Творческие задания на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

Ефиркина Вера Петровна

 

 

Знание – результат разнообразного, прежде всего творческого труда.

 

Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

В своей  работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания.

Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadaniya_na_urokah_geografii.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках географии

Знание – результат разнообразного, прежде всего творческого труда.

Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

В своей  работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания.

Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.

 Основная цель ТДЗ

  1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой
  2. Научить выделять главное из общей информации
  3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию
  4. Сформировать ораторские навыки
  5. Воспитание эстетической культуры
  6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету

Алгоритмы работы над ТДЗ для учащихся:

  1. Поиск нужной информации через Интернет
  2. Поиск литературы (в школьной, сельской, районной библиотеках, у соседей и знакомых, учителей, в компьютере…)
  3. Работа с книгой – поиск статей по оглавлению.
  4. Работа со статьей: прочитать, выбрать главную интересную информацию, составить конспект или, сделав ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
  5. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
  6. Оформить работу в соответствии с требованиями.

7.   Подготовить устное выступление (краткий пересказ)

Виды творческих заданий по содержанию:

  1. Учитель предлагает темы для творческих работ (рефератов). В течение месяца школьники разрабатывают темы, лучшие работы обсуждают на уроке-конференции в конце четверти.
  2. Рекламный плакат, проспект. Например: «Приглашение в Бурятию», в «Еравну» и др.
  3. Проект туристического маршрута (Задания 2 и 3 выполняются в течение недели)
  4. Сказка (объяснить, что отразить, проследить в этой творческой работе. а)  Можно дать начало сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды….» б) Учитель может дать название сказки «В споре рождается истина»
  5.  Стихи
  6. Пользуясь учебниками и дополнительной литературой составить 15 тестовых вопросов по данной теме для игры «Кто хочет стать отличником по географии?» (с градацией вопросов от простых к сложным). Из всех предложенных вопросов можно выбрать наиболее интересные и составить сценарий игры.
  7. Кроссворды, включающие не менее 15 слов.
  8. Исследовательская работа в школьном географическом обществе. Каждый школьник получает тему для исследования. В течение учебного года школьники изучают литературу, собирают краеведческий материал под руководством учителя. В последней четверти проводится школьная  научно-практическая конференция, лучшие работы в дальнейшем участвуют в конкурсах и НПК различного уровня.
  9. Макет, модель
  10. Ребус,  
  11. Сообщение
  12. Доклад
  13. Сочинение
  14. Эссе

15) Игра «Газетная заметка». (Можно использовать при проверке знаний как отдельного урока, так и всей темы, раздела.). Игра заключается в следующем: каждому ребенку дается номер газеты, в которой он якобы публикует свои заметки, например, по путешествию по саваннам Африки (или другой природной зоне любого материка). В любой момент учащийся может сказать: «Продолжение следует в следующем номере».

16) Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:

  1. Найдите и исправьте в тексте фактические ошибки
  2. Опровергните предложенную информацию
  3. Проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
  4. Предложите своё, более точное, определение;
  5. Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке

17) Поиск в Интернете географической образовательной документации, ее сравнительный анализ и обсуждение.

18) Создание проекта презентации для урока географии.

19) Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на другом материке).

 20) Образовательный проект. Например: «Разработайте и защитите программу научных экспедиций  по Африке,  Антарктиде и т. д.» Это может быть заключительный урок по изучению любого материка или Южных материков в целом.

 21) Репортаж (С берега озера Байкал, острова Гренландия, реки Амазонка, водопада Анхеля и др.)

22) Пофантазируйте на тему «Образ Южной Америки на карте» (7кл. Тема: «Южная Америка», 1 – ый урок).

23) Зачетные работы: разработка интерактивного модуля урока географии с использованием СНИ и КТ, электронная презентация (создание серий цифровых фотографий, рисунков, графиков, таблиц), электронная презентация путешествия (экскурсии), достопримечательности одного из государств и др.

 ТДЗ по виду деятельности могут быть:

  1. Индивидуальные
  2. Парные
  3. Мелкогрупповые (3-7 человек)
  4. Групповая (10-15 человек)
  5. Коллективная

ТДЗ по уровню оформления

  1.  Рабочая (в тетради, с листа)
  2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы)
  3. Файл – лист
  4. Буклет
  5. Брошюра
  6. Газета
  7. «Раскладушка»
  1. Альбом
  2. Электронная презентация.

Единые требования к ТДЗ:

к оформлению:

 Оформление титульного листа по образцу:

  1. Тема ТДЗ
  2. Вид работы  (сообщение, доклад,…)
  3. Учебный предмет («Сообщение по географии»)
  4. Ф.И.О. автора, класс.
  5. КОСШ, год
  6. Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя
  7. Функциональность (прочность материала)
  8. Аккуратность выполнения

к содержанию:

  1. Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту учащихся
  2. Лаконичность и интересность информации
  3. Наличие списка использованной литературы

Оценка ТДЗ:

  1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно

Форма подведения итогов, практическое применение ТДЗ  

  1. Письменная рецензия учителя
  2. Устное выступление учащегося на уроке
  3. Выставка лучших по оформлению работ
  4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ
  5. Публикация в школьной печати
  6. Участие в конкурсах различного уровня
  7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия

Д.Айян сердцевиной духа творчества считает  ЯДРО:

Я - я хочу знать (любознательность)

Д - действенность (энергичность)

Р - риск (готовность рисковать)

О – открытие нового

Нужна система заданий для каждого класса. Результат превзойдет ожидания. Даже самые слабоуспевающие ученики могут написать целые шедевры, испытать при этом радость и гордость.

Некоторые творческие работы учащихся помещены на данном сайте.

 Применение системы творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса к предмету, расширению кругозора, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знания учащихся

Список использованной литературы:

1. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. -  М: изд-во Московский лицей. -1996.

2. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М: ООО «ТЦ Сфера». - 2001.


Ефиркина В.П., учитель географии МБОУ «Комсомольская СОШ»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Лэпбук как творческое задание на уроках географии

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окоше...

Творческие задания на уроках географии

Творческие задания на уроках географии...

Творческие задания к уроку обобщающего повторения по географии России в 8 классе

Материал  содержит  ряд творческих заданий для повторения природы России по курсу географии в 8 классе.Предлагается групповая форма рабрты . с определением региона России по описанию, выборо...


 

Комментарии

Ефиркина Вера Петровна

"Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами" Б.П. Никитин