УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ МБОУ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В III ОТКРЫТОМ ПОЛЕВОМ ЛАГЕРЕ «БУДУЩЕЕ РОССИИ»
статья по обж на тему

Украйченко Наталья Николаевна

Работа посвящена работе лагеря "Будущее России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchee_rossii_3.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

             Всем тем, кто создал для ребят «Будущее России» и лично Карасеву Р.Е. и Карасевой А.И.

УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ МБОУ ЛИЦЕЯ №57 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ В III ОТКРЫТОМ ПОЛЕВОМ ЛАГЕРЕ «БУДУЩЕЕ РОССИИ»

 «Задачи Полевого лагеря: проведение тематических профилактических мероприятий, мотивирующих стремление к безопасному поведению; обучение механизмам самозащиты от опасных и вредных факторов среды, приемам оказания первой помощи, взаимопомощи; поддержка детей-сирот в самоопределении самостоятельной жизни; формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в группе сверстников и в группе разновозрастных людей; гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи; проверка уровня и качества подготовки по вопросам безопасности жизнедеятельности участников программы; профилактика социально-негативных явлений среди молодежи (табакокурения, алко- и наркозависимости); воспитание чувств коллективизма, товарищества и взаимовыручки…» paS59SKUyo8[1]

                      Из Положения о проведении III открытого полевого лагеря «Будущее России».

   13 июня, в субботу утром, III открытый полевой лагерь «Будущее России» прекратил свою работу: ребята и их руководители разъехались по домам, палатки, в которых они жили, опустели… Это все так, но и не так. Лагерь «Будущее России» продолжает работать в социальных сетях, остался в памяти ребят, в их многочисленных фотографиях… Неделя жизни в полевых условиях пролетела быстро, и в то же время каждый день этой недели был наполнен тренировками, упражнениями, лекциями, тренингами, интересными играми…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (6 ИЮНЯ).

   Первый день – прибытие участников. В этом году мы постарались выехать в лагерь не так рано как в прошлом. Сбор у лицея был объявлен в 16.00. Ребята подъезжали с родителями, сдавали необходимые документы и отправлялись в окрестности поселка Рассвет Аксайского района. Там, на базе учебного-тренировочного полигона Донского Государственного Технического Университета, начал работу III открытый полевой лагерь «Будущее России». Кавалькада из автомашин получилась приличная, в третий по счету лагерь отправилось почти вдвое больше лицеистов, чем во второй, всего 26 человек – представительная делегация!  Заблудившись, и немного поездив по Ковалевке и Золотому Колосу, все-таки выехали на нужную нам проселочную дорогу и благополучно прибыли в лагерь. Там нас уже ждали ребята из пятьдесят пятой ростовской школы и заняли для нас палатку. Они, правда, не учли, что мы в ней все не поместимся. Пока один руководитель сдавал документы организаторам, второй вместе с родителями ребят занимался поиском второй палатки. Их поиски увенчались успехом, но через несколько минут этот успех был помножен в разы. Команда из Таганрога поменялась с нами палатками, предоставив неплохое жилище в тени деревьев, к тому же еще и с розеткой. Палатки в этом году утепленные, со второй войлочной стенкой. Это неплохо, мы то знаем по прошлому году, насколько холодными могут быть даже летние ночи. Ободренные неплохим обменом парни в своей палатке, а девчонки  в своей стали разбирать вещи. После отъезда родителей стали знакомиться с инфраструктурой лагеря, она значительно изменилась с прошлого года, это касается, в первую очередь, туалетов, которые стали намного удобнее и душа - душевых палаток увеличилось вдвое (М и Ж). Познакомились с вожатыми Элей и Лидией. Очень впечатлила география делегаций этого года. Помимо команд из Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья, Адыгеи, Крыма, хорошо знакомых нам с прошлого года, сюда приехали дети из Брянска, Перми, Уфы, Астрахани, но больше всего впечатлил приезд ребят из Биробиджана, а также очень рады были увидеть детей из Луганской и Донецкой Народных Республик. Вечерняя дискотека прошла в первый же вечер на новом месте, а на прежнем, рядом с палаточным городком, устроили футбольное поле. После зажигательных танцев, получив бегунок на нашу команду (№24) с расписанием учебных точек на последующие дни и инструктаж по технике безопасности, запрещающий, к нашему огромному сожалению, купание в пруду, стали готовиться ко сну. А он наступил далеко за полночь, многие не могли так быстро уснуть под впечатлением тех перемен, что произошли в их жизни. Почти половина ребят никогда не была в лагерях, для многих это было впервые.

