Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.
статья по географии по теме

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение

школа № 27 VIII вида

города-курорта Анапа

Краснодарского края

БУХТОЯРОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

2. Наглядное пособие  тренажёр - фланелиграф «Контурная карта».

3. Стена – тренажёр.

4. Рельефный глобус.

5. Компьютерные технологии.

6. Программированные задания.

7. Электрическая доска

8. Третий лишний.

9. Звёздочки.

10. Тесты.

11. Диктанты.

12. Семь бед - один ответ.

13. Словотворчество.

Список литературы.

Краснодар

2012 год.

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений развивающего обучения.

Программа географии в школе 8 вида включает относительно сложный для учащихся теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без применения особых методов и приемов.

 Их эффективность в основном объясняется  тем, что при чувственном восприятии (прежде всего зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

Применяя новые технологии, необходимо учитывать особенности становления зрительных образов у учащихся с проблемами в развитии. К ним относятся:

  1. Неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины объекта, материка).
  2. Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.
  3. Недостаточное осознание связи между формируемым образом и его свойствами.

      ( Материк и его государства, люди, города).

  1. Трудности при мысленном воссоздании образа объемного предмета на основе восприятия его плоского изображения. (Карта и рельеф).
  2. Неполное отражение воспринимаемых свойств предметов в речи учащихся.
  3. Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.

В коррекционной школе наблюдается большой разброс проявления у учащихся указанных способностей. У некоторых такие недостатки выражены в значительной мере, у других большинство из них практически отсутствуют.

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся коррекционной школы VIII вида и коррекционно-развивающей  работы с ними принадлежит дидактическим играм. В процессе игры  дети решают, какую - либо учебную задачу, и помогают друг другу, учатся работать самостоятельно, взаимно проверяют друг друга. Включение в урок игр, и игровых моментов делают процесс обучения более интересным, помогают преодолеть трудности в изучении нового материала. В игре учащиеся охотно выполняют то, что вне игры казалось им сложным и неинтересным.

Физиологи установили, что эмоция интереса, является единственной положительной эмоцией, мобилизирующей знания, умения и навыки учащихся. Так же известно, что эмоция интереса «живет» в левом полушарии мозга, вместе с логической, вербальной деятельностью, с последовательным мышлением, с чувством времени, сенсорными, моторными, речевыми центрами и аналитической деятельностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что подключать интерес можно через аналитические задания, сенсоры, моторику и речь. Так и наоборот, вызвав интерес, мы можем воздействовать и на эти процессы.

Интерес, как и любая эмоция, вызывает следующие функции в организме человека:

Биологическую – направляет кровь и энергетические ресурсы;

Мотивирующую – побуждает мышление, восприятие, поведение;

Социальную – обеспечивает взаимодействие с людьми.

Интерес проявляется в процессах: внимательности, концентрированности, настороженности. Интерес тесно связан с эмоцией удивления, которое проявляется в процессах: шока, удивления, изумления, ошеломления, испуга. Это кратковременная эмоция, после чего она переходит в эмоцию интереса. Удивление вызывается резким изменением стимула, его задача подготовить ребенка к аффективному, адекватному взаимодействию с новым внезапным событием и его последствиями. Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент изменения окружающей среды, сорганизовать действия ребёнка, позволившие ему адаптироваться. Эта эмоция очень важна для нашего контингента детей, они не умеют быстро перестраиваться. Значит, для того, чтобы развивать перестроечные механизмы, необходимо включать в урок задания, которые вызвали  у ребенка эмоцию удивления и требовали воспроизведение каких- либо иных действий. Поэтому удивление уместно в начале урока. Например, сообщить, что весь урок будет записывать на магнитофон, и пообещать сюрприз в конце урока, зашифровать тему урока и попросить детей её расшифровать.

Постоянно надо помнить о новизне, новизна, перемены, одушевленность  - вот причины, вызывающие интерес!  Надо использовать в работе разнообразные средства наглядности, она должна быть яркая, весёлая, она должна привлекать к себе внимание.

Взаимодействие интереса с сенсорами, познавательными процессами приводит к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности. Эмоция является главной мотивационной составляющей восприятия, внимания, познания.

Когда ребёнку комфортно на уроке, когда он уверен, что общение с Вами для него безопасно, когда психологическая обстановка в классе для него приятна, нет напряжения, рождает  в детях интерес, желание посещать Ваши уроки.

ТРЕНАЖЕР - ФЛАНЕНЕГРАФ  «КОНТУРНАЯ КАРТА».

ОПИСАНИЕ:

Это наглядное пособие сделано на голубой фланели, на неё нашиты контуры материков из зеленой фланели. Обратная сторона фланелиграфа однотонная, голубая.

К такому фланелиграфу необходимо сделать карточки на основе бархатной бумаги и задавать задания по правильному прикреплению карточек.

Все эти игры и задания уместно использовать при объяснении нового материала, так и при повторении изучаемого материала.

