Программа курса Страноведение 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Шаманская Наталья Викторовна

Программа факультативного курса "Страноведение" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativnogo_kursa_10_klass_stranovedenie.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Соцгородокская средняя общеобразовательная школа»

Программа

факультативного курса

«Страноведение»

10 класс

Учитель:                  Шаманская Наталья Викторовна.

п. Соцгородок

2012 год.

        Пояснительная записка.


       Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования.  В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах.  Страноведение соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Оно помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории, создает условия для общения с людьми другой культуры. Страноведение вызывает большой интерес к событиям общественной жизни. Росту интереса учащихся к познанию стран мира способствуют и тематические передачи по телевидению и статьи в газетах и журналах. В курсе Страноведения объектом изучения становится конкретная территория, независимо от того, какое по площади государство изучается маленькое или большое. Практика показывает, что страноведческие характеристики стран вызывают большой познавательный интерес. Взаимосвязанное изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности развивают умение работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами, составлять на их основе комплексные страноведческие характеристики. Этот процесс требует более сложной мыслительной деятельности, тесно связанной с умениями получать информацию из разных источников знаний, анализировать её, сравнивать полученные знания. Нельзя не отметить связь Страноведения с такими науками, как история, география, экономика. Каждая из наук дополняет и углубляет знание курса.      В темах рассматриваются следующие вопросы: природа, население, экономика, туризм, климат, история и политика страны. Программа предусматривает поисковую деятельность: нахождение и сбор различной информации (интересные факты, фотографии, статьи, газетные вырезки)  о странах,  изучаемых в ходе курса факультатива.

      Цель: развитие у школьников  региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

     Задачи курса:

  1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  2. Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
  3. Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.

     Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические работы, самостоятельные работы, итоговая конференция.

      Ученик должен знать:

   - различия географических карт материков по содержанию, масштабу;

   - географическое положение изучаемой страны;

   - положение страны на физической и политической карте мира;

   - географическое положение стран;

   - ЭГП стран.

Ученик должен уметь:

   - объяснять черты сходства и различия стран;

   - использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  - давать сравнительные характеристики странам.

   

Для оценки результатов изучения курса могут быть предложены:

   - зачет (опрос или тестирование);

   - защита рефератов;

   - итоговое тестирование;

   - итоговая конференция.

Предполагаемые результаты освоения курса:

  1. Создание целостного образа стран;
  2. Утверждение в сознании учащихся конструктивной роли географии в социально-экономическом развитии стран;
  3. Повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению стран.

            Программа рассчитана на 34 часа, при нагрузке 1 час в неделю.

          Возраст детей, участвующих в реализации программы 10 класс.

         В программе указана литература содержащая информацию по курсу.

Учебно – тематический план курса

«Страноведение»

Название раздела.

Количество часов

Название темы

Количество часов

Африка – колыбель человечества.

4

История Африки.

1

Лица Африки.

1

Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир.

1

Страны Африки. Эфиопия. Кения.

1

Австралия и Океания.

3

История Австралии и Океании.

1

Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи.

1

Маршалловы острова. Кирибати. Тонга.

1

Америка: один континент – две судьбы.

6

Общая характеристика страны.

1

Этносы и культура.

1

Страны Сев. Америки. Мексика.

1

Страны Сев. Америки. Гватемала. Никарагуа.

1

Страны Юж. Америки. Колумбия. Венесуэла.

1

Страны Юж. Америки. Эквадор. Аргентина.

1

Евразия – материк двух континентов.

20

История Европы.

1

Страны Европы. Норвегия.

1

Страны Европы. Польша.

1

Страны Европы. Нидерланды. Франция.

1

Страны Европы. Швейцария.

1

Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн.

1

История Азии.

1

Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания.

1

Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт. Ирак.

1

Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд.  Индонезия.

2

Страны Прибалтики. Общая характеристика.

1

Эстония. Латвия. Литва.

2

Юго-западное порубежье. Белоруссия. Украина. Молдавия.

2

Южное порубежье. Закавказье. И Северный Кавказ, Грузия.

1

Армения. Азербайджан.

1

Юго-восточное порубежье. Казахстан.

1

Узбекистан. Киргизия.

1

Конференция (итоговый контроль).

1

Глобальная проблема: «Мирное существование стран».

1

Итого:

34

34

Раздел 1. Африка – колыбель человечества.

(4 часов).

Тема 1. История Африки.

 Второй по площади материк Земли после Европы. Люди выходцы из Африки. Заселение арабами; распространение ислама.  Эпоха империализма. Освободительные движения. Современная Африка.