ДЕНЬ ВТОРОЙ (7 ИЮНЯ).

   Второй день – открытие лагеря.  В один миг весь лагерь покраснел - утром всем ребятам выдали красивые красные майки.

   Главные события происходили сегодня в поселке Ковалевка на территории Донского спасательного центра МЧС России. После всеобщего построения, торжественных слов начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области Валерия Синькова, а также выступления нескольких творческих коллективов, среди которых запомнилось барабанное шоу TOP BEAT, всех ждала выставка спасательной техники, в том числе и знакомого нам робота-пожарного. Который также, как и в прошлом году обильно поливал детвору под палящим летним солнцем. Спасатели продемонстрировали ребятам, как они приходят на помощь в случае ДТП, а также предоставили боевую одежду пожарных - боёвку всем желающим ее надеть. Получился настоящий праздник, который устроили пожарные и спасатели. Что только не делали дети на выставочной площадке: оседлали пожарный мотоцикл, сидели в кабине пожарной машины и даже поднимались на ее крышу, чтобы увидеть происходящее с высоты. Путь в Ковалевку из лагеря и обратно мы прошли пешком, хотя нам предлагали совершить автобусную поездку, такой способ передвижения мы выбрали сами с еще несколькими делегациями, в том числе и из Щербиновского района Кубани. Хотелось пройти прошлогодний маршрут вдоль лесопосадок и зеленых полей, усыпанных красными маками. Мы спешили в лагерь, уже сегодня в обед начинались практические занятия на учебных точках, пропускать которые не хотелось бы, все могло бы пригодиться во время финального соревнования среди приехавших из разных уголков нашей страны делегаций – игры «Безопасный мир».

   После обеда начались занятия на учебных точках. Первая из них, выпавшая нам сегодня – полоса препятствий короткая (на самом деле она не такая уж и короткая). Это, пожалуй, самая сложная учебная точка в лагере, состоящая из различных стационарно расположенных препятствий: труб, плит, подвесного моста, лабиринта и множества других. На нее приходится и самое большое количество инструкторов, объясняющих правила прохождения этапов и страхующих участников на каждом таком этапе во избежание различных травм. Самый сложный для всех этап – подвешенные в линию на веревках автопокрышки, внутри которых нужно проползти. Именно на него уходит большее количество времени, затраченного на прохождение этой полосы. Еще одна трудная часть – металлическая дугообразная труба, из которой приходилось вываливаться с небольшой высоты на вытянутые вперед руки. После прохождения этой трубы нашей делегацией ее убрали из обязательного прохождения из-за опасности зазубрин внутри ее, сильно царапающих кожу и разрывающих одежду ребят. Все остальные этапы относительно легкие, их можно проходить на достаточно большой скорости. К огромной нашей радости все лицеисты смогли пройти эту полосу препятствий. Никто из них не отказался от ее прохождения, хотя это очень сложно для новичков, впервые видевших ее в своей жизни.

   Довольные собой, мы отправились на следующую точку, пообедав перед этим. На учебной точке нас ждал инструктор, познакомивший ребят с различными взрывоопасными предметами, минами, гранатами, взрывчатыми веществами и правилами поведения при их обнаружении. Беседа сопровождалась демонстрацией их макетов. После лекции мы перешли на открытую площадку, где этот же инструктор провел практическое занятие по рукопашному бою. Ребята с удовольствием учились различным боевым приемам и правилам поведения при внезапном нападении. Как и на полосе препятствий, на этой учебной точке полтора часа занятий пролетели очень быстро.  

