Урок по теме: "Движение воздуха в атмосфере"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Атмосфера", это урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_vozduha.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жирновского района

МОУ «Нижнедобринска средняя

общеобразовательная школа»

                                                                 Подготовила учитель географии

Бусалаева О.В.

Тема урока: Движение воздуха

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся даст определение понятиям, научатся строить розу ветров.

Предметные Обучающиеся смогут дать определение понятиям: ветер, бриз, дневной бриз, ночной   бриз, флюгер

Обучающиеся объяснят: причины возникновения ветра в атмосфере; Обучающиеся определят: существенные признаки понятия ветер

Обучающиеся смогут построить розу ветров.

Метапредметные Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

выделять  и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;  ставить оценку результатам своей работы;

определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы;  сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать  конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами  коммуникации.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке: ветер, бриз, дневной бриз, ночной    

                                                                         бриз, флюгер, направление ветра,

                                                                         роза ветров

Вид используемых на уроке средств ИКТ

   Образовательные интернет-ресурсы

Эпиграф: Огромный океан неведомого окружает нас.

  И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задаёт природа.

                                                                                                                             В.А. Обручев.

Ход урока

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами изучили атмосферное давление. И я хотела бы,  чтобы вы проверили свои знания, выбрав предложенные виды работы: работа у доски ( решение географических задач), работа по карточкам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку умений.

Задания на знание закономерностей

- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?

- Как изменяется давление с высотой?

- Подпишите значения атмосферного давления в тачках А, В, С, Д.

Атмосферное давление 809, 760, 720, 740.

Задания на знания фактического материала

- Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного - сплошной чертой: 740; 778, 732, 773, 749.

- Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Расскажите о его строении.

3адания на проверку умений        

- У подножья возвышенности атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 748 мм рт. ст. Холм это или гора?

- У края пропасти давление 754 мм рт. ст. Чему равно давление на ее дне при глубине 200 м?

- На дне пропасти 780 мм рт. ст, а на поверхности 740 мм рт. ст. Найдите глубину пропасти.

        

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

- Дорогие мои, спасибо за работу на первом наше этапе, и мы продолжаем.

- Отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока.

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

                                                  Прозрачен воздух и бесцветен,

Но все же существует он.

            Мы чувствуем движенье – ………(ветер,)

И знаем, воздух есть и он не сон.

3. ЭТАП целеполагания

И так как называется тема сегодняшнего урока: «Движение воздуха»

«Ветер – великий невидимка»

Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым. 

  Эпиграфом нашего урока будут слова Обручева:

Огромный океан неведомого окружает нас.

 И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

Многие явления в атмосфере, названные вами, вызываются невидимыми силами. Тем не менее, они настолько грандиозны, что мы постоянно ощущаем их присутствие.

Кто видел ветер? Конечно, никто. Он прозрачен, невидим, но могуч и вездесущ. Его присутствие мы отмечаем то в легком шелесте листвы или в плавном величественном покачивании колосьев, то в неистовом буреломе или шквале, поднимающим тучи пыли.

Каждое утро, когда вы смотрите на термометр и узнаете температуру воздуха, вы также отмечаете, есть ли ветер и насколько он сильный.

4. ЭТАП планирования.

- Ребята, кто нам охарактеризует ветер

Характеристики ветра: скорость (выражается в м/с, км/ч или в баллах); сила и направление. Класс делится на 2 группы.

Учитель предлагает 1 варианту придумать определение термина «ветер», а второму варианту прочитать в учебнике. На работу дается 3 минуты. Затем второй вариант проверяет работу первого и указывает на ошибки или неточности.

Работа с тетрадью. Запишите определение «Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.»

Учитель просит обратить внимание на записи на доске: 

    1) 760, 720;

2) 740, 720.

- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? (760 → 720;740 720.)

- Где будет ветер сильнее? (В первом случае.)

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

- Мы с вами заговорили о скорости ветра. Поработаем со шкалой Бофорта.

Я зачитаю отрывки из произведений классиков отечественной литературы, в которых описывается сила ветра (в баллах). А вы попытайтесь  определить силу ветра в баллах по 12-бальной школе.

