Северо-Запад России. Урок-эвокация.
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Фролова Ольга Михайловна

 

Урок, который я сегодня представляю,  является отражением моих  педагогических принципов: опоры на интерес,  наглядности, гуманистичности,  культуросообразности, активности,  самостоятельности,  доступности, а главное ещё одним шагом к цели, которую  ставлю перед собой, обучая географии: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности.

«Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность  территории – одна из важнейших задач современной географии. Поэтому свою миссию как учителя географии я вижу в создании живых образов территории на основе использования различных приёмов учебной деятельности. Суть моего опыта  - в создании у обучаемых калейдоскопа «образов мест», из которых должна складываться «географическая картина  мира».  

Изучение того или иного региона я начинаю с урока-пролога «Образ территории», который помогает удивить, мотивировать и подвигнуть  к осознанной, самостоятельной  и творческой деятельности ученика.

Урок, подобный сегодняшнему я называю урок-эвокация. Предавая этому слову то значение, которое в него вкладывают французские литературные критики: эвокация  - приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать ощущение от этого объекта. Ведь при конструировании образа можно скрупулёзно отразить все его мельчайшие детали, а можно пойти иным путём, отметив лишь наиболее характерные штрихи яркого портрета страны или региона.

 

В чем это будет  выражаться на данном уроке «Северо-Запад. Образ территории»::

 

                ЦЕЛЬ:  способствовать созданию учащимися  образа Северо-Западного  экономического района;

ЗАДАЧИ: 1) Образовательные – изучить новый материал, устанавливая межпредметные связи.

                                    2) Развивающие - развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные  опыт и  мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой;  развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы, умение работать в группе, коммуникативные навыки.

                 3) Воспитательные - повышать интерес к предмету и патриотическое воспитание.

               Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Структура урока: вызов – осмысление - рефлексия

Приемы и методы: на стадии вызова : Приемы «Определи регион» Определение региона (субъекта) РФ по краткому описанию и  «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…»

  настраивают на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. Кстати, определение региона  по краткому описанию - элемент содержания, проверяемые ЕГЭ

На стадии осмысления: анализ карт, помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Создание герба, «ментальной» карты и написание эссе

На стадии Рефлексии:   защита  герба региона, «ментальной» карты и написание эссе;  заполнение рефлексивной карты.

 

Создание герба, «ментальной» карты и написание эссе  -  результат данного урока.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок- эвокация* «СЕВЕРО-ЗАПАД. ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ»

*Устойчивый термин французского литературно-критического языка; обозначает литературные приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать читателю ощущение от этого объекта.

Целевая аудитория: 

 Учащиеся  школы

 Учитель

Класс: 

 9 класс

Предмет: 

 География

Цель урока: 

 создать образ Северо-Западного  экономического района; развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные  опыт и  мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой

Тип урока: 

 Урок-эвокация

Учащихся в классе: 

1 2

Используемое оборудование: 

политико-административная карта России, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки,

Используемые ЦОР: 

презентации

Организационный момент(1 мин)

( сопровождается  презентацией, звучит музыка Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались «.)

Здравствуйте! Меня зовут Фролова Ольга Михайловна. И  сегодняшний урок начну именно этими словами: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»  Я рада знакомству с вами и уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным.

 Мы продолжаем изучать географические регионы России. Регион, о котором пойдет речь на уроке, вы назовете мне сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Если узнаете, о каком регионе пойдет речь по первому вопросу, заработаете 5 баллов, по второму 4 и так дальше. Готовы? 

На востоке этого  района проживает один из древнейших финно-угорских народов – вепсы

Здесь самая высокая естественная убыль населения

Самый маленький по площади экономический район

Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади

На территории района расположен старейший город России – столица феодальной республики

Верно. Это Северо-Западный регион. Сегодня первый урок по теме и наша с вами цель: создать образ территории.

Посмотрим на карту и определим, какие субъекты входят в состав Северо-Запада?

Что мы знаем о Северо-Западе?

Прием «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…»  Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

Сейчас поработаем с картой

В чем особенность ГП района?

Посмотрите на экономическую карту и сравните с картой плотности населения. Почему в обоих случаях доминирует Санкт-Петербург?

Какие формы рельефа выражены на территории региона?

Как повлияло на природу С-З древнее оледенение?

