Почва – особое природное тело
материал по географии (8 класс) по теме

 

1.          

Класс 8

 

2.          

Тема и номер урока в теме  тема «Природа России», 21 урок в теме «Природа России»

 

3.          

   Базовый учебник

1. учебник «География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А. И Алексеева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 20011

2. Гусева Е.Е. география. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. Е. Гусева;  Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

3. Николина В. В. География: 8 [кл.]: мой тренажёр: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

4. Николина В. В. География. Поурочные разработки.8 класс: мой тренажёр: пособие для учителя / В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

 

 

8. Цель  урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме   «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.

 

9. Задачи:

Образовательные:

Базовый уровень: 1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».

    2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Повышенный уровень: 1) факторы образования почв.

                                         2) почвенные ресурсы России

Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Развивающие:

Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».

- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам

- определять структуру земельного фонда России

Наносить на контурную карту основные типы почв России

Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,

- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России

Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,

- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы

- меры по сохранению плодородия почв.

- Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные  мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Воспитательные:

1.                      Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.

2.                      Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.

3.                      Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.

 

10.       Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала

11.       Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной

12.         Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, интернет ресурсы сайтов ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru,   толковые словари, атлас России 8 класс, САЙТ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ КУЗЬМИНА ВЛАДИМИРА ВАЛЕНТИНОВИЧА,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvy_rossii.rar67.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

Почва – особое природное тело

ФИО (полностью) Якунина Елена Фингальевна

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Соколовка Зуевского района Кировской области»

   Должность учитель географии

Предмет география

Класс 8

Тема и номер урока в теме  тема «Природа России», 21 урок в теме «Природа России»

   Базовый учебник 

1. учебник «География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А. И Алексеева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 20011

2. Гусева Е.Е. география. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. Е. Гусева;  Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

3. Николина В. В. География: 8 [кл.]: мой тренажёр: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

4. Николина В. В. География. Поурочные разработки.8 класс: мой тренажёр: пособие для учителя / В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011

8. Цель  урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме   «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.

9. Задачи:

Образовательные:

Базовый уровень: 1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».

    2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Повышенный уровень: 1) факторы образования почв.

                                         2) почвенные ресурсы России

Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Развивающие:

Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».

- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам

- определять структуру земельного фонда России

Наносить на контурную карту основные типы почв России

Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,

- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России

Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,

- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы

- меры по сохранению плодородия почв.

- Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные  мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Воспитательные:

Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.

Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.

Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала

Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, интернет ресурсы сайтов ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru,   толковые словари, атлас России 8 класс, САЙТ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ КУЗЬМИНА ВЛАДИМИРА ВАЛЕНТИНОВИЧА,

Структура и ход  урок:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Введение в тему, постановка проблемной задачи

Саморегуляция.

Наличие почвы

ЭОР 1

Загадывает загадку о почве.

 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
 

Демонстрируется слайд «профиль дерново-подзолистых почв Кировской области» ЭОР (фрагмент, Блок 2)

Проблемный вопрос. В.В.Докучаев сказал: «Почва – зеркало ландшафта». Докажем, что это так.

Совместная формулировка темы урока.

Воспроизведение информации на основе субъективного опыта

1

2

Целеполагание и мотивация

Целеполагание, планирование, саморегуляция.

Предлагается рубрика:

Должны знать/понимать

 Базовый уровень: 

1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».

2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Повышенный уровень: 

1) факторы образования почв                                  

2) почвенные ресурсы России

Углублённый уровень: 

изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Должны уметь применять

Базовый уровень:

- определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».

- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам

- определять структуру земельного фонда России

Наносить на контурную карту основные типы почв России

Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,

- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России

Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,

- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы

- меры по сохранению плодородия почв.

Каким способам деятельности мы научимся, где эти знания нужны в жизни людей и каких профессий?

Совместно с учителем выдвигают  цели занятия.

Определяют источники информации, способы деятельности.

1

3

Актуализация

Предметные.

