Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Шаталова Ольга Николаевна

Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_praktikuma_po_matematike_5_kl.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

На м/о учителей математики

_и  информатики МБОУ СОШ № 3

Протокол №  

от «___»_______201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора  МБОУ  СОШ № 3

_______/                                 /

                             «__»__________201_г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №  

от «__»______201__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 3

______         /Т.М. Лабуренко/

Приказ №  

от «____»_______201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Практикум по математике»

5класс

основного общего образования

      на 2013 - 2014 учебный год

Рабочая программа составлена учителем математики Шаталовой О.Н.

 Рецензия филиала КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске  № 30 от 20.05 2013 г.

Составитель:  Шаталова Ольга Николаевна

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ№3

Бийск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                    стр.

Паспорт программы……………………………………………………………………………    3

Пояснительная записка………………………………………………...........................................4

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса……………………4-5

Календарно-тематический план..………………………………………………………………   6-8

Ведущие формы, методы и технологии…………………………………………………………  9

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся ………………………………………9

Основное учебное оборудование…………………………………………………………………10

Учебно-методическое обеспечение программы…………………. …………………….………  11

Контрольно-измерительные материалы по курсу.………………………………………………12-13

Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………14  


Паспорт программы

Тип программы:  программа  основного  общего образования

Статус программы:  рабочая программа учебного курса «Практикум по математике»  5 класс

Назначение программы:

  • для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 3» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «СОШ № 3» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся:  учащиеся 5  классов  МБОУ  СОШ №3

Сроки освоения программы:  1 год.

Объем учебного времени:  35 часов.

Форма обучения:  очная.

Режим занятий:  1час в неделю

Формы контроля:  текущий контроль, проверочная  работа, самостоятельная работа, тест.


Пояснительная записка

Рабочая программа практикума по математике составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

         - Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования по математике, утвержденный приказом          Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897;

         - Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2013- 2014 учебный год;        

         - Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 3.        

          Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся вошли эвристические приемы как общего, так и конкретного характера. Эти приемы, в частности, формируются при поиске решения задач различного уровня сложности.  Программа «Практикум по математике» предполагает осуществить полный обзор задач, решаемых в 5 классе.

            Основная цель курса - развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся, углубление знаний, полученных в рамках уроков математики, и  расширение общего кругозора ребенка в процессе  решения  практических задач.           

Достижение этих целей обеспечено посредством решения следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  • Воспитание высокой культуры математического мышления.
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
  • Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 5 класса

      Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:     

           В личностном направлении:

  • понимать значение математической науки для развития цивилизации;
  • излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, рассуждать и обосновывать    утверждения, приводить примеры;
  • проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность;
  • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • проявлять усидчивость, целеустремленность и способность к преодолению трудностей.      

        В метапредметном напрвлении:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь соотносить свои действия  с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
  • уметь видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной  информации;
  • уметь выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость  их проверки.

   В предметном направлении:  

  • осознавать значение математики для повседневной жизни человека;
  • уметь работать с математическим текстом, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику;
  • уметь приводить логические обоснования, простейшие доказательства;
  • уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
  • овладеть приемами решения уравнений, применения уравнений для решения текстовых задач;
  • Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных текстовых задач.

                                                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Информационно-методическое обеспечение урока

Дата

План

Факт

Результаты:

Личностные: формирование математической компетентности; формирование ценностных ориентаций;

Регулятивные: умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного; работа по алгоритмам, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий;

Познавательные:  осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные; использование  знаково – символической записи математического понятия; использование индуктивного умозаключения; умение приводить контрпримеры;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи, современными средствами коммуникации; совершенствование навыков работы в группе.

1

Натуральные числа. Арифметические действия

1

урок постановки учебной задачи

2

Натуральные числа. Арифметические действия

1

урок решения учебной задачи

СР

3

Решение задач арифметическим способом

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

презентация

4

Решение задач арифметическим способом

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

5

Решение задач на «уравнивание»