ЦЕЛИ:

Формировать представление и месторасположение материков, океанов.

Развивать представление о животных и растениях, обитающих на Земле.

Систематизировать знания о народах, о расах людей, живущих в разных странах.

Развивать знания о столицах государств.

Формировать практические навыки работы с контурными картами, картами.

Развивать сенсорные навыки ориентации в пространстве.

Коррегировать познавательную деятельность: анализ и синтез, классификация, обобщение.

ИГРЫ:

ЖИВОТНЫЕ.

Детям можно дать задание - найти из большого количества карточек с животными, выбрать животных, обитающих на каком- либо материке. Или выбрать млекопитающих животных Земли. Или прикрепить одного животного в место обитания. Можно каждому ребенку раздать карточки и дать задание по рядам. Какой ряд быстрее поставит свои карточки в правильные места на карте. Можно расставить животных на карте с ошибкой и дать детям задание найти неверно поставленных животных.  

РАСТЕНИЯ.

Часто одинаковые растения живут на разных материках. Поэтому уместно попросить ребенка расставить карточки на Африку из уже стоящих карточек, например Евразии. Можно выяснить названия одинаковых растений, например Африки и Австралии. Можно, расставив карточки, выяснить, где там есть одно единственное растение нигде более в мире не встречаемое. А в основном игры «Животные и Растения» дублируются и задания выбираются, исходя от целей и задач урока.

ЛЮДИ.

Необходимо расставить карточки с изображением людей в правильной последовательности, на нужные материки. Возможно, при изучении темы актуализировать внимание детей на разных народов, живущих на материке. Можно использовать те же задания, которые описаны выше.

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ

Учащиеся должны правильно расставить карточки с названиями материков и океанов. Можно названия поменять местами и попросить детей найти ошибку.

РЕЛЬЕФ. Раздаются карточки с названиями гор, рек, полуостровов, островов.

СТРАНА - СТОЛИЦА.

В эту игру следует играть на простом однотонном фланелеграфе. Ученикам раздаются карточки с названиями стран и столиц, они должны найти правильные названия и соединить карточки. Эта игра сделана по типу игры «Домино».

СТЕНА - ТРЕНАЖЕР.

ОПИСАНИЕ:

Одна из стен класса разрисована в стиле кубанского пейзажа.  Она несет в себе коррекционно-развивающую и эстетическую нагрузку. В разных местах такой картины приклеены кусочки ленты – репейника, отдельно на плотном картоне рисуются животные, травы, буквы, и прочее с обратной стороны такой картинки так же приклеена лента – репейник. Карточки крепятся к стене в зависимости от дидактической цели. В картину в рисованы два кинезиологических тренажера «Перекрест» вписан в жернова мельницы и «Ленивая восьмерка» вписана в облако. Благодаря такому тренажёру учитель         осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику.

ЦЕЛИ:

Развивать зрительное восприятие, внимательность.

Тренировать зрительные мышцы.

Развивать сенсорные навыки ориентации в пространстве.

Коррегировать пространственный анализ

Формировать представление о рельефе Кубани.

Коррегировать мелкую и крупную моторику.

Развивать представление о животных и растениях, обитающих на Кубани.

Формировать практические навыки работы с карточками.

Коррегировать познавательную деятельность: анализ и синтез, классификация, обобщение.

ИГРЫ:

Задание - найти из большого количества животных, обитающих на Кубани. Показать линию горизонта. Прикрепить одного животного вместо обитания (птичку на дерево, или в небо, рыбку в озеро).

Если долгое время стена не использовалась, то на очередном уроке можно спросить детей, что на ней изменилось.

Упражнение перекрест.

Это кинезиологическое упражнение, крест врисован в жернова мельницы. Нужно смотреть на крест и совершить 6 движение. Правая рука касается правого колена, левая рука – левого колена. Теперь, 6 движение наоборот Правая рука – левое колено, Левая рука – правое колено. Важно закончить на движение правая рука – правое колено, левая рука – левое колено.

Упражнение ленивая восьмерка.

Смотрим на восьмерку глазами и совершаем глазными яблоками движения в одну сторону 6 раз и в противоположную сторону 6 раз, поморгали.

РЕЛЬЕФНЫЙ ГЛОБУС.

ОПИСАНИЕ:

Глобус – модель земного шара, при своем маленьком масштабе помогает ребёнку более наглядно представить форму Земли, размеры её объектов, о положении земной оси, полюсах, экваторе. Практика показала, что учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в более детальном, глубоком рассмотрении некоторых тем. Так был создан специальный глобус, на котором рельефом выделены материки, горы, низменности. Это пособие помогает лучше усвоить многие географические понятия. Например: рельеф, материки, острова, экватор, север, юг, ось, форма Земли и многие другие.

ЦЕЛИ:

Формировать представление о рельефе.

Формировать практические навыки работы с глобусом.

Развивать тактильное восприятие.

Развивать сенсорные навыки ориентации на глобусе.

