Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

 

Интегрированный урок по географии и биологии.

                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях                           

                              Антарктики».

Слайд 2: Форма организации: театрализованный урок-экспедиция и урок-дискуссия.

Слайд 3: Оборудование:  карта Антарктики, гербарий, презентация «Животный мир Антарктики», электронное пособие «География, 7 класс», экспедиционный дневник, солнечные очки, теплая одежда, компас, веревка,  продукты питания.

Слайд 4: Учебно-воспитательные цели урока:

  1. Сформировать у учащихся знание особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии; установить причинно-следственные связи в природе.
  2. Расширить и конкретизировать экологические знания; сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого  материка.
  3. Сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развить творческое мышление.

 

Слайд 5: Эпиграф к уроку: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

                                                                                             К.Паустовский.

                                                                                                       

Учитель: Сегодня мы с вами проведем диcкуссию на тему «Могут ли живые организмы выжить, а если могут, то как им это удается в суровых условиях?»

А чтобы ответить на этот вопрос, мы отправляемся в Антарктику. Прежде чем мы отправимся в путешествие, нам нужно решить, что взять с собой и во что одеться. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник.(раздать учащимся заготовки дневников).

Просмотр электронного пособия «География,7класс», тема «Антарктида».

Учитель:  А теперь дайте характеристику климата этого материка.

(Учащиеся фиксируют ответы в своих дневниках, в графе «Природные условия»).

Учитель: Что же мы возьмем с собой?

Ответы учащихся: теплая одежда, компас, темные очки, веревка, запас пищи.

Учитель:  Теперь мы можем отправляться. Особенно интересно посмотреть, кто из живых организмов может выжить в таких суровых условиях. Итак, в путь!

На самом, самом юге, как, впрочем, и на севере,

Так много интересного, почти нам неизвестного

И сказочного чуда.

К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,

С урока путешествовать по атласам и картам

Несется наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега.

Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз

И сильная пурга.

Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг.

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

 

Вот мы и прибыли. Нам нужно выяснить, какие организмы здесь обитают и как им удается выжить?

(Слайд 6: Лишайники)

1-й ученик:   Лишайники  - пионеры среди растений. Их здесь около 300 видов. Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисах, даже в 300 км от Южного полюса. Выглядят очень разнообразно по цвету и виду. Цвет от ярко-оранжевого до черного и темно-серого. По виду – листовидные, подобие цветочков, кустистые. Но все они накипные, т.е. очень плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так что их можно отскоблить только ножом. Это помогает им противостоять суровым антарктическим ветрам. Некоторые лишайники селятся на поверхности мха. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (два организма в едином целом).

Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Лишайники .

(Слайд 7: Мхи )

2-й ученик:  Мхи – наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены, в основном, подушечные мхи. Встречаются они в прибрежных оазисах, защищенных от ветра местах.

Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Мхи.

(Слайд 8:  Диатомовые водоросли)

3-й ученик: Водоросли – низшие растения, их около 200 видов. Особенно много диатомовых. Встречаются в океане и в антарктических озерах в оазисах. В океане встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса. Также встречаются лессопия и дюрвиллея.

Учащиеся фиксируют ответы в графе «Растения» - Диатомовые водоросли.

( Слайд 9: Криль)

4-й ученик: В антарктических водах много криля. Норвежским термином «криль» называют рачков-черноглазок. Они питаются диатомовыми водорослями. Пищевая ценность криля в том, что он содержит микроэлементы и аминокислоты, по содержанию которых превосходит говядину. Стаи его встречаются в толще воды на глубине 5-100м. и служат основной пищей для китов.

Учащиеся фиксируют  в графе «Животные» - криль.

( Слайд 10:  рыбы: ледяная, макрурус, мраморная нототения, путассу; киты)

5-й ученик:  Эти рыбы питаются крилем, а сами служат пищей птицам и тюленям. Встречаются головоногие моллюски – кальмары. Они – основная пища китов. Здесь обитает синий кит ( 33 м. в длину, весит 150т.). Жирность его молока составляет 33%. Китенок рождается 2/3 длины тела матери, каждые сутки прибавляет по 100кг. Язык кита имеет массу около 2т., кишечник – длину 200м. Печень кита весит 500-1000 кг, желудок – длину 3,5м.

В таблице фиксируют в графе «Животные» - рыбы ( ледяная, макрурус, мраморная нототения, путассу), синий кит.

(Слайд 11: Касатка)

6-й ученик: Касатка – хищное животное. Питается тюленями и рыбой. Ввиду того, что у них сильно выражен стадный инстинкт, на тюленей и дельфинов  охотятся стаей, напоминающей охоту волков. Быстро привыкают к человеку, обучаются дельфиньим трюкам.

В таблице в графе «Животные» - касатки.

(Слайд 12: Тюлени)

7-й ученик: Морской слон относится к семейству настоящих тюленей. Он обитает в морях Уэддела, Росса. Встречаются тюлень-крабоед, очень опасен морской леопард. К семейству ушастых тюленей относятся морские котики, морские львы. Они имеют толстый слой подкожного жира и жировую смазку шкуры, питаются рыбой.

