Общая характеристика хозяйства Пензенской области
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Глянько Татьяна Дмитриевна

изменение в структуре хощяйства области. возможности развития предпринимательсой деятельности на основе использования местных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_hozyaystva_oblasti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Общая  характеристика хозяйства Пензенской  области.

Цели и задачи :

1.Установить особенности развития хозяйства области, как изменилась структура хозяйства. Познакомить с формами  собственности предприятий. Показать учащимся ,как можно организовать собственное дело используя местные ресурсы.

2.Развивать умение самостоятельно работать с картами, анализировать, принимать решение.

3.Формировать экономическое мышление ,прививать любовь к труду, готовить учащихся к реалиям современной жизни в условиях рынка.

Средства обучения : атлас Пензенской области,  проектор.

Тип урока : изучения нового материала.

                                       Ход урока.

1. Организационный момент ( знакомство с темой урока, постановка перед учащимися задачи - изучение темы будет идти с основой на предыдущие знания).

2.Изучение новой темы.

   А)Изучение нового материала начинается с беседы ( учащиеся должны будут вспомнить материал из курса истории Пензенского края) :

Что представляло собой хозяйство области в 17 веке?

 Какие изменения произошли к 19 веку ?

 Как изменилось хозяйство после революции?

  В годы Великой Отечественной войны ?

 В послевоенное время?

    Б) Рассказ учителя : самые большие перемены происходили в хозяйстве в течение 20 столетия, это переход в первую  от аграрного к индустриальному.

Какие предприятия промышленности вы знаете ? (заводы, фабрики).

Кому принадлежали эти предприятия ?

24 декабря 1990 года был принят закон «О собственности в РСФСР». С этого момента появляются, новы предприятия – малые предприятия, индивидуальные предприятия , товарищества, кооперативы, акционерные общества.

Какие формы собственности предприятий вам еще известны ?

    В) задание :  

Определите по карте атласа какую специализацию имела промышленность нашей области ?

 Чем это можно объяснить ?

 Г)  А в нашем городе ? Какие изменения произошли ?

Какие заводы почти прекратили свою работу ?

 А каких предприятий стало много ? Почему ?

Чтобы ответить на эти вопросы давайте вспомним какими природными ресурсами обладает наш регион ?  

 Какое производство можно развивать на своих ресурсах ?

С переходом страны в рыночную экономику изменились и условия ведения хозяйства ,поэтому мы все больше можем наблюдать в хозяйстве организацию небольших предприятий. В условиях рыночной экономики выживать крупному предприятию труднее, меледленнее меняется производственный  цикл .Малые предприятия будут более конкурентными, где быстрее реагируют на изменения рынка, а следовательно им легче выживать и в условиях кризиса.    

   Г)   С чего начать собственное дело ?  Такой вопрос  возникает у всех кто хочет  организовать свое производство .

 Самое важное здесь правильно изучить потребности рынка ,потому что будут успешно развиваться те предприятия продукция которых оказывается наиболее востребованной . Значит нужно знать какие товары и услуги необходимы в данной местности для населения. Выбрали для себя направление работы , а следующий этап это:

  - подготовка учредительных документов,

  - регистрация в государственных органах (местных администрациях, муниципалитетах)

   - предприятие начало свою работу и чтобы оно было прибыльным необходимо информировать население о выпускаемой продукции ( реклама).

  Например : мы решили организовать  собственное дело.

Первое :

 необходимо зарегистрироваться в  местной администрации и налоговой инспекции.

Второе  :

чтобы предприятие начало успешно работать  необходимо его продукцию рекламировать и продвигать на рынке. Необходимо  свой товар рекламировать, как известно ,реклама – двигатель торговли .Пусть это будет малое предприятие выпускающее детскую одежду. Рекламным шагом предприятия может быть – социальные цены для малоимущих слоев населения, бонусные карты и можно дополнительные услуги по починке одежды и ее реставрации. Желательно размещать такое предприятие в районах с высокой проходимостью населения- центр, район Центрального рынка, район Центральной базы. Там где в помещении  находится предприятие должна быть яркая красочная реклама ,которую хорошо заметно- привлечение потенциальных клиентов. Ну а дальше чтобы выживать в условиях рынка, стоимость товара не должна быть выше ,чем аналогичные вещи у конкурентов ,а чтобы предприятие было успешным необходимо обеспечить его новейшим оборудованием , квалифицированными специалистами, а главное владеть ситуацией на рынке , знать какие товары пользуются наибольшим спросом .  

 

Д)  Итак , мы с вами теперь знаем с чего начинается любое малое предприятие. Предпринимаемые шаги по организации производства могут отличаться , это будет зависеть от того какую продукцию будет выпускать.

Творческое задание :

разработайте модель малого предприятия  в нашей области ,которое работало бы на собственных ресурсах ( агроклиматических, лесных , рекреационных ,минеральных …), выпускающих востребованный на рынке продукт. Работу  выполняем  в группах по 5-6  человека.

1 группа -агроклиматические ресурсы

2 группа -лесные ресурсы

3 группа -рекреационные ресурсы

4 группа -минеральные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика хозяйств стран Африки

Общая характеристика хозяйств стран Африки...

Контрольная работа по темам:"Общая характеристика хозяйства России. Географическое районирование" и "Главные отрасли и межотраслевые комплексы". 9класс

Предлагаемая контрольная работа составлена на основе учебного материала к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Контрольная работа представлена в ...

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".

Конспект  урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"...

"Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы".

Конспект  урока на тему "Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы"...

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...