МГРТ и мировое хозяйство
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Урок построен в технологии деятельностного подхода, что предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Это  выражается в соблюдении ряда правил. Например:

1) Изучаемый материал планируется через :

      а) постановку вопросов:

Полное название географии 10-11 класса?

Что  является объектом изучения географии?

-Что мы должны узнать?

     б) организацию повторения и после этого ответы на вопросы?:

- Можете ли Вы ответить на поставленный вопрос?

- Достаточно ли у Вас знаний для ответа на поставленный вопрос?

2) Изучаемый материал делится на логические разделы – блоки, устанавливаются порядок и методика работы с ним:

  -Каким образом   можно  ответить на поставленный вопрос? Дети предлагают.

3) в каждом блоке устанавливаются  содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, структурируется  материал урока;

4)при изучении курса устанавливаются  межпредметные связи между теориями, законами, фактами.

   Когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи, осуществляется систематический контроль над результатами обучения, проверка и оценка, тогда и обеспечивается прочность знаний . При использовании данной технологии формируются  мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности; учащиеся  включаются  в процесс построения обучения, в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем. Все это способствует активности и сознательности в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mgrt_i_mirovoe_hozyaystvo_10_kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 10-м классе

«МГТР и мировое хозяйство»

Презентация: « Мировое хозяйство»

Цель урока:  учащиеся должны узнать, в чем выражаются связи между национальными хозяйствами  стран мира  и как они влияют на развитие мирового хозяйства?

Задачи :

Образовательная : через организацию  дифференцированной самостоятельной работы сформулировать основные понятия темы: «мировое хозяйство», «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни».,» «международное географическое разделение труда»  его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство,  международные экономические интеграции -региональные и отраслевые группировки;

 Развивающая :  способствовать развитию аналитических умений (анализ , синтез, обобщение ,вывод)

Воспитательная :  воспитание толерантной личности, способной к интеграции.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийная презентация «МГТР и мировое хозяйство», учебники географии, атласы, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение учителя

  Полное название географии 10-11 класса?

Что  является объектом изучения географии? Следоват. Какова важнейшая задача? В случае затруднения  стр.5 учебника -1,2  предложение ( Основная задача -развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом). Население изучили .  Какова тема? (Мировое хозяйство)

      -Что мы должны узнать на уроке?

А что такое   мировое  хозяйство ?  Попробуйте дать определение, используя схему:

   

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Слайд 2.

 

 МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО - ИСТОРИЧЕСКИ     СЛОЖИВШАЯСЯ СОВОКУПНОСТЬ   НАЦИОНАЛЬНЫХ   ХОЗЯЙСТВ  ВСЕХ   СТРАН  МИРА, СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ.

    Все ли понятно в определении?

Что значит : СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ?

       -Что мы должны узнать на уроке?(В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и  Для чего? как они влияют на развитие мирового хозяйства?)

 - Можете ли Вы ответить на поставленный вопрос?

- Достаточно ли у Вас знаний для ответа на поставленный вопрос?

  -Каким образом   можно  ответить на поставленный вопрос? Предлагайте.

    С понятием «Моровое хозяйство»  можно рядом поставить  другие.

 На доске:  Мировое хозяйство, МГРТ, Международная специализация

Международный обмен , Международные экономические группировки , Международная экономическая интеграция.

  С какими из этих понятий  мирового хозяйства Вы знакомы?

  Сможете ли Вы теперь ответить на   поставленный вопрос? Каким образом?

 

Уточняем цель урока:

На доске  записано: В чем выражаются связи между национальными хозяйствами и  как они влияют на развитие мирового хозяйства?

Знать:

  Понятия-  «мировое хозяйство», «международная специализация» ,МГРТ, Международная экономическая интеграция, международные экономические группировки

  Уметь объяснять:          -влияние МГРТ, международной специализации, интеграции ,международных группировок   на  формирование мирового хозяйства;

        -показывать на карте страны, принадлежащие разным группировкам.