ИГРЫ:

Найти и показать: горы, озёра, реки, материки, океаны. Объяснить с опорой на глобус, чем материк отличается от острова. Показать, где находится экватор, полюса. (На нашем, рельефном глобусе нет географической сетки координат).

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ОПИСАНИЕ:

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Новые информационные технологии стали перспективным средством работы с детьми. Теоретическая основа использования ИТ в коррекционно-развивающем обучении базируется на положениях Л.С. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его ближайшего развития. Для детей работа на компьютере может иметь особое значение. Ребенок, не способный к предметной деятельности, имеет возможность осуществлять эти действия виртуально, иногда это первый опыт в его жизни. Целенаправленное систематическое воздействие с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы учителя. Учитель должен уметь ориентироваться в многообразии современных компьютерных обучающих программ, оценить программу с точки зрения этики. Качества мультипликации, адекватности содержания и применяемых методик.

   Кроме использования компьютерных программ, на уроках целесообразно использовать презентации по теме урока. Именно презентации позволяют учителю географии представить изучаемый материал наиболее ярко и доступно для понимания учащихся. Важно, что бы презентация была ограничена во времени и сопровождалась голосом учителя. Презентации незаменимы при объяснении нового материала.

ЦЕЛИ:

Повышать уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время урока.

Обеспечить полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка

Развивать зрительно-моторную координацию.

Формировать навыки работы на компьютере.

Осуществить решение поставленных развивающих и коррекционных задач в более короткие строки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий)

ИГРЫ:

Практика показала, что для контингента наших учеников подходят программы, составленные для дошкольников, для детей от 4 до 8 лет. Например, «Моя страна Россия», «География для малышей» студии «Баюн». Образовательная коллекция «1С» «География России – 8 класс», «Начальный курс географии – 6 класс». Для учащихся старших классов увлекательным является игровой курс «География для умников» общества «Бествей». Некоторые задания уместно давать индивидуально на компьютере, некоторые фронтально на интерактивной доске, в каждом случае нужно опираться на тему и цели конкретного урока.

ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ.

  Программированные  задания  имеют  очевидные  преимущества  перед  традиционными. Во-первых это  очень интересно  ребятам, во-вторых  это очень просто  и удобно  при  проверке, в -третьих  экономит много  времени  и  проводится  достаточно  быстро, что немаловажно  на  уроке, в-четвертых  при проверке  может  применяться как  контроль со  стороны  учителя, так и самопроверка  и взаимопроверка, что, конечно же, повышает эффективность  урока  и интерес к нему.

Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходят программированные задания.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДОСКА.

ОПИСАНИЕ.

Это доска сделана из картонного дипломата. С изнаночной стороны находятся провода, которые заканчиваются с внешней стороны, проходя через отверстия. В систему входит плоская батарейка, с отходящими от неё проводами и лампочка, в случае правильного ответа ребёнка она загорается. На внешнюю сторону доски ставится карточка с вопросами справа и ответами слева. Ученик должен двумя проводами, отходящих от батарейки, найти правильный ответ.  В основном используется при проверки знаний, полученных на уроках.

ЦЕЛИ:

Развивать умение читать карты, схемы.

Формировать самостоятельную деятельность учащихся, самоконтроль.

Развивать простейшие навыки работы с электричеством.

Осуществлять межпредметную связь.

Коррегировать познавательную деятельность учащихся: анализ и синтез, сравнение, классификацию, суждение, обобщение.

ИГРЫ:

КАРТОЧКА с РУСУНКОМ МАТЕРИКА.

На карточку наклеен рисунок материка и стрелками показаны цифры. Ученик должен найти в графе ответов правильное название цифры.

СТРАНА – СТОЛИЦА.

В графе вопросов написаны страны, а ребёнок должен к каждой стране правильно подобрать столицу. Можно проводить и наоборот столица страна.

МАТЕРИК – СТРАНА.

В графе вопросов написаны названия материков, а в графе ответов названия стран. Ребёнок должен сообразить, на каком материке находится та или иная страна.

ГОСУДАРСТВО  - ЧЕЛОВЕК.

В графе вопросы названия государств, материков и тд. В графе ответы рисунки людей в народных костюмах. Надо подобрать к каждому государства местного жителя.

МАТЕРИК  - РЕКА.

В графе вопросы названия материка, в графе ответы – реки.

МАТЕРИК – ГОРЫ.

В графе ответов горы,  в графе вопросы – название материка.

МАТЕРИК – ГОРОДА.

В графе ответов самые известные города материка, или страны, но не столица. Например, Краснодар, а в графе вопросы названия материка или государства.

ПЛАНЕТЫ.

В вопросах цифры, в  ответах названия планет в центре схема Солнечной системы, со стрелками от планет к цифрам.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

ОПИСАНИЕ:

На картонных листах написаны три слова, одно из которых лишнее, его надо найти и назвать, и объяснить,  почему это слово считается лишним. Игру уместно применять  на закрепление изучаемой темы.