                           

     1. Тихая украинская ночь

      Прозрачно небо. Звёзды блещут

      Своей дремоты превозмочь

      Не хочет воздух. Чуть трепещут

      Сребристых тополей листы…

                               (А.С. Пушкин)        (1-2 б)

2. Колеблет ветер, влажный, душный,

    Ветви дерев, и с воем он

    Стучит в оконницы.

                                      (М.Ю. Лермонтов)         (5-6 б)

3. Сегодня старый ясень сам не свой, -

    Как -будто страшный сон его тревожит

    Ветвями машет, шевелит листвой

    А почему –никто сказать не может…

                          (С.Я. Маршак)          (3-4 б)

  1. И было, как видно

Ему не впервые

Ломать, как тростинки

Дубы вековые.

И, крыши срывая,

Врываться в жилище,

Его называли

Ветрило.

Ветрище.

         (С.В. Михалков)  (11-12 б)

5 ЭТАП «Открытие" нового знании.

Механизм возникновения ветра.

А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить:

  1. От чего нагревается воздух? (от земли)
  2. Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)
  3. От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью
  1. От угла наклона солнечных лучей
  2. От характера подстилающей поверхности
  1. Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.).
  2. Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше – вода, песок; меньше – лед, снег).
  3. Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый).
  4. Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр)
  5. Что называется давлением воздуха?
  6. Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит).
  7. Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).
  8. С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или уменьшается? (увеличивается).

А теперь проследите цепочку своих ответов на мои вопросы, какой вывод вы можете сделать? (Заранее отпечатанные ответы, учитель клеит на доску)

 от земли,  неравномерно, от угла наклона солнечных лучей, от характера подстилающей поверхности, нагревается больше – вода, песок; меньше – лед, снег, теплый воздух легче, понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр давление воздуха от температуры, уменьшается, увеличивается.

Вывод детей, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер. Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.

Как это  можно оформить в виде схемы причинно-следственных связей:

А теперь порассуждаем. Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Днём суша нагрета сильнее, чем водоём. Если над водой воздух холоднее, значит,

-Какое будет здесь формироваться давление ( высокое давление)

- А как всё будет выглядеть ночью? (вода нагрета сильнее)

- следовательно, воздух над ней теплее, значит, давление над сушей больше, и ветер будет дуть с суши в сторону водоёма.

- вернемся к учебнику на странице 119 рис.84 первый

бризом называется ветер, который днём дует со стороны водоёма, а ночью со стороны суши.

дневным бризом называется, ветер, который дует днём со стороны водоёма.

- Расскажите мне пожалуйста второй рисунок.

ночной бриз что дует с суши ночью на водоем

Итак, ребята, как вы уже сказали существует несколько видов ветра, муссон, бриз и т.д. Давайте заполним таблицу «Муссоны и бриз». Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы. 1-я группа заполняет графу «Муссоны», а вторая «Бриз». А затем обсудим

Сравнительная таблица «Муссоны и бриз»

Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причины образования

2. Территории, где встречаются.

3. Когда меняют свое направление?

4. Сколько раз меняют свое направление

в течение года?

Направление ветра

Ребята, встаньте с рабочих мест, задвиньте стулья. Немного поиграем. Правила игры:

 учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться к югу. Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток. Или: «Ураган». Все кружатся. «Штиль» - все стоят спокойно. Тот кто неправильно повернулся , садится на свое место. В конце  игры остаются только ребята, которые правильно могут ориентироваться. А с остальными нужно еще  работать по этой теме.

Спасибо за игру. Ребята, кто мне скажет с помощью которого прибора можно определить направление ветра.

Флюгер — прибор для определения направления ветра.

Проблемное задание.

«Ветер – друг или враг человека»

Действия учителя

Действия ученика

1. Нарисуйте в тетрадях ветер как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетрадях рисует познавательный объект так, как он себе его представляет.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о ветре.

2. Вспоминают все, что связанно с рассматриваемым познавательным объектом.

3. Начертите в тетради                               «маркировочную таблицу» с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют таблицу в тетради.

4.Левую колонку озаглавьте                     «Я знаю» и запишите, все, что вы знаете о ветре.

4. Записывают в колонку все, что знают о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5.Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Давайте обсудим, что у нас получилось. Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

6.Каждый по очереди информирует о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Дополняют записи в левой колонке таблицы. Рассказывают стихотворения о ветре.

7.Предлагает учащимся обсудить вопросы, которые они хотели узнать о ветре.

