Обобщающий урок географии в 7 классе "Пустыни и полупустыни России"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Мазитова Разина Хиялетдиновна

Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику  для 7 класса  специальных   (коррекционных)  образовательных учреждений  VIII вида, авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Урок № 7 в IV четверти.

Урок систематизации и обобщения знаний детей по данной теме имеет перед собой коррекционные задачи:

1.     Повторить и обобщить знания о географическом положении, климате, реках,     животном и растительном мире зоны полупустынь и пустынь России;

2.     Развивать логическое мышление через анализ своей деятельности;

вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о пустынях России,

устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов;

продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;

3.     Показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geo_polupustyni_i_pustyni_v_7_klasse.docx224.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к публикуемому материалу.

Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику  для 7 класса  специальных   (коррекционных)  образовательных учреждений  VIII вида, авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Урок № 7 в IV четверти.

Урок систематизации и обобщения знаний детей по данной теме имеет перед собой коррекционные задачи:

  1. Повторить и обобщить знания о географическом положении, климате, реках,     животном и растительном мире зоны полупустынь и пустынь России;
  2. Развивать логическое мышление через анализ своей деятельности;

вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о пустынях России,

устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов;

продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;

  1. Показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии.

Для решения данных задач в  ходе урока организуются упражнения по углублению практических умений и навыков работы с картой природных зон, с физической картой России, с интерактивной доской, применения географических терминов.

Неотъемлемым компонентом урока является использование технических средств изучения и обучения подростков, основанные на информационных технологиях. Новые средства обучения применяются для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективно решают собственно коррекционные и развивающие задачи обучения, его качественной дифференциации (демонстрация видов пустынь, работа с электронной картой, музыкальное сопровождение, игровой момент)

В ходе урока проводилась систематизация знаний, полученных учащимися на предыдущих шести уроках по данной теме.

Структура урока чётко спланирована и организованна. Каждый этап урока плавно переходит в другой, и все части урока связаны между собой. На занятии постоянно происходит смена видов деятельности учащихся.

Считаю, что использование  видеоролика о пустыне для восстановления памяти (этап актуализации знаний) целесообразным, перед  просмотром  которого все учащиеся получили вопросы разной сложности в зависимости от группы усвоения, после была проведена беседа по просмотренному ролику.

В основном этапе урока использованы:

  • Работа с контурной картой (на партах и интерактивной доске);
  • Работа с дидактическими карточками при повторении климата зоны пустынь и полупустынь;
  • Игровой момент передачи «Что? Где? Когда?» при повторении растительного и животного мира пустынь и полупустынь сопровождался тактильным восприятием (нужно было на ощупь с закрытыми глазами определить где растет данное растение);

После каждого подэтапа учащиеся подводили итог в виде устных ответов (развитие речи)

Во время физкультминутки учащиеся определяли виды пустынь (в деревянных лотках выложены виды пустынь из природного материала), высказывали свое мнение о материале, из которого выложена пустыня (песок, глина, соль, камни).

В конце урока учащиеся ответили на вопросы теста (дифференцированно) и сделали выводы, используя компьютерную презентацию.

На рефлексии использовано вырезанное дерево саксаул, которое украсили разноцветными цветами в зависимости от того как усвоили данную тему.

В ходе урока осуществлялся постоянный  контроль деятельности учащихся. Во время урока часто звучала похвала и одобрение.

Знания, предоставляемые детям, были доступны, имели научную основу. На занятии применялся индивидуально-дифференцированный подход, то есть учитывались особенности и потенциальные возможности учащихся. Наблюдалась связь этих знаний с жизнью и другими учебными предметами, такими как математика, русский язык. Присутствовали разные виды наглядности.

На уроке были использованы все виды методов: наглядные – использование интерактивной доски; словесные – слово учителя; практические – выполнение практических заданий на карте, природный материал (песок, глина, соль, камни, растения гербария)

Данный  урок  был дан на зональном семинаре «О реализации основных направлений Программы развития МБС(К)ОУ «С(К)ОШИ№9 VIII вида» на 2008-2012 годы» для административных команд и педагогов образовательных учреждений, где получил высокую оценку.

Муниципальное бюджетное специальное(коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа-интернат  № 9 VIII  вида»

Урок географии в 7 классе

(обобщающий урок по теме «Пустыни и полупустыни России»)

Учитель: Мазитова Разина Хиялетдиновна

г.Краснокамск, 2013г.

Тема: Пустыни и полупустыни России. Обобщающий урок.

Цель: систематизация и обобщение знаний по теме: «Зона полупустынь и пустынь России».

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания о географическом положении, климате, реках,     животном и растительном мире зоны полупустынь и пустынь России;
  2. Развивать логическое мышление через анализ своей деятельности;

вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о пустынях России,

устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов;

продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;

  1. Показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии.

        

Тип урока: Урок систематизации и обобщения материала.

