Главные вкладки

    ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА
    методическая разработка по географии (8 класс) по теме

    Киселёва Елена Алексеевна

    Интегрированный урок географии и физики "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
     В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА"

     Цель: Повторение, обобщение изученного материала по темам:  «Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integr.geo-fiz.docx19.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:

    1) Повторение, обобщение изученного материала по темам:»Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии.

    2) Развитие познавательных и творческих способностей учащихся, логического мышления, речи , памяти.

    3) Формирование умения объяснять климатические явления , используя понятия   физики.

    4)Воспитание чувства коллективизма.

    Оборудование: 1)Физическая карта России

                               2) ТСО: видеомагнитофон , телевизор , микрофоны.

                               3) Медиа-проектор , ноутбук,

                               5) Оформленный зал: плакаты с названиями городов Астрахани и          Архангельска.

                              6)  Ручки, листочки, памятки, карты-атласы,флажки.

                                                                 Ход урока:

    Вступление:

    Сегодня мы проведём необычный урок, урок-телемост между городами юга и севера Архангельском и Астраханью. Пообщаемся с жителями этих городов и особенностью жизнедеятельности.

    (2 класса рассаживаются по местам , выдаются флаги Астрахани и Архангельска)

    -Мы приветствуем всех, кто видит и слышит.

    -Привет Астрахань!(показ через проектор «жителей» )

    -Привет Архангельск! (показ через проектор «жителей» )

    -Вас приветствуют наши телезрители(все хлопают ) и мы ведущие телемоста: учитель географии Киселёва Елена Алексеевна и учитель физики Луканичева Виктория Николаевна!(Все хлопают)

    А вот и наши телезрители(представляются) нашего телемоста «География и физика».

    -Уважаемые жители Астрахани и Архангельска, покажите на карте свои города (флажками), чтобы наши телезрители представляли где вы живёте.

    -А теперь познакомьте  нас с особенностями двух городов , а то в средствах массовой информации  нечасто о вас услышишь.( учащиеся  от каждой команды делают сообщения и одновременно идет показ слайдов о городах)

    -Вот сейчас на данный момент у вас лето(показ слайдов) , расскажите какие у вас сейчас погодные условия.(  можно определить по карте атласа  температуру, осадки, влажность)

    -А почему  у  вас такая  разница в температуре? Большей  частью из-за географического положения городов , циркуляции воздушных масс , подстилающей поверхности.)

    (показ слайдов с картами климата, солнечной радиации, июльских температур , ветров)

    -Тогда дайте нам советы о том , как надо одеваться летом.

    (пишут памятки туристам-путешественникам)

    -Дайте советы друг другу и объясните их с точки зрения теплопередачи , называя способы.

    -Во время разговора один из жителей Архангельска заметил « дым» над поверхностью земли в Астрахани.

    ( включается картинка с испарением)

    -Что это за дым? В результате с какого физического процесса происходит образование этого «дыма»? Ночью температура воздуха понизилась, что произойдёт с этим паром? Как называется этот процесс? Какая физическая величина характеризует количество водяных паров в воздухе? Определите влажность воздуха в Астрахани и Архангельске с помощью психометра.

    - От увлажнения зависит сельскохозяйственная деятельность людей. А каков коэффициент увлажнения в ваших городах, если я насколько знаю в Астрахани испаряемость составляет  1000мм  , а в Архангельске  всего 250 мм.

    (К=О/И,т.е. 300/1000=0.3 (недостаточное увлажнение) в Астрахани ,а 400/250=1.6 ( избыточное увлажнение ) в Архангельске.

    -Вы знаете , тут передают прогноз погоды и говорят, что в район  г. Астрахани  атмосферный вихрь с высоким давлением в центре, а в Архангельск с пониженным давлением.  Что это за вихри и что от них ждать?

    (в г.Астрахань-антициклон-ясно и солнечно,в г.Архангельске –циклон-пасмурно и дожди)

    -Посмотрим видеосюжет , отснятый нашими журналистами.

