Технологическая карта и анализ открытого урока географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок».
план-конспект урока по географии (9 класс)

Открытый урок географии в 9Б классе 2023-2024 уч.г. Тема: «Население России. Обобщающий урок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока461.48 КБ
PDF icon Анализ урока1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Дата

29.11.2023

Учитель (Ф.И.О., должность)

Коляда Ольга Николаевна, учитель географии и биологии

ГБУ ОО ЗО «СОШ № 5 им. Героя Советского Союза П.И.Матюха» г. Токмак

Класс

9 Б

Учебный предмет

география

Тема урока № 20/10

 «Население России. Обобщающий урок»

Тип урока

Урок повторения и обобщения

Цель урока

Обобщение и закрепление знаний по теме «Население России», проверка уровня усвоения знаний по данной теме.

Задачи

  1. Образовательные: сформировать знания о населении России, расселения народа, ознакомиться с национальным составом страны.

2.     Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию  личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма  и гордости за свою Родину; способствовать развитию умений работать в группах; развивать интерес к изучаемому предмету.

  1. Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Межпредметные связи

История, обществознание, математика, экономика

Методы и формы работы

Анализ, сравнение, систематизация, конкретизация; Фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии

Групповая технология, технология индивидуализации обучения с помощью создания образовательной ситуации, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения.

Оборудование

доска, компьютер, учебная настенная карта, интерактивная контурная карта, задания для учащихся (бумажный вариант и компьютерный).

Используемые ЭОРы

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru ;

2.  www.wikipedia.org

Планируемый результат

Предметные

Повторение и закрепление основных понятий по теме: «Население России»

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  составление  логических операций с использованием различных логических схем; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы.

Регулятивные УУД: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.

Личностные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы.

Структура  хода  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

 Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на нашем необычном, интересном уроке. Будьте внимательны, работайте хорошо, не волнуйтесь.

Класс делиться на группы (Команды)

Приветствуют и проверяют готовность к уроку

Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ – выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.

Приложение 1.

Проводит тестовую работу «Умники и Умницы».

Просит проверить и  оценить  работу. (Выполняют в парах) Тест « Умники и умницы»                                                                                                                                                                                                          

1. Численность населения России в настоящее время (млн. чел):

      а) 30,2        б) 125,2;       в) 146,27      г) 292,9

2. Первая перепись населения в России проходила:

      а) 1897г      б) 1701г        в)1990г       г) 2010г

3.  Россия по численности населения занимает……… место:

      а) 1              б) 5               в) 9                г) 12

4. Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения? 

а) Нижний Новгород  б) Чебоксары в) Улан-Удэ

г) Великий Новгород

5. Какие два из перечисленных народов проживающих на территории России являются наиболее многочисленными? Запишите в ответ буквы, под которыми указаны эти народы 

    а) коми б) буряты в) татары г) удмурты

 д) башкиры.                                        Презентация

   

Отвечают  и записывают ответы.

Осуществляют  взаимопроверку результатов  в парах.

Оценивают работу и выставляют оценки, согласно критериям учителя. Оставляют листы на партах.

Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ –определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

 Что мы знаем  о населении России?

C:\Users\Ольга\Desktop\Фишбоун Население РФ.png

Прием «ФИШБОУН» на доске рисуется.

  1. Численность населения.
  2. Естественное движение населения (Р, С, ЕП, Воспроизводство).
  3. Механическое движение населения.
  4. Состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный).
  5. Плотность населения, расселение, урбанизация

Таким образом, получается, что Вы знаете ответы практически на все вопросы по изученной теме. Тогда вопрос: «Что мы будем делать сегодня на уроке?».

Обращает внимание на «Игровое Табло»

Приводят факты и аргументы, делают вывод.

  1. Численность населения. 146 млн.ч
  2. Естественное движение населения (Р, С, ЕП, Воспроизводство).ЕП=Р-С
  3. Механическое движение населения.
  4. Состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный).

5.Плотность населения, расселение, урбанизация 8 чел.км2

Вывод: Многонациональная и многоконфессиональная страна.

 Учащихся определяют цели и задачи урока: Повторить и

обобщить  полученные знания по теме население России.

Этап актуализации знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить опорные знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ – проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

 

1.(Блиц-опрос)        Разминка

 Вопросы задаются всем командам. На экране. (Презентация)

Вопросы разминки.

  1. Город-миллионер Северного Кавказа. Ростов-на-Дону.
  2. Люди объединенные единой культурой, историей, характером хозяйственной деятельности. Народ.
  3. Какое место в мире Россия занимает по численности населения? 9 место.
  4. Принудительное переселение людей с постоянного места жительства. Депортация.
  5. Назовите древние города России. Новгород, Смоленск, Муром, Ярославль, Владимир.
  6. Закончите фразу. Городом в России считается населенный пункт -
  7. Назовите народы, которые подверглись депортации в 30-50 годах прошлого столетия. 
  8. Назовите общее число народов России.
  9. Определить народ  и территорию его  проживания по фото (презентация).
  1. русские – повсеместно
  2. чуваши – республика Чувашия
  3. алтайцы – республика Алтай
  4. карелы – республика Карелия
  5. коряки – Камчатский край

Каждой команде выдается «Карта успешности», в которой лидер команды по окончанию урока выставляет каждому ученику оценки.

Ф.И

ученика

Оценка

Ответы:

Вопросы разминки.

  1. Ростов-на-Дону.
  2. Народ.
  3. 9 место.
  4. Депортация.
  5. Новгород, Смоленск, Муром, Ярославль, Владимир.
  6. ..с численностью население более 12000 человек.
  7. Греки, народы Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы), немцы, крымские татары.  
  8. 160 народов.

