Почва – особое природное тело
материал по географии (8 класс) по теме
1. | Класс 8 |
|
2. | Тема и номер урока в теме тема «Природа России», 21 урок в теме «Природа России» |
|
3. | Базовый учебник 1. учебник «География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А. И Алексеева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 20011 2. Гусева Е.Е. география. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. Е. Гусева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 3. Николина В. В. География: 8 [кл.]: мой тренажёр: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 4. Николина В. В. География. Поурочные разработки.8 класс: мой тренажёр: пособие для учителя / В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 |
|
8. Цель урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.
9. Задачи:
Образовательные:
Базовый уровень: 1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».
2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.
Повышенный уровень: 1) факторы образования почв.
2) почвенные ресурсы России
Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования
Развивающие:
Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».
- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам
- определять структуру земельного фонда России
Наносить на контурную карту основные типы почв России
Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,
- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России
Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,
- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы
- меры по сохранению плодородия почв.
- Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.
Воспитательные:
1. Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.
2. Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.
3. Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.
10. Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала
11. Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, интернет ресурсы сайтов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, толковые словари, атлас России 8 класс, САЙТ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ КУЗЬМИНА ВЛАДИМИРА ВАЛЕНТИНОВИЧА,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
Почва – особое природное тело
ФИО (полностью) Якунина Елена Фингальевна | ||
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Соколовка Зуевского района Кировской области» | ||
Должность учитель географии | ||
Предмет география | ||
Класс 8 | ||
Тема и номер урока в теме тема «Природа России», 21 урок в теме «Природа России» | ||
Базовый учебник 1. учебник «География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А. И Алексеева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 20011 2. Гусева Е.Е. география. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. Е. Гусева; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 3. Николина В. В. География: 8 [кл.]: мой тренажёр: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 4. Николина В. В. География. Поурочные разработки.8 класс: мой тренажёр: пособие для учителя / В. В. Николина; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М. : Просвещение, 20011 |
8. Цель урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.
9. Задачи:
Образовательные:
Базовый уровень: 1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».
2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.
Повышенный уровень: 1) факторы образования почв.
2) почвенные ресурсы России
Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования
Развивающие:
Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».
- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам
- определять структуру земельного фонда России
Наносить на контурную карту основные типы почв России
Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,
- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России
Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,
- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы
- меры по сохранению плодородия почв.
- Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.
Воспитательные:
Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.
Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.
Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.
Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала
Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, интернет ресурсы сайтов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, толковые словари, атлас России 8 класс, САЙТ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ КУЗЬМИНА ВЛАДИМИРА ВАЛЕНТИНОВИЧА,
Структура и ход урок:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока
Почва – особое природное тело
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | информационный | демонстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f56-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/ | |
2 | информационный | демонстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/90c1a819-3793-40bc-8d5e-da103da54a2a/view/ | |
3 | информационный | Использование в групповой работе | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009e6-1000-4ddd-577f-330047fe09c4/view/ | |
4 | информационный | демонстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000534-1000-4ddd-d658-120046bc4356/view/ |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ__________________________
Приложение 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ
В почвах содержится разное количество песка и глины. В зависимости от их соотношения почва может быть: песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая.
Материалы:
1. Образец почвы.
2. Мензурка или колба с водой.
3. Влажные салфетки для рук.
4. Полиэтиленовый (или бумажный) пакет для мусора.
Методика работы
1) Небольшое количество почвенного материала (объём одной чайной ложки) очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.
2) Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.
3) Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 4–5 мм.
4) Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.). Не допускается сгибание в кольцо пересохшего или переувлажнённого шнура: если шнур высох, то необходимо добавить немного воды и раскатать материал вновь, если он переувлажнённый – слегка обдуть его для испарения воды с поверхности.
5) По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяется принадлежность изучаемого почвенного материала к той или иной группе (подгруппе) механического состава
А) | Песок. Почва не скатывается в шарик, рассыпается - значит, она песчаная. |
Б) | Супесь. Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается ("блинчик" не получается), значит, она супесчаная (супесь). |
В) | Суглинок. Почва скатывается в шарик, из нее легко получается "блинчик", края которого растрескиваются, - значит, она суглинистая (суглинок). |
Г) | Легкий суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями - значит, это легкий суглинок. |
Д) | Средний суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части - значит, это средний суглинок. |
Е) | Тяжелый суглинок. Раскатанная в шнурок почва - плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам, - значит, это тяжелый суглинок. |
Ж) | Глина. Если шнурок можно свернуть в гладкое плотное кольцо, то почва глинистая |
6) Отработанный почвенный материал удаляется в мусорное ведро или пакет.