   Последняя точка, что была в этот день, называлась «веревки 2». На ней еще один инструктор, научил ребят приемам командообразования, так необходимым нам, так как ребята собрались из разных классов – от 6 до 8-го. Больше всего участников, ровно половина, из бывшего 7 в класса. Это хорошо знающие друг друга ребята. Кроме них в составе делегации трое восьмиклассников, это настоящие лидеры, участвовавшие во втором полевом лагере в прошлом году. Остальные участники – шестиклассники. Поначалу трудно было им найти между собой общий язык, но они справились с этой целью во многом и тому упражнению, что они выполнили в этот день. Их задачей было перейти на другую сторону «паутины» из веревок, разбитой на секторы, так, чтоб не задеть эту самую «паутину». Выполнение этой задачи осложнялось тем, что нельзя было в один сектор перебираться только двум людям, да к тому же делать это в тишине, не переговариваясь между собой. Ребята достойно справились с этим упражнением, осторожно на руках передавая друг друга. Помогла им в этом сплоченность и слаженная работа. Было приятно видеть, что единая команда из ребят, заинтересованных одной целью, получилась. На этом учебные занятия в этот день закончились.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (8 ИЮНЯ).

   После утренней зарядки, которую посещали в обязательном порядке все участники (мы иногда дополняли ее еще и пробежками), завтрака и уборки внутри и вокруг наших палаток, начались занятия на учебных точках.

   Первая точка с утра – узлы. На ней инструктор научил ребят вязке нескольких видов узлов, часто встречающиеся в туризме: «заячьи уши», шкотовый, брамшкотовый, прямой, «восьмерка». Здесь тоже хотелось бы отметить активность ребят и их желание уметь вязать все эти виды узлов. Почти все они научились это делать. Жаль, конечно, что времени было выделено на эту точку всего лишь один час. Хотелось бы, чтоб лицеисты знали как можно больше узлов, это может пригодиться им в жизни и уже осенью в олимпиаде по ОБЖ.

   В десять часов утра началась уже вторая учебная точка – полоса препятствий без снаряжения (фрироуп). Фрироуп («Висячие сады») - вид спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов. Здесь мы все постарались успеть пройти в выделенное нашей команде время два элемента – горизонтальные колеса и колеса-«змейка». Колеса – это автомобильные покрышки, подвешенные над землей на веревках. Девочки вначале прошли «змейку» - проползли внутри шин, подвешенных вертикально друг к другу. Мальчики остались на горизонтально подвешенных колесах, это этап оказался довольно сложным, но с помощью инструктора, страхующих ребят все справились с ним. Позже девочки и мальчики поменялись местами и продолжили прохождение этих элементов полосы препятствий. К сожалению, на остальные элементы огромной веревочной полосы препятствий у нас не хватило времени. Но мы ее все-таки прошли, и те ребята, которые принимали участие в прошлогодних соревнованиях, познакомили с ней новичков.

   До обеда успели пройти еще одну точку – ЛИЗА АЛЕРТ – так называется общественный поисковый отряд, на занятии знакомые некоторым ребятам по прошлому году инструкторы провели беседу о правилах поведения в городе, объяснили, что делать, если ребенок заблудился в городе или его похитили. Рассказ сопровождался многочисленными случаями  и примерами из их собственной практики. Напоследок каждый из нас получил памятку от инструкторов по правилам поведения для детей и родителей в городе.

    После обеда – снова командообразующие упражнения. На этот раз знакомый уже нам инструктор провел еще несколько упражнений, интересней всех оказались «лыжи». Всей команде нужно было встать на две доски и пройти, стоя на них несколько метров. Все было бы легко, если в команде было бы три-четыре человека, но и больше двадцати человек в итоге справились с этим заданием, хотя им пришлось изрядно потрудиться.

   Вечером нас ждала пожарная подготовка: полоса + рукава. Инструкторы-пожарные познакомили с полосой препятствий во время пожарной эстафеты: стеной, бумом, научили впервые приехавших в лагерь ребят одевать пожарный костюм. И до самого ужина ребята бегали по полю рядом со сценой, где проходят вечерние дискотеки, таская, разматывая и собирая пожарные рукава. Их цель - пройти пожарную эстафету, в конце которой необходимо было сбить мощными напорами воды мячи, установленные на высоких подставках. Как всегда у всех это получилось!