Саморегуляция,

умение структурировать, умение строить письменную речь.

Проверка имеющихся знаний о почве, даёт действия и контролирует выполнение

Знаю

Хочу узнать  

Узнал

Заполняют первый и второй  столбики

1

4

Организация восприятия

Планирование, саморегуляция, поиск и выделение информации, умение структурировать.

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

Смысловое чтение.

Почвы России

ЭОР 2 

Образование разных типов почв

ЭОР 3

Работа с учебником

Что такое почва и каково её главное свойство?

 От чего оно зависит?

          Организует работу по изучению образцов горных пород и почвы.

Что такое горная порода?

Чем почва отличается от горной породы?

       Уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы – гумуса.

            Знакомит учащихся со строением почвы, используя учебник (рис. 57, с. 135)

             Знакомит учащихся с образцами различных почв.      

             Организует практическую работу по определению механический состав почвы пришкольного участка (Приложение 1)

             Знакомит учащихся со структурой почв. Совместно с учащимися составляет схему «Структура почвы» на доске.

Организует работу с почвенной картой России.

Уточняет ответы учащихся по  факторам почвообразования.

Демонстрация флешролика «Образование разных типов почв»

Знакомит с распределением почв России с севера на юг.

Какую закономерность можно выявить?

     Организует работу в группах, используя инструктивные карточки. (Приложение 4)

Отвечают на вопросы учителя, используя материал учебника §28-29, с.134-140.

Устанавливают при помощи учителя, чем почва отличается от горной породы.

Изучают образцы горных пород (песок, глина) и почвы. Высказывают свои предположения.

     Знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль в тетрадь.

     Знакомятся с образцами различных почв. Определяют механический состав почвы пришкольного участка.

       Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Совместно с учителем составляют схему «Структура почвы» и заносят её в тетрадь.

Делают вывод об особенностях почвенной карты (мозаичность и пестрота).

С помощью учителя определяют факторы почвообразования и записывают их в тетрадь в виде схемы.

(Приложение 3)

Вспоминают закон широтной зональности.

 

Используют ЭОР в своей работе.

Заполняют таблицу. Работа с контурной картой.

12

5

Организация осмысления

Контроль, слушать партнёра, оценка, нравственно-этическое оценивание.

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

Антропогенные изменения почвы

ЭОР 6

Организует работу переходящих групп.

Вводит понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация»

В 1900 году русский естествоиспытатель В. В. Докучаев прислал на Всемирную выставку в Париж вырезанный из ковыльной степи под Воронежем куб (1x1x1 метр) чернозема. Воронежский чернозем стал одним из главных экспонатов выставки, получил золотую медаль и был признан «царем почв». Впоследствии его определили как эталон плодородия почвы и поместили в Международную палату мер и весов в Париже, где он хранится и в настоящее время.

Перед просмотром флеш-ролика ставится цель – составить схемы «Процессы, приводящие к разрушению почв», «Рациональное использование почв» и найти новые слова.

 Демонстрируется флеш-ролик «Антропогенное изменение почвы».

Организует работу по анализу схем.

Возвращается к проблемному вопросу «Почва – зеркало ландшафта. Докажем, что это так»

Отчёты групп о проделанной работе.

Заполняют таблицу.

          Составляют схемы «Процессы, приводящие к разрушению почв» (Приложение 5), «Рациональное использование почв» (Приложение 6) и находят новые слова «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация»

Совместно с учителем анализируют составленные схемы, определения терминов «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».

Выводы на основе полученных знаний в устной и письменной форме

13

6

Первичная проверка понимания

Контроль, оценка. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

Слушать партнёра.

Предлагает уровневые задания:

1. Опишите по плану  строение почвы. (Приложение 7)

2. Объясните влияние хозяйственной деятельности  человека на почвы. Выскажите точку зрения «за» и «против».

3. Докажите, что почва – зеркало ландшафта и особое природное тело.

