конспект урока географии 10 класс на тему "Япония"
план-конспект урока по географии (11 класс)

Цибульская Татьяна Александровна

конспект урока по географии для 11 (10) класса по учебнику Максаковского в технологии развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Цибульская Т.А.

Конспект урока географии 10 класс

«Япония»

Пояснительная записка

  1. тема урока: Япония
  2. педагогические технологии: технология развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированная
  3. тип урока:
  • по основной дидактической цели: урок применения знаний и умений
  • по основному способу проведения: беседа в сочетании с групповой деятельностью
  • по основным этапам учебного процесса: комбинированный
  1. формы организации учебной деятельности обучающихся: групповая, поисково-исследовательская, индивидуальная
  2. методы организации познавательного процесса: репродуктивный, частично-поисковый, творческий
  3. место урока в учебном курсе: раздел: «Региональная характеристика мира»; тема «Зарубежная Азия», урок 5
  4. список литературы:
  • ФГОС основного общего образования
  • Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии 6-9 классы, М: Вентана-Граф,2010
  • Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии, М: 5 за знания, 2007
  • Душина И.В., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии в школе, М: АСТ. Астрель, 2002
  • Ерофеева Н.Ю., Иваньченко Е.Н. Педсовет: идеи, методики, формы, М, 2004
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, М:Издательский центр Академия, 2003
  • Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии, 9-10 классы, Волгоград, 2004
  • Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся, география 9-11 классы, Волгоград, 2008

Методическая разработка

Предмет: география

Класс: 10

УМК: учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, М: Просвещение, 2010

Тема: Япония

Тип урока:

  1. По основной цели: урок применения знаний и умений
  2. По основному способу проведения: беседа в сочетании с групповой деятельностью
  3. По основным этапам учебного процесса: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: расширить знания на основе различных источников информации о Японии для повышения образовательной компетентности обучающихся

Развивающая: развивать коммуникативные и культурно-познавательные компетентности обучающихся

Воспитательная: развивать социально-эстетические компетентности обучающихся

Задачи урока:

Образовательная: знакомство обучающихся с экономико-географическими особенностями страны

Развивающая: развитие умений анализа информации, поиска и извлечения нужной информации по заданным вопросам, использования ИКТ для предоставления результатов своей заранее заданной работы

Воспитательная: воспитание нравственных ценностей и эстетического отношения к красоте, духовной культуре японского народа

Оборудование: экономическая карта Японии, атласы 10 класса, 7 класса, компьютерная презентация, проектор

Дидактические материалы к уроку: фотографии видов Японии, раздаточный материал для каждого обучающегося

Опережающее задание: выступление на уроке обучающихся; задание дается за 2 недели до проведения урока: подготовить мультимедийную презентацию о Японии

План урока и временные рамки:

  1. Организационный этап — 1 мин
  2. Актуализация знаний — 6 мин
  3. Изучение нового материала — 25 мин
  4. Первичное закрепление — 8 мин
  5. Подведение итогов урока — 3 мин
  6. Информация о домашнем задании — 2 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Задачи: проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания обучающихся

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная

Функции и основные виды деятельности учителя: организация внимания обучающихся, приветствие, визуальный контроль готовности рабочего места, внимания обучающихся

  1. Актуализация знаний (6 мин)

Цель: привлечение внимания обучающихся к изучаемому государству, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для обучающихся и пути их достижения через установление причинно-следственной связи

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная беседа, ответы на вопрос учителя, определение темы урока, основных задач, запись темы урока в тетрадь

Функции и основные виды деятельности учителя: организация совместного рассуждения на основе имеющихся знаний и опыта

Вступительное слово учителя:

- Я хочу вам прочитать стихотворение ученицы Калаевой Кристины

Жили у старой женщины

Две рыбы фуги.

Одна – белая, другая – серая – две веселых рыбы

Сын серого козла жил у старой женщины.

В бамбуковую рощу ушел пастись.

Изменчиво все в этом мире, вечны лишь рожки да ножки.

Вышел из тумана

Месяц с лицом самурая.

Обнажил меч из кармана кимоно.

Братья Эникэ и Беникэ

Лакомились суши.

Чем бы, не тешилось дитя, лишь бы не пило сакэ.