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (9 ИЮНЯ)

   Сегодня был, пожалуй, самый насыщенный занятиями день. Мы смогли посетить максимальное количество учебных точек за все время нашего проживания в лагере. Первая из них – сигналы. Мы повторили с инструктором международные сигналы бедствия, а потом здесь же, на поле, ребята выкладывали своими телами так, чтоб они были огромными, и их можно было бы разглядеть с  высоты. С этим упражнением мы справились за несколько минут, уже чувствуется слаженная работа единой команды.

   Следующая точка – ориентирование. С помощью карты нужно было найти и проставить на бегунке необходимые точки на поле рядом со столовой. Опять-таки все ребята справились и с этим заданием, пробежав необходимый маршрут, но не с таким высоким результатом, как хотелось бы. Это значит, что в лицее осенью надо потренироваться еще.

   Инструктор на следующей точке научил ребят наложению различных видов повязок, вместе с ним повторили наложение жгута и давящей повязки при кровотечениях, шин при переломах. А потом ребята делали уже все это самостоятельно, тренируясь друг на друге. Значимость этих практических занятий переоценить очень сложно.

   Следующая точка вышла у нас вне плана, мы узнали, что в лагерь приехали разведчики, с настоящим боевым оружием и решили посетить их точку. Действительно, на одной из учебных точек, на окраине лагеря, расположились бойцы подразделения специального назначения. К нашей огромной радости военные инструкторы с удовольствием нас приняли и провели интереснейшую лекцию, знакомя ребят с различными профессиональными хитростями, опираясь на собственный опыт и отличную подготовку. Дети смогли узнать информацию об экипировке современного военного разведчика, оптических приборах и многом другом. К сожалению, у нас села батарея на телефоне и мы не смогли сделать фотографии с оружием, а очень этого хотелось, разведчики пригласили прийти к нам еще раз.

   После обеда нас ждал пруд, где под пристальным вниманием инструкторов часть ребят бросали спасательные круги и концы Александрова, а другая – выполняли маневры на спасательной лодке и надувном плоту. К сожалению, в этом году строго настрого запрещено было купание в пруду. Как не хотелось бы нам окунуться в прохладную воду, все выполнили требование руководителей лагеря. Запрет есть запрет. Главное – безопасность ребят и это всем было понятно.

   Но и на этом занятия еще не закончились. Точка СЛР-1 (сердечно-легочная реанимация), которая по расписанию стояла у нас в первый день была пропущена, и мы решили ее наверстать. Опять же медицинские работники нам не отказали и до самого ужина провели с ребятами практические занятия по реанимации электронного манекена, подобного нашему «Александру» в лицее.

   А вечером был футбол. Первую игру наша команда «Ростсельмаш» выиграла у команды «Волки» из города Ставрополь и вышла в одну восьмую футбольного турнира лагеря. Ну, а потом снова дискотека, но не только она сегодня  в гостях были фантастическое научное шоу профессора Николя и DJ MAX TRISTE. Дети были в восторге! Ну, а потом отбой и, наконец, наступила долгожданная тишина. Устали сегодня очень. И это здорово! Дети уснули почти сразу же.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ (10 ИЮНЯ)

   Утром нас снова ждала зарядка, завтрак и новые учебные точки (перечень из «бегунка»): психологи-1, психологи-2, стенгазета, парашютная подготовка, пожарка: боевки.

   Психологи расположились в двух палатках сразу за столовыми, на обеих точках нас ждали беседы, лекции с психологами, а также различные психологические упражнения и тренинги, так необходимые для командообразования. Единственно, что не хватало, так это чуть большей активности ребят.

   После работы с психологами нам нужно было создать стенгазету нашей команды. Сначала определились с названием из огромного количества предложений. Наша команда – «Русь». Одноименная песня команды уже готова, ее исполняли на конкурсе у нас в лицее семиклассники. Ну, а с речевкой тоже провозились не так уж и долго: «Наша команда называется «Русь»! Своей Родиной я очень горжусь! «Будущее России» - лагерь классный! Как для кота он цех колбасный». «Цех колбасный для кота» – это простое сравнение, не более того. Хотелось отразить огромное количество позитива, что дает лагерь для каждого его участника. Пригодились фотографии, сделанные перед выездом в лагерь на фоне здания лицея. В итоге стенгазета получилась на славу. Мы сфотографировались с ней, когда закончилась работа над ее созданием. Выделенного времени, правда, не совсем хватило, поджимало время идти обедать, поэтому пришлось выполнять поставленные условия инструктора – петь. Пели всей командой все, что приходило на ум. Оказалось, песен ребята знают прилично. На вкусный, как всегда, обед попали без опозданий.