В таблице в графе «Животные» - тюлени.

(Слайд 13:  птицы:  буревестник, альбатрос)

8-й ученик: Здесь обитает более 44 видов птиц: буревестник, альбатрос и символ Антарктики – нелетающая птица пингвин. Гнездится  большинство птиц на прибрежных скалах, образуя «птичьи базары». Стаи достигают несколько сотен тысяч особей. Питаются рыбой. Альбатросы – крупные птицы. Раскинув огромные крылья, они парят в струях ветра, не шевельнув даже крылом.

(Слайд 14: Пингвины)

Самый распространенный вид пингвинов - пингвины Адели и императорские. Императорские – самые большие (рост 120см., масса тела 60 кг.). Они не строят гнезд, а «выстаивают» яйца на лапах, прикрывая их жировой складкой живота, покрытой теплым пухом. Сначала пингвин-отец держит яйцо, а самка добывает пищу. Птенца отец передает матери, и та его кормит, держа под складкой живота. Пингвины прекрасно плавают, развивая скорость до 40 км/ч. Их главный враг – морской леопард.

В таблице в графе «Животные» - птицы: буревестник, альбатрос, пингвин.

Учитель: По ходу нашей экскурсии у меня возникло несколько вопросов:

-Почему большая часть лишайников имеют черный или темно-серый цвет?

Учащиеся: За счет цвета эти растения потребляют как можно больше солнечной энергии и тепла.

Учитель: Почему растения на протяжении нескольких лет остаются такими маленькими?

Учащиеся: Мхи и лишайники растут очень медленно, их развитие в условиях Антарктики особенно угнетено.

Учитель:  Почему у кальмаров нет раковин?

Учащиеся:  Из-за большой подвижности раковина видоизменяется или совсем исчезает.

Учитель:  Почему птицы образуют  «птичьи  базары»?

Учащиеся:   Для сохранения тепла в суровых условиях Антарктики и для защиты от нападения.

Учитель: А давайте попробуем составить  цепь питания этих организмов.

(Поочередно выходят ученики, на них головные уборы с символами организмов. Берутся за руки, строят пищевую цепь.

Солнце:   Я – единственный источник энергии на Земле для всего живого.

ВодоросльЯ -  очень важное звено, я – основа пищевой цепи.

Криль:  Где моя любимая водоросль? Съем!

Кальмар: Люблю криль! Очень питательная белковая пища.

Кит:  Какое разнообразие пищи! Очень вкусно!

Рыба:  Мне чего-нибудь оставили поесть?

Пингвин: Где моя еда? Ой, ее много! Всем хватит.

Касатка:  Я на самом верху цепи. Я – хищник. Где мой пингвин?

(Учащиеся в тетрадях фиксируют схему пищевой цепи)

Учитель: Давайте сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям Антарктики.

Слайд 15:  Растения: 1) темный цвет растений – притяжение большого количества света;

                   2) плотное прикрепление к скалам в виде подушек (от ветра).

                    Животные: 1) наличие подкожного жира;

                     2) жировая смазка шкуры и перьев;

                     3) питание за счет моря;

                     4) пища с большим содержанием белка.

Мы изучили все вокруг, и вот пора уже нам возвращаться. Мы побывали с вами в удивительном уголке земли. Живая природа Антарктики уникальна. Большинство видов – эндемики. С другой стороны, Антарктика – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 19 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Как вы думаете, ради чего?

Учащиеся:  Ради мяса, шкур, жира, китового уса.

Учитель: Общее загрязнение планеты сказалось и на этом отдаленном уголке Земли. В организмах пингвинов обнаружили следы ДДТ. В связи с этим давайте задумаемся: почему природа Антарктики требует бережного отношения и как можно ее сохранить при активной деятельности человека?

Учащиеся:  Природа Антарктики развивается в суровых, экстремальных условиях. Все растет и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень долго будет восстанавливаться при ее нарушении, а может и вообще не восстановиться. Она очень уязвима!

Мы предлагаем следующие меры по ее охране:

Слайд 16:

1) запрещение испытаний оружия, атомных взрывов и захоронений радиоактивных отходов. Договор об Антарктике (1959г.);

2) запрещение охоты на животных и птиц, за исключением пищи экспедиций, музейных экспонатов и зоопарков пределах естественного восстановления;

3) ограничение числа туристов;

4) составление списка заповедных районов и видов;

5) конвенция по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правила по охране биологических ресурсов Антарктики;

6) Программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики (БИОМАСС).

Учитель:  А теперь давайте проверим, внимательны ли вы были во время нашего путешествия.

(Учитель раздает тестовые задания на листочках каждому ученику)

1. Почему жизнь  обитателей Антарктики связана с океаном:

      а) маленькая площадь материка;

     б) источник пищи;

     в) наличие хищников на суше.

2. Где расположены гнезда императорских пингвинов:

     а) на берегу;

     б) в скалах;

     в) нигде.

