Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе

Учитель: Коляда Ольга Николаевна, учитель географии и биологии ГБУ ОО ЗО «СОШ № 5 им. Героя Советского Союза П.И.Матюха» г. Токмак

Предмет, класс, дата

Биология, география, экология, 5 класс, 21.11.2023г.

Тема урока

«Вода и человек»

Тип урока

Урок обобщения старых и получения новых знаний.

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме вода в природе, привитие интереса к экологии, географии, биологии и химии.

Задачи урока

Обучающие

Систематизировать знания учащихся о воде, экологии, продолжить формирование умений наблюдать, осознавать экологические процессы

Развивающие

Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные

Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры   речи, трудолюбия, усидчивости.

Требования ФГОС ООО

(предполагаемые   результаты

обучения)

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: как можно решить экологические проблемы, связанные с водой.

Уметь: находить ответы на вопросы опытным путем, применяя свой жизненный опыт и информацию из разных источников, полученную на уроке.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология развития критического мышления;
  • проектно-исследовательская технология;
  • технология проблемного обучения;
  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы и формы обучения

  • групповая работа;
  • практический метод;
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

Оборудование, средства обучения

  • видеоролик, презентация к уроку;
  •  лабораторное оборудование – стакан с водой; земля; стеклянная палочка; фильтры из бумаги

Основные виды деятельности

лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока; физкультминутка

Методическая информация

Практическая работа - одна из форм урока, соответсвующих ФГОС ООО. Предполагает работу, в процессе которой учащиеся сами добывают информацию опытным путем.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Формируемые УУД

  1. Орг. Момент

-- Здравствуйте,ребята, садитесь

Друг   на друга посмотрите

И друг другу улыбнитесь

И удачи вам во всем

А теперь урок начнем

Приветствие

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения

  1. Мотивационный этап

Сегодня  на уроке будет у нас необычный герой. Про него восхищением писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери

Просмотр (слайд

цитата)

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

3. Постановка цели и задач урока.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить  на сегодняшнем уроке?

Да сегодня  мы поговорим с вами, о связи человека и воды, о том почему нужно беречь воду.

Тема нашего занятия, так и называется  «Вода и человек».

 22 марта – это международный день воды. У нас в России отмечается с 1995 года. Этим организация ООН, хотела обратить внимание, на сохранность и чистоту воды.

Вода ведь – самое удивительное и полное тайн вещество. Мы встречаемся с водой каждый день. Даже человеческий организм состоит на 80 % из воды.

 Как вы думаете, кто еще нуждается в воде?

Молодцы!

А сейчас разыграем сказку «Разноцветная речка» (Фон речки) Ребята выходите.

О воде

Растения и животные

Метапредметные:

регулятивные

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

коммуникативные:    

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

4. Актуализация знаний учащихся

Разноцветная  речка.

«Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой.

К реке спешили животные, чтобы напиться: дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…» 

  1. Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
  2. Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
  3. Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только внем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…  А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
  4. Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела…   Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
  5. Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?
  6. Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.
  7. Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, я еле выбралась, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
  8. Красная рыбка. Что же нам делать, как дальше жить?

Инсценировка  сценки

Личностные результаты

1.Стремится к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Коммуникативные УУД

1.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.

Спасибо, ребята. Молодцы, садитесь

Как же  мы можем помочь рыбкам?

От чего река стала цветной?

Все это- называется экологические проблемы.

Очистить речку

5. Практическая работа

Чтобы помочь решить эту проблему, мы с вами проведем небольшой опыт.

У вас на столах находятся инструкции, по которому, вы можете сделать опыт.

А перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый, на общий результат
  3. Один говорит, другие  слушают

Итак приступаем к работе…

Что у вас получилось?

Как мы видим,  воду можно очистить. Значит и  наши водоемы.

Практическая  работа:

Смешать

( Вода стала грязной, мутной)

Отфильтровать нашу грязную воду

( вода (становится )стала чистой)…..

Делают выводы

Регулятивные УУД:

1. Умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Физкультминутка

Поработали мы славно, а теперь давайте немножко отдохнем.

Повторяйте за мной

- к речке быстро мы спустились

-наклонились и умылись

- Вот так славно освежились

- а теперь поплыли дружно

- делать так руками нужно

- вышли на берег крутой

- и отправились домой

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

6. Работа с текстом.

Функциональная грамотность.

Проектно-исследовательская деятельность.

Молодцы ребята, немножко отдохнули. И сейчас мы продолжим работать в группах.

На столах у каждой группы есть  задания. Там у вас даются две задачи, которые нужно решить сообща и выбрать как вы считаете, правильные ответы.

Перед тем, как приступить  к  работе, не забываем основные правила группы.

Чья группа закончила? Кто будет защищать?

Почему вы выбрали такие варианты ответов?

 Молодцы. (Слайды 8-10)

Работают в группе, обсуждение и выведение итогов.

Познавательные УДД

1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

1. Аргументация своего мнения.

2. Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

1. Осознание ответственности за общее дело.

7. Творческая работа

А теперь мы с вами поработаем еще над одним заданием, но оно будет для каждой группы особенным.

Для 1 группы – выбрать из этих экологических знаков, знаки связанные с водой и объяснить их.