   После обеда и небольшого перерыва нас ждала точка с парашютной подготовкой, после которой многим захотелось обязательно прыгнуть с парашютом. На этой учебной точке инструктор познакомил с устройством парашюта, с правилами его укладки. Ребята здесь же на поле упражнялись в технике совершения прыжков, на подвешенной на турнике парашютной системе пробовали поворачиваться в воздухе. Понравилось всем. И снова время пролетело незаметно быстро. Не успели оглянуться, а пора уже идти на следующее занятие.

   На учебной точке «пожарка: боёвки» нас ждало надевание боевого костюма пожарного на время. Это тоже обязательно пригодиться нам в будущих соревнованиях юных пожарных дружин. Не было ни одного человека в команде, кто бы ни одел боёвку.

   Вечером, пока было свободное время, команда разделилась. Часть, в основном девочки, посетила снова точку сердечно-легочной реанимации, а мальчики ушла фотографироваться к спецназовцам. И не пожалели. Фотографии получились отменные, кроме того, бойцы показали приемы переноски раненых, элементы нижней акробатики при стрельбе лежа. Многие наблюдали за происходящим, открыв рот. Выглядело действительно потрясающе.

   После занятий на учебных точках  на совещании нас ждал сюрприз: вместо запланированных с утра учебных точек, уже  в семь часов, вместо зарядки начинаются соревнования среди приехавших делегаций – игра «Безопасный мир». По жеребьевке нам выступать завтра десятыми. Это намного лучше, чем в прошлый раз, когда мы начинали самыми первыми. Среди испытаний: прохождение двух полос препятствий, вязка узлов, пожарная эстафета и боевое развертывание, наложение повязок, бег на пруд и там бросание спасательного круга и конца Александрова.

   Сразу же после совещания срочный сбор ребят, на котором выбрали участников команды. Костяк команды – «старики», участвовавшие в прошлогодних соревнованиях: Журкин Руслан (капитан), Городецкий Влад, Доренская Анастасия. Остальные – «новенькие»: Горковец И., Смыслов А., Будникова М. и Шадловский Д. (из 7-го класса) и самый младший участник команды – шестиклассник Грибов Н. Исаева Катя, не попав в основной состав, решила проявить себя, выступив за команду Б. Мартыновки. Сначала хотели вместо дискотеки повторять вязку узлов, ведь, не известно, какой из них по жребию может достаться каждому из них. Но в итоге успели и узлы повязать, и на дискотеке потанцевать, тем более, на сцене выступала группа Grand Canyon с зажигательным репертуаром. После отбоя, как и вчера, уснули быстро, перед соревнованиями следовало хорошенько выспаться.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ (11 ИЮНЯ)

   Утром каждый из участвующих в соревнованиях смог пройти свой элемент полосы препятствий. Горковцу И. досталась «мышеловка», Доренская А. выбрала «бабочку», Смыслов А. – вертикальные колеса, капитан – параллельную переправу с оттяжкой, Будникова М. – колеса -«змейка», Шадловский Д. – навесную переправу. На «паутину» пошел Грибов Н., а самое сложное – горизонтальные колеса, досталось самому подготовленному – Городецкому В., от каждого из них будет зависеть общий итог. Все они это понимали и в итоге во время соревнований, сразу же после объявления старта, выложились на все 100% (а может, и больше). Это касается и Исаеву Е., которая в итоге оказалось самой подготовленной в команде Б. Мартыновки. Первый этап ребята прошли практически без заминок, второй – тоже. Каждый из них смог связать выпавший по жребию узел, вчерашние тренировки не прошли зря. На короткой полосе заминок не было, ребята шли один за другим, выполняя упражнения четко. Во избежание травм среди участников всех их страховали опытные инструкторы. После полосы препятствий команда разделилась, одна четверка ушла на пожарную эстафету, вторая – на боевое развертывание. Первые прошедшие это испытание (Журкин Р. и Городецкий В.), наложили повязки, имитируя оказание первой помощи при кровотечении, после чего сразу же рванули на озеро, догоняя остальных. Там каждый из них бросил спасательный круг и конец Александрова. Наконец секундомер остановился. Теперь оставалось ждать подведения итогов и отдыхать.