9.Определяют народ  и территорию его  проживания по фото (презентации).

  1.  – повсеместно
  2. Республика Чувашия
  3. Республика Алтай
  4. Республика Карелия
  5. Камчатский край

По результатам разминки выбирается лидер группы.

Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА  – добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ – организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

Работа в группах. Командам  выдается

раздаточный материал, а также индивидуальные задания. 

По мере готовности, заслушивается ответ. Оценивается быстрота и правильность  ответа. Конкурс 1-определения

Конкурс 2 работа с картой    Парная работа

 Конкурс 3 задача работа с табл, графиком          

Приложение 2  

Лидер группы выбирает, кому работать самостоятельно.

Ученики, которые готовят самостоятельно ответы, дается на подготовку 4-5 минут

Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности.  

СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.

Включает песню  « Я, Ты, ОН, ОНА»

Сладывают руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд. Подтянуть голову к локтям, не сопротивляясь, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть 10-15 секунд.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА  – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

 Конкурс 4

Прослушивает и корректирует ответы по индивидуальным заданиям. 

Отвечают на вопросы 4 конкурса.

Дают полные и развернутые ответы.

Этап закрепления нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА  – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по пройденному  материалу.

Работа с текстом. Парная работа

Задание

Определить о какой проблеме  и о каком понятии идет речь в тексте.   Приложение 3

Анализируют текст, определяют и  озвучивают о каких проблемах  идет речь. Отвечают на вопросы по заданию.

Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Прием «Зарядка»

Подводит итоги. Определяет победителей.

Анализирует «Карту успешности»,

Просит оценить учащихся свою работу на уроке.

Кто поставил себе «3»- сидят;

Кто поставил себе «4»- встают;

Кто поставил себе «5»- встают и хлопают в ладоши.

Лидер сдает « Карту успешности»

Анализируют и заполняют индивидуально листы «Лестница Успеха».

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его

 выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

Озвучивает и дает инструктаж по домашнему  заданию.

  1. Повторить понятия по теме тем, кто испытывал затруднения.
  2. Решать задания №24 (1-15) сайт «Решу ОГЭ»

3.Творческое задание «Я – гражданин  России» - буклет

 

Записывают в дневники. Подают  на оценки.

                                                                        

                                                                                                                

Приложение 1

Тест « Умники и умницы»                                                                                                                                                                                                          

1. Численность населения России в настоящее время (млн. чел):

      а) 30,2        б) 125,2;       в) 146,27      г) 292,9

2. Первая перепись населения в России проходила:

      а) 1897г      б) 1701г        в)1990г       г) 2010г

3.  Россия по численности населения занимает……… место:

      а) 1              б) 5               в) 9                г) 12

4. Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения? 

а) Нижний Новгород  б) Чебоксары в) Барнаул г) Великий Новгород

5. Какие два из перечисленных народов, проживающих на территории России, являются наиболее многочисленными? Запишите в ответ буквы, под которыми указаны эти народы 

    а) коми  б) карелы в) татары  г) удмурты  д) башкиры.

Приложение 2

1-я группа

Конкурс 1.Объясните понятия: урбанизация; миграция.

 Конкурс 2. Назовите и покажите на карте столицы республик: Карелия -, Коми -  , Бурятия- , Дагестан-  , Алтай- .

Конкурс 3. Определите естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 2014 г.

Регионы

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Россия в целом

8,3

14,7

Оренбургская обл.

7

21

Москва

8

15

1-2

Республика Бурятия

18

8

Магаданская обл.

8

9

Конкурс 4. Индивидуальное задание. «Объясни».

Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему?  

Приложение 3

2-я группа

Конкурс 1. Объясните понятия: агломерация ; эмиграция .

Конкурс 2.   Назовите и покажите на карте столицы республик: Саха -,  Татарстан -, Мордовия -, Тыва -, Бурятия- .

Конкурс 3. Определите миграционный прирост населения Оренбургской области в 2005 г. Ответ запишите в виде числа.

 

Общие итоги миграции населения в Оренбургской области в 2001–2009 гг.

(человек)

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=261

Конкурс 4. Индивидуальное задание «Объясни».

Почему в России районы с высоким уровнем естественного прироста имеют и большой уровень безработицы?  

Приложение 4

Какая  проблема затронута в тексте? О каком понятии идет речь в тексте?  

1 команда

Население России сократилось впервые за 10 лет
Данные Росстата показали убыль населения России впервые с 2009 года. За 2018 год число россиян уменьшилось почти на 87 тыс. человек
Население России на 1 января 2019 года составляло 146 793,7 тыс. человек, следует из данных Росстата, опубликованных 23 января. Большая часть россиян — 109,4 млн человек — проживает в городах. В сельских районах проживают более 37 млн человек.

Какая  проблема затронута в тексте? О каком понятии идет речь в тексте?      

     2 команда

          Коренные народы Арктики.    


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок географии в 7 классе "Пустыни и полупустыни России"

Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику  для 7 класса  специальных   (коррекцио...

Обобщающий урок географии в 7 классе на интерактивной доске по теме "Азия"

Урок обобщения по теме "Азия" завершающий  в данной теме.К учебнику географии 7 класса"Страноведение" Климановой.Задания на интерактивной доске, выполнены в Smart -Notebook.Интерактивные задания ...

Обобщающий урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны России"

Урок обобщения и повторения знаний по теме "Природные зоны России" 8 класс...

Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»

Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»...