7. Обсуждают возникшие вопросы.

8.Промаркируйте вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

8.Маркируют колонку таблицы.

9.Заполните данную колонку своими вопросами.

    Записывает на доске вопросы учащихся.

9.Поочереди оглашают свои вопросы и заполняют таблицу в тетради.

- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? (Дым выxoдит в трубу.)

- Почему дым нe заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу.)

- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются.)

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном; но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. (Ветер.)

10.Предлагает текст каждому ученику о ветре.

       Дает задание учащимся: читаем текст и делаем в тексте пометки.

   «+» - знаю

   «-» - не знал

   «!» - удивительный факт

   «?» - знал ошибочно.

10. Получают распечатку текста. Читают текст и на полях делают предложенные учителям пометки.

11. Предлагает учащимся обсудить данные.

11. Участвуют в обсуждении текста.

12.Промаркируйте последнюю колонку «Узнал новое». Запишите, все, что вы узнали новое о ветре.

12.Маркируют колонку и заполняют все, что узнали из текста.

Практическая работа «Построение розы ветров»

Роза ветров — это график, который наглядного представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.

Инструктивная карта

1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.

2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.

С

Ю

3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок - 1 день.

4. Берутся данные наблюдения за погодой

5. Количество дней с северным ветром откладывается пo линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся пo всем направлениям.

6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не

    ставится.

7. Точки соединяются в последовательности: север – северо-восток - восток - юго-  

    восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север.

    При отсутствии какого-либо ветра линия  в данном месте прерывается.

8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.

Задание.

Постройте розу ветров на 1 месяц по следующим данным:

С – 4 дня; СВ – 1 день, В – 4 дня, ЮВ – 10 дней, Ю – 5 дней, ЮЗ – 4 дня, З – 2 дня, СЗ – 1 день

 Сделайте вывод о преобладающих ветрах в данном месяце.

IV. Закрепление

       

Провести тренинг.

    1. Ветер - это.... .

2. Какой ветер показан на рисунке? В какую часть дня?

                                                 

3. Куда дует ветер? Почему? Покажи стрелкой.

760 мм рт. ст. →743 мм. рт. ст. ← 773 мм. рт. ст.

4. Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра; разница в нагревании моря и суши; разница в давлении.

{Разница в нагревании моря и суши → разница в давлении → образование ветра.)        

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания полученные на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

Ребята , вы согласны со мной?

А сейчас давайте выполним проблемное задание, поставленное перед вами перед уроком. «Ветер – друг или враг человека»

V. Рефлексия

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

1. «Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому?»

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».

VI. Домашнее задание

§ 18;вопросы.

      На основе приведённых в таблице данных постройте розу ветров в рабочей

тетради и сформулируйте вывод о преобладающем направлении ветра. с 123

Дополнительный материал

Муссоны (от араб. маусим - сезон) - устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушy, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний - малооблачную сухую погоду.

Бриз (фр. brise - легкий ветер) - местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов пo шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья - до нескольких километров.

Фен (нем., от лат. favonius - теплый западный ветер) - теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фен продолжается обычно менее суток.

Бора (ит. bora от греч. boreas - северный ветер) - сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо – западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.

Бриз  

1) Прочитать в учебнике с. 117, что такое бриз и как он меняет свое направление.

2) Работа с рисунком на доске:

Задание: Сделать рисунок и показать на нем стрелками направление дневного и ночного бриза.

3) Объяснить, почему бриз днем имеет направление на сушу, а ночью на море. Указать области низкого и высокова давления.

4) Дополняют самостоятельно рисунки дерeвьями, парусниками, флагами и т. д., показывающими направление ветра.

5) Составляют определение «бриз».

6) Проверяют с определениями, которые даются в учебнике.

 7) Объясняют, почему появились неточности.

Муссоны

1) Почему бриз меняет свое направление? (Из-за разницы в нагревании суши  и воды в течение суток.)

2) А в течение года нагрев одинаковый? (Разный.)

3) Как отличается нагрев суши и воды в течение года? (Летом нагревается суша, зимой теплее вода.)

4) Заполните схему с указанием областей mах и min давления в течение года, направлением ветров.

5) Формулировка определения.

Шкала Бофорта

Сила ветра (баллы)

Скорость ветра мlс кмlч

Влияние ветра на наземные предметы

0.

