Главные вкладки

    Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Ташкаева Людмила Яковлевна

     

    Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  урока  географии  в 8 классе                                                                          по теме   « ЛЕСА  РОССИИ».

    Ташкаева Людмила Яковлевна,  учитель географии

    Цели: 

                1 Дать знания о составе, видах, размещении лесов России.

                2. Расширить знания о лесах как природной зоне  мира и России.

                3. Развивать чувство патриотизма и уважения к природным богатствам    

    .        России.

    Тип урока:

     урок изучения нового материала  с использованием элементов модульной технологи и технологии развития критического мышления .

    Оборудование:

    1.карта природных зон мира, 2.атласы,3.электронные презентации « Леса России», « Породы деревьев  лесов России», 4.учебник  географии 8кл под редакциейВ,П,Дронова, , 2010г.

    Ход урока

    1. Орг.  момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

    – Покажите на карте, где расположены зона  арктической пустыни и зона тундры.

    Географический диктант

    Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

    1. Природа зоны легко ранима.
    2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
    3. Значительные площади покрыты ледниками.
    4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
    5. Сильные ветры.
    6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
    7. Расположена на островах Арктики.
    8. Увлажнение избыточное много озер и болот.
    9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
    10. На южной границе средняя температура июля +10оС.
    11. На скалах «птичьи базары».
    12. Лето короткое и холодное.
    13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
    14. В реках и озерах много рыбы.
    15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
    16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
    17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

    Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

    3. Тема и цель урока.

    Природные зоны России разнообразны. И мы их классифицируем. Тема сегодняшнего урока - леса России

    4.Материал урока.

    ЭТАП 1.   Можно ли назвать Россию страной лесов?                                                                   Игра  « Заглавие» с  целью придумать такой заголовок, чтобы в нем была отражена основная идея, передаваемая в тексте.

    Учащиеся ( каждый) получают отрывок  текста п.22 учебника.:

    Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн км².( К лесным территориям, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, относится и того больше-свыше10 млн км².) А ведь это почти четверть всех лесов планеты! Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн км².

    Задание: Прочитать текст и придумать название отрывку.

    ЭТАП 2.     Лес – это только  деревья?

    Задание на время.    Используя учебник  ( с.140 рис.53), определите преобладающие породы деревьев на территории России  и выписать в тетрадь.

    Установите соответствие:

    Леса

    Древесные породы

    1.Тайга

    2.Широколиственные леса

    3.Широколиственные леса Дальнего          Востока

    4.Смешанные леса

    А. Берёза, ель, дуб, сосна.

    Б. Дуб, бук, граб.

    В. Ель, сосна, пихта.

    Г. Бархатное дерево, лиана, орех.

    Задание: Прочитать притчу и ответить на вопрос: Отчего в лесу деревья стали сохнуть?

    Притча о кустах и деревьях

    В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её  у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.

    Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно.  У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко,  а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть?  Как вы думаете, что случилось. (Кусты - это дом для птиц, не стало кустов, не стало птиц, много стало вредителей, которые уничтожают  лес).

    ЭТАП 3.   Какие леса растут в России?

    Задание: Составить таблицу ( вариант-кластер) « Типы лесов России» используя карты атласа и учебник (стр.163). Учитель может дать на доске или на слайде  основу таблицы:

        светло        темно                                                         муссонные ДВ      

    Используется презентация  « Леса России»

    ШАГ5.   Как распределяются леса по территории нашей необъятной  Родины?

             Класс делится на 3группы (на усмотрение учителя)

    Задание.

    1 группа: Приготовить» Визитную карточку» тайги.

    2 группа: Приготовить» Визитную карточку» смешанных лесов.

    3 группа: Приготовить» Визитную карточку»  широколиственных лесов.

    (Используя учебник, карты  атласа, картины делать записи в тетрадях и готовиться к отчёту.)

    Группа учащихся представляет «визитную карточку таёжной зоны». Рассказ сопровождается презентацией.

    Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.

    Во время выступления класс заполняет таблицу:

    Компоненты природных зон

    Русская равнина

    Западная Сибирь

    Восточная Сибирь

    Климат

    Почвы

    Растительность

    Животный мир

    Группа учащихся представляет зону смешанных и широколиственных лесов.

    Во время выступления класс заполняет таблицу:

    Компоненты природной зоны

    Русская равнина

    Дальний Восток

    Климат

    Почвы

    Растительность

    Животный мир

    ЭТАП 6.  Подведем итоги

    1 вариант

    Выполняется тест

    1. В России преобладает природная зона лесов
    2. Наиболее разнообразна леса Восточно-Европейской равнины
    3. Леса России занимают 6,3 млн км².
    4. Главное дерево Сибири- лиственница
    5.  На Севере леса доходят практически до Северного полярного круга
    6. Разные типы лесов произрастают в разных почвенно-климатических условиях
    7. Свыше 80% площади лесов России составляют  хвойные леса
    8. В России произрастают одни из самых ценных лесов мира -кедровники
    9.  В нашей местности преобладают леса (свой ответ)
    10. Леса из каменной березы распространены на Камчатке

    2 вариант

               В течение 5 мин. составить эссе на тему урока ( написать о том, что     запомнилось на уроке)

    ЭТАП 7.   Домашнее задание 

    п.34, кроссворд «Тайга России»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

    План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

    конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

    Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

    конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

    Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

    Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

    ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

    Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

    Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

    конспект урока географии 10 класс на тему "Япония"

    конспект урока по географии для 11 (10) класса по учебнику Максаковского в технологии развивающего обучения...

    урок по географии 8 класс по теме "Леса России"

    Урок изучения нового материала....