"Рынок труда и занятость населения России".
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Пивоварова Людмила Анатольевна

Урок географии в 9 классе с использованием развивающих и  личностно-ориентированных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rynok_truda.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 20

Учитель географии

Пивоварова Людмила Анатольевна – учитель высшей категории

 

« Рынок труда и занятость населения России »

ЦЕЛИ : Сформировать представление о рынке труда, причинах

               безработицы, о требованиях к современному работнику, дать

               понятие о « трудовых ресурсах» и « экономически активном

                населении »; способствовать профессиональному самоопределению

               учащихся.

ЗАДАЧИ:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.  Ориентация учащихся на выбор будущей профессии – важной ценности для самоопределения человека в жизни. Знакомство с современными требованиями рынка труда и качествам работника.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.  Ориентация подростков на выбор общественных ценностей в будущей профессиональной деятельности: материальное благополучие, интерес, престиж,  желание приносить пользу людям.

РАЗВИВАЮЩАЯ. Формирование умения оценивать, выбирать по значимости профессии профессиональные области, выражать свое отношение к различным профессиям: развитие умения определять требования к качествам личности.

Организационная форма обучения: УРОК

Научные подходы:

Краеведческий. ( Вопросы  для обсуждения основываются на предпочтениях выбора профессиональной деятельности в г. Санкт-Петербурге), аксиологический.

Технология обучения:

-Личностно-ориентированный (выражение личного мнения учащегося)

-Развивающий (задачи носят проблемный характер, не имеют однозначных решений)

Оборудование:

Политико-административная карта, слайды, таблицы

ХОД УРОКА:

Учащимся предлагается опережающее домашнее задание.

Какая профессиональная область для Вас наиболее значима и интересна?

Варианты ответов:

  1. Медицина(врач, медицинская сестра, фармацевт)
  2. Образование (учитель, воспитатель)
  3. Транспорт (шофер, машинист, летчик, стюардесса)
  4. Экономика (экономист, бухгалтер, банковский служащий )
  5. Наука (биология, математика и т.д.)
  6. Техника (инженер, программист)
  7. Творчество (артист, музыкант, художник, танцор)
  8. Спорт (тренер, спортсмен )
  9. Торговля (продавец, менеджер)

10-Строительство(маляр, каменщик, прораб)

11-Туризм (экскурсовод, туроператор)

12 – другое

Следующий вопрос : « Почему Вы выбираете эту область ?»

А – работа в этой области модна и престижна

Б – работа приносит пользу людям

В – она обеспечивает мне материальное благополучие

Г – эта работа доставляет мне удовольствие

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания:
  1.  Сравните занятия и расселите сельских жителей в природных зонах  

России (в тундре, лесной и степной зонах)

  1. Проанализируйте проблемы деревень России : «  обезлюдение »  деревень, « старение», безработица, преобладание мужчин, пьянство и т.д.

Их причины и пути решения проблем.

  1.      Изучение нового материала. Учитель предлагает ученикам определить цель урока для себя.

Близится время, когда вы будите выбирать профессию, искать работу, и столкнетесь с ситуацией на рынке труда России.

Что же вам нужно знать о рынке труда?

1.Трудовые ресурсы. Россия-это часть населения в возрасте от 16 лет до 59 включительно мужчины и до 54 женщины относятся к трудовому населению, способному работать, т.е. трудовые ресурсы. Если вы работаете в летний период, то вы тоже относитесь к трудовым ресурсам. Рассмотрим схему  трудоспособного населения и трудовых ресурсов (Показ слайда).

Запись в тетрадь.        

1)Трудоспособное население

2)Трудовые ресурсы

3)Рынок труда

2.Безработица и дефицит работников.

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу.

Рассмотрим схему на странице…и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда.

1.При низкой оплате труда: Работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания  трудиться за низкую заработную плату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников.

2.При высокой оплате, работодатель должен обходиться малым количеством работников. Рабочих мест мало, а предложение высокое. Ситуация безработицы.

Далее учитель предлагает заполнить таблицу (1) и построить столбиковую диаграмму «Значимость профессий в 9 «а» классе, на основе цифровых данных, обработанных учителем или сильным учеником»

Таблица 1.

Значимость профессий в 9 «а» классе

Место

Профессиональная область

Значимость профессиональной

области

Количество

выборов в %

1.

После того, как на столбиковой диаграмме будут четко просматриваться наиболее и наименее значимые профессиональные области, учитель приводит данные, отражающие отношение к выбранной профессии.

Таблица 2.

Отношения к профессиональной области

Место

Профессиональная область

Отношение к  профессиональной

области

Количество

выборов в %

1.

Далее идет дискуссия на основе полученных данных.

Вопросы для обсуждения:

1.Сегодня в России какие профессии наиболее востребованы?(Заранее взять данные в бюро трудоустройства)

2.Каковы причины востребованности этих профессий?

3. Каковы требования к работнику определенной профессии и в общем?

В ходе дискуссии выделяются категории по которым можно получить желаемую работу (Образование, знание ПК, иностранных языков, качество личности, коммуникабельность, исполнительность)

Далее ученики заполняют таблицу (3)

Таблица 3.

Мои личностные качества и будущая профессия

Качество личности, предъявляемые, по-моему, в выбранной профессии  

Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии

Какие мои качества препятствуют выбранной профессии

  1. Рефлексия

Ученики должны ответить, достигнуты ли на уроке цель, которую они

поставили в начале урока.

V.Домашнее задание §15, ответить на вопросы для самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Рынок труда и занятость населения"

Данную презентацию можно использовать как дополнение к устному рассказу учителя и схемам в учебнике 9 класса....

Разработка урока географии в 9 классе по теме Рынок труда и занятость населения

Урок с элементами технологии проблемного обучения в системе ЛОО способствует формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход. форма организации обучения - дискуссия, п...

урок географии Рынок труда и занятость населения

Категориальный аппарат усвоения: рынок труда; трудовые ресурсы; трудоспособный возраст; экономически активное население; безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйс...

Урок с использованием РНС "Занятость населения России"

Цели: познакомить с основными занятиями населенияЗнание: знать основные понятия, характеризующие занятость населенияПонимание: : понимать значимость всех видов занятостиПрименение: выявлять проблемы и...

Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"

Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...

Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рынок труда и занятость населения"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Рунок труда и занятость населения"...