4. Опережающее задание: экологические проблемы почв своей местности, пути их решения.

Корректирует ответы учащихся.

      Описывают по плану  строение почвы, используя  Приложение 7

Дискуссия в форме тезис - антитезис.

Убеждают себя в  том, что необходимо охранять почвы, приводят примеры личного участия в экологическом мониторинге почв своей местности.

Компьютерная презентация  опережающего задания учащегося по теме «Экологические проблемы почв своей местности»

8

7

Организация первичного закрепления учебного материала

Предлагает задание «Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина»  (Приложение 8)

Находят и исправляют ошибки

4

8

Анализ

Саморегуляция, анализ, слушать партнёра

Организует работу по составлению синквейна (Приложение 9)

Составляют синквейн

3

Информация домашнего задания

Самоопределение

§28-29, с.134-140 учебника, ответить на вопросы 1-5 и задания 7-8 с.136, выучить термины и их определения.

Какие типы почв в нашей местности и  Кировской области?

Составить кроссворд по теме «Почва» с использованием компьютерной программы

Выбирают домашнее задание

1

10

Рефлексия

Самоопределение,

Нравственно-этическое оценивание

Умение строить речевые высказывания в устной речи

            Организует работу по заполнению третьего столбика таблицы

Знаю

Хочу узнать  

Узнал

           Использует приём незаконченного предложения. «Сегодня на уроке я……»

Заполняют третий столбик таблицы

Подводят итог урока и своей деятельности на уроке.

1

Приложение к плану-конспекту урока

Почва – особое природное тело

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Наличие почвы

информационный

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f56-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

2

Почвы России

информационный

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/90c1a819-3793-40bc-8d5e-da103da54a2a/view/ 

3

Образование разных типов почв

информационный

Использование в групповой работе

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009e6-1000-4ddd-577f-330047fe09c4/view/

4

Антропогенные изменения почвы

информационный

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000534-1000-4ddd-d658-120046bc4356/view/

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ__________________________

Приложение 1  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ

В почвах содержится разное количество песка и глины. В зависимости от их соотношения почва может быть: песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая.

Материалы:

1. Образец почвы.

2. Мензурка или колба с водой.

3. Влажные салфетки для рук.

4. Полиэтиленовый (или бумажный) пакет для мусора.

Методика работы

1) Небольшое количество почвенного материала  (объём одной чайной ложки) очищается от посторонних предметов  (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.  

2) Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.  

3) Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности  (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 4–5 мм.

4) Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности  (стол,  тетрадная поверхность,  ладонь и т.д.).  Не допускается сгибание в кольцо пересохшего или переувлажнённого шнура: если шнур высох, то необходимо добавить немного воды и раскатать материал вновь, если он переувлажнённый – слегка обдуть его для испарения воды  с поверхности.

5) По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяется принадлежность изучаемого почвенного материала к той или иной группе  (подгруппе)  механического  состава

А)

Песок. Почва не скатывается в шарик, рассыпается - значит, она песчаная.

Б)

Супесь. Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается ("блинчик" не получается), значит, она супесчаная (супесь).

В)

Суглинок. Почва скатывается в шарик, из нее легко получается "блинчик", края которого растрескиваются, - значит, она суглинистая (суглинок).

Г)

Легкий суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями - значит, это легкий суглинок.

Д)

Средний суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части - значит, это средний суглинок.

Е)

Тяжелый суглинок. Раскатанная в шнурок почва - плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам, - значит, это тяжелый суглинок.

Ж)

Глина. Если шнурок можно свернуть в гладкое плотное кольцо, то почва глинистая

6) Отработанный почвенный материал удаляется в мусорное ведро или пакет.  

