План- конспект урока.
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Королева Светлана Викторовна

Подробный план- конспект открытого урока можно использовать при аттестации педагогическим работникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по теме: «Основные черты природы Африки. Преобладание равнин; горы и нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых». (7 класс В).

Цели:

1) Образовательные – формирование знаний о своеобразии рельефа Африки,  причинах этого своеобразия. Формирование представлений об особенностях тектонического строения Африки, закономерностях размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

2) Развивающие – развитие умений анализировать физическую карту Африки, развитие географического мышления.

3) Воспитательные – воспитание эстетического восприятия объектов природы, повышение интереса учащихся к изучению предмета.

Задачи: Продолжить обучение учащихся приемам работы с географическими картами, учебником, дополнительной литературой.

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта Африки, тектоническая карта мира, портреты Д.Ливингстона, Н.И.Вавилова, Васко да Гамы, рисунки и поделки учащихся, картины и фотографии гор и полезных ископаемых Африки, фрагмент к/ф. «Африка. 7 класс».

        

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

Я приветствую учащихся, отмечаю в журнале отсутствующих. Сообщаю учащимся тему, цели и структуру урока. (2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с основными особенностями рельефа Африки, а также с полезными ископаемыми этого континента. (Тема урока записана на доске: «Основные черты природы Африки. Преобладание равнин; горы и нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых»). Это уже третий пункт плана, по которому мы изучаем материк Африку, но прежде мы вспомним особенности ГП Африки, историю исследования этого континента зарубежными и русскими путешественниками. В течение урока вы узнаете много нового, вспомните ранее изученный материал, закрепите свои знания в работе с географическими картами, а в конце урока, один ученик подведет итоги нашего занятия.

2. Проверка домашнего задания. (13 минут).

            Итак, вспоминаем, один ученик выполняет у доски задание по карточке с помощью настенной физической карты полушарий.  (5 минут).

        Карточка № 1

Задание № 1. Составьте характеристику географического материка Африка по плану:

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их географические координаты (письменно на доске).

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Назовите моря и океаны, омывающие материк.

5. Как расположен материк относительно других материков?

В это время остальные ученики класса выполняют тестовое задание. (5 минут).

        Тест по теме: «Географическое положение Африки. История исследования».

1 вариант.

1. Какое море разделяет Европу и Африку?

а) Средиземное;

б) Красное;

в) Каспийское.

2. Какое место по площади занимает Африка?

а) первое;

б) второе;

в) четвертое.

3. Назовите самый крупный остров у берегов Африки:

а) Сомали;

б) Гвинейский;

в) Мадагаскар;

г) Гренландия.

4. Португальский мореплаватель, который обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка и достиг берегов Индостана:

а) Васко да Гама;

б) Д. Ливингстон;

в) А.В.Елисеев.

5. Русский ученый, который установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы:

а) Е.П.Ковалевский;

б) Н.И.Вавилов;

г) Д.Ливингстон.

Ответы

1

2

3

4

5

Тест по теме: «Географическое положение Африки. История исследования».

        2 вариант.

1. Какое море разделяет Африку и Аравийский полуостров?

а) Средиземное;

б) Красное;

в) Черное.

        

2. В каком полушарии относительно экватора находится большая часть Африки?

а) Северном;

б) Южном;

в) Западном;

г) Восточном.

3. Назовите крупный полуостров Африки, выступающий в Индийский океан:

а) Гвинейский;

б) Аравийский;

в) Сомали.

4. Английский исследователь, который открыл на реке Замбези красивый водопад и назвал его Виктория:

а) Д.Ливингстон;

б) Васко да Гама;

в) В.В.Юнкер.

5. Русский исследователь, который путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка, вел метеорологические наблюдения:

а) Н.И.Вавилов;

б) В.В.Юнкер;

в) Д.Ливингстон.

Ответы

1

2

3

4

5

Одновременно, заканчивают свою работу ученик у доски и учащиеся. Учащиеся проверяют правильность работы у ученика, я ставлю оценку.

     У доски работает еще один ученик, он показывает географические объекты, которые называют его одноклассники по теме: «Географическое положение Африки»  -  Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий перешеек, Гвинейский залив, полуостров Сомали, Красное море).

      Я показываю портреты исследователей и  путешественников: Васко да Гамы, Д.Ливингстона, Н.И.Вавилова. Ученики кратко рассказывают об их роли в географической науке.

3. Изучение нового материала       (20 минут).

