интегрированный урок 10 класс (биология, география)
материал по биологии (10 класс) по теме

Якуб Галина Николаевна

 интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_les_-_nash_dom.docx24.41 КБ
Файл les_-_nash_dom.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Лес – наш дом

Интегрированный урок: биология, география, экология

Цели:

  1. Расширить познания учащихся о выполняемых лесами функциях и о важности лесов для природы и человечества
  2. Обратить внимание на опасности, возникающие для лесов и окружающих их территорий вследствие неграмотной или чрезмерной эксплуатации либо при неправильной организации в них туризма и отдыха

материал

учитель

слайд

      Леса выполняют в природе ряд важных функций, основными из которых являются их участие в круговороте кислорода, углерода и ряда других веществ и элементов. Леса дают человеку древесину и многие другие продукты (грибы, ягоды, орехи и др.) и промышленное сырье (смолы и т.п.). Являясь местообитанием многих видов растений и животных,  леса способствуют сохранению биологического разнообразия на планете.  

биологии

2

     Леса оказывают огромное влияние на водный режим рек и озер, предохраняют почву от эрозии и сглаживают колебания температуры и влажности воздуха. Они же улучшают качество окружающей среды,  снижают уровень шума, препятствует сильным ветрам, собирают пыль и поглощают газы.

    Таким образом, леса играют определяющую роль для климата и ландшафтов. Они также являются привлекательным местом для туризма и отдыха.

Рабочий лист

Задание №1  Перечислить основные функции лесов в природе?

  1. участие в круговороте кислорода, углерода и др. веществ и элементов__
  2. леса дают человеку древесину и многие другие продукты и промышленное сырье_
  3. леса способствуют сохранению биологического разнообразия на планете_
  4. предохраняют почву от эрозии, снижают уровень шума, препятствует сильным ветрам

географии

3

Из древесных пород, на территории России, произрастают:
хвойные — сосна, лиственница, кедр;
лиственные – дуб, береза, тополь

биологии

4

Учащиеся пытаются ответить на следующие вопросы:

Рабочий лист:

Задание №2  Что мы получаем от дерева?

(древесину, смолу, плоды, орехи, мед, масло, лекарство и т.п.) 

Рабочий лист:

 Задание №3  Определить дерево по его  листьям (хвое) и какие материалы получают из его древесины?

(строительный и поделочный материал, дрова, шпалы, шахтный крепеж) 

Ель

Хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.

Дуб 

Лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, мостов и вагонов.

биологии

5

 6

Напомнить учащимся, что:

  1. При фотосинтезе зеленые растения поглощаю углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим, чем меньше площадь лесов, тем больше углекислого газа остается в атмосфере и соответственно тем сильнее выражен парниковый эффект (видеоклип) 

Рабочий лист:

 Задание №4    Нарисовать схему парникового эффекта:

                           

                    

биологии

7

8

материал

учитель

слайд

Обезлесение территории (сплошными массивами или отдельными лесополосами) остается важнейшим способом борьбы с эрозией и опустыниванием, а также важным фактором уменьшения изменения климата

биологии

9

Лес – крайне важный экономический ресурс нашей страны.

         Лес – основа развития лесной промышленности.  Общая площадь российских лесов и запас древесины в них составляет 22 % мировых.

         Ценность российской древесины не только в ее качестве, но и в экологической чистоте.

         Леса являются источником стройматериалов, дров для местного отопления, сырье для производства бумаги, картона, фанеры, ДВП, ДСП  и изоляционных материалов (рубероида и т.п.). Леса используются в качестве пастбищ.

(видеоклип – «Заготовка древесины»)

Вывод: Переэксплуатация лесов может дать быструю прибыль сегодня, но уничтожить возможность получения постоянных доходов в будущем.

Рабочий лист

Задание №5 Тест: Леса и лесное хозяйство.

Почему процесс фотосинтеза в лесах так важен для окружающей среды?

  1. Он помогает контролировать шумовое загрязнение
  2. Деревья поглощают углекислый газ и таким образом смягчают парниковый эффект
  3. Этот процесс может контролировать поверхностный сток и предотвращать эрозию почвы
  4. Все указанное

Какая часть России покрыта лесами в настоящее время?

  1. 55 процентов
  2. 45 процентов
  3. 35 процентов
  4. 25 процентов

В Европе все чаще признают, что леса обладают множеством функций: производство древесины, поглощение углерода, защита биоразнообразия и воды, отдых. Правильно или неправильно?

  1. Правильно
  2. Неправильно

географии

10

11

Вопрос: Какие еще убытки могут понести люди из-за неразумного отношения к лесам?

  1. Усиление эрозии почв
  2. Утеря эстетических качеств ландшафта с последующими убытками от туризма
  3. Отрицательное воздействие на лесных обитателей и т.п.

