Полевой практикум "Северо-Запад России"
статья по географии на тему

Винникова Светлана Владимировна

РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Полевой практикум "Северо-Запад"1012.92 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие из Санкт – Петербурга в Мурманск.

C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\Кижи.jpg

        По ежегодно сложившейся традиции, в июле-августе  2014 года состоялся очередной  полевой практикум  географов , организованный при поддержке Ассоциации учителей географии России. Участники практикума путешествовали по маршруту: Санкт – Петербург – Шлиссельбург – Сортавала – Валаам – Петрозаводск – Кижи – Шелтозеро – Медвежьегорск – Повенец – Зажогинская – Беломорск – Соловки – Кемь – нац. парк Паанаярви – Кандалакша – Кировск – Ловозеро – Мурманск. Благодаря насыщенной  многокомпонентной обучающей  программе, составленной исполнительным директором РАУГ Эпштейн Е.А, учителя географии изучали  памятники природы, истории и культуры Северо-Западного региона. Хорошо продуманная организаторами программа, позволила с первых минут активно включиться в работу. Мы посетили: «Дорогу Жизни», Ржевский коридор в Санкт-Петербурге, город  Шлиссельбург, музей-диораму «Прорыв блокады», музей-крепость «Орешек». Путешествие по Республике Карелии началось с города Сортавала, ранее находившегося в составе Финляндии. Здесь мы посетили Выставочный зал Кронида Гоголева, где увидели великолепные работы из дерева. Настоящим открытием для участников практикума стало знакомство с экспонатами Музея Северного Приладожья.

C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\1.jpeg C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\2.jpg

           Крепость «Орешек».                                    о. Валаам

   

          Далее мы отправились  на морскую прогулку по Ладожскому озеру, где осмотрели Ладожские шхеры и Валаамские острова, состоящие из о. Валаам (30 кв.км) и 50 мелких островов, высотой до 70 м. Острова покрыты хвойными лесами. Из истории я знала, что Валаамский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь основан новгородцами в начале 14 века. Много раз отражал нападения шведов, в 1611 г.разорён ими. Восстановлен в 1715 г. Является архитектурным памятником 18-19 вв. Образ этого дивного острова-монастыря, столь любимого русским православным народом, прочно вошёл в историю и культуру нашего отечества. Тысячи паломников из разных уголков Российской империи устремлялись к нему по ладожским волнам, чтобы, по словам замечательного русского философа Ивана Ильина, «оставить привычное и уйти в необычайное», прорваться к «иному, к светлому и чистому бытию». Все дальше от нас век XIX, отошёл в прошлое и XX;меняются эпохи, меняется Россия. Но неизменным остаётся Валаам, с его скалами и лесами, скитами и пустыньками, как и неизменным, остаётся стремление сердца к святому и светлому.

        Одно из ярчайших и удивительных мест Северного Приладожья – горный парк «Рускеала», расположенный в Сортавальском районе,в посёлке Рускеала. Мы убедились, что это  -  единственный в своём роде памятник природы и истории горного дела. Огромное впечатление на нас произвели: Итальянский карьер, Рускеальский провал, озера Монферана и Светлое. Жемчужина Горного парка – величественный Мраморный каньон. Старый и заброшенный карьер добычи камня, разрабатывавшийся почти три столетия, сегодня обустроен для посещения туристов, почитателей исторического наследия и «коллекционеров» природных феноменов и видов. Огромная чаша, вырубленная руками человека в массиве мраморного пласта, простирается с севера на юг на 456 метров, ширина 109 метров. C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\3.jpg C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\рускеала.jpeg

                Кижи                                                       Горный парк Рускеала                                                          

 

       

          Наполовину наполненная чистейшей водой изумрудного оттенка, она обрамлена как пологими, так и отвесными скалами, достигающими высоты 25м над зеркалом вод. Борта каньона пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами. Общая протяжённость доступных и подготовленных для обозрения выработок достигает нескольких сотен метров. Осмотр подводных шахт возможен только подготовленными драйверами. Участники практикума увидели на территории горного парка  экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения, кустарники, занесённые в «Красную книгу»;  редкие виды пресмыкающихся, земноводных, рукокрылых. Особое впечатление мы получили при знакомстве с ожившими персонажами народной мифологии: славянской, карельской и скандинавской. Неизгладимое впечатление произвели на участников практикума Рускеальские водопады, озеро Ристиярви, залив Кирьявалахти, Ляскеля. Впереди нас ждал город  Петрозаводск – республиканский центр, порт на берегу Онежского озера, основанный в 1703 г. Учителя посетили Музей геологии докембрия, где прослушали лекцию о геологических памятниках природы Карелии, представляющих многообразие проявлений геологических событий в истории Земли. Для Карелии характерно: развитие древнейших кристаллических комплексов, наличие чехла рыхлых отложений, связанных с деятельностью материковых оледенений. Учителя-географы  познакомились с работой Онежского тракторного завода, выпускающего лесозаготовительную технику, машины для лесохозяйственных работ. Главный инженер предприятия рассказал нам об особенностях технологического процесса, ассортименте выпускаемой продукции, экономических связях завода.