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

6

Решение задач на движение по реке

1

урок постановки учебной задачи

презентация

7

Решение задач на движение по реке

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

8

Решение задач на движение по реке

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

9

Решение задач на встречное движение

1

урок постановки учебной задачи

презентация

10

Решение задач на встречное движение

1

урок решения учебной задачи

11

Решение задач на встречное движение

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

12

Решение задач на движение в одном направлении

1

урок постановки учебной задачи

презентация

13

Решение задач на движение в одном направлении

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

14

Решение задач на движение в одном направлении

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

15

Решение задач по нахождению части числа и числа по его части

1

урок постановки учебной задачи

16

Решение задач по нахождению части числа и числа по его части

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

СР

17

Проверочная работа №1

1

урок контроля и оценки

проверочная работа

   18

Решение уравнений

1

урок постановки учебной задачи

   19

Решение уравнений

1

урок решения учебной задачи

тест

20

Решение задач на разностное и кратное сравнение

1

урок моделирования и преобразования модели

презентация

21

Решение задач на разностное и кратное сравнение

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

22

Решение задач на части

1

урок моделирования и преобразования модели

23

Решение задач с помощью уравнений

1

урок постановки учебной задачи

презентация

24

Решение задач с помощью уравнений

1

урок решения учебной задачи

25

Решение задач с помощью уравнений

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

26

Решение задач на совместную работу

1

урок постановки учебной задачи

27

Решение задач на совместную работу

1

урок моделирования и преобразования модели

СР

28

Решение задач на проценты

1

урок постановки учебной задачи

презентация

29

Решение задач на проценты

1

урок решения частных задач с применением открытого способа

тест

30

Решение задач по теме «Наглядная геометрия»

1

урок-исследование

презентация

31

Решение задач по теме «Наглядная геометрия»

1

урок-исследование

32

Решение задач по теме «Наглядная геометрия»

1

урок-исследование

СР

33

Решение комбинаторных задач

1

урок решения учебной задачи

34

Решение комбинаторных задач

1

урок решения учебной задачи

35

Проверочная работа №2

1

урок контроля и оценки

проверочная

    работа            

                                                  ИТОГО

35

Ведущие формы, методы и технологии

Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:

  • Технология проблемного диалога;
  • Метод проектов;
  • Коллективный способ обучения (КСО)
  • Игровые технологии

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;
  • интерактивные;
  • исследовательские;
  • проектные. 

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о промежуточном и текущем контроле.  

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Критерии оценок:

Отметка «5» выставляется, если ученик демонстрирует ответственное  и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных знаний, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.

Оценка «4»  оценивает ученика, который освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.

Оценка «3» выставляется ученику, который освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.

Оценка «2» выставляется ученику, который не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением  простых задач.

Основное учебное оборудование

1. Таблицы и раздаточный материал по математике для V класса:

  • Латинский алфавит
  • Задачи на проценты
  • Таблица квадратов
  • Степень с натуральным показателем
  • Прямоугольный параллелепипед

 2. Модели, фигуры.

  • Набор для измерения площадей
  • Набор для измерения объемов
  • Набор «Доли и дроби»
  • Набор геометрических тел

3. Электронные образовательные ресурсы

  • Презентации к урокам, приготовленные учителем;
  • Живая математика
  • Математика: электронное  приложение к газете «Первое сентября»:  http://mat.1 september.ru
  • Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
  • Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
  • Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
  • Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

Поурочное планирование к учебнику «Математика», 5 класс,  авторов  Зубаревой И.И., Мордковича А.Г

Учебно-методическое обеспечение программы

  для учителя (основное)

  1. Лысенко Ф.Ф., Калабухова С.Ю. Тематические тесты для промежуточной аттестации. Ростов-на-Дону, Легион, 2012
  2. Шевкин А.В. «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах». Книга для учителя. М.Русское слово-РС,2002.
  3. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. 5 класс. Сборник задач и упражнений по математике. М.: Мнемозина, 2008.

для учителя  (дополнительное)

1.Никольский С.М. ,Потапов М.К.  Арифметика. Учебник для 5 класса. М.Просвещение,2006.

2.Киселева Г.М. Математика. Организация познавательной деятельности. Волгоград. «Учитель», 2013.