Основные понятия темы: империализм, освободительные движения.

Что должен знать и уметь ученик.

Знать:

- что, первые люди появились именно в Африке;

- как происходило вторжение европейцев в Африку;

- что такое эпоха империализма;

- что такое освободительное движение.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- составлять краткий рассказ по теме;

Самостоятельная работа.

  1. Заполните таблицу «История развития Африки».
  2. Изучите с помощью дополнительной литературы современное развитие Африки.

Закрепление.

  1. Расскажите,  как происходило развитие Африки в разные периоды истории.
  2. Расскажите, как происходило вторжение европейцев в Африку.
  3. Расскажите, что происходило в Африке в эпоху империализма.

Тема 2. Лица Африки.

 Светлокожие арабы и берберы. Темнокожие негры, бушмены, готенноты и пигмеи. Обычаи и традиции.

Основные понятия темы: арабы, берберы, негры, бушмены.

Что должен знать и уметь ученик.

Знать:

-  народы,  населяющие Африку;

- религии,  исповедуемые народами Африки,

- традиции и обычай африканских людей.

Уметь:

- составлять рассказ о традициях и обычаях африканских людей;

- показывать на карте регион проживания племён Африки.

  Практическая работа.

  1. В контурной карте отметьте ареал проживания племен африканских людей.

Самостоятельная работа.

  1. Используя дополнительную литературу,  приготовьте рассказы о традициях и обычаях африканцев.
  2. Заполните таблицу: «Религии Африки».

Народы.

Религия.

Закрепление:

  1. Расскажите,  как происходило освободительное движение держав.
  2. Перечислите виды хозяйственной деятельности африканских племён.
  3. Расскажите об искусстве «черной Африки».

Тема 3: Страны Африки.   Египет.   Марокко. Алжир. 

Египет – древнее государство. Долина Нила – главный ареал расселения населения. Земледелие основа экономики. Кочевое скотоводство. Добыча и переработка нефти.

Марокканское  плоскогорье. Древние королевские города. Оазисное сельское хозяйство.

   Алжир. Первые поселения. Государственный строй. Экспортные товары.

Основные понятия темы: фараоны, Нил, национальные меньшинства, оазисное хозяйство.

Что нужно знать и уметь ученику.

Знать:

- особенности развития стран;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП стран;

- краткую, обзорную характеристику стран.

Уметь:

- уметь показывать по географической карте положение стран;

- самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- осуществлять сравнительную характеристику стран;

- подготовить ответы на заданные вопросы;

- использовать географические и контурные карты.

Практическая работа.

Работа с контурными картами.

  1. Отметить границы Египта. Марокко. Алжира.
  2. Отметьте государства соседей изучаемых стран.
  3. Обозначьте месторождения полезных ископаемых стран.

Самостоятельная работа.

  1. С помощью форзаца учебника определите форму правления, форму государственного устройства Египта. Алжира. Марокко.
  2. Перечислите экспортируемые и импортируемые товары изучаемых стран. Ответ оформите в виде таблицы:

Страна.

Экспорт.

Импорт.

  1. Перечислите основных торговых партнёров Египта, Алжира, Марокко. Ответ оформите в виде таблицы:

Страна.

Основные торговые партнёры.

 Закрепление.

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите государства соседей стран Египта, Марокко, Алжира.
  2. Расскажите об особенностях ЭГП стран.
  3. Перечислите полезные ископаемые стран.
  4. Перечислите представителей флоры и фауны стран.
  5. Расскажите о населении, и религиях изучаемых стран.

Тема 4. Страны Африки. Эфиопия. Кения.

   Эфиопия. Государство в Восточной Африке на полуострове Сомали. Горная страна. Скотоводство – первое место среди африканских стран. Горнодобывающая промышленность.

   Кения. Экспортные товары. Найроби – крупный транспортный узел. Четыре географических района. Города

    Основные понятия темы: экспорт, импорт, высокогорье.

Что нужно знать и уметь ученику.

Знать:

- особенности развития стран;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП стран;

- краткую, обзорную характеристику стран.

Уметь:

- уметь показывать по географической карте положение стран;

- самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- осуществлять сравнительную характеристику стран;

- подготовить ответы на заданные вопросы;

- использовать географические и контурные карты.

 Практическая работа.

  1. Отметить на контурной карте границы государств Эфиопии, Кении.
  2. Отметить  на контурной карте полезные ископаемые стран.

Самостоятельная работа.

  1. С помощью форзаца учебника определите форму правления и форму государственного устройства Эфиопии и Кении.
  2. Перечислите представителей флоры и фауны стран. Ответ оформите в виде таблицы:

Страна.