Оборудование: учебники, атласы, рабочие листы по теме урока, контурные карты, тактильный материал (соль, песок, камни, глина, соль в контейнерах), разносы (4шт) для песочной терапии (здоровьесберегающие технологии); «черный ящик» с растением из гербария

Метод обучения: организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат:

       Учащиеся систематизируют и обобщают знания о природной зоне полупустынь и пустынь России.

Словарь:

пустыня, бархан, оазис, саксаул, галоксилон

«Все Земли пред тобой убоги… О пустыня!»

Ход урока.

  1. Орг.момент.2мин.
  1. Приветствие.1 мин.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Организация внимания всех учащихся.

  1. Постановка цели и задач урока.2мин.
  2. Актуализация знаний.3мин.
  3. Работа по обобщению изученного материала, 20 мин.

1.гп

2.климат

3. растительный мир

V.        Физкультминутка и виды пустынь.Сенсорная тропа.

VI.         Подведение итогов.

VII. Рефлексия. Составление дерева саксаул из карточек зеленого и коричнегого цвета.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. К нам на урок сегодня пришли гости, посмотрите на них, передайте с помощью улыбки свое настроение.  Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Постановка цели и задач урока

Разгадайте ребус и определите название природной зоны. На протяжении нескольких  уроков мы изучали данную природную зону.

(Переворачиваю тему на доске, написанную на ватмане)

Сегодня обобщим, полученные знания и умения  о пустынях и полупустынях России.; вы покажете свое умение пользоваться географическими терминами, умение работать с картой.

Актуализация знаний.3мин.

Персидский поэт Саади сказал: «Все Земли пред тобой убоги… О пустыня!»

 – Почему?

 – Очевидно, Саади хотел сказать, что природные условия жизни в пустыне закаляют человека, делают его стойким. Человек в пустыне может научиться многому, а в других землях не очень-то тяжело приспособиться к условиям жизни, разве что в суровых северных районах… Так что ни одна земля не может так закалить человека и так многому научить человека, как пустыня.

А что такое пустыня?

Что вы знаете  о ней?

Для того чтобы вспомнить вы посмотрите короткий фильм во время просмотра которого каждый из вас найдет ответ на один вопрос, который лежит у вас на парте на карточке желтого цвета.

Видеоролик о пустыне. (2минуты, 20 сек.)

Беседа по просмотренному.

Проверка. Читаю вопросы, дети отвечают (Для экономии времени)

Как называются передвигающиеся песочные валы?

В какое время года выпадает наибольшее количество осадков в пустыне?

Сколько месяцев длится лето в пустыне?

Какова температура воздуха летом днем в пустыне?

Какова температура воздуха летом ночью в пустыне?

Средняя температура зимы в пустыне?

Какой глубины снег выпадает  зимой в пустыне?

В какое время года начинают цвести растения в пустыне?

В какое время года  пополняются пустынные реки ?

И за счет чего?

Ответы учащихся

Вопросы разноуровневые.

Работа по обобщению изученного материала.

Ребята, обратили внимание какие цвета преобладают в пустыне? Почему?

И на карте природных зон и физической карте мира пустыни обозначены оранжевым или светло -коричневым цветом.

  1. Географическое положение.

Задание:1)На интерактивной контурной карте закрасить территорию полупустынь и пустынь и рассказать о ее положении относительно других природных зон и сторон горизонта.

 Остальные учащиеся на партах.

Итог: Рассказ ученика (по карте) о географическом положении зоны пустынь.

Пустыни расположены на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах Каспийского моря. Граничат с природной зоной степи. На этой территории расположены Астраханская, Волгоградская области и республика Калмыкия. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику. Это небольшая по площади природная зона.

  1. Проверка правильности по карте природных зон.

Проверка. Сильные учащиеся (у которых я быстро проверила)  проверяют у слабых.

Итог: ошибки?

На партах карточки-«помогайки»:

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

2.В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

3. Каким цветом обозначена на карте природных зон?

4.Площадь пустынь. Поверхность земли в пустыне.

  1. Климат и реки.

А) На партах карточки с характеристикой климата пустынь и своей территории. Выложить в два столбика (два человека у карты)

Климат полупустынь и пустынь

Климат нашей местности

Климат резко континентальный;

Резкие перепады температур (лета и зимы, дня и ночи);

Лето долгое, жаркое, в июле средняя температура + 25,

+ 35 градусов;

Зима короткая, но холодная, средние температуры -10, -16градусов, иногда до -30 градусов, с сильными ветрами и метелями.

Климат умеренно континентальный;

Ярко представлены все четыре времени года;

Лето короткое, не жаркое, средняя температура июля +19 градусов,  с дождями; зима продолжительная, средняя температура января  -19, минимальная

-54 градуса; бывают оттепели.

Цель: развитие речи.

Итог: Таким образом, климат в пустынях и полупустынях России резко континентальный, с продолжительным жарким летом, короткой прохладной зимой, яркой весной и малым количеством осадков.

Малое количество осадков,  высокие температуры, неправильное использование человеком являются причиной омеления и исчезновения малых рек в пустыне. Посмотрите на слайд и  определите, какие реки относятся к пустыням и полупустыням? Скажите, а от вас зависит охрана водных ресурсов? Каким образом вы можете внести свой вклад в экономию воды?