ЦЕЛИ:

Учить детей анализировать и синтезировать, находить лишнее.

Развивать образное мышление и долговременную память.

НАПРИМЕР:

1. Африка, Евразия, Северная Америка.

2. Москва, Новгород, Украина.

3. Марс, Венера, Солнце.

4. Глобус, карта, горы.

5. Белый медведь, Бурый медведь, панда.

ЗВЁЗДОЧКИ.

ОПИСАНИЕ:

Это самая любимая игра моих детей, её уместно проводить вместо физминутки, после объяснения новой темы, или после повторения, кроме того, вопросы на звёздочках сами служат отличным материалом для повторения. Перед началом урока следует без свидетелей спрятать звёздочки в разные места класса, а после повторения дать задание сразу всем учащимся искать звёздочки, а можно по очереди, можно подключить игру «Холодно – жарко».

Из плотного картона вырезаны четырех лучевые звёздочки. Один луч больше остальных, на нем пишется любой вопрос из области географии, а на коротких лучах три возможных ответа. Учащиеся должны определить правильный ответ.

ЦЕЛИ:

Развивать долговременную память.

Расслаблять мышечный тонус.

Развивать познавательную операцию суждения и умозаключения.

Воспитывать корректное отношение к одноклассникам во время поиска звёздочек и умение работать в коллективе.

Развивать пространственную ориентировку в классе.

НАПРИМЕР:

  1. Столица России город: Анапа, Москва, Краснодар.
  2. В зоне тундры живут: тушканчики, жирафы, олени.
  3. На какой планете существует белковая форма жизни: Земля, Меркурий, Венера.
  4. Растения, которые сохранились с ледникового периода называются: вечные, деревья, реликтовые.
  5. Горы Краснодарского края называются: Уральские, Алтайские, Кавказские.
  6. Столица Франции город: Лондон, Париж, Осло.
  7. Прибор для наблюдения за звёздами называется: микроскоп, компас, телескоп.

8. Первого путешественника, нашедшего путь в Индию в объезд Африки звали: Фридерико Магеллан, Христофор Колумб, Васко – да – Гамма.

ТЕСТЫ.

ОПИСАНИЕ:

Тесты, это вопросы, подобранные по изучаемой теме с несколькими вариантами ответов. Я использую для большего удобства перфокарты с круглой перфорацией, где следует поставить плюс, если ответ верный.  Благодаря такой работе легко можно выяснить степень усвоения детьми темы урока.

ЦЕЛИ:

Развивать познавательную деятельность, устанавливать причинно – следственную связь, а так же операцию суждения.  

Формировать кратковременную и долговременную виды памяти

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

НАПРИМЕР:

«ДА, НЕТ»

1. Белый медведь живет на южном полюсе.

2. Магнолия растет в зоне хвойных лесов.

3. Астрахань расположена в зоне субтропиков.

4. Москва, находится в Сибири.

5. В Уссурийской тайге живет тигр.

  1. Лиственница может выдержать 60 градусный мороз.
  2. Секвойя растет в тропических лесах.
  3. Амазонка самая длинная река мира.
  4. В Африке нет действующих вулканов.
  5. Эверест самая высокая точка мира.

  1. Компас – прибор для ориентирования на местности.
  2. Телескоп помогает наблюдать за звёздами.
  3. Микроскоп – измеряет силу в баллах при землетрясении.
  4. Термометр – это прибор, для измерения атмосферного давления.
  5. Батискаф используют для выхода в открытий космос.

  1. Анапа находится на севере России.
  2. Владивосток расположен на Дальнем Востоке.
  3. Москва стоит на острове Сахалин.
  4. Санкт – Петербург стоит на реке Нева.
  5. Город Сочи расположен на Уральских горох.

«ДЕСЯТОЧКА». Нужно в каждое окошко вписать нужное слово.

  1. Горы, отделяющие Европейскую часть России от Азиатской называются…
  2. Горы на Юге Краснодарского края называются…
  3. Горы на востоке Сибири называются…
  4. Горы на западе Сибири называются…
  5. Самое глубокое озёро России называется…
  6. Самое большое озеро России называется…
  7. Самое большой полуостров Росси называется…
  8. Столица Росси город…
  9. Какой город стоит на полуострове Кольском…
  10.  Какой край омывают два южных моря…

ДИКТАНТЫ.

ОПИСАНИЕ:

Диктанты бывают разных видов, но в любом виде учитель диктует, а дети записывают ответы.

ЦЕЛИ:

Проверить знаний и умений учащихся.

Коррегировать абстрактное мышление, познавательную деятельность, анализ и синтез, суждение.

Воспитывать самостоятельность.

НАПРИМЕР:

ЦИФРОВАЙ ДИКТАНТ.

На доске написаны ответы под номерами. А учитель медленно диктует вопросы, учащиеся должны написать цифру ответа, а не сам ответ.

Ответы.

