Урок географии в 6 классе "Вулканы"
методическая разработка (география, 6 класс) на тему

Андреева Юлия Владимировна

Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: Вулканы.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: изучение процесса вулканизма.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формирование знания о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях.
2. Формирование представления о строении вулканов, причинах их возникновения.
3.  Формирование представления о разнообразии вулканических извержений.
4. Продолжение формирования идеи о постоянном развитии земной коры.
5.  Формирование знаний о районах распространения вулканов в мире.
6.  Формирование представления о значении вулканических процессов для человека.
Развивающие:
1. Формирование умения называть и показывать крупные вулканы России, мира.
2. Продолжение работы над формированием работы с атласом и контурной картой.
Воспитывающие:
1. Продолжение работы над формированием географической картины мира.
2. Продолжение работы над воспитанием экологической культуры.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ
Приёмы: «Плюс – минус – интересно», синквейн
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», презентация «Вулканы», атласы, контурные карты, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Вулканы.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучение процесса вулканизма.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Формирование знания о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях.
  2. Формирование представления о строении вулканов, причинах их возникновения.
  3.  Формирование представления о разнообразии вулканических извержений.
  4. Продолжение формирования идеи о постоянном развитии земной коры.
  5.  Формирование знаний о районах распространения вулканов в мире.
  6.  Формирование представления о значении вулканических процессов для человека.

Развивающие:

  1. Формирование умения называть и показывать крупные вулканы России, мира.
  2. Продолжение работы над формированием работы с атласом и контурной картой.

Воспитывающие:

  1. Продолжение работы над формированием географической картины мира.
  2. Продолжение работы над воспитанием экологической культуры.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма

Приёмы: «Плюс – минус – интересно», синквейн

Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», презентация «Вулканы», атласы, контурные карты, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Стадия вызова

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со сказки. Вы должны прослушать её очень внимательно, ведь после прочтения, вы сами сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Чтение сказки.

Сказка о самой большой юрте

        Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму как и юрты из оленьих шкур. И топят её по- чёрному.

        Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрёл далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как увидел её Томгиргин, так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы её из-за горных хребтов с берега моря видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь – ветром её такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртом высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но всё равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает, и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.

? Какие природные явления легли в основу сказки?

О: юрта – вулкан, костёр в юрте – извержение, излияние лавы.

Итак тема нашего сегодняшнего урока – «Вулканы» Слайд 1.

Вы уже немного знакомы с этим грозным природным явлением. Давайте попробуем внести в таблицу информацию о вулканах, которая вам известна.

Заполнение таблицы «Плюс – минус – интересно» на доске и в тетради.(Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания.  Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом).

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

Формирование облика нашей планеты

Разрушительное действие, гибель людей и городов.

Почему происходят извержения?

Какие бывают вулканы?

Где могут образовываться и когда извергаться?

Можно ли спастись в результате извержения вулканов?

По ходу прослушивания лекции, новая информация заносится в таблицу, заполняются соответствующие графы.

  1. Стадия осмысления содержания (лекция с использованием презентации).

Слайд 2. Далеко, на крайнем востоке нашей обширной страны находится полуостров Камчатка. Это суровый, малонаселённый край: люди живут здесь только по берегам больших рек и омывающих полуостров морей. Многое кажется непривычным человеку, впервые попавшему на Камчатку: и жизнь, и природа. Но больше всего поражают его внимание действующие вулканы - огнедышащие горы, как их называли в старину; в нашем отечестве они встречаются только здесь. На всём протяжении полуострова, с севера на юг, тянутся горные хребты, а над ними поднимаются, как шатры, правильной формы горы. Это и есть вулканы. Над некоторыми из них поднимаются столбы пара. Как говорят, вулканы курятся.

Трудно добраться до вершины вулкана. Даже местные жители - опытные охотники - редко проникают вглубь Камчатских гор, куда, зачастую, ещё не ступала нога человека. Редкими тропами, без дорог, приходится пробираться к подножью вулкана; на пути надо преодолеть долины, овраги, густой лес, где трава выше человеческого роста. Дальше путь переходит в безжизненную область чёрных камней. Тут и там вздымаются нагромождённые в беспорядке глыбы окаменевшего лавового потока. А выше, над всем этим хаосом из камней, поднимаются островерхие вулканы. Они так высоки, что покрыты вечным снегом. Если вулкан курится, снег на вершине тает и она выглядит тёмной, иногда красноватой.