  Самостоятельная работа:

Задание:  построить логическую цепочку из понятий, поставив их  по мере исторического происхождения

Мировое хозяйство.

1. Условия  формирования мирового хозяйства. Условия расставьте в  нужной последовательности с учетом  степени важности. Ответ аргументируйте.

2. Каковы условия (неизбежность)  существования МГРТ?

Задание остальным:

1.Выписать определения: МГРТ, отрасль специализации, международная экономическая интеграция.

2. Известно, что Япония специализируется на выпуске  легковых автомобилей;

Канада  занимает 7 место  в мире по сбору и 2- по экспорту зерна.

Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?

   Объяснение материала на основе выполненных заданий.

Предполагаемый ответ по 1 вопросу: а)  появление машинной индустрии. Почему?  (замена ручного труда привела к увеличению производительности труда, появились излишки более дешевой продукции ) Куда ее девать?

Продавать!!!!

б) образование мирового рынка. Как доставлять?????

в) развитие транспорта (для доставки продукции из США и Европы в страны Азии и Лат Америки)

Выберите понятие и поставьте за мировым хозяйством .

В нашей жизни каждый член коллектива выполняет свой вид работы или ее часть. Тоже происходит и в семье.  

 Вспомните уроки истории. Как назвать это явление? Это простейшее разделение труда (первобытное общество)

   Неизбежным результатом развития человеческого общества, связанным с ростом   производства и обмена является -  МГРТ.  

2.Международное географическое разделение труда –это… (зачитывают те,  кто выписывал определения).

Слайд 5. МГРТ - это процесс специализации хозяйства отдельных стран на производств определенных видов продукции или услуг, которыми они обмениваются.

 Кто назвал его основным понятием экономической  географии?

                                          Из определения :

 Назовите главные   составные  части МГРТ ?

- специализация;

- обмен

  Определение из 9 класса. Специализация – это  ……( производство на предприятии одного товара, деталей или услуг)

Понятие специализации нам знакомо из 9 класса.      Примеры:

          а) Россия – экспортирует газ, нефть, лес, оружие.

         б) Канада -п.и.,зерно

            Япония -автомобили, суда, телевизоры, компьютеры

         в) Индия –чай, ткани

г)  Франция- парфюмерию, одежду, обувь,вина

Предположите ,какую продукцию на мировой рынок поставляет Индия и Франция?

  Почему страны имеют разную специализацию?

Условия специализации:

-ее производство дешевле, чем в других странах

-наличие ресурсов

Производится больше, чем нужно стране

Эта продукция нужна другим странам.

Попробуйте сформулировать понятие отрасль международной специализации, используя схему( в плане выше)

  1. Отрасль международной специализации -  отрасль, ориентированная в большей степени на  экспорт продукции и в первую очередь определяющая «лицо» страны  в МГРТ.

         Специализированная продукция становится «визитной карточкой» страны, которая ее производит. Отрасль, производящая эту отрасль, называется отраслью международной специализации страны

Основные формы  МГРТ.

МГРТ  -неизбежный результат?

В чем выражается неизбежность МГРТ и  степень вовлеченности любого государства в МГРТ?

Условия (Неизбежность)  существования МГРТ

    1) Решающую роль в МГРТ играют социально-экономические условия.  Поэтому индустриально развитые страны  занимают ведущее место в МГРТ (особенно с т. Зрения выпуска машин и оборудования. Молодые же страны Африки,Лат .Америки занимаются ресурсоснабжением развитых стран)

     2) заметно сказывается на участии в МГРТ   и географический фактор(ГП, например).Так Великобритания расположилась на морских главных путях, стала фабрикой мира, реализовала планы  пром.революции.

    3) некоторые виды производства закрепляются с учетом богатой ресурсной базы.

Учитель: Охватив все страны мира, мировое хозяйство и МГРТ в последние десятилетия, усложняются,  приобретают новые  формы.  Так развитие  международной специализации и обмена привело к «сращиванию» национальных хозяйств ряда стран.