Какие виды полезных ископаемых представлены в регионе?

Почему А.С. Пушкин заметил, что «северное лето – карикатура южных зим»?

Соотнесите физическую карту района и карту ПЗ. В какой ПЗ расположен С-З?

Назовите две главные отличительные черты С-З.

Две главные отличительные черты Северо-Запада – выгодное ГП с выходом к Балтийскому морю. Высокая концентрация населения и хозяйства в СПб.

Физкультминутка

Ну-ка, школьник, 

Хватит грустить.
Время пришло

Себя чуть взбодрить.

Шею потянуть, 
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.

Руки за голову
Локти разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.

В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь, 
Почувствуй кайф.

В конце потянись,
Сон развей,

До конца урока
Будет все о· кей!

Работа в малых группах над созданием Образа территории.

Каждая группа работает согласно инструктивной карточке.

Инструктивная карточка № 1. Создание герба территории.

Щит герба Северо-Запада  состоит из 5-ти частей. Каждая часть  будет символизировать одну из областей и город федерального значения – Санкт-Петербург. Обсудите с товарищами, какие предметы, явления, события или люди будут символизировать ту или иную область и город Санкт-Петербург, Выберите цвет поля для каждой из областей и приступите к созданию герба. Если вы не умеете рисовать – не беда. Наскальные рисунки первобытных людей сейчас восхищают весь мир!

Подготовьтесь  к «защите» созданного вами герба.

Дополнительная  информация:

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству. На гербе изображаются предметы, символизирующие владельца – человека, сословие, город, регион, страну и т.п.

Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Инструктивная карточка № 2. Создание «ментальной» карты региона.

Придумайте каждой области С-З  и городу Санкт-Петербургу свое собственное  «ёмкое» название, которое выразит сущность субъекта. Например, Нижний Новгород – «карман России» (Большую известность город получил в XIX веке как место проведения самой крупной ярмарки России); «Австралия – утомленная Солнцем» (Самый сухой материк Земли)

МЕНТАЛИТЕТ -  образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души. . .

В нашем случае, менталитет территории – это ее главная особенность.

Подготовьтесь  к «защите», созданной вами  «ментальной» карты региона.

Инструктивная карточка № 3.   Написание эссе.

Используя  содержимое  «Корзины  ассоциаций, понятий, имен…», написать  эссе «Образ Северо-Запада»

Подготовьтесь к выразительному чтению эссе.

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. 

Жанр эссе предполагает свободу творчеству

На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения.

Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

образность;

афористичность;

парадоксальность.

Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе: 

привлекает многочисленные примеры;

использует всевозможные ассоциации.

 Защита работ учащихся.

Сегодня, вопреки логики урока мы не будем обобщать и делать выводы. Наш урок – своеобразный пролог к большой теме «Северо-Запад» и вам предстоит на последующих уроках подтвердить или опровергнуть те образы территории, которые мы создали сегодня.

Но ваша работа на уроке, конечно, должна быть оценена. Заполните, пожалуйста, рефлексивную карту.



Предварительный просмотр:

Урок- эвокация* «СЕВЕРО-ЗАПАД. ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ»

*Устойчивый термин французского литературно-критического языка; обозначает литературные приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать читателю ощущение от этого объекта.

Целевая аудитория: 

 Учащиеся  школы

 Учитель

Класс: 

 9 класс

Предмет: 

 География

Цель урока: 

 создать образ Северо-Западного  экономического района; развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные  опыт и  мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой

Тип урока: 

 Урок-эвокация

Учащихся в классе: 

1 2

Используемое оборудование: 

политико-административная карта России, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки,

Используемые ЦОР: 

презентации

Организационный момент(1 мин)

( сопровождается  презентацией, звучит музыка Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались «.)

Здравствуйте! Меня зовут Фролова Ольга Михайловна. И  сегодняшний урок начну именно этими словами: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»  Я рада знакомству с вами и уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным.

 Мы продолжаем изучать географические регионы России. Регион, о котором пойдет речь на уроке, вы назовете мне сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Если узнаете, о каком регионе пойдет речь по первому вопросу, заработаете 5 баллов, по второму 4 и так дальше. Готовы? 