Флора.

Фауна.

  1. Используя дополнительную литературу,  определите тип хозяйства стран.

Контроль по теме «Африка».

  1. Пользуясь таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после второй мировой войны.
  2. Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» по следующей форме:

Природная зона.

Экспортные культуры.

Потребительские культуры.

  1. Субтропики.

  1. Полупустыни и пустыни.

  1. Саванны и редколесье

  1. Влажные экваториальные леса.

  1. Выберите правильный ответ:
  1. Самая крупная по населению страна Африки… (Египет, Эфиопия, Нигерия, ЮАР).
  2. Важнейшими видами полезных ископаемых Африки являются… (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).
  3. К числу наименее развитых стран Африки относятся… ( Алжир, Эфиопия, Чад, Сомали, ЮАР).

Раздел 2. Австралия и Океания.

(3 часа).

Тема 1. История Австралии и Океании.

   Из истории исследования. Эпоха колонизации. Федеральное государство. Самый населенный материк Земли.  Австралийцы – аборигены. Пришлое население, основное население стран.  Овцеводство, животноводство, земледелие – важнейшие отрасли хозяйства. Города.

Основные понятия темы: колонизация, федеральное государство.

Знать:

- историю исследования материка;

- географическое положение материка;

- эпоху колонизации Австралии и Океании.

Уметь:

- показывать на политической карте страны расположенные в Австралии и Океании;

- дать ответ на поставленный вопрос.

Практическая работа:

  1. В контурной карте отметьте границы материка;
  2. Используя форзац учебника, определите столицу Австралии, её территориальное устройство, и форму правления. Ответ оформите в виде таблицы:

Страна.

Столица.

Форма правления.

Форма территориального устройства.

Самостоятельная работа:

  1. Подготовьте рассказ об эпохе колонизации Австралии и Океании.
  2. Расскажите о географическом положении Австралии и Океании.

Закрепление.

  1. Расскажите историю открытия Австралии.
  2. Расскажите, что происходило в эпоху колонизации.
  3. Расскажите о природе островов Океании.

Тема 2.

Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия.  Фиджи. 

   Экономико – географическое положение. Особенности природных ресурсов. Национальный состав. Размещение. Хозяйство. Особенности его развития. Города.

Знать:

- особенности развития стран;

- географическое положение стран;

- ЭГП стран Папуа. Микронезии. Фиджи;

- обзорную характеристику стран.

Уметь:

- показывать страны на политической карте;

- отмечать в контурной карте границы стран.

Практическая работа.

  1. Заполните таблицу: «Экспортируемые и импортируемые товары».

Страна.

Экспорт.

Импорт.

  1. Перечислите торговых партнёров изучаемых стран.

Закрепление.

  1. Назовите представителей флоры и фауны изучаемых стран.
  2. Расскажите о промышленности этих стран.
  3. Расскажите о населении изучаемых стран.

Тема 3. Маршалловы острова. Кирибати. Тонга.

   Экономико – географическое положение. Особенности природных ресурсов. Национальный состав. Размещение. Хозяйство. Особенности его развития. Города.

Знать:

- особенности развития стран;

- культурные особенности населения стран;

- ЭГП стран;

- обзорную характеристику стран.

Уметь:

- показывать на карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

 Практическая работа.

Дайте сравнительную характеристику изучаемых стран.

Защита рефератов на тему: «Страны Австралии и Океании».

   

Раздел 3. Америка: один континент – две судьбы.

(6 часов).

Тема 1.

 Общая характеристика природы.

   Вдоль величайшей горной дуги Анды – Кордильеры. В стремнинах великих рек (Миссисипи и Миссури, Амазонка, Ориноко). Климатические пояса и географические зоны. Полезные ископаемые.

Основные понятия темы: Анды, Кордильеры, Амазонка, Ориноко.

Знать:

- расположение гор Кордильер и Анд:

- речные системы Северной и Южной Америки;

- озера Америки.

Уметь:

- показывать горы и реки на географической карте;

- отмечать в контурной карте горы и реки Америки.

- называть и показывать озера   Америки.

Практическая работа.

  1. В контурной карте отметьте горы Кордильеры и Анды.
  2. В контурной карте отметьте реки Америки.
  3. В контурной карте отметьте озера Америки.
  4. Заполните таблицу: «Характеристика природы».

Названия элементов природы.

Характеристика.

Закрепление.

  1. По физической карте мира покажите реки, изучаемые в данной теме.
  2. Расскажите о происхождении гор.
  3. Расскажите об озерах изучаемых в теме.