  1. Ла-Манш.
  2. Париж.
  3. Лондон.
  4. Ирландия.
  5. Северо-Атлантическое.
  6. Берлин.

Вопросы.

  1. Остров в Атлантическом океане.
  2. Столица Германии.
  3. Пролив между Францией и Англией.
  4. Столица Франции.
  5. Теплое течение Гольфстрим.
  6. Столица Великобритании.

Ответы.

  1. Магелланов.
  2. Карибское.
  3. Огненная земля.
  4. Тихий.
  5. Атлантический.
  6. Христофор Колумб.

             Вопросы.

  1. Узкий извилистый пролив.
  2. Путешественник, открывший Южную Америку.
  3. Остров на Юге Южной Америки.
  4. Западный океан.
  5. Восточный океан.
  6. море на севере материка.

«ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Учитель читает медленно названия рек, а дети отмечают их на контурных картах.

«ЗНАЧКИ ПРИРОДНЫХ ИСКОПАЕМЫХ».

Учитель показывает карточку природного ископаемого, а дети записывают название его. По-другому, произносит вслух название, а дети рисуют символ.

«ЦВЕТА КАРТЫ».

Учитель произносит цвета, а дети пишут название предмета, что этот цвет обозначает. Например: коричневый, – горы. Синий  - воду, море.

«СТОЛИЦА».

Учитель читает название страны, а учащиеся записывают столицу этого государства. Можно и наоборот, произнести столицу, а дети записывают страну.

«ПЛАН МЕСТНОСТИ». Учитель называет объекты, дети рисуют соответствующий символ.

СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ.

ОПИСАНИЕ:

Игра слуховая. Учитель называет семь признаков, какого либо явления, учащиеся должны его определить. Можно и наоборот, учитель называет одно явление, а дети должны назвать  к нему семь признаков.

ЦЕЛИ:

Развивать фонематическое восприятие.

Формировать познавательную деятельность, анализ и синтез, обобщение, классификацию и сравнение, операцию суждения и умозаключения.

Коррегировать вербальная память.

Осуществлять меж предметную связь с математикой.

Воспитывать внимательность.

НАПРИМЕР:

  1. Белый медведь, лед, океан, тюлень, рыба, полярная ночь, северное сияние. Зона Арктических пустынь.
  2. Апельсин, тур, инжир, Сочи, Черное море, Кавказские горы, Магнолия. Зона субтропиков.
  3. Тушканчик, перекати поле, саксаул, тарантул, суховей, верблюжья колючка, жара. Зона пустынь.
  4. Краснодар, Кавказские горы, Черное море, Анапа, Сочи, Азовское море, Закубанская равнина. Краснодарский край.
  5. Сена, Эйфелева башня, Лувр, Париж, Версаль, Провансаль, провинция Шампань. Франция.

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.

1.Ель. 2. Пихта. 3. Сосна. 4. Кедр. 5. Лиственница. 6. Можжевельник.

  1. Это кустарник, иногда достигает высоту от 3 до 5 метров?
  2. Какое растение сбрасывает хвойные иголки на зиму?
  3. Название, какого растения переводится на русский язык, как скала?
  4. У какого хвойного растения иголки расположены попарно?
  5. У какого растения не шишки, а шишко-ягоды?
  6. Из какого растения делают скрипки?
  7. У какого дерева шишки поднимаются вверх, как свечи?
  8. Древесина, какого дерева не гниет в воде?
  9. В шишках какого дерева созревают орешки?

(1.6, 2.5, 3.3, 4.3, 5.6, 6.1, 7.2, 8.5, 9.4)

  1. Клён.  2. Берёза. 3. Ольха. 4. Липа. 5. Дуб. 6.Осина.
  1. У нас ствол белый, а в Австралии черный?
  2. Какое дерево используется в производстве спичек?
  3. У какого дерева даже в жаркий день кора остается прохладной?
  4. Какое дерево наиболее долговечное и при благоприятных условиях может дожить до ста лет?
  5. Какое дерево цветет самым последним?
  6. Какое дерево называют «Дрожащим тополем».
  7. Листья, какого дерева до самого опадения сохраняют зеленую окраску?
  8. У какого дерева листья огромные с пятью лопастями?
  9. Из какого дерева был построен первый московский кремль?
  10. На этом дереве образуются самые мелкие шишечки с орешками.

(1.2, 2.6, 3.2, 4.5, 5.4, 6.6, 7.3, 8.1, 9.5, 10.3)

СЛОВОТВОРЧЕСТВО.

ОПИСАНИЕ:

Неизменным успехом и эффективностью учебного процесса всегда будет результат работы. А результат это творчество наших учеников. В течение учебного года учащиеся выполняют ряд творческих заданий со словами, это и стихи на тему урока, и рассказы, сказки. Каждая работа ребенка и есть творческим результатом его труда. Школа выпускает Ежегодный сборник детского словотворчества учащихся «Радуга». Он представляет собой уникальные произведения детей от 12 до 16 лет. Здесь собраны стихотворные произведения, проза, рассказы и сказки учащихся, иллюстрации так же созданы авторами сборника. Сборник адресован учащимся школы, педагогам и конечно родителям учащихся. Кроме того собираю стихотворные произведения различных людей, помогающие освоить учащимся некоторые темы урока. Например, ниже приведу стихотворение Сесиль Лупан из книги «Поверь в свое дитя».