Строение вулкана

Слайд 3. Поднявшийся с большим трудом на вершину вулкана путник увидит среди нагромождения каменных глыб провал, вроде огромного жерла, это - кратер. По-гречески слово кратер означает чаша; кратер и похож на чашу. Дно кратера покрыто обломками крупных и мелких камней, а из трещин и отверстий на дне и в стенках кратера вырываются струи газа и пара, то с шипеньем и свистом, то спокойно. Они поднимаются вверх и образуют облачко над вулканом. Это действующий вулкан. Месяцы и годы он спокойно курится, пока не произойдёт извержение. На всём земном шаре насчитывают 430 действующих вулканов, а число потухших - в несколько раз больше.

Кратер- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.

Глубоко под землей очень высокая температура, настолько высокая, что вещество мантии находится в расплавленном состоянии, это вещество мантии  называется магмой.

 Магма находится в особой камере в верхней части мантии на глубине от 50 до 100 км, которая называется – очаг магмы. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Это явление всегда предшествует излиянию лавы.

Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан. Магма, излившаяся на поверхность,  называется лавой. Верхняя часть жерла называется кратером. Ширина кратера может достигать нескольких км. Во время извержения на поверхность выбрасывается пепел и лава.

Зарисуйте схему строения вулкана

Слайд 4. Вулканические извержения не похожи друг на друга. Одни выбрасывают в основном только лаву, другие – газ и пепел, а иные извергают и горную породу. В зависимости оттого, что они извергают, они могут быть по-разному опасны.

Под давлением газов, вырывающихся из недр Земли, дно кратера взрывается. На тысячи метров выбрасываются вверх густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, погружая во мрак окрестность. Со взрывом и грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней, образуя гигантские снопы искр. Из черных, густых туч на землю сыплется пепел, иногда выпадают ливневые дожди, образуются потоки грязи, которые скатываются по склонам и заливают окрестность. Блеск молний непрерывно прорезывает мрак. Вулкан грохочет и дрожит, по его жерлу поднимается расплавленная огненно-жидкая лава. Она бурлит, переливается через край кратера и устремляется огненным потоком по склонам вулкана, все сжигая и уничтожая на своем пути.

Продукты извержения вулкана

Слайд 5. Вулканические газы и пепел -  мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая образуют пепел газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла. Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма – маленькие треугольники.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полёте, у некоторых даже образуется хвост как у кометы.

Везувий зев открыл –

 Дым хлынул клубом – пламя

Широко разлилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём,

Под воспалённым прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин)

? Какие продукты извержения описываются в стихотворении А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел)

Слайд 6. На земном шаре в настоящее время известно несколько сотен действующих вулканов. Большая часть их расположена по берегам Тихого океана, в том числе и наши вулканы на Камчатке и Курильских островах. Среди действующих вулканов на Камчатке выделяется Ключевская сопка. К северу от Ключевской сопки расположен вулкан Шивелуч. На Курильских островах насчитывается 39 действующих вулканов, а на Камчатке — 26.

На географической карте видно, что Курильские острова, расположенные дугой, примы кают к Японии. Подобную же дугу образуют и Японские острова с многочисленными вулканами, среди которых выделяется знаменитый вулкан Фудзияма. К югу от Японии продолжается такая же дуга Филиппинских и Молуккских вулканических островов. Так, по всему Тихоокеанскому берегу Азии располагается полоса вулканов, переходящая дальше через Новую Зеландию и Антарктиду на материк Америка.

В Южной Америке многочисленные вулканы — Кальбуко, Осорно, Вильяррика, Котопахи. Сангай — увенчивают горные цепи Анд. Много вулканов в Центральной Америке.

На Тихоокеанском побережье Северной Америки вулканы уже почти потухли. Здесь слабо действует только вулкан Лассен-Пик. От Аляски к Камчатке тянутся дугой Алеутские острова, где много действующих вулканов. Таким образом, Тихий океан почти со всех сторон опоясан вулканами.

