"Почва-особое природное тело"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Конспект  урока  (учебник Е.М.Домогацких)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии

Тема «Почва – особое природное тело»

Класс

8

Тип урока

Изучения нового материала

Вид урока

Традиционный

Оснащение урока

Медиапроектор, интерактивная доска, авторская презентация, компьютер, конспекты на печатной основе для заполнения учащимися, план урока на каждый стол, таблицы «Минеральный состав почвы», диаграммы «% соотношения газов в атмосфере и воздухе», таблицы «Механический состав почвы суглинистых и супесчаных  почв», коробочки с песком,  набор для проведения опыта учителем на определение  механического состава  почв на пришкольном участке, желтые листочки с литературным текстом, тестово – практический материал для закрепления.

Цели урока

Образовательная:

учащиеся узнают что:

-почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой части:

твердая часть - это минеральные и гумусовые вещества;

почвенный раствор - вода с растворенными в ней минеральными, органическими веществами, воздухом и содержащимися микроорганизмами;  

почвенный воздух - воздух размещенный в почвенных порах;

живая часть – почвенные живые организмы;

-важнейшим свойством почвы является плодородие;

-почва биокостное  образование, т.к. занимает промежуточное положение  между  телами живой  и неживой (или костной) природы, поэтому почву выделяют как отдельный компонент природного комплекса;

-почва обладает структурой и механическим составом:

структура почвы - способность  почвенных частиц соединяться в комочки при помощи гумуса и глинистых частиц;

механический  состав почвы – соотношение различных по размеру минеральных частиц;

 - к почвообразующим факторам относятся – климат, рельеф, грунтовые воды, горные породы, животные и растительные организмы, а также время и человек;

- в строении почвы выделяются почвенные горизонты, которые обозначаются латинскими буквами:

А1  - гумусовый горизонт; А2 горизонт вымывания; В – горизонт вмывания; С- материнская порода.

Развивающая:

-учащиеся на основе умений: сравнивать, анализировать, выделять причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать называют признаки понятия «почва», почвообразующие факторы;

-совершенствуют  умения делать выводы, быстро разбираться в смысловой структуре текста;

-наращивают  умения работать с таблицами, диаграммами;

-отрабатывают умения логически мыслить, применять, самооценивать;

-продолжают совершенствовать устную  монологическую речь и коммуникативные навыки.

Воспитательная:

Учащиеся понимают и убеждаются, в том что:

-новые понятия  и знания,  полученные на этом уроке увеличили их возможности в познании окружающего мира, в том числе  расширяют кругозор учащихся об особенностях природы нашей местности;

-приращенные умения и навыки позволят использовать их на последующих уроках или даже  на других предметах;

-убеждаются в тесной связи географии с другими науками;

-что необходимо уважать мнение других и доброжелательно относиться друг к другу.

Этапы урока

Организационный момент

Учитель приветствует  учащихся. Обращает внимание на внешний вид учащихся, организацию рабочих мест. Отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний

Учитель обращает внимание на эпиграф, написанный на слайде.: Всемирно известный зоолог-эколог Ж. Дорст утверждал, " Что  жизнь и благополучие всего природного  комплекса зависит в конечном итоге от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».И этот тонкий слой Земли называется почвой. Если не считать гениальных мыслей о происхождении почв, высказанных М.В. Ломоносовым в его замечательной, но бывшей долгое время забытой книге "О слоях земных", то впервые о том, что почвы представляют собой совершенно особые природные тела, сказал великий русский естествоиспытатель, основатель учения о почвах - Василий Васильевич Докучаев.(учитель обращает внимание на портрет ученого).

-Как вы считаете, какие особенности почвы позволили В.В.Докучаеву   назвать её особым  природным  телом?

Целеполагание

-Перед  вами два образца рыхлая порода -  песок  и почва. Как вы считаете, чем эти два образца  могут  отличаться друг от друга? ( Цветом, строением, составом, происхождением).

 Вот для того, чтобы выяснить, почему Докучаев назвал почву особым природным телом, мы   должны ответить на следующие вопросы:

-Какое строение, состав, структуру имеет почва, происхождение.

Можем ли мы, используя те знания, которые у нас есть сейчас ответить на эти вопросы? (Нет)

Почему?(Мы не знаем строения почвы, что такое структура)

Так что же мы должны сегодня   на уроке узнать, что бы  выяснить, почему Докучаев назвал почву особым природным телом?( Мы должны узнать строение, состав, структуру и как она формируется).

Кто сформулирует цель урока?

