Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Интегрированный урок с использованием ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии по теме:
«Вода: известная и неизвестная»
Интегрированный урок по географии и биологии:
Вода: известная и неизвестная.
Образовательные цели:
- интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках биологии и географии.
- систематизировать знания о физических свойствах воды.
- раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.
Развивающие цели:
- формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные цели:
- Продолжить воспитание бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, опорный конспект
Ход урока.
Учитель географии: Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это урок интегрированный, он помогает объединить знания по биологии и географии для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого, - о воде. Тема нашего урока «Вода: известная и неизвестная».
(ученики записывают тему урока).
Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют ее значение для жизни на Земле. Эпиграфом к уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». (Слайд 1,2)
Ученик: В луже, в море, океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Учитель географии: Ученые до 18 века не знали состава воды, ее считали простым веществом. В конце 18 века ее синтезировали из двух атомов водорода и атома кислорода. В географии пользуются термином «гидросфера». Какая это оболочка Земли? Из чего состоит гидросфера? Сколько океанов на Земле?
Учитель биологии: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти вся планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода». (слайд 3)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода. (слайды 4 -7)
Учитель биологии: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий зимой землю, - и это вода. (слайды 8 – 10)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода. (слайды 11 – 14)
Прекрасно и невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, (слайд 15) его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. (слайд 16). Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. (слайд 17)
Учитель географии: Наша планета названа Землей, однако на сушу приходится только четвертая часть поверхности, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода! Давайте посмотрим на некоторые научные данные о нахождении воды в природе. (слайд 18)
Все живые организмы более чем на 60% состоят из воды: растения – 75-93%, рыбы – примерно на 70% животные более чем на 60%
Давайте, опираясь на схему, попытаемся сформулировать вывод о содержании воды в природе. (слайд 19)
(Сообщение учащегося о составе воды).
Посмотрите на молекулу воды, на что она похожа? (слайд 21) Она похожа на голову медвежонка. А теперь давайте вспомним физические свойства воды. Вода – это поразительная жидкость! У нее особые свойства. Для воды будто законы не писаны! Но именно благодаря этим особым свойствам на нашей планете зародилась и развилась жизнь. Давайте перечислим физические свойства воды.
(Сообщение учащегося о физических свойствах воды). (слайды 22 – 24)
Учитель географии: У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. И среди них есть одно, самое необычное – бессмертие. Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого ее общее количество на планете не меняется. Какой процесс этому способствует? (Круговорот воды в природе). Изображение схемы круговорота воды.
Учитель биологии: В живых клетках вода и углекислый газ участвуют в другой, куда более сложной и важной реакции. Этот процесс происходит в растительных клетках на свету и называется фотосинтезом.
Учитель биологии: Вода – хороший растворитель. В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, порой на большую глубину.
А меж растениями царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
А корни их в земле, неся свой труд,
За почву и за влагу спор ведут. (слайд 29)
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Жизнь человека также зависит от воды. Человек состоит из воды. Больше всего воды в эмбрионе – 97%, во взрослом человеке – 60%. Если человек теряет 6 – 8% воды ему плохо, а лишние 10% приводит к необратимым изменениям в организме, а при обезвоживании на 15 – 20% наступает смерть. Для нормального существования человек должен в сутки потреблять 2 – 2,5 л воды (10 – 12 стаканов). Водой богаты овощи, фрукты, молоко.
(Рассматриваем состав воды в организме человека). (слайд 30- 31)
Учитель географии Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд м3 воды. Вода – это единственное вещество на нашей планете, не имеющее заменителей. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. На долю пресной воды приходится только 3% ее общих запасов. Поэтому очень остро стоит проблема очистки загрязненной воды.
(Сообщение учащегося об очистке воды в домашних условиях).
Учитель биологии: Вода не только необходима человеку для жизнедеятельности. В ней заключается еще и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Русский писатель С.Т. Аксаков сказал однажды: «Вода – краса всей природы!»
Названия: Черное, Красное, Белое, Желтое, Голубой Нил, Белый Нил, Желтая, Оранжевая река – палитра красок. Знаменитые художники не раз изображали на своих полотнах морскую стихию. (слайды 33 – 35)
А поэты и писатели описывали воду разными словами: «Терек воет», «Тихий Дон», «волны ревучи», «воды блещут», «катят волны». Поэтому люди, соприкасаясь с водой испытывают разнообразные, в основном приятные чувства. Подведем итоги. Сделаем выводы.(слайды 36 – 37)
Учитель биологии: А сейчас викторина. Отвечаем на вопросы. (слайды 38 – 41)
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс
Интегрированный урок по предмету географии и биологии на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
Интегрированный урок по географии и биологии. Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях...
интегрированный урок по географии и биологии
интегрированный урок по географии и биологии на тему: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском крае).ЗАДАЧИ: продолжит...
Интегрированный урок по географии и биологии .
Тема :Органический мир Австралии.Природные зоны....
Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"
Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»
Урок посвящен изучению природы Белгородской области....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ КЛАСС-8
Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихийные бедствия. Тема урока биологии: оказание помощи при ожогах, первая помощь при т...