Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии по теме:

«Вода: известная и неизвестная»

Интегрированный урок по  географии и биологии: 

 Вода: известная и неизвестная.

Образовательные цели:

- интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках биологии и географии.

- систематизировать знания о физических свойствах воды.

- раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.

Развивающие цели:

- формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные цели:

- Продолжить воспитание  бережного и экономного отношения к водным ресурсам.

Оборудование: компьютерная  презентация по теме урока, опорный конспект

Ход урока.

Учитель географии: Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это урок интегрированный, он помогает объединить знания по биологии и географии для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого, - о воде. Тема нашего урока «Вода: известная и неизвестная».

(ученики записывают тему урока). 

Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют ее значение для жизни на Земле. Эпиграфом к уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». (Слайд 1,2)

Ученик:         В луже, в море, океане

                        И в водопроводном кране!

                        Как сосулька замерзает,

                        В дом туманом заползает.

                        На плите у нас кипит,

                        Паром чайника шипит.

                        Растворяет сахар в чае,

                        Мы ее не замечаем.

                        Мы привыкли, что вода

                        Наша спутница всегда.

                        Без нее нам не умыться,

                        Не наесться, не напиться,

                        Смею вам я доложить,

                        Без воды нам не прожить.

Учитель географии: Ученые до 18 века не знали состава воды, ее считали простым веществом. В конце 18 века ее синтезировали из двух атомов водорода и атома кислорода. В географии пользуются термином «гидросфера».  Какая это оболочка Земли? Из чего состоит гидросфера? Сколько океанов на Земле?

Учитель биологии: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти вся планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода». (слайд 3)

                Безбрежная ширь океана

                И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

                И все это – только вода. (слайды 4 -7)

Учитель биологии: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий зимой землю, - и это вода. (слайды 8 – 10)

                В кружево будто одеты

                Деревья, кусты, провода.

                И кажется сказкою это,

                А в сущности – только вода. (слайды 11 – 14)

Прекрасно и невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, (слайд 15) его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. (слайд 16). Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. (слайд 17)

Учитель географии:  Наша планета названа Землей, однако на сушу приходится только четвертая часть поверхности, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода! Давайте посмотрим на некоторые научные данные о нахождении воды в природе. (слайд 18)

Все живые организмы более чем на 60% состоят из воды: растения – 75-93%,  рыбы – примерно на 70% животные более чем на 60%

Давайте, опираясь на схему, попытаемся сформулировать вывод о содержании воды в природе. (слайд 19)

 (Сообщение учащегося о составе воды).

         

 Посмотрите на молекулу воды, на что она похожа? (слайд 21) Она похожа на голову медвежонка. А теперь давайте вспомним физические свойства воды. Вода – это поразительная жидкость! У нее особые свойства. Для воды будто законы не писаны! Но именно благодаря этим особым свойствам на нашей планете зародилась и развилась жизнь. Давайте перечислим физические свойства воды.

(Сообщение учащегося о физических свойствах воды). (слайды 22 – 24)

Учитель географии: У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. И среди них есть одно, самое необычное – бессмертие. Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого ее общее количество на планете не меняется. Какой процесс этому способствует?  (Круговорот воды в природе). Изображение схемы круговорота воды.

Учитель биологии:  В живых клетках вода и углекислый газ участвуют в другой, куда более сложной и важной реакции. Этот процесс происходит в растительных клетках на свету и называется фотосинтезом.

Учитель биологии: Вода – хороший растворитель. В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, порой на большую глубину.

                А меж растениями царствует война.

                Деревья, травы вверх растут задорно,

                А корни их в земле, неся свой труд,

                За почву и за влагу спор ведут. (слайд 29)

Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Жизнь человека также зависит от воды. Человек состоит из воды. Больше всего воды в эмбрионе – 97%, во взрослом человеке – 60%. Если человек теряет 6 – 8% воды ему плохо, а лишние 10% приводит к необратимым изменениям в организме, а при обезвоживании на 15 – 20% наступает смерть. Для нормального существования человек должен в сутки потреблять 2 – 2,5 л воды (10 – 12 стаканов). Водой богаты овощи, фрукты, молоко.

(Рассматриваем состав воды в организме человека). (слайд 30- 31)

Учитель географии  Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд м3 воды. Вода – это единственное вещество на нашей планете, не имеющее заменителей. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. На долю пресной воды приходится только 3% ее общих запасов. Поэтому очень остро стоит проблема очистки загрязненной воды.

(Сообщение учащегося об очистке воды в домашних условиях).

Учитель биологии: Вода не только необходима человеку для жизнедеятельности. В ней заключается еще и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Русский писатель С.Т. Аксаков сказал однажды: «Вода – краса всей природы!»

Названия: Черное,  Красное,  Белое,  Желтое,  Голубой Нил,  Белый Нил, Желтая, Оранжевая река – палитра красок. Знаменитые художники не раз изображали на своих полотнах морскую стихию. (слайды 33 – 35)

А поэты и писатели описывали воду разными словами: «Терек воет», «Тихий Дон», «волны ревучи», «воды блещут», «катят волны».  Поэтому люди, соприкасаясь с водой испытывают разнообразные, в основном приятные чувства. Подведем итоги. Сделаем выводы.(слайды 36 – 37)

Учитель биологии: А сейчас викторина. Отвечаем на вопросы. (слайды 38 – 41)

Оценки за урок.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

интегрированный урок по географии и биологии

интегрированный урок по географии и биологии на тему: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском крае).ЗАДАЧИ: продолжит...

Интегрированный урок по географии и биологии .

Тема :Органический мир Австралии.Природные зоны....

Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ КЛАСС-8

Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихийные бедствия. Тема урока биологии: оказание помощи при ожогах, первая помощь при т...