Приложение 2
ПОЧВЫ
ГЛИНИСТЫЕ СУГЛИНИСТЫЕ ПЕСЧАНЫЕ СУПЕСЧАНЫЕ
ТЯЖЕЛЫЕ ЛЕГКИЕ
ПОЧВЫ | ||
Структурные | Бесструктурные | |
-Хорошо разрыхлены корнями растений и животными-землероями | -Недостаточно разрыхлены | |
- имеют комковатую структуру | - состоят из мелких пылеватых частиц | |
в порах таких почв имеется в достатке вода и воздух, | - впитывая воду, образуют вязкую массу, которая препятствует про никновению влаги и воздуха. | |
- поэтому они плодородны | - поэтому они не плодородны. |
Приложение 3
Приложение 4
№1 Инструкции для работы в группе «Тундровые глеевые почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: тундровые глеевые почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Тип почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктическая | Крайне мало | Неплодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение тундровых глеевых почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
№2 Инструкции для работы в группе «Подзолистые почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: подзолистые почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение подзолистых почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
№3 Инструкции для работы в группе « Дерново-подзолистые почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: дерново-подзолистые почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение дерново-подзолистых почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
№4 Инструкции для работы в группе «Серые лесные почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: серые лесные почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение серых лесных почв.
Подведите итоги, ответьте на вопрос «Какая главная причина зональности почв?».
Выберите выступающего.
№5 Инструкции для работы в группе «Чернозёмные почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: чернозёмные почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение чернозёмных почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
№6 Инструкции для работы в группе «Каштановые почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: каштановые почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение каштановых почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
№7 Инструкции для работы в группе «Бурые почвы»
Изучить текст учебника с.137 «Какие почвы формируются в разных природных зонах?».
Вспомните, что такое зональность?
Найдите определение новых терминов: бурые почвы.
Составьте и заполните таблицу «Типы почв России».
Природная зона | Типы почв | Содержание гумуса | Свойства почвы | Условия почвообразования |
1. Арктическая пустыня | Часто отсутствуют или арктический | Крайне мало | Не плодородная | Мало тепла и растительности |
Отметьте на контурной карте месторасположение бурых почв.
Подведите итоги.
Выберите выступающего.
Приложение 5
Процессы, приводящие к разрушению почв
Разрушение почв
Ядохимикаты вырубка лесов добыча полезных ископаемых транспорт ветровая эрозия водная эрозия
Приложение 6
Рациональное использование почв
Севооборот регулирование выпаса скота рекультивация почвы лесозащитные полосы
Приложение 7
План характеристики почвы
Что такое почва и каково её главное свойство?
Строение почвы.
Механический состав почвы.
Структура почвы.
Факторы почвообразования.
Типы почв.
Приложение 8
Задание № 1. Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина: - Вы помните, что главная часть почвы – глина. Из неё под воздействием растений образуются минеральные соли. Вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот воды в природе. | Задание № 2. Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина: - Я считал, что почва не боится минеральных удобрений их можно вносить больше нормы. Они не загрязняют почву и очень быстро повышают её плодородие. А самое главное – плоды растения отличаются большими размерами, прекрасными вкусовыми качествами и огромным содержанием витаминов. |
Задание № 3. Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина: - Всегда помните, тундровые почвы особенно богаты гумусом. Он придает им красный цвет. Эти почвы самые плодородные, так как они преобладают в хвойных лесах. Гумус в этих почвах склеивает песок и глину в маленькие комочки, между которыми удерживается много воды и воздуха. | Задание № 4. Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина: - Давно известно, что почвы образуются на метаморфических горных породах в результате воздействия живых организмов. Сначала на этих породах селятся высшие растения. Их корни разрушают породу, дробят её. Затем появляются мхи, лишайники и другие низшие растения. Этот процесс идет в течение 5-6 лет |
Задание № 5. Может ли существовать почва на Луне? Ответ обоснуйте. | Задание № 6. Докажите на конкретных примерах, что почва это среда обитания многих организмов. |
Приложение 9
Синквейн
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-109143-1409417734.jpg)
Почва - особое природное тело.
Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588072-1423311492.jpg)
план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...
"Почва-особое природное тело"
Конспект урока (учебник Е.М.Домогацких)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-1180514-1572166593.jpg)
Почвы - особое природные тело
Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-540636-1417177508.jpg)
Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс
География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...