В центральной части Тихого океана, на Гавайских островах, находится особого типа вулкан Килауэа.

Между Азией и Австралией, на Больших Зондских островах, располагаются многочисленные действующие вулканы.

Среди Антильских островов в Атлантическом океане есть остров Мартиника со страшным вулканом Мон-Пеле. В 1902 г. при его извержении из кратера вырвалась огромная туча из раскаленных газов и тонкого пепла. С огромной скоростью она катилась по склону горы, оставляя на своем пути опустошение и смерть. В течение нескольких минут цветущий город Сен-Пьер у подножия Мон-Пеле был уничтожен. Погибло все население города — около 30 тыс. жителей!

На севере Атлантического океана находится остров Исландия со многими действующими вулканами, изливавшими в разное время огромное количество жидких лав. Среди вулканов Исландии широко известен действующий вулкан Гекла.

В Средиземном море с давних времен не успокаиваются вулканы Этна, Везувий, Стромболи, Вулкано.

Чаще всего вулканы расположены по берегам морей и на островах. Некоторые из них известны людям с давних времён. Извержения этих вулканов нередко сопровождались опустошительными разрушениями и большими человеческими жертвами. Эти грозные явления природы всегда привлекали внимание человека.

Слайд 7. Например,  сильное извержение Везувия в 79 г. произошло неожиданно: до этого времени Везувий считали потухшим вулканом.

Извержение Везувия. Гибель Помпеи.

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события тог страшного дня:

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины…  Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а  в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожжённые и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскалённого пепла и камней.. Погибли тысячи людей.

Но на этом Везувий не успокоился – почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходили извержения.

Только через семнадцать столетий, когда люди забыли уже об исчезнувших городах, случайно, при рытье колодца, были найдены мраморные статуи греческих богов. Вскоре начались раскопки, и археологи обнаружили погребенный город Помпею, а затем и два других. С тех пор Везувий извергался много раз и подробно исследован учеными. Сильное извержение Везувия происходило в 1944 г., при этом пострадали его окрестности. Лава двигалась с большой скоростью, достигавшей 5 км в сутки.

Дно океана очень часто содрогается от землетрясений. Подводные вулканы извергают пепел и лаву, со дна неожиданно поднимаются острова и порой также внезапно исчезают. Большинство океанских островов, расположенных вдали от материков, вулканического происхождения.

Многие из них увенчаны потухшими или действующими вулканами, но еще больше вулканов скрывает толща океанской воды.

Слайд 8. В Тирренском море в группе Липарских островов есть небольшой остров Вулкано. Большую часть его занимает гора. Еще в незапамятные времена люди видели, как из ее вершины иногда вырывались облака черного дыма, огонь и на большую высоту выбрасывались раскаленные камни.

Древние римляне считали этот остров входом в ад, а также владением бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. По имени этого бога огнедышащие горы впоследствии стали называть вулканами.

Вулкан (лат. Vulcanus), бог огня и покровитель кузнечного ремесла в древнеримской мифологии. Культ Вулкана сопровождался человеческими жертвоприношениями. Был сыном Юпитера и Юноны. Его жёнами были Майя (Майеста) и Венера. Делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна (Сицилия). Он создал Юпитеру молнии. Согласно мифу, однажды разъярённый Юпитер выбросил его с небес. Вулкан сломал при этом обе ноги и захромал. В древнегреческой мифологии ему соответствует бог Гефест.

Действующие и потухшие вулканы Слайд 9. 

Извержение вулкана может продолжаться несколько дней, иногда месяцев и даже лет. После сильного извержения вулкан снова успокаивается на несколько лет и даже десятилетий. Такие вулканы называются действующими.

Есть вулканы, которые извергались в давно прошедшие времена. Некоторые из них сохранили форму правильного конуса. О деятельности таких вулканов не сохранилось никаких сведений. Их называют потухшими, как, например, у нас на Кавказе горы Эльбрус и Казбек, вершины которых покрыты сверкающими, ослепительно белыми ледниками.