  Слайд 7.  Возникла новая, высшая ступень МГРТ -   МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (МЭИ) -ЭТО  ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ  ГЛУБОКИХ  И  УСТОЙЧИВЫХ  ВЗАИМОСВЯЗЕЙ  ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП СТРАН, ОСНОВАННОЕ НА ПРОВЕДЕНИИ ИМИ СОГЛАСОВАННОЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.  

  В РЕЗУЛЬТАТЕ МЭИ ПОСТЕПЕННО В ЕДИНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС   ОБЪЕДИНЯЮТСЯ   НАЦИОНАЛЬНЫЕ   ХОЗЯЙСТВА   ДВУХ   И   БОЛЕ Е СТРАН ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ УСЛОВИЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБМЕНА.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ                                                

  Текст учебника. Назовите региональные и отраслевые группировки.

 В СНГ-ЕврА

Слайд 9. Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического   разделения   труда   и   экономической   интеграции   влечет   за   собой интернационализацию (глобализацию) хозяйственной жизни -

    - Это процесс формирования всемировой системы взаимоотношений между элементами мирового хозяйства, расширение международных потоков капитала  в форме  прямых инвестиций, слияние предприятий разных стран, развитие системы     международного     порядка, возникновение    глобальных   систем транспорта и коммуникаций.

Решающую роль в этом процессе играют  транснациональные корпорации. ТНК  -  гигантские   финансово-промышленные  объединения  интернациональные по капиталу.  Они построены по принципу централизован-ного   планирования   и   управления.   Отличаются  от  простых  фирм наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний. В мире насчитывается более 40 тысяч ТНК.

Международные   монополии (ТНК)

ТНК (транснациональные корпорации - междунар. компании, объединяющие  предприятия одной, реже нескольких отраслей в разных странах ( 60 тыс. ТНК, 600 тыс. филиалов- 50%  мирового пром. производства, 66% мир. торговли,  80% патентов на изобретения

 

 Слайд  10.Ежегодно финансовые издания мира публикуют список 100 крупнейших ТНК. Он

меняется, но уже несколько лет в этот список входят следующие компании:

     8.   а) ЕС (Европейский Союз). В его состав входят страны:  …….

           б) АСЕАН -…….., в состав входят…..

           в) АТЭС-…..

           г) ЛАИ-………….

           д) отраслевая группировка –ОПЕК-………………………..

      9. ТНК-….Региональные и глобальные ТНК, их роль в мировом хозяйстве

  В число 500 крупнейших ТНК входит и российские компании ОАО Газпром Р АО ЕЭС  и Лукойл

Возвращаемся к заданию:  

 Представьте свою схему .  Обсуждение

Эти связи можно выразить схемой (правильная схема):

 Мировое хозяйство

Международный обмен

МГРТ

Международная специализация

Международная экономическая интеграция

Международные экономические группировки

 

 

 Возвращение  к целям урока.

В конце урока проводится рефлексия и ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1.  Какая информация, которую вы получили, была для вас интересна?
  2. Испытывали вы затруднения при работе с источниками информации?
  3. Где бы вы могли применить полученные знания?

Первичное закрепление  (карточки)

Д.з.-стр 98-102

Нанести на к.к страны –члены экономических группировок, закрасив страны разным цветом.

Международный туризм

Экспорт

капитала

             МГРТ

Обмен научно-техническими знаниями

Внешняя торговля

Специализация и

кооперирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"

РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...

Презентация для 10 класса по теме "Мировое хозяйство"

Презентация ук уроку для 10 класса по теме "Мировое хозяйство". Формируются понятия "мировое хозяйство", "международное географическое разделение труда", международная экономическая интеграция....

Презентация по теме "Мировое хозяйство. МГРТ"

В презентации  выделены этапы формирования мирового хозяйства, информация о вкладе Н.Н. Баранского и И.А. Витвера в развитие понятия МГРТ, краткая характеристика МГРТ, международной экономической...

Международное географическое разделение труда (МГРТ) и мировое хозяйство

Урок в 10 классе "Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство". Автор учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 10 класс, часть I. Москва,  «Русское слово», 200...

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....