Самоанализ урока географии в 7 классе по теме "Население Земли"
материал по географии (7 класс)

Кононов Николай Петрович

В материале представлен самоанализ урока с подробным описанием образовательной, развивающей и воспитательной целями урока, методами и приёмами работы. Перечислены все планируемые результаты урока. Охарактеризованы все логически связанные между собой этапы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Самоанализ урока географии в 7 классе по теме «Население Земли». Учитель Кононов Николай Петрович.

Урок проходил в 7 классе, предмет - география, в классе 2 человека, на уроке присутствовали оба.

По уровню способностей и обученности класс почти однородный, учащиеся мотивированные, они могут организовать свою работу, сосредоточиться, им не нужна  постоянная  помощь учителя или товарища, однако порой невнимательны, поэтому они всегда находятся в поле зрения учителя. Качество знаний по географии 100%,  их активность на уроках можно считать средней. Эти особенности я и постарался использовать при построении урока и отборе учебного материала.

Тема урока: «Население  Земли».

 Это первый урок в изучении темы «Население  Земли », на изучение темы отводится 2 часа. Это 14 урок с начала года. Данный урок  по программе Душиной Ираиды Владимировны  предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о населении Земли.

Тип урока: урок освоения новых знаний.  

Цели урока:

Образовательная: Углубление знаний учащихся о населении Земли; определение расового и  этнического состава населения; формирование понятий «этнос», «плотность населения», получении первичных знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представлений о мировых и национальных религиях.

 Развивающие:  Развитие у обучающихся познавательных способностей и творческого интереса к изучаемой теме, способностей самостоятельного анализа материала, умения логически рассуждать, выделять главное, делать соответствующие выводы. Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, справочниками.  

Воспитательные:  Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

  Методы и приемы работы: На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: словесный, аудиовизуальный, наглядно-иллюстративный, сравнения, проблемно - поисковый, репродуктивный, анализ, синтез, работа в парах, индивидуальная работа, работа с текстом, творческое задание.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:                                                                                                 

1 Формирование научного мировоззрения, повышение мотивации к изучению географии;                                                                                                                         2. Развитие стремления к познанию и личных переживаний в системе восприятия  материала;                                                                                                                                                 3. Активизация механизмов личностного самосовершенствования.

Предметные результаты:

1.Усвоение  понятий «численность», «плотность населения», «расы», «этнос», «религии мира»;                                                                                                                                                         2. Определение  расового, этнического состава  населения;                                                                                                                     3. Усвоение знаний о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

  Метапредметные результаты:                                                                                                          

1.Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;                                                                                                

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог;                                                                                                                                                  

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения  населения с использованием различных источников географических знаний.   Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, получение новой информации,  первичная проверка усвоения материала и первичное закрепление способов деятельности, рефлексия, домашнее задание творческого характера.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационный этап.
  2. Целеполагания и мотивации учебной деятельности. Это этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором  они участвовали в формулировании темы и целей урока, этому способствовал фрагмент песни Е. Хромушина «Сколько нас», наводящие вопросы учителя.
  3. На этапе актуализации знаний учитель конкретизировал те определения и понятия, которые необходимо было рассмотреть на предстоящем уроке, были четко выявлены задачи урока.
  4. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, работа с текстом учебника, анализ таблиц и графиков, обобщение, вычисления по формулам естественного прироста и плотности населения, работа с глобусом, картами плотности населения, народов мира, межпредметные связи.  
  5. На этапе первичной проверки понимания учащимися нового материала использовались метод взаимоконтроля и обобщения, то есть формулировка выводов.
  6. На этапе первичного закрепления был предложен тест онлайн.
  7. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивирование домашнего  задания. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием.
  8. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися.

   Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, динамической паузе, в самом построении урока.

Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом, разнообразием видов деятельности, динамичностью и соответствием содержания урока возрасту учащихся. Активность класса можно оценить как среднюю.

Метапредметный подход и междисциплинарные связи помогли мне направить работу учащихся на формирование целостной картины мира и надпредметных компетенций (умения анализировать, выявлять соответствия, обобщать, видеть жизненную значимость приобретенных знаний).

Ребята были активны, заинтересованы, вовлечены в практическую деятельность. Все элементы урока были взаимосвязаны и проникнуты единой логикой.                                                                                                                   Считаю, что цель и задачи урока были выполнены, мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их активную работу на уроке.

Что касается интеграции предмета географии с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе, то есть, темы семинара, я считаю, что на уроке прослеживались межпредметные связи с историей, музыкой, краеведением, литературой, биологией, математикой, основой православной культуры.