  1. Растительный мир. Игровой момент передачи «Что? Где? Когда?» (Звучит музыка)

Теперь немного поиграем.

 Выношу в черном коробке растение пустыни. По наводящим вопросам определить спрятанное в ящике растение.

А) научное название этого растения – галоксилон (СЛОВО НА ДОСКУ); так назвали его ботаники за солеустойчивость (от греческих слов "галос" - соль и "ксилон" - дерево)

Б) По своей теплотворности дрова от этого растения почти не уступают каменному углю. Недаром в Средней Азии его с любовью называют "наш зеленый уголь".

Что еще знаете о саксауле?

Итог: Приспособления растений к жизни в сухом климате:

1)длинные корни;

2) вместо листьев колючки, чешуйки;

3) или длинные тонкие листья;

4) цветы распускаются рано весной, пока нежарко.

Выбрать из имеющихся растений те, которые могут расти в пустынях и полупустынях.

Слайды с растениями разных природных зон.

Релаксирующая пауза.

Если растение пустынь и полупустынь – хлопаете;

Если растение другой природной зоны – топаете.

Объяснить, почему так думаете.

Цель: развитие речи

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА совместно с обобщением материала урока.

Определение видов пустынь.

Ну, а теперь предлагаю вспомнить виды пустынь. Встаньте, разделитесь на 4 группы, получите контейнер с материалом и выложите определенный вид пустыни на лотках.

- Какая пустыня у вас?

- У вас? Названия видов пустынь на доску

( песчаная, каменистая, глинистая, солончаковая)

- Походите ладошками по ним, что вы ощущаете?

Каковы же ощущения человека, очутившегося в пустыне?

-Что общего можно сказать о них?

Выводы урока

1. Пустыня – это природное сообщество, где все природные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

 2. Животные и растения имеют особые приспособления к жарким и засушливым условиям пустыни.

 3.Для многих пустынь характерны острые экологические проблемы, связанные с воздействием человека.

Оценивание

Тест по теме «Пустыня»

Вот, ребята, и повторили мы все ранее изученное. Предлагаю вам проверить свои знания.

Перед вами текст, исправьте в нем ошибки (I группа)

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода. Ящерицы и черепахи могут надолго впадать в спячку.

Тест из 10 вопросов – II группа;

Тест из 8 вопросов – III группа

Выставление оценок

Рефлексия

Т.к. мы с вами говорили сегодня весь урок о пустыне, предлагаю украсить важное дерево саксаул листьями, выбрав зеленый, вы скажете, что вы усвоили данную тему хорошо, можете рассказать о пустынях России другим людям;

Выбрав коричневый лист, вы говорите, что у вас еще остались вопросы по данной теме, на которые мы ответим в дополнительное от уроков время.

  Я вижу настроение у вас хорошее, вы хорошо потрудились, показали хорошие знания по данной теме. Всем спасибо, до свидания!

Задание: распределите стрелочками оранжевого и синего цвета характерные черты климата полупустынь и пустынь и климата нашей местности.

(Даны характерные черты климата 3х природных зон)

I группа:

Климат резко континентальный;

Резкие перепады температур (лета и зимы, дня и ночи);

Лето долгое, жаркое, в июле средняя температура + 25,

+ 35 градусов;

На почве вечная мерзлота

Климат умеренно континентальный;

Ярко представлены все четыре

времени года;

Лето короткое, не жаркое, средняя температура июля +19 градусов,  с дождями;

 зима продолжительная, средняя температура января  -19, минимальная

-54 градуса;

 Зимой бывают оттепели.

Климат морской

Зима короткая, но холодная, средние температуры -10, -16градусов, иногда до -30 градусов, с сильными ветрами и метелями.

Климат полупустынь и пустынь

Климат нашей местности

Задание: распределите стрелочками оранжевого и синего цвета характерные черты  климата полупустынь и пустынь и климата нашей местности.

 (Даны характерные черты климата 2 х природных зон)

II группа:

Климат резко континентальный;

Резкие перепады температур (лета и зимы, дня и ночи);

зима продолжительная, средняя температура января  -19, минимальная

-54 градуса;

Лето долгое, жаркое, в июле средняя температура + 25,

+ 35 градусов;

Зима короткая, но холодная, средние температуры -10, -16градусов, иногда до -30 градусов, с сильными ветрами и метелями.

Климат умеренно континентальный;

Ярко представлены все четыре времени года;

Лето короткое, не жаркое, средняя температура июля +19 градусов,  с дождями;

Зимой  бывают оттепели.

Климат полупустынь и пустынь

Климат нашей местности

III группа: распределите иллюстрации с   видами климата на две группы: климат полупустынь и пустынь и климат нашей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

Обобщающий урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны России"

Урок обобщения и повторения знаний по теме "Природные зоны России" 8 класс...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

конспект обобщающего урока географии 8 класс по теме "Население России"

Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....