На востоке этого  района проживает один из древнейших финно-угорских народов – вепсы

Здесь самая высокая естественная убыль населения

Самый маленький по площади экономический район

Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади

На территории района расположен старейший город России – столица феодальной республики

Верно. Это Северо-Западный регион. Сегодня первый урок по теме и наша с вами цель: создать образ территории.

Посмотрим на карту и определим, какие субъекты входят в состав Северо-Запада?

Что мы знаем о Северо-Западе?

Прием «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…»  Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

Сейчас поработаем с картой

В чем особенность ГП района?

Посмотрите на экономическую карту и сравните с картой плотности населения. Почему в обоих случаях доминирует Санкт-Петербург?

Какие формы рельефа выражены на территории региона?

Как повлияло на природу С-З древнее оледенение?

Какие виды полезных ископаемых представлены в регионе?

Почему А.С. Пушкин заметил, что «северное лето – карикатура южных зим»?

Соотнесите физическую карту района и карту ПЗ. В какой ПЗ расположен С-З?

Назовите две главные отличительные черты С-З.

Две главные отличительные черты Северо-Запада – выгодное ГП с выходом к Балтийскому морю. Высокая концентрация населения и хозяйства в СПб.

Физкультминутка

Ну-ка, школьник, 

Хватит грустить.
Время пришло

Себя чуть взбодрить.

Шею потянуть, 
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.

Руки за голову
Локти разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.

В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь, 
Почувствуй кайф.

В конце потянись,
Сон развей,

До конца урока
Будет все о· кей!

Работа в малых группах над созданием Образа территории.

Каждая группа работает согласно инструктивной карточке.

Инструктивная карточка № 1. Создание герба территории.

Щит герба Северо-Запада  состоит из 5-ти частей. Каждая часть  будет символизировать одну из областей и город федерального значения – Санкт-Петербург. Обсудите с товарищами, какие предметы, явления, события или люди будут символизировать ту или иную область и город Санкт-Петербург, Выберите цвет поля для каждой из областей и приступите к созданию герба. Если вы не умеете рисовать – не беда. Наскальные рисунки первобытных людей сейчас восхищают весь мир!

Подготовьтесь  к «защите» созданного вами герба.

Дополнительная  информация:

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству. На гербе изображаются предметы, символизирующие владельца – человека, сословие, город, регион, страну и т.п.

Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Инструктивная карточка № 2. Создание «ментальной» карты региона.

Придумайте каждой области С-З  и городу Санкт-Петербургу свое собственное  «ёмкое» название, которое выразит сущность субъекта. Например, Нижний Новгород – «карман России» (Большую известность город получил в XIX веке как место проведения самой крупной ярмарки России); «Австралия – утомленная Солнцем» (Самый сухой материк Земли)

МЕНТАЛИТЕТ -  образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души. . .

В нашем случае, менталитет территории – это ее главная особенность.

Подготовьтесь  к «защите», созданной вами  «ментальной» карты региона.

Инструктивная карточка № 3.   Написание эссе.

Используя  содержимое  «Корзины  ассоциаций, понятий, имен…», написать  эссе «Образ Северо-Запада»

Подготовьтесь к выразительному чтению эссе.

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. 

Жанр эссе предполагает свободу творчеству

На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения.

Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

образность;

афористичность;

парадоксальность.

Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе: 

привлекает многочисленные примеры;

использует всевозможные ассоциации.

 Защита работ учащихся.

Сегодня, вопреки логики урока мы не будем обобщать и делать выводы. Наш урок – своеобразный пролог к большой теме «Северо-Запад» и вам предстоит на последующих уроках подтвердить или опровергнуть те образы территории, которые мы создали сегодня.

Но ваша работа на уроке, конечно, должна быть оценена. Заполните, пожалуйста, рефлексивную карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Северо-Запад России"

Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...

тест по теме "Северо-Запад России"и "Восточный макрорегион"

Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

Полевой практикум "Северо-Запад России"

РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск....

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов:   1) организационная часть   2) проверка до...

Крепости Северо-Запада России

Презентация по географии, истории и креведению для учеников  5-9 классов и воспитанников детских творческих объединений....

Участники защиты Ленинграда и боёв на северо-западе России села Солоновка Смоленского района Алтайского края

Материал содержит воспоминания фронтовиков, фамилии участников тех событий и погибших в боях под Ленинградом....