Рабочая программа курса 10 класса "Методы решения задач по химии"
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Волкова Валентина Николаевна

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В данном курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_metody_resheniya_zadach_po_himii_10_klass.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Клин Московской области

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ № 16 ____________   О.Н. Обоимова

Приказ №_________________

от «_____»___________2015 г.

Рабочая программа элективного курса  

по химии

10 класс

«Методы решения задач по химии»

(авторы Плотникова К.И., Рыбцова Г.Н., Добудько В.И., Коропец Т.И.)

Учитель: Волкова Валентина Николаевна

г. Клин, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по химии (10 класс) составлена на основе авторской программы Плотникова К.И., Рыбцова Г.Н., Добудько В.И., Коропец Т.И.

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В данном курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Элективный курс  рассчитан на 34 часа.

Элективный курс выполняет следующие функции

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

Цели элективного курса

  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
  • закрепление, систематизация знаний учащихся по химии.

Задачи элективного курса

  • учить учащихся приемам решения задач различных типов;
  • закреплять теоретические знания, учить творчески, применять их в новой ситуации;
  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики   при решении расчетных задач по химии;
  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
  • развивать учебно-коммуникативные навыки.

Требования к знаниям и умениям учащихся

     После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов задач;
  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи различных типов;
  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
  • работать самостоятельно и в группе;
  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
  • владеть химической терминологией;
  • пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Формы контроля

  • классные и домашние контрольные работы
  • самостоятельные работы;
  • зачеты;
  • защита авторских задач.

Основное содержание курса

Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.

Тема 1. Расчеты по химическим формулам (5 часов)

Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем.

Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Законы идеальных газов. 

Тема 2. Вывод химических формул (5 часов)

Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.    

Тема 3. Расчеты состава растворов (5 часов)

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация растворенного вещества. Молярная концентрация эквивалентов. Растворимость. Правило смешивания. Правила креста или квадрат Пирсона.  

Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций (12 часов)

Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса.

Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Скорость химической реакции. 

Тема 5. Качественные задачи (4 часа)

Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блок-схема. Алгоритм обнаружения органических соединений.

Заключение (2 часа).

Тестирование. Защита авторских задач.

Тематическое планирование учебного материала

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

Форма занятия

Образовательный продукт

1.

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.

1

Лекция

Конспект

2.

Вычисление количества вещества по известной массе вещества, нахождение массы газа по заданному количеству вещества.

1

Работа в группах

Отчет, решенные задачи

3.

Нахождение массы и объема газа по заданному количеству вещества

1

Семинар

Алгоритм решения

4.

Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля.

1

Лекция

Опорный конспект

5.

Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим формулам»

1

Зачет

Решенные задачи

6.

Нахождение химической формулы газообразного вещества по массовым долям элементов и относительной плотности.

1

Практикум, работа в группах

Алгоритм, решенные задачи

7.

Нахождение химической  формулы вещества по его плотности и массе вещества, массе продуктов сгорания.

1

Семинар-практикум

Самостоятельная работа

8.

Нахождение химической формулы вещества по массе исходного вещества и массе продуктов сгорания

1

Практикум

Алгоритм, решенные задачи

9.

Итоговое занятие по теме «Вывод химических формул»

1

Зачет

Контрольная работа

10.

Вычисления при разбавлении и концентрировании растворов

1

Лекция

Опорный конспект

11.

Вычисления при смешивании двух растворов, правило смешения

1

Лекция

Опорный конспект

12.

Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного состава и заданной концентрации

1

Семинар

Решенные задачи

13.

Вычисление массы растворенного вещества для приготовления раствора указанного объема и молярности

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

14.

Вычисление растворимости по количеству растворенного вещества, требуемого для насыщения данного количества растворителя

1

Лекция

Опорный конспект

15.

Вычисление количеств газов. Содержащихся в растворе в зависимости от температуры  и давления

1

Семинар-практикум

Решенные задачи

16.

Итоговое занятие по теме «Расчеты состава растворов»

1

Зачет

Контрольная работа

17.

Вычисление массы (объема, количества вещества) одного из участников реакции по известной массе (объему, количеству вещества) другого участника реакции.

1

Практикум, работа в группах

Алгоритм, решенные задачи

18.

Определение вещества и его массы (объема), оставшегося после реакции непрореагировавшим

1

Практикум

Самостоятельная работа

19.

