Интегрированный урок по географии и биологии .
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Тема :Органический мир Австралии.Природные зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированный урок77 КБ

Предварительный просмотр:

        

       

         Интегрированный урок по географии

       и биологии по теме: «Органический мир         Австралии. Природные зоны.»

           

                                                    Коринь С.В.

                                                    учителя географии

                                                    МАОУ «Лицей №1» г.Балаково

              Как прекрасно почувствовать единство целого                                    комплекса явлений, которые при непосредственном

        восприятии оказались разрозненными.

А. Эйнштейн

         План интегрированного урока :географии и биологии.

  География. Материки и океаны.

    Биология. Растения и животные.

    Технологическая карта учебного занятия.

  Тема: «Органический мир Австралии. Природные зоны.»

Время : 2 академических часа (2 урока).

  Тип урока: изучение нового материала.

  Вид урока: смешанный.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии на примере органического  мира природных зон; интегрировать на уроке образовательные технологии географии и биологии для достижения методического эффекта.

Дидактические задачи урока:

-образовательные: формировать у школьников  знания об особенностях органического мира Австралии; дать представление об уникальном мире живой природы Австралии, опираясь на интегрированную связь  с  предметом биологии; систематизировать и обобщить знания о природных зонах на примере  Австралии, опираясь на межпредметную связь биологии и географии; показать биологические особенности эндемичных представителей фауны Австралии и ближайших островов материка.

-развивающие: развитие интереса через различные формы творческой деятельности  учащихся (технология коллективного способа обучения,информационные технологии и др.)В результате которых вырабатываются навыки и умения ,необходимые для качественного образовательного эффекта ;развивать географическое ,биологическое логическое мышление учащихся ;способствовать развитию, формированию у школьников умения компетентного применения  знаний ,полученных при изучении географии ,биологии.

-воспитывающие : воспитывать интерес к географическим  и биологическим знаниям ;формировать правильное, научное мировоззрение, используя современные образовательные технологии; воспитывать культуру общения культуру речи.

Материально-техническое обеспечение урока.

Оборудование урока:

География

биология

Интерактивные карты: физическая,

климатическая ,почвенная карты Австралии, карта природных зон, зоогеографическая карта мира.

Иллюстрированные

таблицы(растительный и животный мир Австралии), фотографии, справочные материалы, атласы.

Научно –популярный фильм « Планета Земля»

ТСО : медиопроектор,  демонстрационный экран, компьютер.

Дидактический  материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи: биология(биологические особенности класса пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) ;математика (знания темы «Десятичные дроби» для подсчета плотности живых организмов).

Информационные технологии( умение работать с интернетом и составлять презентации.)

Основные методы и образовательные технологии , используемые на уроке: личностно-ориентированные технологии, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, коммуникативный, проблемный методы, разноуровневое  обучение, технология коллективного взаимного обучения.

Мотивация знаний учащихся : показать взаимосвязь и необходимость сочетание образовательных технологий, применяемых на уроках географии биологии для достижения  необходимого результата.

Подготовительная работа.

1.Постановка темы и основных целей урока перед учащимися.

2. Деление класса на предыдущих уроках на группы по специальностям:

Географы.

Климатологи.

Почвоведы.

Гидрологи.

Ботаники.

Зоологи.

Экологи.

3.Осуществление дифференцированного подхода внутри группы.

4.Распределение опережающих заданий (презентации, сообщения).

5.Разработка критериев оценки и доведение их до сведения учащихся.

Диагностическая карта учебного занятия.

№п/п

Ф.И.

Вид деятельности

Количество баллов

оценка

Критерии оценки:

25баллов – «5»         18-24 – «4»        менее 18 – «3»

Содержание и ход урока.

Актуализация знаний учащихся.

география

биология

Основные понятия : природная зона, климатические пояса, почвы, растительный и животный мир.

Основные понятия : систематика, классификация, эндемичные виды.