(видеоклип – «Вторичная переработка древесины»)

и обсудить важность древесины в производстве бумаги

биологии

12

Леса и отдых

В последние десятилетия значительно возросла важность лесов как места отдыха. В этом плане леса приносят населению и экономике страны огромную пользу нематериального характера. Однако такая на первый взгляд нематериальная выгода может быть трансформирована в материальную: даже в ряде промышленно развитых стран (Италии, Испании, Франции, Финляндии) индустрия туризма и отдыха приносит доходы, сопоставимые с доходами основных отраслей промышленности.

географии

13

Использование лесов  в рекреационных целях оказывает на них как позитивное, так и негативное воздействие. С одной стороны, наблюдается стремление к сохранению и рациональному использованию лесного многообразия, диких растений и животных. Для этого вводятся ограничения на вырубку лесов, промышленное и жилищное строительство в них, прокладку дорог. С другой стороны, если поток посетителей превысит некоторую критическую величину, лесная экосистема начинает деградировать и хуже выполнять свои функции:

  1. лес начинают покидать некоторые виды животных,
  2. из-за вытаптывания лесные травы начинают замещаться луговыми и сорными,
  3. увеличивается отпад веток,
  4. ухудшается внешний вид территории.

 

биологии

14

Рабочий лист:

 Задание №6 Записать название известных лесных или горных курортов России

  1. Дом отдыха «Лесной курорт» расположен в Нижегородской области. Здравница находится в сосновом бору на берегу старицы реки Ветлуги. Вокруг расположены смешанные леса, малые лесные речки, озера.
  2. Горнолыжные курорты России: Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна

географии

16, 17

Раздать правила поведения в лесу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по географии, биологии , экологии 10-11 классы Лес – наш дом

Слайд 2

Леса выполняют в природе ряд важных функций, основными из которых являются их участие в круговороте кислорода, углерода и ряда других веществ и элементов Являясь местообитаниями многих видов растений и животных, леса способствуют сохранению биологического разнообразия на планете. Леса дают человечеству древесину и многие другие продукты (грибы, ягоды орехи и др.) и промышленное сырье (смолы и т.п.).

Слайд 4

Из древесных пород, на территории России, произрастают: хвойные — сосна, лиственница, кедр ; лиственные – дуб, береза, тополь

Слайд 5

Что мы получаем от дерева? древесину смолу плоды орехи мед масло лекарство

Слайд 6

Практическое задание: Определить дерево по его листьям (хвое) и какие материалы получают из его древесины?

Слайд 7

Парниковый эффект — разрушение озонового слоя

Слайд 9

ОБЛЕСЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ (СПЛОШНЫМИ МАССИВАМИ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛЕСОПОЛОСАМИ) ОСТАЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ СПОСОБОМ БОРЬБЫ С ЭРОЗИЕЙ И ОПУСТЫНИВАНИЕМ, А ТАКЖЕ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Слайд 10

ЛЕСА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСА – КРАЙНЕ ВАЖНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС НАШЕЙ СТРАНЫ ЛЕС – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ И ЗАПАС ДРЕВЕСИНЫ В НИХ СОСТАВЛЯЮТ 22% МИРОВЫХ. ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ НЕ ТОЛЬКО В ЕЕ КАЧЕСТВЕ, НО И В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЕ.

Слайд 12

ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ

Слайд 13

Почему процесс фотосинтеза в лесах так важен для окружающей среды? Он помогает контролировать шумовое загрязнение Деревья поглощают углекислый газ и таким образом смягчают парниковый эффект Этот процесс может контролировать поверхностный сток и предотвращать эрозию почвы Все указанное В Европе все чаще признают, что леса обладают множеством функций: производство древесины, поглощение углерода, защита биоразнообразия и воды, отдых. Правильно или неправильно? Правильно Неправильно Какая часть России покрыта лесами в настоящее время? 55 процентов 45 процентов 35 процентов 25 процентов Практическое задание: Тест:

Слайд 14

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗ-ЗА НЕРАЗУМНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕСАМ Усиление эрозии почв Утеря эстетических качеств ландшафта с последующими убытками от туризма Отрицательное воздействие на лесных обитателей и т.п.

Слайд 15

«Вторичная переработка древесины»

Слайд 17

Дом отдыха «Лесной курорт» расположен в Нижегородской области. Здравница находится в сосновом бору на берегу старицы реки Ветлуги. Вокруг расположены смешанные леса, малые лесные речки, озера.

Слайд 18

Горнолыжные курорты России Приэльбрусье Домбай Красная поляна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции». Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное ...

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Интегрированный вечер (химия+биология+география) "Семь грецких орехов"

Мероприятие проводится на предметном вечере биологии, химии, географии. Цель данного мероприятия- расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию умений логического мышления,...

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

7 класс "Эпидемии" (интегрированный урок по биологии, географии и обж)

Данный урок можно использовать как в программе данных предметов. так и на зпнятиях часов общения...