ЦЕЛИ:

Повышать интерес учащихся к письменной речи.

Развивать творческий потенциал.

Воспитывать любовь к художественному слову.

СТИХОТВОРЕНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРАН ЕВРОПЫ.

В самолете мы сидим, всю Европу облетим,

Поглядим с тобой сейчас, что на западе у нас.

Вот во Франции, в Париже, башня всех построек выше!

А в Германии,  в Берлине, замечательный зверинец.

Город Берн в горах Швейцарии на реке стоит Ааре.

Люди в Бельгии, в Брюсселе, кружева плести умели.

А в Британии,  без спора, Лондон – самый главный город.

Дальше – в Нидерланды, там ветер сущим Амстердам.

Вот на запад поглядели и на север полетели.

Датский город Копенгаген девочкой – русалкой славен.

В Швеции Стокгольм - столица в воды Балтики глядится.

Город Хельсинки у финнов возле моря лег в низинах.

Корабли норвежцев рослых приплывают в город Осло.

Время быстренько бежит, на восток наш путь лежит.

Велика страна Россия, в ней Москва всего красивей.

Вся Румыния гордится Бухарестом, как столицей.

В Польше город величавый, называется Варшавой.

А в Болгарии, в Софии, храм премудрости – Софии.

Помнят в Чехии и Праге астронома Тихо Браге.

Будапешт венгерский, знай, в голубой глядит Дунай.

А австрийцы непременно слушать песни едут в Вену.

Что бы нам закончить круг, отправляемся на юг.

Над Италией парим, видим вечный город Рим.

В теплой Греции, в Афинах, много статуй есть старинных.

Португалец, тот влюблён в свой портовый Лиссабон.

А в Испании - Мадрид в центре всей страны стоит.

АВТОР ЕВЛАЩЕНКО МАРИЯ. 8 класс.

Большое и широкое озеро Мичиган

Засоряет, какой - то маленький  хулиган.

Если ты заснешь,

возле озёра Гурон,

Тогда тебе приснится

Замечательный сон.

Горы Кордельеры

Охраняют миллионеры.

На полуострове Аляска

Ездят медведи в колясках.

А в проливе Дрейка,

Развелись змейки.

Кто отдыхал на реке Ориноко,

Тот понимает, что там одиноко.

На  вулкан Руис, забрался Борис.

Упал Борис - не покорив Руис.

Все вулканы на Котопах,

Похожи на стадо больших черепах.

На реке Ока

Свет виден из далека.

А возле реки Вятка

Не посадишь грядку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ;

Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

Худенко Е. Д. «Новые технологии в планировании воспитательной работы»; Москва 2000 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 27 VIII вида города-курорта Анапа Краснодарского края БУХТОЯРОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида. Краснодар 2012 учебный год.

Слайд 2

ТРЕНАЖЁР _ ФЛАНЕЛИГРАФ «Контурная карта»

Слайд 3

Это наглядное пособие сделано на голубой фланели, на неё нашиты контуры материков из зеленой фланели. Обратная сторона фланелиграфа однотонная, голубая. К такому фланелиграфу необходимо сделать карточки на основе бархатной бумаги и задавать задания по правильному прикреплению карточек. Все эти игры и задания уместно использовать при объяснении нового материала, так и при повторении изучаемого материала.

Слайд 7

Одна из стен класса разрисована в стиле кубанского пейзажа. Она несет в себе коррекционно-развивающую и эстетическую нагрузку. В разных местах такой картины приклеены кусочки ленты – репейника, отдельно на плотном картоне рисуются животные, травы, буквы, и прочее с обратной стороны такой картинки так же приклеена лента – репейник. Карточки крепятся к стене в зависимости от дидактической цели. В картину в рисованы два кинезиологических тренажера «Перекрест» вписан в жернова мельницы и «Ленивая восьмерка» вписана в облако. СТЕНА - ТРЕНАЖЕР.

Слайд 11

Глобус – модель земного шара, при своем маленьком масштабе помогает ребёнку более наглядно представить форму Земли, размеры её объектов, о положении земной оси, полюсах, экваторе. Практика показала, что учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в более детальном, глубоком рассмотрении некоторых тем. Так был создан специальный глобус, на котором рельефом выделены материки, горы, низменности. Это пособие помогает лучше усвоить многие географические понятия. Например: рельеф, материки, острова, экватор, север, юг, ось, форма Земли и многие другие. РЕЛЬЕФНЫЙ ГЛОБУС.