Типичные представители флоры  и фауны  Австралии  

                                                  Основные умения:

Составлять характеристику природной зоны по типовому плану, опираясь на различные первоисточники (карты, научно-популярную литературу и т.д.).

Алгоритм основной части урока:

I.Организационный момент ( 1 – 2мин.).

II.Основная часть урока.

1.Постановка цели урока перед классом.

2.Воспроизведение ранее полученных знаний .

Фронтальная беседа

география

биология

1.Назовите особенности географического положения Австралии.

2.Что такое природная зона?

3.Назовите два принципа размещения природных зон.

4. Что такое почва? Назовите основные факторы почвообразования.

1.Что такое систематика и классификация?

2.Что такое флора и фауна?

3.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителей. (Учителя географии и биологии поочередно рассказывают о ходе предстоящего урока).

Работа по группам. Учителя направляют и контролируют работу групп.

Деятельность групп. Географы.

1.Рассказ об особенностях географического положения материка (демонстрация на экране интерактивной физической карты Австралии.)

2.Работа с зоогеографической картой мира во время характеристики отдельных видов животных и растений группой биологов.

3. Тесты для класса.  ( см. приложения)

II. Климатологи.

  1. Рассказ о климатических поясах Австралии.
  2.  Демонстрация климатической карты Австралии по классификации Кёплина. (интернет – Википедия).
  3. Вопросы для класса об особенностях климата каждого пояса. ( см. приложения).

III. Гидрологи.

  1. Презентация (опережающее  задание) «Реки и озёра Австралии».
  2. Тесты по географии и биологии. (см. приложения).
  3. Работа с физической картой

IV. Ботаники.

  1. Рассказ о своеобразии растительного мира Австралии.
  2.  Сообщение о видах – эндемиках. (см. приложения).
  3. Тест.

V. Зоологи.

  1. Видеосюжет «Эндемичность и  уникальность фауны».
  2. Сообщение о количественных показателях животного мира.
  3. Тест для класса (см. приложения).

VI. Экологи.

  1. Сообщение о влиянии человека на природу Австралии.
  2. Вопрос классу: составить комментарий к  рис. 74 учебника «Экологическая карта Австралии».

VII. Почвоведы.

  1. Сообщение об основных типах почв на территории материка Австралия и близлежащих островов.
  2. Работа с интерактивной картой «Почвы Австралии».
  3. Тест для класса (см. приложения).

5. Закрепление.

  1. Проверка и закрепление знаний в ходе выступления каждой группы (тесты и вопросы см. в приложении).
  2. Централизованное тестирование.

6. Итог урока:

I. фронтальная беседа (проводят учителя географии и биологии).

Вопросы:

  1. С какой темой мы познакомились  на уроке?
  2. Какие новые понятия и термины вы узнали в ходе урока?
  3. Взаимооценка работы каждой группы.

II. Заполнение диагностической карты.(выставление оценок учащимся),сообщение оценок.

III. Сообщение оценок учителями.

7.Домашнее задание.

География                                                             Биология

  1. § 28, стр. 129-133                                           1. § 31, стр. 158-159
  2. Заполните таблицу «Природные                  2. ТПО § 31

зоны Австралии».    

Приложение.

Тесты по группам:

  1. Географы.  
  1. Как называется самый маленький материк на Земле? (Австралия)

А) Африка

Б) Атлантида

В) Австралия

Г) Антарктида

  1. Как называется крайняя северная точка материка Австралия? (Йорк)

А) Стип-Пойнт

Б) Юго-Восточный

В) Йорк

Г) Байрон

  1. Климатологи.
  1. Назовите северный климатический пояс Австралии (субэкваториальный)
  2. Почему Австралия является самым сухим материком на Земле (пересекает Южный тропик).
  3. Гидрологи.
  1. В чём своеобразие озёр Австралии? (часто пересыхают).
  2. Почему многие реки и озёра на карте обозначены пунктиром? (часто пересыхают).
  1. Ботаники.
  1. Листья этого дерева повёрнуты ребром к солнцу и дают мало тени: (эвкалипт).