3. Почему в Антарктике не тает лед, хотя она получает солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли:

    а) холодные течения;

    б) низкая температура воды;

    в) отражение белой поверхностью 90% солнечной энергии.

4. Почему морские животные выходят сухими из воды:

    а) вылизывают шерсть;

    б) наличие подкожного жира;

    в) повышенная температура тела.

5. Что в Антарктике является перспективным источником животного белка:

    а) водоросли;

    б)  мясо тюленей;

    в) криль.

Учитель:  Сколько льда в Антарктиде и света,

                  Там холодные дуют ветра.

                  Там не видно привычного лета,

                  Даже летом мороз, холода.

                  Материк этот долго искали,

                  Пробирались сквозь бури и лед.

                  Кук решил, что не надо медали,

                  Ни за что он вперед не пойдет.

                  Но отважные русские люди

                  Смело шли все вперед и вперед.

                  Покорить Антарктиду решили,

                  Вышли в море на судне Восток.

                  Со стихией сражались умело

                   И награда за это была –

                   Антарктида любила лишь смелых

                   И открыла свои берега.

Слайд 17:

Домашнее задание: Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка во время плавания 1772-1975гг. Он посчитал, что , «…будучи открытым и исследованным этот южный материк , все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки».

Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого английского путешественника?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Животный мир Антарктики1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Живые организмы в суровых условиях Антарктики». Учитель М БОУ «Сыресинская ООШ» Муданова С.А.

Слайд 2

Форма организации : театрализованный урок- экспедиция и урок-дискуссия

Слайд 3

Оборудование: карта Антарктики, гербарий, презентация «Животный мир Антарктики», электронное пособие «География, 7 класс», экспедиционный дневник, солнечные очки, теплая одежда, компас, веревка, продукты питания.

Слайд 4

Учебно-воспитательные цели урока: Сформировать у учащихся знание особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии; установить причинно-следственные связи в природе. Расширить и конкретизировать экологические знания; сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка. Сформировать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний; развить творческое мышление.

Слайд 5

Эпиграф к уроку: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». К.Паустовский.

Слайд 6

Лишайники

Слайд 7

Мхи

Слайд 8

Диатомовые водоросли

Слайд 9

Криль

Слайд 10

Ледяная рыба

Слайд 11

Макрурус

Слайд 12

Мраморная нототения

Слайд 13

Путассу

Слайд 14

Синий кит

Слайд 15

Касатка

Слайд 16

Морской слон

Слайд 17

Тюлень-крабоед

Слайд 18

Морской леопард

Слайд 19

Морской котик

Слайд 20

Морской лев

Слайд 21

Буревестник

Слайд 22

Альбатрос

Слайд 23

Пингвин Адели

Слайд 24

Императорский пингвин

Слайд 25

Выводы: Растения: 1) темный цвет растений – притяжение большого количества света; 2) плотное прикрепление к скалам в виде подушек (от ветра). Животные: 1) наличие подкожного жира; 2) жировая смазка шкуры и перьев; 3) питание за счет моря; 4) пища с большим содержанием белка.

Слайд 26

Мероприятия по охране: 1) запрещение испытаний оружия, атомных взрывов и захоронений радиоактивных отходов. Договор об Антарктике (1959г.); 2) запрещение охоты на животных и птиц, за исключением пищи экспедиций, музейных экспонатов и зоопарков пределах естественного восстановления; 3) ограничение числа туристов; 4) составление списка заповедных районов и видов; 5) конвенция по сохранению морских животных ресурсов (1982г.), правила по охране биологических ресурсов Антарктики; 6) Программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики (БИОМАСС).

Слайд 27

Подведем итоги:

Слайд 28

1. Почему жизнь обитателей Антарктики связана с океаном: а) маленькая площадь материка б) источник пищи в) наличие хищников на суше

Слайд 29

2. Где расположены гнезда императорских пингвинов: а) на берегу б) в скалах в) нигде

Слайд 30

3. Почему в Антарктике не тает лед, хотя она получает солнечного тепла больше, чем экваториальная область Земли: а) холодные течения б) низкая температура воды в) отражение белой поверхностью 90% солнечной энергии

Слайд 31

4. Почему морские животные выходят сухими из воды: а) вылизывают шерсть б) наличие подкожного жира в) повышенная температура тела

Слайд 32

5. Что в Антарктике является перспективным источником животного белка: а) водоросли б) мясо тюленей в) криль

Слайд 33

Домашнее задание : Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг в поисках южного материка во время плавания 1772-1975гг. Он посчитал, что , «…будучи открытым и исследованным этот южный материк , все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого английского путешественника?

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"

Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

Живые организмы в суровых условиях Антарктики

Цели:1. Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики, опираясь на изученный материал по географии и биологии, установить причинно-следс...

Отрытый урок по теме " Живые организмы в суровых условиях Антарктики"

Открытый урок по географии "Живые организмы в суровых условиях Африки"...

Технологическая карта интегрированного урока по физике и биологии "Физика и организм человека"

Технологическая карта интегрированного урока физики и биологии "Физика и организм человека"...