«Географическое положение города».
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

      Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskoe_polozhenie_goroda.docx64.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

   Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

Тема

Географическое положение города

Класс

8

9

10

11

Место в учебном плане

Раздел № 3 «Население России»

Раздел № 2 «Районы России»

Раздел № 1 «География в современном мире»

Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

Тема № 14

 «Где и как живут люди»

Тема № 3

 «Европейская часть России»

Тема № 1

 «География как наука»

Тема № 1

«Урбанизация»

Урок № 63  «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

Урок № 25  «Москва – столица России»

Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 64  «Города России, исторические особенности формирования»

Урок № 26  «Города Центрального района»

Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 65 «Города Ростовской области»

Урок № 30 «Города на старых водных путях»

Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

Урок № 50 «Города Урала»

Цели урока

образовательные:

1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

2. Изучить типологию и функции городов.

3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

4. Познакомиться с проблемами городов.

развивающие:

1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

образовательные:

1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

развивающие:

1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

образовательные:

1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

2. Изучение концепции географического положения.

развивающие:

1. Развитие умения:

- работать с различными источниками информации;

- сопоставления картографических материалов;

2. Развитие навыков чтения карты.

образовательные:

1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

развивающие:

1. Развитие навыков географического мышления.

2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

Практическая работа

№ 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

№ 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№ 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

№ 1 «Выбор места для строительства города»

Цели практической работы

1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

2. Выделение главной зоны расселения

1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

2. Развивать аналитические способности обучающихся.

       Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

  Учитель:  Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

Цель работы:

Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

Развивать аналитические способности обучающихся.

   Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

   Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

   Ученики:

Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

  Учитель:  А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

Работа с интерактивом: Обучающиеся  по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

Ученик 1:  (1600 год)  читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

Учитель: И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

Точка А — это остров Манхаттан, на котором в 1625 г. голландцы построили форт Новый Амстердам, который к 1664 г. перешел в руки англичан и стал называться Нью-Йорк. Именно Нью-Йоркской бухте — лучшей гавани Атлантического побережья обязан город своим возникновением и бурным развитием в тот период времени.

    Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

Ученик 2:  (1830 год)  читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

Учитель:  к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

Ученик 3: (1860 год)  читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

Главный фактор:  транспортная доступность.

Ученик 4:  ( 1890 год)  читает задание.

Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

Учитель:  принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

          Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

          Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

          Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

Учитель:

   Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

   Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

Выступления обучающихся…….

Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

Как вы думаете в настоящее время добавились ли какие-либо факторы?

Ученики - экологический.

Учитель:  Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Географическое положение города Кемерово» для 2 класса

урок, формирующий знания о географическом положении г.Кемерово и его символике - гербе. Рабочая программа "Родной Кузбасс! Растем вместе с тобой!...

Презентация материала на английском языке о Москве.Учащиеся 11б класса выступили перед аудиторией и рассказали о климате, географическом положении, особенностях проживания в одном из самых древних и красивых городов мира.

Неделя английского языка прошла в нашей школе в марте. В общешкольном   мероприятии приняли участие учащиеся 6в класса ( Платонов Николай ) с презентацией на английском языке на тему" M...

Зависимость климатических особенностей городов области от их географического положения.

Проводили наблюдения за погодой в  городе Советске на протяжении трёх лет с 2009 по 2011 годы. Изучили изменчивость погоды и сравнили ее с климатическими нормами....