А) эвкалипт

Б) акация

В) травяное дерево

Г) панданус

2. Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, длинных, как у злаков: (травяное дерево)

А) травяное дерево

Б) папоротник

В) хвощ

Г) бамбук

  1. Зоологи.
  1. Какое из перечисленных животных не является эндемиком  Австралии : (ленивец)

А) вомбат

Б) коала

В) ехидна

Г) ленивец

  1. Крупный страус: (эму)

А) лирохвост

Б) эму

В) чёрный лебедь

  1. Яйцекладущее млекопитающее, как бы собрано из частей других животных. ( утконос)
  1. Почвоведы.
  1. В какой природной зоне Австралии распространены серозёмы (полупустыни, пустыни).
  2. В какой части Австралии встречаются каштановые почвы  (Южная Австралия).
  1. Климатологи
  1. Австралия расположена в пределах 3-х основных поясов Южного полушария:
  1. Субэкваториальный (на севере)
  2. Тропический (в центральной части)
  3. Субтропический (на юге).

Только небольшая часть острова Тасмания находится в умеренном поясе.

Интернет – Википедия.

  1. Демонстрация климатической карты Австралии по классификации Кёплина.
  2. Краткая характеристика 3-х поясов:

субэкваториальный

тропический

субтропический

Гидрологи – презентация по рекам и озёрам ( опережающее  задание – презентация). Тесты.

Список литературы

1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006 г., с.158-159

2. В.Р. Долькин. М.А. Козлов. Зоология. Хордовое. Многоуровневый учебник для 8 кл. Санкт- Петербург, специальная литература, 2005 г., с.339

3. В.Г.Бабенко, Г.В. Богомолов и др., Экология животных: пособие для учащихся 7 кл. общеобразовтат. Школы – М.: Вентана – Графф, 2006 г., с.102-108

4. В.Н. Алексеев, В.Г. Бабенко и др. Многообразие живой природы. Животные  /автор – составитель В.И. Севоглазов/ - М.: Дрофа, 2008 г., с.476, 480

5. Великолепная энциклопедия животных (перевод с английского) авторы текста – Мартин Уолтерс и Джимни Джонсон ЗАО компания «Махаон», Москва, 2010 г., с.192-194

6. Леденцов Н.И. «Страна загадок и чудес»: приволжское кн.издат., 1983 г., Саратов, с.47, 78

7. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв. География. Материка и океаны, 7кл. : учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010 г., с.122-138

8. И.В. Крылова. Материки и океаны : учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2007 г., с. 149-172

9. К.С. Лазоревич. Физическая география : пособие по географии для учащихся – М.: Московский лицей, 1995 г., с.105-106

10. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. В 6 – 8 кл. /Сост. С.Г. Зубанова и др./, М.: Глобус, 2009 г., с.34

11. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 кл. Методическое пособие – Санкт-Петербург .: «Паритет» 2001 г., с.98- 107

12. И.А. Когут «Повторение и контроль знаний». География ( интерактивные дидактические материалы) 6-7 кл. – М.: Планета, 2011 г., с. 106

13. Я иду на урок географии : Физическая география материков и океанов. /Сост. сборника К.С. Лазоревич/ - М.: Издательство «1 сентября» , 2000г., с. 128-139

14. Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии: 6-10 кл.,  М.: Просвещение 2001 г., с.44-52

15. Сухова Т.С. Тесты по биологии, 6-11 кл.: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997 г., с.45-47

ИКТ

  1. Интерактивная карта. Природные зоны мира, М.: Дрофа, 2009г.
  2. Электронные уроки, тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктика. ЗАО «Новый диск», 2007г.
  3. Интерактивная карта. Австралия. Физическая карта. М.: Дрофа, 2009г.
  4. Планета Земля. Подарочное издание. 5 DVD. Пустыни. – ЗАО «Союз видео», 2010г.

Интернет, сайт Википедия. Континент Австралия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"

Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

интегрированный урок 10 класс (биология, география)

интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом...

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)

обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».

Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...