И так, сегодня на уроке мы знакомимся с составом, структурой, строением почвы и выясним, какие факторы влияют на её  формирование.

Кто сформулирует тему урока?( Раз нам надо выяснить, почему почва особое природное тело, то тема будет:

«Почва – особое природное тело»)

Изучение  нового материала

Учащиеся работают в листах - конспектах.

-Как вы  считаете, почему почву мы начинаем изучать, когда прошли  рельеф, климат, внутренние воды?

Учитель  обращается к заданию № 1 конспекта.

В своих работах,на основании многолетних полевых и лабораторных  исследований В.В. Докучаев убедительно показал, что все почвы на земной поверхности образуются в результате "...чрезвычайно сложного взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава и строения материнских горных пород, рельефа местности, грунтовых вод и, наконец, возраста страны". Выделите из высказывания В.В.Докучаева основные факторы, влияющие на процесс почвообразования. Объясните значение каждого из них и заполните схему.Учащиеся отвечая на вопросы учителя заполняют схему.

-Какие факторы почвообразования вы можете выделить из высказывания?

-Как вы считаете, какой фактор вы  бы поместили первым в схему  и почему?

-Я хочу добавить, что в каждом климатическом поясе своя растительность и под разными типами растительности образуются  своя  почва

-Какой следующий фактор мы можем вписать в схему?

-Какой фактор выделим следующий?

-А какова роль растений и животных в формировании почвы?

Материнская порода является важным фактором в образовании почв, так как наследует от неё  важные физические свойства,  структуру, а также плодородие.

Время также немаловажный фактор в формировании почв. Каждой почве нужно определенное время, чтобы она сформировалась. Например, есть почвы молодые, которые начали образовываться с конца последнего оледенения, есть почвы старые, которые не подвергались значительному воздействию тысячи лет.

Почвы образуются очень медленно. Для того, чтобы образовался слой почвы мощность 5 см должно пройти 2000 лет, поэтому к почве надо относится очень бережно.

-Как вы считаете, какую роль играет человек в процессе почвообразования?

-Как вы считаете, а к чему может привести хотя  бы частичное изменение одного из факторов почвообразования?

Произведения живописи также могут служить примером, по которым можно судить о факторах почвообразования. Прошу обратить внимание на экран перед вами картина Шишкина  «Дождь в дубовом лесу» как высчитаете, какие два ведущих фактора почвообразования будут влиять на образование почв  в этом природном комплексе? (картины на слайде)

-Так какие факторы влияют на формирование почвы?

- Мы выяснили, какие факторы влияют на формирование почв.Обращаемся к нашим планам.На какой следующий вопрос мы должны найти ответ?

-Вспомните, в результате чего  образуется песок?

-Как называется процесс разрушения горных пород под воздействием физических, химических и биологических факторов?

Именно с выветривания начинается формирование почвы. Горные породы под действием внешних сил (воды, воздуха, разницы температур) постепенно распадаются на мелкие частицы. Образуются коры выветривания, или толща рыхлых отложений. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы под воздействием климатических факторов(тепла и влаги) постепенно  преобразуются в почву. При отмирании растительные и животные  останки  под воздействием микроорганизмов и кислот  разлагаются  и превращаются  присущее только почве органическое вещество перегной, или гумус. Основу его составляют кислоты, которые предают  перегною темный цвет.

-Так чем же прежде всего  почвы отличаются от рыхлых пород?

-Что такое гумус?И так , первое , что вы должны отметить в своих конспектах – это плодородие или наличие гумуса, именно это отличает почву от рыхлых отложений.

-В начале урока вы ответили, что почва может отличаться цветом. А почему почва имеет  более темный цвет, чем песок?

Отмечаем в конспектах, что почва имеет более темный цвет из – за наличия перегноя.

Вы предположили, что эти образцы будут отличаться составом.

-Давайте вспомним из чего состоит песок?

Почва как природное тело состоит из четырех компонентов.Твердая часть  это минеральные и гумусовые вещества. Минеральная часть составляет большую часть твердого вещества. Она произошла  при разрушении  различных горных пород и минералов.

Что относится к минеральному составу почвы?

У вас на столах лежат таблицы «Минеральный состав почвы». Проанализируйте её (учащиеся отвечают на вопросы учителя).

-Какие частицы могут входить в почву?

-Чем они отличаются друг от друга?

От  размера частиц  минерального состава почвы  также зависит плодородие почвы.