Разнообразие вулканических извержений

Уже давно замечено, что извержения вулканов происходят по-разному, каждому присущи свои особенности, свой «почерк». Когда было накоплено много данных по извержениям, естественно возникла необходимость привести их в порядок.

Слайд 10. Вулканский тип.

 Извержения этого типа (название происходит от о.Вулкано в Средиземном море) непродолжительны - от нескольких минут до нескольких часов, но возобновляются каждые несколько дней или недель на протяжении нескольких месяцев. Взрывами горные породы выбрасываются на многие километры в высоту, также как и клубы пепла, по форме напоминающие цветную капусту. К этому типу относится вулкан Фуэго в Гватемале, который извергается каждые несколько лет, выбросы пепла базальтового состава иногда достигают стратосферы, а их объем при одном из извержений составил 0,1 км3.

Слайд 11. Пелейский тип извержений характеризуется образованием грандиозных раскалённых лавин или палящих туч, а также ростом экструзивных куполов чрезвычайно вязкой лавы. Своё название этот тип извержений получил от вулкана Мон-Пеле на осторове Мартиника в группе малых Антильских островов, где 8 мая 1902 года взрывом была уничтожена вершина дремавшего до этого вулкана, и вырвавшаяся из жерла раскалённая тяжёлая туча уничтожила город Сен-Пьер с 28 000 жителями. После извержения из жерла вылезла «игла» вязкой магмы, которая достигнув высоты 300 метров, вскоре разрушилась. Подобное извержение произошло 30 марта 1956 года на Камчатке, где грандиозным взрывом была уничтожена вершина вулкана Безымянного. Туча пепла поднялась на высоту 40 км, а по склонам вулкана сошли раскалённые лавины, которые, растопив снег, дали начало мощным грязевым потокам.

Слайд 12. Плинианский (плинийский)  тип (вулканический, везувианский) извержений получил своё название по имени римского учёного Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия в 79 году н. э., уничтожившего три крупных римских города Геркуланум, Стабии и Помпеи.

Характерной особенностью этого типа извержений являются мощные, нередко внезапные взрывы. Магма очень густая. Огромные клубы газа влекут за собой пемзу и пепел. Выбросы могут достигать 50 км в высоту. Вытягиваются в форме зонта, а затем падают вниз.

 Плинианские извержения опасны, так как происходят внезапно, часто без предварительных предвещающих событий. Крупные извержения плинианского типа, такие как извержения вулкана Сент-Хеленс 18 мая 1980 года или извержение Пинатубо на Филиппинах 15 июня 1991 года, могут выбрасывать пепел и вулканические газы на десятки километров в атмосферу. .

К этому типу извержений относится и грандиозный взрыв вулкана Кракатау в Зондском проливе между островами Суматра и Ява. Звук от извержения был слышен за 5014 км, а столб вулканического пепла достиг почти 100 километровой высоты. Образовались огромные волны — цунами, высотой от 25 до 40 метров, от которых в прибрежных районах погибло 40 000 человек. На месте островов Кракатау образовалась гигантская кальдера.

Слайд 13. Гавайский тип извержения. Наиболее зрелищное, но менее опасное извержение. Лава очень жидкая по своему составу. Она выходит из кратера без взрыва, фонтанирует и потом стекает по склонам вулкана. Такой тип извержения характерен для вулканов Гавайских островов, в честь которых оно и было названо.

Слайд 14.  Стромболийский тип извержения. Магма по своему составу очень тягучая. Этот тип вулканического извержения характеризуется выбросом, в основном, обломков горной породы, пепла, массы выходящей лавы на сотни метров в высоту. Вулкан Стромболи на Эолийских островах Италии является наглядным примером данного вида извержения.

