект). Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения. Работа в сети интернет.

-История села. Экскурсия в районный музей. Составление рассказа по истории села. (индивидуальная работа).

Тематическое планирование

1.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории.

2.Составление физико-географической характеристики исследуемой территории.

3.Растительный и животный  мир исследуемой территории.

4.Изучение водоемов села.

5.Изучение водоемов села. Практическая работа

6.Изучение запылённости воздуха летом и зимой. Методики.

7.Практическая работа. «Изучение загрязнения окружающей среды резиновой пылью.»

8.Изучение демографической ситуации села, района, края.

9. Демографическая ситуация. Работа в сети интернет.

10.Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

11.Обработка полученных данных

12.Составление плана для индивидуального проекта.

13.История села. Экскурсия в  музей им. М.И. Калинина

14.Индивидуальные консультации по проектам.

15-16.Урок - Конференция. Защита исследовательских работ.

Результаты 2011-2012 уч.год:

На основании исследований обучающиеся выполнили презентации по теме « Изучение демографической ситуации села, района, края».( «Славковский сельский округ, Булатовское сельское поселение. Население и хозяйство», «Население д. Верхняя Троица»)

На основании исследований демографической ситуации села, района обучающиеся выполнили 3 краеведческие исследовательские работы и защищали их на районных краеведческих чтениях. Работа Аникиной Виктории «Демографическая ситуация в Верхнетроицком сельском поселении» отмечена дипломом, получила приз от представителей «Учительской газеты», остальные работы отмечены грамотами.

Обучающимися написаны две исследовательские работы: 1. по теме изучение водоемов села «Определение качества и свойств воды»; 2. по теме влияние автомобильного транспорта на состояние окружающей среды  «Изучение запыленности пришкольной территории.»

Проведена экспедиция в Воронцовское болото для изучения природных сообществ окрестностей. Обучающимися выполнен отчет об экскурсии в форме презентации.

Источники:

http://www.it-n.ru/it-n.ru/board.aspx?cat_no=16081&tmpl=Thread&BoardId=16170&ThreadId=194941

http://festival.1september.ru/articles/537803/

http://www.tiuu.ru/content/pages/46.htm  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практический курс Руководитель: Тимофеева Е.Г. у читель географии МОУ СОШ им. М.И. Калинина 2011год «ЭКОЛОГИЯ СЕЛА. ВЕСЬ МИР – ОДНА ДЕРЕВНЯ .»

Слайд 2

Программа включает в себя два раздела: ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Слайд 3

Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение « экологии человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни. Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".

Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...

Программа ориентационного элективного курса по теме «Использование древесной золы в условиях села»

Древесная   зола   —   экологически   чистый   продукт.   Практическое применение которого в быту приносило бы немалый доход семейному бюдже...

"Мое село, село родное"

классный час, рассказывающий о селе Ивановское Аккольского района Акмолинской области...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.

Понятие  «Моя малая Родина » и отношение ребёнка  к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между  экологическим и патриотическим воспитанием .  И ...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.

Понятие  «Моя малая Родина » и отношение ребёнка  к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между  экологическим и патриотическим воспитанием .  И ...

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Рабочая программа по элективному курсу «Родное село в задачах» 6 класс

Рабочая программа по математики (элективный курс) 6 класс разработана по ФГОС.  В ходе курса ребята знакомятся с основами построения задачи, ее элементами. В конце курса ребята защищают свои твор...