Самоанализ урока географии в 9 классе "Центральный район: особенности населения"
материал по географии (9 класс) по теме

Фролова Ольга Михайловна

Один из вариантов проведения самоанализа урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_9_kl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии в 9 классе «Центральный район: особенности населения».

ТЦУ:

  1. Познавательный аспект: выявить особенности населения Центрального экономического района России.
  2. Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности, географического мышления   и творческих способностей учащихся (развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания, поэтому этот аспект ТЦУ ставлю ко всей изучаемой теме), устной речи, способности анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность), повышение  интереса  к предмету, патриотическое и экологическое воспитание.

Дидактические материалы к уроку:

  1. физическая и экономическая карты «Центральная Россия»,
  2. презентация,  
  3. раздаточный материал, инструкции («путевой лист») для учеников: «Мой путь на уроке», категорийный аппарат усвоения (трудовой, интеллектуальный потенциал;         человеческий  капитал).

План урока 

Учебно –воспитательный момент

Учебно –воспитательная задача

1.Организационный

Обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку

2. стадия ВЫЗОВА

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3. стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Осознание цели урока, актуализация знаний

4. стадия РЕФЛЕКСИИ

Выявление реализации познавательного аспекта ТЦУ. Формирование умений рефлексии

5. Выставление оценок.

Домашнее задание

1. Характеристика класса.

В 9 «Б»  классе обучается 28 человек: 15 юношей и 13 девушек.

По типу ведущей репрезентативной системы учащиеся данного класса примерно делятся на три группы: «кинестетиков» - 15%, «визуалов» - 50%, «аудиалов» - 35%.

Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке,  индивидуальные занятия, беседы с учащимися и их родителями, постоянные контакты с классным руководителем позволили мне составить следующую характеристику класса:  на лидерство претендуют несколько учеников.  Десять  учащихся имеют ослабленное зрение, двое обладает чрезмерной возбудимостью. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у трех учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, отвлекаются, часто нарушают дисциплину. 15  учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Вторая половина учится по географии на « 4» и «3». Два ученика имеют низкий уровень обученности и обучаемости. У них большие пробелы в знаниях и умениях по предмету за предыдущие классы.

2. Внешние связи урока. Место урока в изучении раздела «Районы России»:

Урок в теме «Центральная Россия». На изучение темы отводится  7 часов. Это второй урок в изучении темы. На предыдущем уроке  ребята познакомились с составом территории и  географическим  положением региона.

Тип урока: урок изучения нового материала. Используются приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, карты атласа,  мультимедийные средства ).

3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цели урока поставлены мною выше. Следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников. Интерпретация познавательного аспекта ТЦУ для учащихся: выяснить имеет ли свои особенности население Центрального района или оно типично для России, а так же получить новые знания, показать свои знания и так дальше.

В ходе урока они сами её ставят.  Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

4. Характеристика замысла урока (план).

Исходя из целей урока, было запланировано 5 учебно-воспитательных моментов (УВМ). Изучение новой темы базируется на умениях давать качественную и количественную характеристику населения России, работать с картами и учебником.

Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.

5. Морфологический аспект самоанализа.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

Следующий  УВМ я определила как ВЫЗОВ. На данном этапе я использовала методический прием «Верите ли вы, что …». Учащимся было предложено поработать в группах по 4 человека, они должны были  ответить на вопросы и обосновать один из них. Я заранее назвала группе номер вопроса. Учащиеся обсудили вопросы в группах и  выработали  общую позицию. Так как подобное задание для ребят не редкость, они справились с ним за положенные 2 минуты.  Затем класс выслушал ответы каждой группы.  

Третий  УВМ  - ОСМЫСЛЕНИЕ. Именно на этом этапе  урока происходит осознание  цели урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. Учащимся предлагалось поработать с картами (активизация знаний, полученных на предыдущих уроках), самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально и  в группе), заполнить концептуальную таблицу, которая  помогла ребятам систематизировать информацию и провести параллели между явлениями, событиями или фактами. Этот этап включал в себя и творческое групповое задание.

Все получили оценки «4» и «5».

4-й УВМ  - стадия РЕФЛЕКСИИ. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовался прием  написания синквейна.

На 5-м УВМ подведены итоги урока, озвучены оценки, было мотивирование домашнего задания, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее   задание   ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся

6. Структурный аспект самоанализа.

Структура урока построена с использованием  технологии критического мышления: «вызов  осмысление        рефлексия»  и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку. Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления  особенностей  населения Центрального экономического района России.

Усталость помогла снять «тематическая» физкультминутка, а творческое игровое  задание «Рекламное бюро» сделало урок более «живым».  Возможно,  стоит подумать о более широком  применении  игровых методов в данном уроке .

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы, взаимопроверок и т. д.

Познавательный аспект триединой цели урока: выявить особенности населения Центрального экономического района России   красной нитью прошёл через все УВМ.

8. Аспект оценки КРУ.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики выявили и осмыслили особенности населения Центрального экономического района России.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

      Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока.

      Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

     

     Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.      Урок носит творческий характер.    

Активность класса можно оценить как высокую. Реальные результаты (РР) – на основании двух- трёх оценок, выставленных в оценочный лист на уроке, ученикам выставлены следующие оценки в журнал: 12 «5», 13  «4», 3 «3».

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Центральной район: особенности населения.

Данный урок направлен на выявление особенностей  населения Центрального экономического района России, развитие интеллектуальной активности, географического мышления   и тв...

урок географии Рынок труда и занятость населения

Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...

урок географии по теме: Неравномерность размещения населения. География мировых миграционных процессов

Урок географии в 10 классе по учебнику Е.М. Домогацких издательство "Русское слово". Урок из раздела "География населения мира". Включает в себя следующие этапы: актуализация знаний, процессуально сод...

Самоанализ урока географии в 7 классе по теме "Население Земли"

В материале представлен самоанализ урока с подробным описанием образовательной, развивающей и воспитательной целями урока, методами и приёмами работы. Перечислены все планируемые результаты урока. Оха...