Жидкая  это почвенный раствор. Вода в  почве никогда не остается чистой. В ней постоянно  происходит растворение солей, находящихся в почве, органических веществ, а также почвенный воздух. Вода с растворенными в ней минеральными, органическими веществами, воздухом и содержащимися микроорганизмами называется  почвенным раствором.

Газообразная – это воздух, размещенный в почвенных порах. Почвенный воздух отличается от воздуха атмосферного.

-Обращаемся к белым листочкам. Вам даны диаграммы % соотношения газов в атмосфере и воздухе. Проанализируйте её (учащиеся отвечают на вопрос  учителя).

-Объясните, почему в почве содержание углекислого газа будет выше?

И четвертая часть – живая. Почва густо заселена микроорганизмами – это бактерии, грибы, водоросли, простейшие. Которые живут, дышат, питаются. Количество их очень велико. В 1 г почвы их насчитывается миллионы. Также к живой природе относятся насекомые, дождевые черви и другие, постоянно живущие в ней обитатели (показывает слайды презентации).

Посмотрите на свои записи.

-Что из состава почвы относится живой, а что к неживой природе?

-Так почему  почву  выделяют как отдельный  компонент природного комплекса?

Таким образом мы, видим, что действительно почва  - это самостоятельное тело и оно занимает промежуточное положение между живыми (растения, животные, микроорганизмы) телами и неживыми ( горные породы, вода, климат, их ещё называют косными телами). Поэтому, неслучайно замечательный ученый  - натуралист В.И. Вернадский назвал почву биокосным образованием.

-Вы предположили, что почва имеет определенный состав. Это действительно так. Почва отличается от рыхлой породы механическим составом.

Механический  состав почвы определяется соотношением различных по размеру минеральных частиц. (песчаных и глинистых частиц) Он влияет  на содержание в почве влаги и  почвенного воздуха. Учитель просит  открыть учебник на стр.136.рис.62. Учащиеся работают с учебником.

-Какие виды почв можно выделить по механическому составу?

-Какие почвы менее благоприятны для произрастания растений и почему?

-Обращаемся к зеленым листочкам, лежащим у вас на столах. Проанализируйте механический состав почвы суглинистых и супесчаных  почв. Сделайте вывод, какие почвы наиболее плодородны и почему.

-Как определить тип почвы по механическому составу? Учитель проводит опыт и выясняет, какой механический состав имеет почва с школьного участка. ( Инструкция по выполнению на столах учащихся).

Учитель показывает опыт. У меня в руках образец  почвы. Я его смачиваю водой и делаю из него шарик. Шарик получается, значит это не  песчаная почва. Я делаю из него шнур. Он получается, значит почва не супесчаная. Я сворачиваю его в колечко. Колечко получается, значит не легкосуглинистая. Колечко сильно  не растрескалось и не ломается - значит не среднесуглинистая. Колечко слабо растрескалось - значит это почва тяжелосуглинистая.

-Определите по рисунку соотношение песка и глины  в тяжелом суглинке.

-Что вы можете сказать  о такой почве?

-Что показывает механический состав? На что оказывает влияние механический состав? Какие почвы формируются на основе механического состава.

-И так вы предположили, что почва будет отличаться от песка: цветом, составом, механическим составом, а есть ещё один показатель, который отличает почву от рыхлых пород – это структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, прочность которых усиливается, если в почве есть кальций. Форма, величина и прочность этих комочков будет разной в разных типах почв.От структуры почвы зависит водный и воздушный режим почв, поэтому он является  одним из признаков плодородия. Лучшей является  зернистая или  мелкокомковатая структура  величиной от 1- 10 мм. При такой структуре образуется много пор, и корни растений хорошо снабжаются воздухом и водой.

Отмечаем эту особенность в конспекте.

-У вас на столах стоит коробочка с песчаной почвой. Работаемв паре. Минуту на определение структуры. Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить плодородие данной почвы.Определите структуру песчаной почвы.

-Так что такое структура почвы?Что она определяет?

-Какая структура является лучшей?

-На какой вопрос нам осталось ответить?

-Вспомните, в какой природной зоне мы живем?

Я вас прошу обратить внимание на таблицу (на слайде), где  нарисован профиль дерново – подзолистой почвы, которая образуется  под смешанными лесами.На  её при мере  мы  рассмотрим  строение почвы

Под воздействием  почвообразующих факторов исходная материнская порода расслаивается  на отличающиеся друг от друга горизонтальные слои, составляющие единое целое – почву. Каждый такой горизонтальный слой  - почвенный горизонт отличается от другого цветом, условиями образования

В строение почвы принимают участие

процессы выветривания, процессы образования гумуса и процессы передвижения  органических и минеральных веществ, в пределах почвенного профиля.По его  строению обычно определяют  принадлежность почвы к  тому или иному типу:  подзолистым, серым лесным, черноземам.Любой профиль состоит из горизонтов, которые обозначаются  латинскими буквами. Подпишите их в конспекте.