Тема 2. Этносы и культура.

   Расцвет и распад индейских культур. Традиции и быт современных эскимосов.  Современные этнические проблемы и волны миграции.

Основные понятия темы: индейцы, миграция, традиции.

Знать:

- этносы Америки;

- культуру населения Америки.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания на поставленные вопросы.

Самостоятельная работа.

  1. Приготовьте рассказ о культуре Америки.
  2. Подготовьте рассказ о традициях и обычаях американских людей.

Закрепление.

Защита рефератов по теме: «Традиции и обычаи американских людей».

Северная Америка (2 часа).

Тема 3. Страны Северной Америки. Мексика.

 Легенда появления.  Майя. Современное хозяйство. Нефть и нефтяная промышленность. Города страны. Природные ресурсы. Хозяйство.

Основные понятия темы: племена майя, нефтяная промышленность.

Знать:

- особенности развития страны;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП.

Уметь:

- показывать по географической карте географическое положение Мексики;

- осуществлять сравнительную характеристику;

- самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Практическая работа.

  1. Отметьте в контурной карте границы Мексики.
  2. Отметьте государства соседей.

Самостоятельная работа.

  1. Используя «визитную карточку» определите форму правления и форму территориального устройства Мексики.
  2. Пользуясь дополнительной литературой,  заполните таблицу: «Наиболее развитые отрасли промышленности Мексики».

Страна.

Промышленность.

  1. Перечислите основных торговых партнеров Мексики. Ответ оформите в виде таблицы:

Страна.

Основные торговые партнёры.

Закрепление.

  1. Перечислите государства соседей Мексики.
  2. Назовите импортируемые и экспортируемые товары Мексики.
  3. Перечислите полезные ископаемые,  добываемые в Мексике.

Тема 4. Страны Северной Америки.  Гватемала. Никарагуа.

 Экономико-географическое положение стран. Природа. История и политика. Экономика. Туризм. Особенности природных ресурсов. Города.

Основные понятия: природные ресурсы, политика.

  Знать:

- географическое положение стран;

- особенности развития стран;

- характерные черты ЭГП;

- обзорную характеристику стран.

Уметь:

- уметь показывать по географической карте положение стран;

- самостоятельно добывать знания из дополнительных источников;

- осуществлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

  1. В контурной карте отметьте границы Гватемалы, Никарагуа.
  2. В контурной карте обозначьте полезные ископаемые стран.
  3. Заполните таблицу: «Экспортируемые и импортируемые товары».

Страны

Экспорт.

Импорт.

 Самостоятельная работа.

- Используя текст  книги,  подготовьте рассказ,  о населении стран, о религии, и о политическом устройстве стран.

Закрепление.

  1. Используя политическую карту, покажите местоположение изучаемых стран.
  2. Перечислите соседние государства.
  3. Расскажите о флоре и фауне государств.

Южная Америка (2 часа).

Тема 5. Страны Южной Америки. Колумбия.  Венесуэла

Колумбия.  Испанское владычество. Реформы 1930 –х гг. Международные аэропорты.

Венесуэла. Столица – Каракас. Разработка богатейших природных ископаемых.

Основные понятия темы: владычество, реформы.

Знать:

- особенности развития стран;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП;

- обзорную характеристику стран.

Уметь:

- показывать по географической карте положение стран;

- осуществлять сравнительную характеристику стран;

- пользоваться географической картой.

Практическая работа.

  1. Составьте сравнительную характеристику Колумбии и Венесуэлы по следующему плану:
  1. Географическое положение стран;
  2. Экономико – географическое положение стран;
  3. Полезные ископаемые стран;
  4. Природа стран;
  5. Водные ресурсы стран;
  6. Промышленность.
  1. На контурную карту нанесите: границы стран, полезные ископаемые, реки, озера.

Закрепление.

  1. Расскажите о государственном строе стран.
  2. Расскажите о животном мире стран.
  3. Расскажите о населении стран.

Тема 6. Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина.

  Экономико-географическое положение стран.  Республика – «Сердце Иисуса». Экономика. Транспорт. Аргентина. Буэнос-Айрес – столица Аргентины. Федеральная республика. Импорт страны. Туризм.  Города.

  Основные понятия темы: федеральная республика, импорт, экспорт.

Знать:

- особенности развития стран;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП;

- обзорную характеристику стран.

Уметь:

- показывать по географической карте положение стран;

- осуществлять сравнительную характеристику стран;

- самостоятельно добывать знания.

Практическая работа.

