Урок "Почва - особое природное тело"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Титова Инна Ивановна

Урок с технологической картой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_-_osoboe_prirodnoe_telo.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почва – особое природное тело

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Цель урока:

1.         Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.

Задачи урока:

    обучающие:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;

2. Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;

3. Выяснить этапы образования почвы;

    развивающие:

1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;

     воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к почвам;

2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.

Оборудование:

1.         компьютер учителя

2.         проектор

3.         интерактивная доска

4.         оборудование для опытов

Структура и ход урока

1.  Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гостья, давайте поприветствуем гостью. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

- На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.

2. На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли, назовите их.

Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)

Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).

Какое из этих царств является создателем пищи для других? (растения)

Где растения берут себе силы  для роста? (Из земли, из почвы)

Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело -  почвы.

План нашего исследования на доске (карточки):

  1. Понятие почва.
  2. Состав почв
  3. Главное свойство почв.
  4. Образование почв.
  5. Обитатели почв

У: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, наш класс похож на лабораторию. А мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.

– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно. Все записи будем вести каждый в своём лабораторном журнале.

Задание первое. Почва

У: А что такое почва? Стр. 128

Д: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

Изучением почв занимался великий русский ученый Докучаев ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ДОКУЧАЕВ»

Задание второе. Состав почв

 Изучим состав почвы, работая в четверках.

Работа в группах по 4. Темы работы:

1 -  Газообразная часть

2 -  Твёрдая часть

3  - Жидкая часть

4 -  Живая часть

– 

Задание третье. Главное свойство почв

Рассмотрите рисунок 151 на с 131 и скажите, а как человек использует почвы?

Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.

Поэтому главное свойство почв - плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной - гумус) 

А что такое перегной? ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ПЕРЕГНОЙ»

прочитайте на с 130 абзац сверху.

Запишите в карту урока

1. определение гумус - особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.

2. Основное свойство  почв – плодородие. Самая плодородная почва это чернозем

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТЕЙ «ВИДЫ ПОЧВ»  И  «ЦАРЬ ПОЧВ»

Задание четвертое. Образование почв.

Изучим материал учебника (пункт  2 на с. 130). Прочитайте про себя. Теперь поработайте в парах и составьте план «Этапы образования почвы» в карту урока.

Примерный план:

  1. Разрушение горных пород
  2. Образование слоя песка и глины
  3. Заселение организмами
  4. Накопление гумуса …………………………

Проверка по цепочке – 1 ряд. Вопрос, а с какой скоростью образуются почвы? (0,5 - 2 см за 100 лет). Зная, что почвы образуются медленно,  как надо к ним относиться?

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

Трещин прибавляется.

И заплакала Гора:

- Ох, стара я, ох, стара!

Почему плакала гора?

Как в природе разрушаются камни?

Вам интересно, что же произошло с Горой дальше? Тогда слушайте:

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

- Вновь я стала молода!

- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ПИОНЕРЫ ЖИЗНИ»

Физкультминутка

Отдохнули. Продолжаем исследование.

А теперь вернемся к тому моменту что все горные породы со временем разрушаются превращаясь в мелкие частицы. Этот процесс называется выветриванием горных пород, а продукт этого разрушения называют « материнской породой» - основой образования почвы.

Почву населяют множество живых существ. Этот скрытый мир от нас выполняет в природе очень важную роль. Здесь, в почве, безжизненные горные породы превращаются в среду обитания живых организмов. Этот переход неживого в живое происходит в почве при участии всех её больших и малых обитателей.

Сейчас мы посмотрим мультфильм о….

Мой хвост не отличишь от головы, 
Меня всегда в земле найдёте вы

Фильм о Дождевом червячке. А кто ещё обитает в почве?

Исследование проведено.

Что вы узнали о почвах?

Давайте теперь вернемся к проблеме:

А почвы живое тело или неживое?

Верно, особое тело, так как есть живая часть и неживая.

 «Сказка о мечте старого камня»

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него  внимания не обращал.  Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка  какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню  знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь  такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Какое самое главное свойство почв? (Плодородие)

Какие два корня в слове «плодородие»?

-С какими обитателями почв мы познакомились?

Технологическая карта урока.

Тема урока _________________________________________________________

Почва - ______________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

Состав почвы:

  1. __________________________________
  2. __________________________________
  3. __________________________________
  4. __________________________________

Основное свойство почвы - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Этапы образования почв:

  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________

Домашнее задание:

1.         параграф 26

2.         творческое задание по выбору:

а) подготовить мини рассказ об обитателях почвы, с которыми вы  встретитесь летом 

б) сочинить продолжение сказки

«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него  внимания не обращал.  Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка  какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню  знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где–нибудь  такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

ОПЫТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТАВА ПОЧВ.

ОПЫТ № 1.

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

4. Что выходит из почвы?

Ответ: Мы взяли стакан с _________ и бросили в него комочек ______. …Мы заметили, что из почвы выходят _________.

Вывод: в почве есть …____________

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ № 2.

1. Рассмотреть стакан, куда бросили комочек почвы. Вода стала мутной.

2.     Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3.     Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

4.     Запишите ответ.

Ответ:  Мы рассмотрели …________ на дне стакана и увидели, что на дне стакана  осели……_______ и _______,  а на поверхности воды плавают _____________……

Вывод: в почве есть ____________………………………………………………………………………….

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов,  мусор., корешки,  части насекомых.

 ___________________________________________________________________________________________________________________________

 ОПЫТ № 3.

1. Возьми салфетку.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Что ты наблюдаешь?

5. Что образовалось на салфетке?

Ответ: Мы взяли……_______, насыпали немного …_______ и плотно придавили…_______. Мы заметили, что на…_________ образовалось  ___________…

Вывод: в почве есть …___________

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ № 4.

1.   Возьмите посуду с почвой.

2.   Рассмотрите почву 

3.   Какие организмы вы увидели?

Ответ: Мы рассмотрели _______ и увидели, что в ней есть …________ организмы: ______________________________

Вывод: в почве есть  __________________………………………………….

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, живые организмы, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, насекомые, мусор, корешки, черви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Почва как особое природное тело"

6-ой класс; курс "Землеведение"...

Почва – особое природное тело

1.           Класс 8 2.           Тема и номер урока в теме  тема «Природа России», ...

Почва - особое природное тело.

Изучение темы в разделе" Почвы России". Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении....

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...

"Почва-особое природное тело"

Конспект  урока  (учебник Е.М.Домогацких)...

Урок "Почва - особое природное тело"

Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...

Почвы - особое природные тело

Методическая разработка урока "Почвы - особое природные тело". География, 5 класс...