А1 – верхний горизонт. А2 – горизонт вымывания. В – горизонт вмывания и С – материнская порода.

Учащиеся обращаются  к заданию № 2 конспектов. Читают текст о строении почвы. Подчёркивают  особенности каждого почвенного горизонта. Работают в парах. Отвечают на вопросы учителя.

-Как вы считаете, почему  горизонт А1 темный почти черный цвет?

Этот горизонт ещё называют гумусовым.Он обычно густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие  части растений. В этом горизонте особенно много  червей, личинок, микроорганизмов.Гумусовый горизонт может иметь разную мощность и содержать гумуса от 10 – 12%.Чем дольше развивается почва, тем мощнее у неё  гумусовый горизонт. При выпадении  осадков через этот горизонт  просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных веществ.

-Если коэффициент увлажнения избыточный, а в районе формирования дерново – подзолистых почв он именно такой , о  чем это говорит?

В некоторых почвах, которые формируются в условиях большого количества осадков, в нижней части гумусового горизонта формируется горизонт вымывания

По цвету этот горизонт напоминает золу, из – за чего  получил название  «подзолистый».Этот термин ввёл  в науку В.В. Докучаев . В этом горизонте почти  нет  боковых корней и из него  вынесена часть минеральных и органических веществ, а иногда выносится все и остается один кремнезем.

Ниже горизонта   лежит  горизонт вмывания В. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но зато скапливается много минеральных  частиц. Поэтому он плотный и через него плохо просачивается  вода. Этот горизонт  играет роль своеобразного фильтра. Мощность его колеблется от 1 – 1,5 м.

От материнской породы (С) почвой унаследован минеральный состав вещества, из которого она состоит  и бывает так, что он  совсем не похож на почву.

Какие горизонты выделяются в  почвенном профиле, дайте им краткую характеристику

Закрепление ранее изученного материала

Так чем почва отличается от рыхлой породы?

Что же такое почва, почему В.В.Докучаев назвал особым природным телом?

Как вы считаете, а где вам могут пригодиться знания о почве?

Мы с вами ответили на все поставленные вопросы, а сейчас пришло время повторить  новый материал. Посмотрите в конспекты и  ответьте на мои вопросы.

Обращаемся к желтым листочкам.

С древних времен люди обожествляли землю, поклонялись ей, посвящали   различные эпические произведения. И в  одном   таком древнем  литературном источнике содержались  такие строки:

А земля моя

Не проста она.

И тверда она,

И жива она.

Дышит матушка

Грудью полную.

А вода её

Кормит Русь  огромную.

Как с точки зрения  почвы можно объяснить эти строки? Свой ответ обоснуйте.

Что такое механический состав? Каково его значение для почвы?

А теперь давайте, применим наши знания на практике, и вы опытным путем определите, какие почвы встречаются на территории школы.

Приглашаются два человека и комментируя  свои действия определяют механический состав почвы.

Как вы можете объяснить, что на двух соседних участках строение и  свойства почвенного покрова  не обязательно совпадают?

Учитель предлагает учащимся  тестовые вопросы и практическую часть  для  закрепления материала (небольшая практическая работа по определению структуры почвы и механического состава с заданными параметрами, а такжевыявляются  овощные  культуры, способные расти на заданных почвах). Проводится взаимопроверка. Ответы на слайде («4»  - 10, «5» -4).

Рефлексия

Учитель подводит итоги урока:

Какую цель  мы ставили перед собой на уроке?

-Как вы считаете, мы её достигли?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оценка знаний учащихся

Учитель  комментирует отметки  и оценивает учащихся, активно работавших в течение урока. Оценка деятельности учащихся идёт в ходе самопроверки и взаимопроверки.

Домашнее задание

 Комментирует домашнее задание. Параграф № 22. Найти информацию о кислотности почвы. Желающие могут составить фотоальбом или нарисовать   растения -индикаторы, по которым можно определить кислотность почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва – особое природное тело

1.           Класс 8 2.           Тема и номер урока в теме  тема «Природа России», ...

Почва - особое природное тело.

Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении....

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...

Урок "Почва - особое природное тело"

Урок с технологической картой...

Урок "Почва - особое природное тело"

Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...

Почвы - особое природные тело

Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс...

Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс

География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...