Определение количества (массы, объема) продукта реакции, если один из сореагентов взят для реакции в избытке

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

20.

Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически возможного

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

21.

Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

22.

Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакции.

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

23.

Определение состава 2-3 компонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций

1

Семинар

Алгоритм, решенные задачи

24.

Расчеты по термохимическим уравнениям

1

Семинар-практикум

Алгоритм, решенные задачи

25.

Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием

1

Лекция

Опорный конспект

26.

Решение задач повышенной трудности

1

Семинар-практикум

Решенные задачи

27.

Решение задач повышенной трудности

1

Семинар-практикум

Решенные задачи

28.

Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим уравнениям»

1

Зачет

Контрольная работа

29.

Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных  условиях

1

Практическая работа

Отчет

30.

Качественные задачи на идентификацию веществ

1

Практическая работа

Отчет

31.

Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных условиях

1

Практическая работа

Отчет

32.

Качественные задачи на разделение смеси веществ

1

Практическая работа

Отчет

33-34

Итоговое занятие.

2

Защита авторских задач

Авторские задачи

Литература

Для учителя.

  1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Рудзитис Г.Е.).
  2. Белавин И.Ю. Решение  задач по химии. Учебное пособие для поступающих в Вузы. М. 2001.
  3. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Путилин Ф.Н. и др. Конкурсные задачи по химии. Издательство Московского университета, 1983.
  5. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1973

Для учащихся.

  1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  4. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: учебное пособие / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; под редакцией проф. Р.А. Лидина. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004

«Согласовано»

На заседании ШМО

учителей естественных  наук

Протокол от ______2015 г. № 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________  Н.Г. Аскарова

                                            2015 г.

Рецензия на программу элективного курса по теме

«Методы решения химических задач» 10 класс

Предмет

Химия

Школа

МОУ-СОШ № 16

Название курса

Методы решения химических задач

ФИО учителя преподающего курс

Волкова В.Н.

Разработчик программы

Плотникова К.И., Рыбцова Г.Н., Добудько В.И., Коропец Т.И.

Вид программы (предметная, межпредметная, ориентационная)

Предметная

Продолжительность курса

34 часа

Привлекательность курса

Приобретение навыков и умений в решении расчетных задач повышенной сложности

Цель курса (помощь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнение пробелов предыдущей подготовки ученика, показ типичных для данного профиля видов деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

Представление возможности удовлетворить интересы учащихся в решение задач повышенной сложности

Формы проведения курса (лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, проекты, профессиональные пробы и т.д.)

Лекции, работа в группах, семинары, зачеты, практикумы,

Защита авторских задач

Возможность преподавания курса другим педагогом

Возможно

Отличается ли содержание курса от базового

Дается больший объем знаний за счет углубления и усложнения материала

Наличие учебных и вспомогательных материалов для учителя

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Рудзитис Г.Е.).

Белавин И.Ю. Решение  задач по химии. Учебное пособие для поступающих в Вузы. М. 2001.

Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

Путилин Ф.Н. и др. Конкурсные задачи по химии. Издательство Московского университета, 1983.

Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1973

Наличие учебных и вспомогательных материалов для ученика

Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.

Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: учебное пособие / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; под редакцией проф. Р.А. Лидина. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004

Какие виды работ могут выполнить учащиеся

Самостоятельная работа по решению задач, работа в группах

Какова доля самостоятельности ученика (учащиеся могут выбрать объект изучения, вид отчетных работ из предложенного перечня, литературу, по которой они будут готовить собственные работы, нельзя определить по программе)

Учащиеся могут выбрать объект изучения, литературу, по которой они будут готовиться к защите своих задач

Как оцениваются успехи ученика в изучении данного курса?

Зачет

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения, собеседование в процессе работы после выполнения каждого  вида обязательных работ)

Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы

Какова форма итоговой отчетности (выставка работ учащихся)

Защита авторских задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по генетике"

Элективный предмет "Решение задач по генетике" предназначен для учащихся 11 класса, изучающих биологию на профильном уровне....

Рабочая программа курса по выбору "Мир занимательной химии"

Программа расчитана на одно полугодие из расчета один час в неделю, всего 18 часов.Большая часть времени отводится на исследовательскую деятельность....

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по математике в системе подготовки к ЕГЭ"

Рабочая программа элективного курса для 11 класса (базовый и профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2...