Приложение 2

                                                                                    ПОЧВЫ

                    ГЛИНИСТЫЕ         СУГЛИНИСТЫЕ            ПЕСЧАНЫЕ          СУПЕСЧАНЫЕ

                                              ТЯЖЕЛЫЕ                                              ЛЕГКИЕ

ПОЧВЫ

Структурные

Бесструктурные

-Хорошо разрыхлены корнями растений и животными-землероями

-Недостаточно разрыхлены

 - имеют комковатую структуру

- состоят из мелких пылеватых частиц

в порах таких почв имеется в достатке вода и воздух,

- впитывая воду, образуют вязкую массу, которая препятствует про никновению влаги и воздуха.

- поэтому они плодородны

- поэтому они не плодородны.

Приложение 3

Приложение 4

№1  Инструкции для работы в группе «Тундровые глеевые почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: тундровые глеевые почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Тип почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Крайне мало

Неплодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение тундровых глеевых почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

№2  Инструкции для работы в группе «Подзолистые почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: подзолистые почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение подзолистых почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

№3  Инструкции для работы в группе « Дерново-подзолистые почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: дерново-подзолистые почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение дерново-подзолистых почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

№4  Инструкции для работы в группе «Серые лесные почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: серые лесные почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение серых лесных почв.

Подведите итоги, ответьте на вопрос «Какая главная причина зональности почв?».

Выберите выступающего.

№5  Инструкции для работы в группе «Чернозёмные почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: чернозёмные почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение чернозёмных почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

№6  Инструкции для работы в группе «Каштановые почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: каштановые почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение каштановых почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

№7  Инструкции для работы в группе «Бурые почвы»

Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».

Вспомните, что такое зональность?

Найдите определение новых терминов: бурые почвы.

Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

Отметьте на контурной карте месторасположение бурых почв.

Подведите итоги.

Выберите выступающего.

Приложение 5

Процессы, приводящие к разрушению почв

Разрушение почв

Ядохимикаты       вырубка лесов     добыча полезных ископаемых  транспорт       ветровая эрозия      водная эрозия

Приложение 6

Рациональное использование почв

Севооборот                       регулирование выпаса скота                      рекультивация почвы                       лесозащитные полосы

Приложение 7

План характеристики почвы

Что такое почва и каково её главное свойство?

Строение почвы.

Механический состав почвы.

Структура почвы.

Факторы почвообразования.

Типы почв.

Приложение 8

Задание № 1.

Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина:

- Вы помните, что главная часть почвы – глина. Из неё под воздействием растений образуются минеральные соли. Вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных снова  в почву. Ученые говорят: происходит круговорот воды в природе.

Задание  № 2.

Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина:

- Я считал, что почва не боится минеральных удобрений их можно вносить больше нормы. Они не загрязняют почву и очень быстро повышают её плодородие.

А самое главное – плоды растения отличаются большими размерами, прекрасными вкусовыми качествами и огромным содержанием витаминов.

Задание № 3.

Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина:

- Всегда помните, тундровые почвы особенно богаты гумусом. Он придает им красный цвет. Эти почвы самые плодородные, так как они преобладают в хвойных лесах. Гумус в этих почвах склеивает песок и глину в маленькие комочки, между которыми удерживается много воды и воздуха.

Задание № 4.

Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина:

- Давно известно, что почвы образуются на метаморфических горных породах в результате воздействия живых организмов. Сначала на этих породах селятся высшие растения. Их корни разрушают породу, дробят её. Затем появляются мхи, лишайники и другие низшие растения. Этот процесс идет в течение 5-6 лет

Задание № 5.

Может ли существовать почва на Луне?

Ответ обоснуйте.

Задание № 6.

Докажите на конкретных примерах, что почва это среда обитания многих организмов.

Приложение 9

Синквейн

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) 

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 

Пятая строка – одно слово, синоним темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва - особое природное тело.

Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении....

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...

"Почва-особое природное тело"

Конспект  урока  (учебник Е.М.Домогацких)...

Урок "Почва - особое природное тело"

Урок с технологической картой...

Урок "Почва - особое природное тело"

Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...

Почвы - особое природные тело

Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс...

Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс

География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...