    (показ слайдов)

    -Значит, в район Астрахани придет ещё и теплый атмосферный фронт. Разъясните нам, пожалуйста , как  это у вас происходит?( показываю картинки).

    (после ответа показ видеосюжета)

    -А в Архангельск холодный атмосферный фронт, а что у вас происходит?(показываю картинки)

    (после ответа показ видеосюжета)

     - Мне очень жаль, но участники телемоста в Архангельске в итоге промокли  под  дождём.  Почему им стало холодно  в  намокшей  одежде ? (большая теплопроводность воды, вода испаряется , в результате чего происходит охлаждение)

    -А участники телемоста сейчас изнывают от жары , что вы им посоветуете: Как лучше переносить жару ?

    РЕКЛАМА:  информацию , о том как лучше переносить жару.(рассказывает  учитель физики)

    Наступает осень.

    (показ слайдов)

    Как осенью жители готовятся к зиме? Какое топливо лучше использовать для отопления домов и какое доступно в данных городах?

    Что даёт больше тепла ?

    1)природный газ-20 кг

    2)уголь-50кг

    3)сухие дрова-100кг

    4)торфяные брикеты-30кг

    (показ полезных ископаемых)

    -Подсчитайте ,  определите , что доступнее для Астрахани и для Архангельска (определяют по карте ).Что получилось выгоднее?

    -Мы очень хорошо подготовились к зиме.

    ( показ слайдов о городах зимой)

    -Чем характерна зима для этих городов ? Какие физические процессы зимой ?

    -Назовите температуру января , количество суммарной радиации , атмосферное давление ?( ищут по карте)

    (показ слайда карты о температуре января)

    -Расскажите какие ветры приходят в это время в ваши города  ? Почему они дуют именно в этом направлении? ( из-за разности давления)

    ( показ слайда о ветрах зимой и атмосферном давлении)

    -Какой физический процесс присутствует при образовании ветров?

    (показ слайда о ветре)

    -Наконец-то наступает весна.

    (показ слайда о весне)

    -Чем характерно это время года? Какое тепловое явление можно встретить повсеместно весной ? (плавление) При какой температуре оно начинается? Почему температура воздуха 12 градусов по Цельсию , а лёд на реке не вскрывается?

     

    -Как много мы сегодня узнали о климате ваших мест и он так отличается в этих городах. А чем вы занимаетесь при в таких условиях проживания? К посадке каких сельскохозяйственных культур вы готовитесь?(ищут по карте)

    - Мне подают сигналы, что время нашего телемоста заканчивается. Пора подводить итоги.

    Заключительная часть.

    - Так почему и чем отличаются климатические условия Архангельска и Астрахани?

    Участники по очереди называют главные отличия географического положения городов, которые влияют на климат:

    Географическое положение, подстилающая поверхность, рельеф, испарение, атмосферное давление и так и далее.

    - И главный вывод, то есть итог нашего разговора: все в природе взаимосвязано. Какие физические процессы нужно знать при изучении климата? Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо! До свидания! Надеемся ,  что будем ещё с вами выходить на связь. Участники телемоста прощаются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семья и лицей и их роль в формировании личности

    Доклад для педагогических чтений...

    Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника

    Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....

    «Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

    «Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

    УЧЕБНЫЕ ВЫСТАВКИ ПО ХИМИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Интерес к изучению химии у учащихся непрофильных 10-11 классов в последние годы существенно снизился, поэтому учителя активно ищут способы и средства решения этой проблемы. Опираясь на 20-летний опыт ...

    Применение информационнных технологий на уроках русского языка и литературы и их роль в формировании универсальных учебных дейсвтвий обучающихся.

    Применение информационнных технологий на уроках русского языка и литературы и их роль в формировании универсальных учебных дейсвтвий обучающихся....

    Статья. Семейные отношения и их роль в формировании патогенных состояний личности и психических расстройств

    В статье рассматривается состояние современной семьи на основе исследований ученых Отмечается, что в микросреде происходит фиксация форм личностного реагирования, а также формирование механизмов адапт...