   Вечером, после посещения лагеря внушительной команды работников санэпидемстанции, и санобработки палаток, наша команда «Ростсельмаш» второй раз сыграла в футбол. На этот раз - за выход в четвертьфинал с командой из Луганска, но, к сожалению, проиграли со счетом 0:2. Еще одна неприятность – запрет на посещение поселка Рассвет, а мы хотели посетить его завтра, но, ничего, переживем. Завтра, к сожалению, уже закрытие лагеря…

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ (12 ИЮНЯ)

   Главное событие для всех нас – подведение итогов игры «Безопасный мир». Из двадцати девяти команд мы заняли третье место. Вот это да! Отличный рывок по сравнению с прошлым годом, мы смогли подняться с шестнадцатого места на призовое. Команда из Большой Мартыновки, за которую  выступала Исаева Е., тоже финишировала третей. Судя по вывешенным на доске результатам, впереди Кропоткин (1 место), Родионовка, Щербинка, Биробиджан и Ипатово (2 место). Кроме нас и Мартыновки третьими стали команды из Перми, Уфы, а также ростовского Центра туризма.

   Днем началось творческое представление команд, на сцену по очереди выходил все участники лагеря. Исполняли песни, танцы, речёвки… Порядок выступления нарушил прошедший дождь. Ливень немного подпортил настроение, пришлось все-таки доставать из сумок и рюкзаков привезенные с собой галоши и резиновые сапоги. Наши палатки начали протекать, но течь быстро закрыли огромными баннерами подоспевшие на помощь волонтеры, а спустя некоторое время дождь и вовсе прекратился, распогодилось, земля быстро высохла. Торжественное закрытие лагеря началось с поздравления и напутствия приглашенных гостей, после чего наступил приятный момент награждения команд. Каждый участник, за исключением их руководителей, получил сертификат III открытого полевого лагеря «Будущее России». Дискотека продолжалась до полуночи, небо озарил красивый салют. Ну, вот, и все. Завтра утром всех ждали сборы и отъезд домой…

   …III полевой лагерь прекратил свою работу, детям не хотелось уезжать домой. Они уже сейчас  планируют принять участие в следующем году в качестве полноценной команды в соревнованиях «Школа безопасности» и на маршруте выживания. Хотелось бы пожелать, чтоб IV полевой лагерь состоялся, и мы приняли в нем участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков".

Классный час о событии 14 февраля-освобождения города Ростова-на-Дону от фашистких захватчиков...

Открытое заседание НОУ «Родники» МБОУ «Лицея № 6» города Курска «Я помню! Я горжусь!»

Немало боевых страниц в многовековой истории Курска. Но такой, каким стало лето 1943 года, не знал наш древний край. Находясь в центре Курской битвы, наша малая Родина, также как Орловщина и Белгородч...

Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону

О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...

Классный час на тему: "14 февраля - годовщина освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

Материал по освобождению города  Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

Маршрутный лист образовательного путешествия для учащихся 9 класса. Тема: «Покровский сквер города Ростова-на-Дону»

Тема образовательного путешествия: «Покровский сквер города Ростова-на-Дону».Вопрос/проблема: Как отражена история города в памятниках и строениях Покровского сквера?Цель: научить читать городскую сре...

«Мои прадеды», работа ученицы МБОУ "Лицей № 20"г. Ростова - на- Дону Фисковой Алины Сергеевны

Краткая характеристика работы Самое дорогое , что есть в жизни человека - это его семья , его Родина. Но семья - это не только те, с кем ты живешь сейчас, это все те родные люди, кто был и...