Полный штиль

0,0-0,5 (0)

Дым поднимается вертикально. Вымпелы и листья нa деревьях   неподвижны.

1.

Очень легкий (тихий)

0,6-1,7(4)

Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра. Листья и вымпелы неподвижны.

2.

Легкий ветер

1,8-3,3(9)

Слегка колеблет вымпел; листья шелестят. Ощущается лицом как легкое дуновение.

3.

Слабый ветер

3,4-5,2 (16)

Колеблет флаги и небольшие ветки с листьями; рябит поверхность стоячих вод

4.

Умеренный ветер

5,3-7,4 (23)

Вытягивает вымпелы, колеблет ветки деревьев и без листвы; поднимает с земли пыль обрывки бумаг.

5.

Свежий ветер

7,5-9,8 (31)

Вытягивает большие флаги, начинает колебать большие деревья; образует небольшие волны нa поверхности стоячих вод. Свистит в ушах.

6.

Сильный ветер

9,9-12,4 (40)

Колеблет большие голые сучья, свистит около домов и других неподвижных  предметов. Ha гребнях волн в стоячих водах образуются отдельные «барашки». Слышно гудение телеграфных проводов.

7.

Крепкий ветер

12,5-15,2 (50)

Колеблет стволы небольших деревьев; нa гребнях волн в стоячих водах многочисленные «барашки». Ходьба против ветра затруднена.

8.

Шторм

15,3-18,2 (60)

Колеблет большие деревья, ломает ветки и сучья; заметно задерживает всякое движение против ветра.

9.

Сильный шторм

18,3-21,5 (72)

Ломает большие голые сучья деревьев,  сдвигает с места легкие предметы,  повреждает крыши.


10.

Крепкий  шторм

21,6-25,1 (84)

Вырывает корнем деревья,  производит значительные разрушения.

11.

Жестокий шторм

25,2-29,0 (97)

Производит большие разрушения.

12.

Ураган

более 29,0

(более 105)

Производит опустошение

                                                                                                                                                       Шкала Бофорта (продолжение)

 Влияние ветра ва поверхность моря

Сила ветра

в баллах

Сила волнения в баллах

Влияние ветра на nоверхность моря

0

0

Зеркальное море

1-2

1

 Образуются небольшие волны без «барашков».                              

3

2

Короткие хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться,  пена стекловидная.

4

3.

Волны длиннее, местами пенящиеся «барашки»; прибой начинает шуметь.

5


4

Волны длиннее, все море в барашках, шум прибоя сильнее, непрерывным рокотом

6

5

Образуются гребни большой высоты, с пенящимися вер                                                                                   инами. Прибой сопровождается глухими раскатами

     7

        6

Волны громоздятся и производят разрушения. Bетеp срывает белую пену, стелет полосами. Шум прибоя слышен издали.

8

        7

Высота и длина волн заметно увеличиваются. Пена ложится пo воде густыми полосами. Шум в открытом море раскатами

9-10

8

Высокие гороподобные волны с опрокидывающимися  гребнями. От пены – белая вся поверхность моря. Шум в открытом море ударами .

11-12

9

Высота волн так велика, что их вершинами скрываются корабли, полосы пены выгянуты пo поверхности моря. Верхушки гребней скрываются водяной пылью. Раскаты моря превращаются в сплошной грохот. Водяная пыль с гребней становится настолько густой, что значительно уменьшается видимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Движение молекул.Диффузия"

Урок разработан с применением технологии проблемного обучения, построен, как разгадка загадки золота этруссков...

презентация к уроку по теме "Движения Земли"

Презентация к уроку географии по теме "Движения Земли"...

Методическая разработка урока математики Тема «Движение. Равенство фигур» 8 класс

Тема «Движение. Равенство фигур» является заключительным этапом в усвоении основной темы «Движение», рассматриваемой в 8 классе на уроках геометрии. Данная тема интересна учащимся, т. к. непосре...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Движение и взаимодействие тел" (7 класс)

Данную презентацию можно использовать  при повторении темы "Движение и взаимодействие тел" в 7 классе, а также во внеурочной деятельности....

Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"

Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....

План урока по теме "Движение воздуха"

УМК по географии под редакцией Домогацкий Е.М., Алексеевский Н.И.  тип урока: изучение и первичное закрепление, практикум....