Для 2 группы- составить пословицы правильно и объяснить

А для 3 группы, задание самое творческое. Придумать маленький рассказ, как мы сможем помочь нашему озеру. (Даю пять минут)

Выводы

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.

8. Рефлексия

Итак, мы узнали, что вода- бесценный дар природы, которую нужно беречь.

 Молодцы, ребята. Вы очень хорошо  работали на уроке.

У каждой группы на  столах есть стикеры. Возьмите себе по одному. Пусть эта капелька ассоциируется с  вашими полученными знаниями.

Все что пригодится в дальнейшем, можете наклеить на чемодан, если хотите переработать  наклейте на мясорубку. А если все это вам не нужно, то выбросите  в корзину

Спасибо за урок.

Инструкция к практической работе

  1. В  стакан с чистой водой добавьте вещество, смешайте их стеклянной палочкой
  2. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтровальную бумагу
  3. Взять сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку
  4. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой
  5. Если вода грязная, то можно  еще раз пропустить воду через фильтр

Инструкция к практической работе

  1. В  стакан с чистой водой добавьте вещество, смешайте их стеклянной палочкой
  2. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтровальную бумагу
  3. Взять сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку
  4. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой
  5. Если вода грязная, то можно  еще раз пропустить воду через фильтр

Инструкция к практической работе

  1. В  стакан с чистой водой добавьте вещество, смешайте их стеклянной палочкой
  2. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтровальную бумагу
  3. Взять сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку
  4. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой
  5. Если вода грязная, то можно  еще раз пропустить воду через фильтр

Инструкция к практической работе

  1. В  стакан с чистой водой добавьте вещество, смешайте их стеклянной палочкой
  2. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить фильтровальную бумагу
  3. Взять сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку
  4. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой
  5. Если вода грязная, то можно  еще раз пропустить воду через фильтр

Raskrasil-riby (27)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 2

https:// youtu.be/X-nv-giVUAU

Слайд 3

Вода и человек

Слайд 5

« Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться: дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…»

Слайд 6

Экологические проблемы Мусор Кислотные дожди Сточные воды Разлив нефти

Слайд 7

В группе должен быть ответственный Работать должен каждый, на общий результат Один говорит, другие слушают Правила работы в группе

Слайд 8

Прочитайте текст и выполните задания 1-2 Комплексное задание « Загрязнение Байкала » Сережа в своей исследовательской работе писал: Однажды я приехал на Азовское море. А на его берегу было очень много мертвой рыбы. Я задумался, а почему это случилось? Азовское море – уникальный природный объект. Наше море гибнет.. очень быстро, и неминуемо и это очень страшно! с каждым годом ситуация ухудшается, за последние годы на наших глазах из моря практически исчезла рыба.. а ведь когда-то одно из названий было Рыбное море! и запасы её казались неисчерпаемыми.. Теперь вода отравлена заводскими стоками, рыба истреблена тралами и хищническим выловом, на городских пляжах - свалки мусора, а когда-то целебный морской воздух наполнен смогом... Важность сохранения его в чистом виде очевидна. Каждый из нас понимает, что наше море является источником как материального, так и духовного богатства. Основными проблемами Азовского моря являются его неудовлетворительное экологическое состояние, обусловленное активизацией экономической деятельности приморских регионов.

Слайд 9

Утверждение 1. В Азовском море обитает большое количество видов живых организмов , они разнообразны , удивительны и эндемичны . □ 2. Морские обитатели никогда не погибнут , т.к . вода имеет свойства очищения . □ 3. Туристы могут собирать в пакеты мусор и увозить с собой после отдыха. □ 4. Чистить берега Азовского моря и впадающих в него рек должны волонтеры. □ 5. Большой расход воды Кубани и Дона на орошение привел к уменьшению солености Азовского моря □ Опираясь на текст: Выбери все верные утверждения.

Слайд 10

1 . Очисткой Азовского моря должны заниматься специалисты, а не ученики 5 класса □ 2. Мы перестанем выбрасывать мусор в воду, а другие люди будут это делать. □ 3. Если даже один из нас будет выбрасывать отходы в урну и убирать за собой пластиковый мусор, его попадание в воды Азовского моря будет меньше. □ 4. Собирать в пакет мусор, в том числе и пластиковый, и оставлять на пляже □ 5. Наши действия будут примером для других людей □ Как ты думаешь, действия учеников одного класса смогут решить проблему загрязнения Азовского моря ? Андрей, одноклассник Сережи, сказал, что несколько учеников не решат проблему загрязнения вод Азовского моря. Выбери доводы, чтобы переубедить Андрея.

Слайд 13

М о л о д ц ы ! Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Интегрированный урок в 6 классе (математика + география) по теме: "Масштаб"

Интеграция дает возможностьпоказать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которым...

Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений".

Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений"...

Технологическая карта занятия кружка или интегрированного урока "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках.

Конспект к уроку, презентация и раздаточный материал к интегрированному уроку по химии и биологии "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках....

Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...

Презентация к интегрированному уроку в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...

Технологическая карта и анализ открытого урока географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок».

Открытый урок географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок»....