  1. Отметить границы Эквадора  и Аргентины, в контурной карте.
  2. Отметить государства соседей изучаемых стран.
  3. Отметить полезные ископаемые изучаемых стран.

Самостоятельная работа.

  1. Используя «визитную карточку» определите форму правления изучаемых государств.
  2. Используя политическую карту,  определите столицу стран.

Закрепление.

  1. Дайте сравнительную характеристику, по предложенному плану, странам Эквадора и Аргентины.
  1. ГП стран;
  2. ЭГП стран;
  3. Полезные ископаемые;
  4. Природа стран.
  1. Перечислите торговых партнеров стран.

Раздел 4. Евразия – материк двух континентов.

(21 часа).

Европа (6 часов).

Тема 1. История Европы.

   Евразия – величайший массив суши. Географическое положение. Древний период. Средневековье. Раннее новое время. Накануне Второй мировой войны.

Основные понятия темы: древний период, средневековье.

Знать:

- историю образования Европы.

Уметь:

- искать дополнительный материал по данной теме.

Самостоятельная работа.

  1. Составить таблицу «История образования Европы».

Европа.

Древний период.

Средневековье.

Раннее новое время.

Послевоенное время.

  1. Подготовьте рассказ  о - Первой мировой войне.
  2. Подготовьте рассказ о - Второй мировой воине.  

Закрепление.

1.Расскажите об индустриализации Европы.

2. Расскажите, что происходило в послевоенное время в Европе.

Тема 2. Страны Европы. Норвегия

   Экономико- географическое положение. Экспорт нефти. Население. Культурные центры. Особенности природных условий. Города.

Основные понятия темы: протестанты, католики, пятидесятники.

Знать:

- географическое положение страны;

- связь с другими государствами;

- характерные черты ЭГП;

- краткую, обзорную характеристику.

Уметь:

- показывать на карте расположение страны;

- осуществлять сравнительную характеристику страны.

Практическая работа.

  1. Отметьте границы Норвегии, используя контурную карту.
  2. Обозначьте на карте полезные ископаемые Норвегии.

Самостоятельная работа.

  1. Подготовьте рассказ о промышленности Норвегии.
  2. Определите форму правления в стране.

Закрепление.

  1. Перечислите торговых партнеров Норвегии.
  2. Перечислите экспортируемые и импортируемые товары.
  3. Перечислите представителей флоры и фауны Норвегии.

Тема 3. Страны Европы.  Польша.

      Польша – морская держава. Однонациональное государство. Язык. Религия. Добывающая промышленность; машиностроение; портовое и курортное хозяйство.

   Основные понятия темы: административное деление, религия.

 Знать:

- географическое положение Польши;

- государства соседей Польши;

- ЭГП Польши;

- краткую, обзорную характеристику.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания по изучаемой теме;

- показывать  по географической карте,  место нахождение Польши;

- осуществлять сравнительную характеристику.

Практическая работа.

  1. Заполните таблицу: «Промышленность Польши».

Виды промышленности.

Характеристика.

  1. Заполните таблицу: «Экспортируемые и импортируемые товары Польши».

Страна.

Экспорт.

Импорт.

  1. Обозначить на контурной карте районы размещения минеральных ресурсов.

 Самостоятельная работа.

  1. Подумайте и дайте ответ на вопрос. Почему в Польше один из самых низких в Европе показателей доли городского населения?
  2. Дайте прогноз. Какие, по вашему мнению должны произойти изменения в структуре хозяйства, чтобы Польша могла войти в группу наиболее развитых стран Европы?

Закрепление.

 Сравните транспортно-географическое положение Польши и Латвии. При этом обратите внимание на:

  1. Преимущества и недостатки положения каждой территории.
  2. Естественные и исторические факторы, сыгравшие определяющую роль для каждой территории.
  3. Степень использования выгод своего транспортно- географического положения и факторы, эту степень определяющие.

Тема 4. Нидерланды.  Франция.

Низменные земли, лежащие у моря. Низовья Рейна и наводнение. Тюльпаны на равнинах. Выход к морям Атлантического океана. Плотность населения. Экономико-географическое положение.   Природа от моря до моря. Этнический состав. Париж – город на Сене.

Знать:

- образование стран;

- географическое положение стран;

- государства соседей ;

- ЭГП стран.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания по изучаемой теме;

- показывать  по географической карте, положение стран;

- осуществлять сравнительную характеристику.

Практическая работа.

  1. Дайте характеристику ЭГП стран.
  2. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты Франции.

Самостоятельная работа.

С помощь «визитной карточки», определите форму правления стран, численность населения и столицы государств.