   

C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\1314274962.jpegC:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\4.jpg

           водопад «Кивач»                                        окрестности Медвежьегорска

 

           Далее наш путь лежал в Кондопожский район,в Государственный природный заповедник «Кивач»,являющийся одним из старейших заповедников России (создан в 1931г.).Как географы мы знали,что сердце заповедника – Кивач, второй по величине равнинный водопад в Европе (после Рейнского),на реке Суна. Мы увидели водяной поток, падающий четырьмя уступами, общей высотой 10,7м. Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и животного мира, экологических систем. Изображение водопада известны с 17в.,а первое упоминание встречается в писцовой книге 1556 года.

       Огромное впечатление произвела на нас экскурсия на о.Кижи,где мы увидели комплекс деревянных сооружений Рижского погоста (18-19вв.). Живописные по силуэту 22-главая Преображенская церковь,9-главая Покровская церковь, шатровая колокольня составляют редкий по красоте ансамбль. Также мы познакомились с экспозицией Музея деревянного зодчества и этнографии Карелии.

      По пути в г. Медвежьегорск мы осмотрели кратер вулкана Гирвас, первый русский курорт «Парциальные воды». Также учителя-географы побывали на Беломорско-Балтийском канале, соединяющем Белое море с Онежским озером у пос.Повенец (канал открыт в 1933 г.,длина 227 км,ср.глубина 5м, 19 шлюзов).

        Следующим пунктом нашего путешествия был Зажогинский карьер. Все известные в Республике Карелия месторождения и значимые проявления шунгитовых пород находятся в пределах Онежского синклинория - крупной раннепротерозойской структуры Южной Карелии. Около трети ресурсного потенциала высокоуглеродистых шунгитовых пород Онежской структуры сосредоточено в пределах Зажогинского месторождения, которое является также и наиболее изученным и наиболее

 

                                         В Зажогинском шунгитовом карьере.

удобным для разработки с точки зрения горно-технических и транспортно-экономических условий. Во время полевого практикума учителям была предоставлена возможность самим брать образцы горных пород и минералов. Ассоциация учителей географии побывала с экскурсиями в таких городах, как Надвоицы, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Мурманск. Учителя-практики познакомились с озёрами и каналами Б.Соловецкого острова, особенностями природы Белого моря, Полярным ботаническим садом, Ловозерской тундрой, осмотрели место бурения Кольской сверхглубокой скважины. Были организованы экскурсии в национальный парк «Паанаярви», музеи истории и культуры вепсов и саамов. Это были незабываемые, необычайно содержательные дни.

        Участники практикума изучили современные подходы к уроку, проектировали уроки по ФГОС во время  лекции «Современный урок при переходе на ФГОС» доктора географических наук, доцента кафедры теории и методики общеобразовательных дисциплин ЛИРО  Стрельниковой Т.Д. Это были необычайно содержательные дни! Насыщенная программа практикума позволила изучить и познать Северо-Западный регион России. Огромное спасибо исполнительному директору РАУГ  Е.А. Эпштейн, организовавшей полевой практикум для учителей географии.

C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\медв..jpg      C:\Documents and Settings\teacherw\Рабочий стол\фт\5.jpg

г. Медвежьегорск                                   порт Мурманск

                                 Винникова С.В., учитель географии, член РАУГ,г.Липецк.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ полевого многодневного тренинга «Семейная робинзонада»

Это проект семейного полевого тренинга.Тренинг проводится в форме сплава с выполнением определенных заданий под наблюдением психолога и инструкторов по туризму....

Летний полевой практикум (фотолетопись)

На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с   ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...

Методика подготовки, организации и проведения учебных военно-полевых сборов для учащихся 10-х классов Шпаковского района.

Данная методическая работа содержит нормативно-правовые и методические рекомендации по подготовке, организации и проведению военно-полевых сборов учащихся 10-х классов школ в условиях сельского регион...

Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.

Программа экологического образования детей для проведения полевых практик   8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...