для учащихся (основное)

  1. Зубарева И.И. 5 класс. Рабочая тетрадь №1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.
  2.  Зубарева И.И. 5 класс. Рабочая тетрадь №2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

для учащихся (дополнительное)

1.Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. 5 класс. Сборник задач и упражнений по математике. М.: Мнемозина, 2008.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  1. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича. МАТЕМАТИКА. 5 класс
  2. Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
  3. Официальный сайт И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович www.zimag.narod.ru 
  4. http://www.zavuch.info/
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. http://uchportal.ru/load/0-2
  7. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-19
  8. http://www.uroki.net/docmat.htm
  9. http://uztest.ru/metod/?category=26http://uztest.ru/metod/?category=26
  10. http://2berega.spb.ru/user/Nadegda797/folder/44237/
  11. http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/vayvayvayjaja/0-5
  12. http://urokimatematiki.ru/poleznoe6klass/49-matematika6klasssamostoyatelnyeikontrolnye.html
  13. http://festival.1september.ru/articles/subjects/1?page=20
  14. http://pedsovet.su/load/1

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Проверочная работа №1

Вариант 1.

   1)  Два мотоциклиста движутся навстречу друг другу. Скорость первого мотоциклиста 80км/ч, второго  90км/ч. Через сколько часов они встретятся, если сейчас между ними 340 км?

   2)  Катер плывет от одной пристани до другой против течения реки 4 часа. Собственная скорость катера 14 км/ч. Скорость течения реки 2км/ч. За какое время катер проплывет обратный путь?

   3)  Иван- царевич за своей невестой скакал на коне 7/25 всего пути, летел на ковре-самолете 19/27 оставшегося пути, а затем шел пешком. Сколько километров Иван-царевич шел пешком, если на коне он проскакал 14 км?

   4) Выполнить действия: 58*47+ 46895:415

5)*  В записи трехзначного числа единиц в два раза меньше, чем десятков, а сотен – в два раза больше, чем десятков. Найти это число, если в нем четыре десятка.

Вариант 2.

  1. Андрей и Никита одновременно вышли из школы и пошли домой в одном направлении. Андрей шел со скоростью 90м/мин, а Никита 70м/мин. Через сколько минут расстояние между ними будут 200м?
  2. Расстояние между причалами 30км. Сколько времени необходимо моторной лодке на путь от одного причала до другого и обратно, если скорость лодки 8 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?
  3. Покупая школьные принадлежности к новому учебному году, Маша на тетради истратила 2/5 имеющихся у неё денег, на канцелярские товары – 3/4 остатка, а на оставшиеся деньги она купила бумагу для печати. Сколько рублей стоила бумага, если за тетради Маша заплатила 356 рублей?
  4. Выполнить действия: 81*29 – 8025:107 
  5. * Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.

Проверочная работа №2

Вариант 1.

1)  Ткацкой фабрике надо наткать 800м ситца. Первая бригада может выполнить всю работу за 8 дней, а вторая – за 16 дней. За сколько дней  выполнят эту работу бригады, если будут работать вместе?

2) Незнайка и Цветик собирали грибы. Незнайка собрал 1,3 кг, а Цветик 2,6 кг.  Сколько процентов составляет масса грибов, собранных Незнайкой, от массы грибов, собранных Цветиком?

3) Периметр одной из граней куба равен 16см. Чему равна площадь поверхности куба?

4) Ученик задумал число, удвоил его и результат уменьшил на 7. У него получилось 9. Какое число задумал ученик?

5)* По углам и сторонам квадрата вбиты колышки на расстоянии 2 метра друг от друга. Сколько вбито колышков, если сторона квадрата равна 10м?

Вариант 2.

1) Наташе и Свете надо упаковать 60 подарков для малышей. Наташа сама может выполнить эту работу за 3 часа, а Света  - за 4 часа. За сколько часов девочки упакуют подарки, работая вместе?

2)  Буратино и Мальвина собирали ягоды. Буратино собрал 0,6кг, а Мальвина 1,5кг. Сколько процентов составляет масса ягод, собранных Буратино, от массы ягод, собранных Мальвиной?

3) Периметр одной грани куба равен 12см. Найти площадь поверхности куба.

4) Ученик задумал число, утроил его и результат увеличил на 5. Какое число задумал ученик?

5)* Парусник выходит в плавание в понедельник в полдень. Плавание продлится 100 часов. Каков день и час его прибытия?


Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание изменений

Причина (нормативный акт, закрепляющий изменения)

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского

Рабочая программа разработана по ФГОС  для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Рабочая программа "Практикум по решению физических задач"

Рабочая программа элективного курса для 9 класса....

Рабочая программа "Практикум по решению физических задач для 10 класса"

Рабочая программа элективного курса для класса с углубленным изучением фмзики....