Пожилая женщина

Сеет горох на склоне Фудзи. Ох!

- как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении?

- что является темой нашего урока?

- а что вам известно о стране Японии, запишите в первую колонку таблицы 1

- какие задачи стоят сегодня перед нами?

- заполните вторую колонку таблицы 1

Таблица 1

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал новое

Ученики записывают и называют известные им знания о Японии.

Дидактическое обеспечение: рабочие материалы к уроку

  1. Изучение нового материала (25 мин)

Цель: развитие опыта извлечения и передачи нужной информации по теме, умения составлять характеристику экономико-географического положения страны.

Формы организации деятельности обучающихся:

  1. Представление результатов работы обучающегося над опережающим домашним заданием. «Япония – страна наоборот»

- сады из камней, пальто подают женщины, обувь оставляют у порога, кошки без хвостов, стихи не имеют рифмы, пишут сверху вниз. Толкование древнего имени этой страны «Ямото» - «путь гор». Даже находясь на равнине в Японии на горизонте всегда можно увидеть горы. Здесь очень часты землетрясения. Соседи называют Японию страной восходящего солнца.

2. групповая работа (класс подразделяется на экономгеографов, физгеографов, демографов, экономистов). Каждая группа получает свое задание.

- «экономгеографы» - задание: охарактеризовать экономико-географическое и политическое положение страны.

- «физгеографы» - задание: охарактеризовать природные условия и природные ресурсы страны.

«демографы» - задание: охарактеризовать население и религию страны.

«экономисты» - задание: охарактеризовать место Японии в мировой экономике, выявить отрасли специализации, экспорт и импорт товаров.

3.Выполнение самостоятельной работы группами по различным источникам информации и подготовка к защите своей работы

4.Представление результатов работы каждой группы (3 минуты)

Функция и основные виды деятельности учителя:

  1. Организует самостоятельную работу групп
  2. Дает необходимые пояснения группам по ходу выполнения работ
  3. Следит за соблюдением регламента выступлений обучающихся

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация

  1. Первичное закрепление (8 мин)

Цель: проверка степени усвоения знаний по теме урока, оценка степени усвоения материала

Форма организации деятельности обучающихся:

  1. Фронтальная беседа: отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями:

- как вы чувствовали себя на уроке?

На каком этапе урока было трудно?

Чувствовали ли вы себя комфортно, работая в группах?

Какие чувства переживали?

Какой вид работы был для вас интересен?

  1. Работа с таблицей 1, смогли ли вы сегодня на уроке узнать то, что вам было особенно интересно?
  2. Составление синквейна

1-я строчка – Япония

2-я строчка – 2 прилагательных к главному слову

3-я строчка – 3 глагола

4-я строчка – крылатая фраза, утверждение

5-я строчка – существительное, которое выражает суть первого слова

Функции и основные виды деятельности учителя: направление обучающихся на вывод об уроке, и вывод о стране – Японии.

Дидактическое обеспечение: рабочие материалы к уроку

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Цель: формирование правильных навыков рефлексии, подведение итогов урока

Форма организации и виды деятельности обучающихся:

Фронтальная беседа, ответы на вопросы учителя:

- как вы оцениваете себя на уроке?

- как оцениваете работу групп?

- что вас больше всего поразило на уроке?

Функция и основные виды деятельности учителя:

- характеристика лучших работ

- отмечает продвижение обучающихся в сравнении с аналогичной предыдущей работой

- выставление оценок

- оценка общего стиля и темпа работы

- благодарит обучающихся за работу

6. Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: представление возможности каждому обучающемуся проверить при выполнении домашней работы степень усвоения материала, желающим – реализовать свои возможности через выполнение творческого задания

Форма организации деятельности обучающихся:

Записывают домашнее задание

Функция и основные виды деятельности учителя:

  1. Комментирует домашнее задание

- прочитать учебник, тема 7.4

По желанию:

- составить кроссворд на тему «Япония»

- построить круговую диаграмму по количественным данным «Экспорт и импорт Японии»

2. Визуальный контроль, наличие записей о Д/З

3. Установление правильного понимания сути заданного на дом обучающимся

4. Благодарит класс за работу, прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...