Закрепление.

  1. Перечислите торговых партнёров Франции и Нидерланд.
  2.  Расскажите о ЭГП изучаемых стран.
  3. Покажите на карте положение изучаемых стран.

Тема 5. Страны Европы. Швейцария.

   Положение в Центральной Европе. Экономико-географическое положение. Образование государства. Банковское дело, курортное хозяйство. Трудоемкие отрасли. Животноводство горных районов.

   Знать:

- образование страны;

- географическое положение Швейцарии;

- государства соседей ;

- ЭГП страны.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания по изучаемой теме;

- показывать  по географической карте, положение страны;

- осуществлять сравнительную характеристику.

Практическая работа.

  1. Отметьте границы Швейцарии, используя контурную карту.
  2. Обозначьте на карте полезные ископаемые Швейцарии.

Самостоятельная работа.

С помощь «визитной карточки», определите форму правления стран, численность населения и столицы государств.

Закрепление.

  1. Перечислите торговых партнёров Швейцарии.
  2. Расскажите о представителях флоры и фауны страны.
  3. Расскажите   о ЭГП Щвейцарии.

Тема 6. Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн.

   Экономико-географическое положение. Население. Национальный состав. Хозяйство. Особенности его развития. Особенности природных ресурсов.

Знать:

- краткую, обзорную характеристику;

- географическое положение стран малюток;

- государства соседей;

- ЭГП стран.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания по изучаемой теме;

- показывать  по географической карте, положение страны;

- осуществлять сравнительную характеристику.

Самостоятельная работа.

  1. С помощью дополнительного материала составьте рассказ о политическом устройстве стран малюток.
  2. С помощью дополнительной литературы приготовьте рассказ о достопримечательностях стран малюток.

Закрепление.

Защита рефератов по теме: «Страны малютки. Лихтенштейн. Ватикан. Андорра».

 

Азия (15 часов).

Тема 1. История Азии.

      Колониальное прошлое государств Азии. История образования Государств Азии. Необычайное разнообразие природы, население и хозяйство стран.

Знать:

- историю образования Азии.

- особенности природы;

- национальный состав стран.

Уметь:

- искать дополнительный материал по данной теме.

Самостоятельная работа.

Подготовить рассказ о Малой Азии, Передней Азии, Центральной Азии.

Защита рефератов по теме: «История развития Азии».

   

Тема 2. Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания.

   Экономико-географическое положение стран. Хозяйство стран, его развитие. Особенности природных ресурсов. Города

Знать:

- географическое положение стран;

- государства соседей;

- ЭГП стран;

- краткую, обзорную характеристику.

Уметь:

- самостоятельно добывать знания по изучаемой теме;

- показывать  по географической карте, положение стран;

- осуществлять сравнительную характеристику.

Практическая работа.

  1. Отметить в контурной карте границы Стран Ближнего Востока.
  2. Подготовьте сравнительную характеристику стран Ближнего Востока.

Самостоятельная работа.

  1. Подготовьте рассказ об экономике стран Ближнего Востока.
  2. Назовите торговых партнёров стран.

Закрепление.

Защита рефератов по теме: «Достопримечательности стран Ближнего Востока».

Тема 3. Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт.

   Экономико-географическое положение стран. Полезные ископаемые. Хозяйство. Города.

Знать:

- страны,  относящиеся к нефтедобывающим странам;

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

  1. Составьте схему: «Нефтедобывающие страны».
  2. Составьте таблицу: «Основные торговые партнеры стран Ближнего Востока».

Самостоятельная работа.

  1. Дайте характеристику одной из нефтедобывающих стран.

Закрепление.

  1. Дайте характеристику ЭГП  Саудовской Аравии.
  2. Перечислите основных торговых партнеров С.А. и Кувейта.

Тема 4-5. Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. Индонезия.

Страна Юго-Восточной Азии. Третье место по величине территории пояс Китая и Индии. Страна – архипелаг. Многообразие народов. Богатство и разнообразие природы экваториальных лесов. Города.

Знать:

- страны,  относящиеся к новым индустриальным странам;

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран;

- краткую, обзорную характеристику.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическое задание.

  1. В контурной карте отметьте положение стран.
  2. Пользуясь дополнительной литературой,  определите, почему изучаемые страны назвали «новые индустриальные».

Самостоятельная работа.

С помощью «визитной карточки» определите форму правления в изучаемых странах.

Закрепление.

Заслушать доклады учащихся на тему:  «Азиатские тигры».

Тема 6.  Страны Прибалтики. Общая характеристика.

