Природа России.Урок-зачёт.География 8 класс.
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Орлова Елена Алексеевна

Данный урок был проведён  на Дне открытых дверей в ГБОУ  СОШ № 448 г.Москвы в марте 2012г. и получил самые высокие оценки от родителей,коллег и учеников 8 а класса. Этой разработкой могут воспользоваться учителя географии,применяющие нетрадиционные формы проведения уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rossii-obobshchenie.8klass.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 8 классе.

Тема: «Природа России- обобщение раздела.»

Форма проведения: Деловая  игра, урок-зачёт.

Цели урока: 1. Обобщить, повторить и закрепить пройденный материал по разделу «Природа России».

2.Через разнообразные формы работы развивать интерес к изучению географии.         3.Развивать навыки работы в группах, адаптации в необычной ситуации.

Оборудование урока: трафареты постов, атласы, зачётные книжки, опознавательные знаки участников,  экзаменационные билеты на постах, стенная карта России, указка.

Подготовительный этап: за 1-2 урока до проведения зачёта учащимся сообщается об условиях его проведения. Класс делится на 5 групп по количеству постов для проверки знаний, выбираются экзаменаторы из числа учащихся, проявивших отличные знания по главным темам данного раздела, также назначаются капитаны групп. Для повторения материала к зачёту ученикам раздаётся краткая информация по  пройденному материалу.

ХОД  УРОКА.

1.Орг.момент. Учащиеся класса занимают свои места на постах согласно маршрутным листам каждой группы, где находится экзаменатор, готовый к проведению зачёта. Учитель приветствует собравшихся, проверяет готовность групп, кратко напоминает условия прохождения этапов, напоминает о снятии баллов за некорректное поведение во время проведения зачёта.5мин.

2.Повторение,обобщение и закрепление темы «Природа России».

Каждый учащийся вытягивают один билет на своём посту и все участники данной группы поочерёдно отвечают экзаменатору на вопросы билета, в это время остальные дети внимательно слушают ответ своих товарищей. Это позволяет закрепить достаточно большой объём изученного материала. Участник-экзаменатор выставляет оценку за ответ в зачётную  книжку и ставит в ней свою подпись.

После сигнала учителя : «Смена постов!»,группы во главе с капитаном, у которого находится маршрутный  лист, организованно переходят на другой  пост и сдают материал по следующей теме. Таким образом во время зачёта охватывается пять тем раздела Природа России: рельеф и геология, климат, внутренние воды, природные зоны, карта России.

Примерные вопросы экзаменационных билетов таковы:

-Тема рельеф: Что называется платформой?  Что такое оползень? Какая форма рельефа преобладает в России? Назовите самые высокие, самые низкие горы России?

Какая равнина находится на западе России, в чём состоят её особенности?

Почему на Русской равнине обнаружены залежи полезных ископаемых магматического происхождения?  

Какие горы России относятся к области кайнозойской, а какие к герцинской области складчатости?

В какой части нашей страны и почему происходят  землетрясения и наблюдается вулканизм?

Назовите самый высокий действующих вулкан РФ?

-Тема  климат: Что такое солнечная радиация? Что такое циклон и антициклон? Какие воздушные массы господствуют над территорией России?  Какие ветры преобладают в умеренном поясе на западе России, а какие на Дальнем Востоке? Какой климат формируется на крайнем севере страны? Где  и почему находится самое холодное место России, а где самое влажное место страны? Что такое коэффициент увлажнения? Испаряемость? Изотерма?

-Тема внутренние воды: Что такое паводок? Что называется речной системой? От чего зависит характер течения реки, а от чего зависит режим реки?  На каких реках России и почему бывает летнее половодье?

 Перечислите наиболее крупные реки России. Когда  на реках РФ наступает половодье, паводок, ледоход?

 Что такое падение и уклон реки ,на что они влияют

-Тема природные зоны : Что называется почвой? Где находятся самые плодородные почвы страны и как они называются? Какие почвы и почему занимают наибольшую площадь в России? Как животные и растения приспосабливаются к условиям обитания в Сибирской тайге? Какие природные зоны расположены в пределах России и в чём состоят их особенности?

Что такое высотная поясность и где в России она проявляется наиболее ярко? Почему в горах Кавказа она выражена ярче чем в горах Полярного Урала?

-Тема карта России: покажите на карте России следующие объекты-  Баренцево, Берингово, Охотское, Балтийское и др.моря, Восточно-Европейскую, Западно -Сибирскую и др. равнины, Сахалин, Курильские, Командорские и другие острова, Байкал, Онежское, Ладожское и др.озёра, реки -Енисей, Лена, Волга и др., горы -Урал, Алтай, Саяны и  Кавказ, Верхоянский хребет и хребет Черского и т.д.

После прохождения постов в соответствии с маршрутным листом каждой группой участников по сигналу учителя : «Зачётные книжки сдать капитанам!»,учащиеся групп выполняют задание, а капитаны передают их учителю.

3.Заключение. Заключительное слово учителя и краткие оценки урока участниками.

4.Домашнее задание повторить материал ,который вызвал наибольшие затруднения во время зачёта.

На следующем уроке учитель сообщает итоговую оценку каждого ученика, получившуюся как среднее арифметическое из оценок, полученных на каждом посту ,и выставляет их в журнал.

Данную разработку урока подготовила Орлова Елена Алексеевна- учитель географии ГБОУ   СОШ № 448 ВОУО  ДО  г.Москвы.



 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Замечательный урок!

Михина Елена Ивановна

Спасибо за разработку! Обязательно возьму в свою копилку.

Орлова Елена Алексеевна

Спасибо коллеги за Ваши отзывы, я рада что моя разработка принесёт пользу не только мне.