Слайд 14

Современная эпоха предъявляет высо­кие требования к личности человека . Теоретическая основа использования ИТ в коррекционно-развивающем обучении базируется на поло­жениях Л.С. Выготского об уровне актуаль­ного развития ребенка и зоне его ближайше­го развития. Для детей работа на компьютере может иметь особое значение. Ребенок, не способный к предмет­ной деятельности, имеет возможность осуществлять эти действия виртуально, иногда это первый опыт в его жизни. Целенаправленное систематическое воздействие с использованием компьютерных технологий позволяет значитель­но повысить эффективность работы учителя. Учитель должен уметь ориентироваться в многообразии современных компьютерных обучающих программ, оценить программу с точки зрения этики. Качества мультипликации, адекватности содержания и применяемых методик. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Слайд 15

ДИСКИ.

Слайд 16

НАЙДИ СТОЛИЦУ.

Слайд 17

Кроме использования компьютерных программ, на уроках целесообразно использовать презентации по теме урока. Именно презентации позволяют учителю географии представить изучаемый материал наиболее ярко и доступно для понимания учащихся. Важно, что бы презентация была ограничена во времени и сопровождалась голосом учителя. Презентации незаменимы при объяснении нового материала. ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Слайд 20

Программированные задания имеют очевидные преимущества перед традиционными. Во-первых это очень интересно ребятам, во-вторых это очень просто и удобно при проверке, в - третьих экономит много времени и проводится достаточно быстро, что немаловажно на уроке, в-четвертых при проверке может применяться как контроль со стороны учителя, так и самопроверка и взаимопроверка, что, конечно же, повышает эффективность урока и интерес к нему. Практика показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащихся малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания. Здесь на помощь приходят программированные задания. ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ.

Слайд 21

Это доска сделана из картонного дипломата. С изнаночной стороны находятся провода, которые заканчиваются с внешней стороны, проходя через отверстия. В систему входит плоская батарейка, с отходящими от неё проводами и лампочка, в случае правильного ответа ребёнка она загорается. На внешнюю сторону доски ставится карточка с вопросами справа и ответами слева. Ученик должен двумя проводами, отходящих от батарейки, найти правильный ответ. В основном используется при проверки знаний, полученных на уроках. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДОСКА.

Слайд 24

На картонных листах написаны три слова, одно из которых лишнее, его надо найти и назвать, и объяснить, почему это слово считается лишним. Игру уместно применять на закрепление изучаемой темы. НАПРИМЕР : 1. Африка, Евразия, Северная Америка. 2. Москва, Новгород, Украина. 3. Марс, Венера, Солнце. 4. Глобус, карта, горы. 5. Белый медведь, бурый медведь, панда. ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

Слайд 25

Эту игру уместно проводить вместо физминутки , после объяснения новой темы, или после повторения, кроме того, вопросы на звёздочках сами служат отличным материалом для повторения. Перед началом урока следует без свидетелей спрятать звёздочки в разные места класса, а после повторения дать задание сразу всем учащимся искать звёздочки, а можно по очереди, можно подключить игру «Холодно – жарко». Из плотного картона вырезаны четырех лучевые звёздочки. Один луч больше остальных, на нем пишется любой вопрос из области географии, а на коротких лучах три возможных ответа. Учащиеся должны определить правильный ответ. НАПРИМЕР : Столица России город: Анапа, Москва, Краснодар. В зоне тундры живут: тушканчики, жирафы, олени. На какой планете существует белковая форма жизни: Земля, Меркурий, Венера. Растения, которые сохранились с ледникового периода называются: вечные, деревья, реликтовые. Горы Краснодарского края называются: Уральские, Алтайские, Кавказские. Столица Франции город: Лондон, Париж, Осло. Прибор для наблюдения за звёздами называется: микроскоп, компас, телескоп. Первого путешественника, нашедшего путь в Индию в объезд Африки звали: Фридерико Магеллан, Христофор Колумб, Васко – да – Гамма. ЗВЁЗДОЧКИ.

Слайд 27

Тесты, это вопросы, подобранные по изучаемой теме с несколькими вариантами ответов. Я использую для большего удобства перфокарты с круглой перфорацией, где следует поставить плюс, если ответ верный. Благодаря такой работе легко можно выяснить степень усвоения детьми темы урока. НАПРИМЕР : «ДА, НЕТ» 1. Белый медведь живет на южном полюсе. 2. Магнолия растет в зоне хвойных лесов. 3. Астрахань расположена в зоне субтропиков. 4. Москва, находится в Сибири. 5. В Уссурийской тайге живет тигр. « ДЕСЯТОЧКА». Нужно в каждое окошко вписать нужное слово. Горы, отделяющие Европейскую часть России от Азиатской называются… Горы на Юге Краснодарского края называются… Горы на востоке Сибири называются… Горы на западе Сибири называются… Самое глубокое озеро России называется… Самое большое озеро России называется… Самое большой полуостров Росси называется… Столица Росси город… Какой город стоит на полуострове Кольском… Какой край омывают два южных моря… ТЕСТЫ.