   Экономико – географическое положение. Хозяйственная деятельность. Население, особенности его размещения. Города.

Знать:

- общую характеристику стран Прибалтики.

Уметь:

- показывать на географической карте страны,  относящиеся к странам Прибалтики.

- давать сравнительную характеристику стран Прибалтики.

Практическая работа.

  1. С помощью дополнительной литературы и рассказом учителя составьте столбиковую диаграмму «Распределение численности занятого населения по отраслям экономики в странах Западного порубежья России (в процентах).

Ответьте на вопрос: Чем можно объяснить увеличение доли занятого в сельском и лесном хозяйстве населения от Эстонии к Польше?

  1. Используя знания полученные на уроке составьте столбиковую диаграмму: «Отраслевая структура ВВП в странах Северо-Западного порубежья России.

Закрепление.

  1. Какова была роль России в процессе освоения и формирования территории рассматриваемых нами стран?
  2. Опишите природные условия региона и оцените их с точки зрения природно-ресурсного потенциала.
  3. Выделите особенности этнической структуры региона.

Тема 7-8.  Эстония. Латвия. Литва.

      Экономико-географическое положение. Хозяйство, особенности его развития. Население. Природные ресурсы. Города.

Знать:

- образование стран;

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран;

- краткую, обзорную характеристику.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

  1. На чем специализируется промышленность Эстонии. Латвии. Литвы.
  2. С помощью дополнительной литературы ответьте на вопрос: Какие выгоды для страны представляет её природный потенциал?

Самостоятельная работа.

Сделайте прогноз: учитывая изменения в современном экономическом положении Эстонии и её бывшую специализацию в общесоюзном разделении труда, оцените перспективы страны на будущее.

Закрепление.

  1. Как природные условия определяют специализацию сельского хозяйства страны?
  2. Оцените географическое и геополитическое положение Латвии. В чем его выгоды?
  3. Выделите основные этапы формирования территории Литвы.

Защита рефератов на тему: « Культура стран – Латвии и Литвы»

Тема 9-10. Юго-западное порубежье. Белоруссия. Украина. Молдавия.

   Экономико-географическое положение. Хозяйство. Промышленность. Столицы. Крупнейшие города. Природные ресурсы.

   Знать:

- краткую, обзорную характеристику;

- страны,  относящиеся к Юго-Западному порубежью.

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

  1. Сделайте прогноз: на юго-востоке Белоруссии в конце 80-х гг. был создан Полесский радиационно-экологический заповедник. Какие условия необходимы для того, чтобы ведущиеся там научные исследования дали ощутимый практический результат?
  2. С учетом новой геополитической реальности попробуйте оценить, какие варианты строительства независимого украинского государства будут реализованы: в сторону территориальной или этнической составляющей.
  3. Как вы думаете, геополитическая или экономическая составляющая будет в перспективе сильнее влиять на выбор Молдавией своих ближайших партнёров?

Обобщающий контроль.

   Сравните сельское хозяйство Литвы и Молдавии.

   При этом обратите внимание:

  1. Как географическое положение, рельеф, обеспеченность агроклиматическими и водными ресурсами влияют на специализацию сельского хозяйства и размещению его отраслей территории?
  2. Как влияет на размещение сельского хозяйства современная социально-экономическая ситуация в каждой из стран?
  3. Какие изменения могут произойти в сельском хозяйстве той или другой страны при их интеграции с европейскими странами?

Тема 11. Южное порубежье. Закавказье и Северный Кавказ. Грузия.

   Экономико-географическое положение. Население. Национальный состав. Хозяйство. Промышленность. Города.

   Знать:

- краткую, обзорную характеристику;

- страны,  относящиеся к Южному порубежью.

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Самостоятельная работа.

Сделайте прогноз.  Какие природные ресурсы следует в первую очередь опираться, чтобы начать экономическое возрождение страны?

Практическая работа.

Пользуясь текстом учебника,  заполните таблицу: «Промышленность Грузии».

Название промышленности.

Характеристика.

Закрепление:

  1. Как особенности ГП отразились на истории формирования территории Грузии?
  2. Назовите виды природных ресурсов, которыми Грузия богата. Каких ресурсов не хватает?
  3. Почему в последние годы сельское хозяйство резко увеличило по сравнению с промышленностью свою долю в ВВП?

Тема 12. Страны Южного порубежья. Армения. Азербайджан.

   Население. Хозяйство. Промышленность. Проблемы. Города. Экономико-географическое положение.

   Знать:

- страны,  относящиеся к Южному порубежью.

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

Выскажите свою точку зрения.