Слайд 15. Значение, изучение вулканов

Представьте себе, что испытывают люди, живущие вблизи вулкана, когда начинается  извержение вулкана. Сначала, за несколько дней или недель до извержения, вулкан начинает усиленно куриться; ночью над его вершиной стоит зарево. Затем вдруг из кратера вулкана начинает выбрасываться столб густых чёрных туч, окрестности погружаются во мрак; на большом расстоянии слышен подземный гул, земля содрогается, из кратера со взрывом и грохотом вылетают куски раскалённых камней, на землю льётся насыщенный пеплом и пылью дождь, молнии пронизывают мрак, и, наконец, из кратера выливается раскалённая, огненно-жидкая лава, которая огненной рекой течёт по склонам вулкана и сжигает на своём пути всё! (Кто бывал на металлургических и стекольных заводах, тот видел, как текут огненно-жидкой струёй расплавленные металл, шлак или стекло. Лава больше всего похожа на шлак. Так же, как расплавленный шлак, она, остывая, затвердевает и превращается в камень).

Страх и ужас охватывают людей и приводят их в смятение. Ни разум, ни сила человека не могут помочь ему бороться против этого страшного явления природы. Спасая свою жизнь, люди бегут, бросая жилища и имущество, но на пути их настигает раскалённый лавовый поток или засыпает горячий пепел.

В древние времена, когда люди были неграмотны и не умели объяснять явления природы, грозная и разрушительная деятельность вулканов вызывала в человеке суеверие и страх. О вулканах складывались самые невероятные легенды. Так, почти у всех народов огнедышащая гора считалась жилищем умерших или злых духов. Камчадалы - жители Камчатки - думали, что вулканы - это жилище умерших людей и гора начинает тогда гореть, когда они свои юрты топят .

Особенно много легенд и сказаний связано с вулканами, расположенными в Средиземном море, где раньше, чем в других местах, зародилась культура человечества. Древние греки, например, смотрели на вулканические области, как на владения бога огня Гефеста и как на место, где происходит борьба между богами. Само слово вулкан происходит от острова Вулкано, находящегося в Тирренском море, близ Италии, который греки считали входом в ад и владением Вулкана - бога кузнечного дела.

Со временем на смену этих наивных представлений людей приходит истинное знание. Греки, арабы, затем римляне ещё за две тысячи лет до наших дней задумываются над строением земной коры и происхождением вулканов. Позднее учёные делают много остроумных предположений и догадок о происхождении Земли, строении гор и возникновении вулканов. Появляется наука о строении Земли - геология. А в конце прошлого века изучение вулканических областей, самих вулканов и постоянное наблюдение за их деятельностью выделяются в отдельную науку - вулканологию .

В настоящее время вблизи некоторых действующих вулканов построены особые вулканологические станции (обсерватории), где учёные ведут постоянное наблюдение за поведением вулкана. Из действующих вулканов Земли широко известны: Везувий в Италии, Ключевская сопка на Камчатке, Стромболи в Тирренском море, Мауна Лоа и Килауэа на острове Гавайи в Тихом Океане, Мон Пеле на острове Мартинике (в группе Антильских островов), Катмаи на Аляске, Кракатау близ острова Ява и ряд других

Вулканологи уже разработали способы, которые дают возможность предсказывать время наступления извержения вулкана. Этому событию часто предшествуют землетрясения; слышится подземный гул, усиливается выделение паров и газов; повышается их температура; сгущаются облака над вершиной вулкана, а его склоны начинают «вспучиваться».

Вулканологи исследуют также потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии.

Струи пара и вулканических газов в кратерах вулканов, которые называются фумаролами, выносят с собой некоторые вещества в растворенном состоянии. В трещинах кратера и около него, вокруг фумарол отлагаются сера, нашатырь, борная кислота, которые используются в промышленности.

Вулканический пепел и лава содержат много соединений элемента калия и со временем превращаются в плодородные почвы. На них разводят сады или занимаются полеводством. Поэтому, хотя в окрестностях вулканов жить небезопасно, там почти всегда вырастают селения или города.

  1. Стадия рефлексии

В результате активного слушания заносится недостающая часть в таблицу, проходит активная дискуссия по обобщения материала.

В конце урока ребятам предлагается составить синквейн.

Например у детей может получиться следующее:

Вулканы

Грозные, разрушительные

Извергаются, возникают, создают

Страшно, но захватывающе

Стихия

Используемая литература

  1. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2011.
  2. Крылова О. В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.-2-е изд.. перераб. И доп.-М.: Просвещение, 2000.
  3. География. Природа и люди. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-3-е изд.-М.:Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...