Учащиеся записывают в рабочей тетради дату и тему урока ( списывают с доски).

Мы продолжаем изучать Африку по типовому плану и сегодня рассмотрим 3 пункт плана, которому посвящена тема нашего урока.

Вспоминаем:

1. Что такое рельеф?

2. Назовите его основные формы по высоте

3. На каких видах географических карт можно увидеть формы рельефа?

4. Как по карте можно определить высоту места?

Анализируем физическую карту Африки (учащиеся работают с атласом), ученики выделяют особенности рельефа Африки. Затем, делают в рабочей тетради следующие записи:

1. Преобладают равнины, высотой 200 – 1000 метров.

2. Низменности, расположены у побережий.

3. Нет высоких протяженных горных цепей.

- Чем можно объяснить эти особенности?

- Тектоническим строением территории.

Анализ карты «Строение земной коры», учащиеся делают выводы:

     1. В основании материка лежит древняя Африкано-Аравийская платформа, поэтому преобладают равнины в рельефе.

    2. Складчатые пояса занимают маленькую площадь, поэтому нет протяженных горных цепей.

           

     Возраст горных пород Африкано-Аравийской платформы, лежащей в основании материка, 2 – 3 млрд.лет и более. Когда-то здесь были горы, но они разрушились, появились огромные волнистые равнины.

     Под влиянием внутренних процессов, отдельные участки платформы поднимались и опускались. На поднявшихся сформировались плоскогорья (Восточно-Африканское), а в опустившихся – крупные котловины (Чад). Движения сопровождались разломами земной коры, в Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом ( см. стр. учебника 115, рис.51). Он протянулся вдоль Красного моря до устья реки Замбези. Здесь много вулканов потухших и действующих: (Килиманджаро, Кения и др.), часто бывают землетрясения.   В этой зоне разломов были найдены останки первых людей. (Межпредметная связь с биологией).

     По преобладающим высотам Африку делят на две части:

    Северную и Западную (высоты ниже 1000метров);

    Восточную и Южную (высоты более 1000метров).

На северо-западе материка находятся молодые Атласские горы (ученик делает небольшое сообщение о возникновении названия этих гор).

     Самый юг материка окаймляют Капские горы; на востоке южной части Африки находятся Драконовы горы.

     Килиманджаро – вулканический массив в восточной Африке. Всемирную славу он обрел, благодаря тому, что здесь побывал американский писатель Эрнест Хемингуэй, написавший в 1938 году рассказ «Снега Килиманджаро». (Межпредметная связь с литературой). Килиманджаро - самая высокая вершина материка (ученики определяют высоту по физической карте), следует небольшой рассказ ученика о возникновении оронима Килиманджаро.

Просмотр фрагмента кинофильма о рельефе Африки.           (3 минуты)

Африка богата разнообразными полезными ископаемыми (ученики вспоминают, что это такое), многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире. На долю Африки приходится большая часть добычи алмазов в мире. В 1905 году на руднике «Премьер» был поднят крупнейший в истории человечества алмаз весом 621,2 грамма. Свое название «Куллинан» он получил в честь Томаса Куллинана – владельца рудника «Премьер». Этот камень подарили английскому королю – Эдуарду Седьмому ко дню его рождения 9 ноября 1907 года. Полученные из этого алмаза бриллианты, украсили королевские регалии.

Особенно много рудных полезных ископаемых в Южной и Восточной Африке. Учащиеся, с помощью физической карты, их называют.

Вспоминаем:

1. Какие вы знаете виды полезных ископаемых?

- осадочные, металлические и неметаллические.

Учащиеся приводят примеры каждого вида полезных ископаемых (работа с физической картой Африки), делают вывод о взаимосвязи тектонического строения территории, формы рельефа и вида полезных ископаемых.

        

4. Закрепление материала            (8 минут).

Работа с физической и контурной картами Африки.

        Задание:       (написано на доске).

На контурную карту нанесите следующие формы рельефа Африки:

- Атласские горы;

- Капские горы;

- Вулкан Килиманджаро;

- Восточно-Африканское плоскогорье;

- Драконовы горы.

Первый ученик, справившийся с заданием, выходит к доске и располагает на макете Африки оронимы континента.

В конце урока ученик подводит итоги.

5. Домашнее задание       (2 минуты)     (написано в верхнем правом углу доски).

        Параграф № 25 ( прочитать, найти все оронимы, указанные в тексте параграфа, на физической карте Африки). Задание № 2 стр.117 (письменно в контурной карте).