Доля городского населения Армении – 68%. В соседней Грузии – 56%, Азербайджане – 54%. Как вы думаете, почему? Для более аргументируемого ответа попробуйте использовать другие статистические показатели, которые могли бы вам помочь.

Обобщающее задание.

   Сравните размещение шельфовых месторождений горючих полезных ископаемых в Норвегии и Азербайджане.

   При этом обратите внимание:

  1. Какова природа месторождений?
  2. Каковы особенности размещение месторождений?
  3. Каковы возможности использования добываемого сырья и чем они обеспечены?
  4. Что способствует или, наоборот тормозит эксплуатацию месторождений в той и другой стране?

Тема 13. Страны Юго-Восточного порубежья. Казахстан.

   Экономико-географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов. Рельеф. Хозяйство. Население. Города.

   Знать:

- краткую, обзорную характеристику;

- образование страны;

-  ЭГП стран;

- географическое положение страны.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение страны;

- составлять сравнительную характеристику страны.

Самостоятельная работа.

  1. С помощь «визитной карточки» определите форму правления, форму государственного правления страны.
  2. Ответьте на вопрос: Каковы характерные черты ГП Казахстана? Почему его можно назвать одной из самых «внутренних» стран?

Выскажите свою точку зрения. Известно, что вода в юго-восточной части озера Балхаш вдвое менее соленая, чем в его в остальной акватории. С чем же, по вашему мнению, связаны здесь вполне приемлемые условия для развития водных организмов, в частности рыба?

Закрепление.

  1. Какие изменения в численности и национальном составе населения произошли после объявления Казахстаном независимости?
  2. Что лежит в основе исключительного разнообразия полезных ископаемых на территории страны?

Тема 14.  Страны Юго-Восточного порубежья. Узбекистан. Киргизия.

   ЭГП. Хозяйство. Промышленность. Природные ресурсы. Население. Города.

   Знать:

- страны,  относящиеся к Юго-Восточного порубежью. Узбекистан. Киргизия.

-  ЭГП стран;

- географическое положение стран.

Уметь:

- отмечать на контурной карте положение стран;

- составлять сравнительную характеристику стран.

Практическая работа.

  1. С помощью дополнительного материала составьте таблицу: «Промышленность Узбекистана. Киргизии».

Названия страны.

Название промышленности.

Характеристика.

  1. Опишите внешнеэкономические связи Узбекистана.

              Закрепление.

  1. Как шло заселение территории Киргизии?
  2. Каким образом хозяйство страны зависит от её ресурсного потенциала?
  3. Какие природные факторы определяют традиционное развитие пастбищного животноводства?

ТЕМА 15.

ИТОГ КУРСА.

Тема 1. Конференция. Глобальная проблема «Мирное существование стран».

Литература -  используемая при составлении программы:

  1. Журнал «География в школе» № 4.  2004 год.
  2. Современный справочник «Страны мира». Москва 2005 год ООО «Дом Славянской книги».
  3. Современный справочник «Страны мира». Москва 2005 год ООО «Т Д «Издательство мир книги».
  4. Большой атлас мира «Глобус» - «Африка и Австралия» Москва 2006 год - Мир Книги.
  5. Большой атлас мира «Глобус» - «Азия» Москва 2006 год – Мир Книги.
  6. Большой атлас мира «Глобус» - «Европа» Москва 2006 год- Мир Книги.
  7. Большой атлас мира «Глобус» - «Америка» Москва 2006 год – Мир Книги.
  8. Учебник География 10 класс. Москва «Просвещение» 2003 год.
  9.  Учебник «География Российского порубежья: мы и наши соседи». Москва. «Просвещения» 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Страноведение.История Великобритании" для 10 класса

Предлагаемый курс  предназначен для учащихся 10-х классов, желающих  приобрести детально знания об истории возникновения государства на Британских островах, о жизни и быте разных слоёв общес...

Рабочая программа факультативного курса «СТРАНОВЕДЕНИЕ» по немецкому языку 10 – 12 классы (заочное обучение)

Курс предназначен для обучающихся 10 - 12 классов вечерней школы, которые уже овладели базовыми знаниями языка. Программа содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Герм...

Рабочая программа по курсу страноведения в 8 классе ""

 Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения ино...

Рабочая программа курса 10 класса "Методы решения задач по химии"

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов ...

Рабочая программа курса 11 класса "Направление химических реакций"

Одной из целей естественнонаучного образования является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов. Для учащихся, выбравших данное направление недостаточно простой конст...

Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой

план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...

Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач

Рабочая программа курса 8 класса  Практикум по решению задач...