Слайд 29

Диктанты бывают разных видов, но в любом виде учитель диктует, а дети записывают ответы. НАПРИМЕР : ЦИФРОВАЙ ДИКТАНТ. На доске написаны ответы под номерами. А учитель медленно диктует вопросы, учащиеся должны написать цифру ответа, а не сам ответ . Ответы. Ла-Манш. Париж. Лондон. Ирландия. Северо-Атлантическое. Берлин. Вопросы. Остров в Атлантическом океане. Столица Германии. Пролив между Францией и Англией. Столица Франции. Теплое течение Гольфстрим. Столица Великобритании. ДИКТАНТЫ.

Слайд 30

Игра слуховая. Учитель называет семь признаков, какого либо явления, учащиеся должны его определить. Можно и наоборот, учитель называет одно явление, а дети должны назвать к нему семь признаков. НАПРИМЕР : Белый медведь, лед, океан, тюлень, рыба, полярная ночь, северное сияние. Зона Арктических пустынь. Апельсин, тур, инжир, Сочи, Черное море, Кавказские горы, Магнолия. Зона субтропиков. Тушканчик, перекати поле, саксаул, тарантул, суховей, верблюжья колючка, жара. Зона пустынь. Краснодар, Кавказские горы, Черное море, Анапа, Сочи, Азовское море, Закубанская равнина. Краснодарский край. Сена, Эйфелева башня, Лувр, Париж, Версаль, Провансаль, провинция Шампань. Франция. СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ.

Слайд 31

Неизменным успехом и эффективностью учебного процесса всегда будет результат работы. А результат это творчество наших учеников. В течение учебного года учащиеся выполняют ряд творческих заданий со словами, это и стихи на тему урока, и рассказы, сказки. Каждая работа ребенка и есть творческим результатом его труда. СЛОВОТВОРЧЕСТВО.

Слайд 32

Школа выпускает Ежегодный сборник детского словотворчества учащихся «Радуга». Он представляет собой уникальные произведения детей от 12 до 16 лет. Здесь собраны стихотворные произведения, проза, рассказы и сказки учащихся, иллюстрации так же созданы авторами сборника. Сборник адресован учащимся школы, педагогам и конечно родителям учащихся. КНИГА «Радуга».

Слайд 36

Большое и широкое озеро Мичиган Засоряет, какой – то маленький хулиган. Если ты заснешь, возле озёра Гурон, Тогда тебе приснится Замечательный сон. Горы Кордельеры Охраняют миллионеры. На полуострове Аляска Ездят медведи в колясках. Кто отдыхал на реке Ориноко, Тот понимает, что там одиноко. На вулкан Руис , забрался Борис. Упал Борис - не покорив Руис . Все вулканы на Котопах , Похожи на стадо больших черепах. На реке Ока Свет виден из далека. А возле реки Вятка Не посадишь грядку. АВТОР ЕВЛАЩЕНКО МАРИЯ. 8 класс.

Слайд 37

ГАЗЕТА «Стихи о географии»

Слайд 38

Кроме того собираю стихотворные произведения различных людей, помогающие освоить учащимся некоторые темы урока. Например, ниже приведу стихотворение Сесиль Лупан из книги «Поверь в свое дитя».

Слайд 39

В самолете мы сидим, всю Европу облетим, Поглядим с тобой сейчас, что на западе у нас. Вот во Франции, в Париже, башня всех построек выше! А в Германии, в Берлине, замечательный зверинец. Город Берн в горах Швейцарии на реке стоит Ааре. Люди в Бельгии, в Брюсселе, кружева плести умели. А в Британии, без спора, Лондон – самый главный город. Дальше – в Нидерланды, там ветер сущим Амстердам. Вот на запад поглядели и на север полетели. Датский город Копенгаген девочкой – русалкой славен. В Швеции Стокгольм - столица в воды Балтики глядится. Город Хельсинки у финнов возле моря лег в низинах. Корабли норвежцев рослых приплывают в город Осло. Время быстренько бежит, на восток наш путь лежит. Велика страна Россия, в ней Москва всего красивей. Вся Румыния гордится Бухарестом, как столицей. В Польше город величавый, называется Варшавой. А в Болгарии, в Софии, храм премудрости – Софии. Помнят в Чехии и Праге астронома Тихо Браге. Будапешт венгерский, знай, в голубой глядит Дунай. А австрийцы непременно слушать песни едут в Вену. Что бы нам закончить круг, отправляемся на юг. Над Италией парим, видим вечный город Рим. В теплой Греции, в Афинах, много статуй есть старинных. Португалец, тот влюблён в свой портовый Лиссабон. А в Испании - Мадрид в центре всей страны стоит. СТИХОТВОРЕНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРАН ЕВРОПЫ.

Слайд 40

КУБАНСКИЙ УГОЛОК

Слайд 42

КОНЕЦ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Совершенствование методов обучения на уроках географии в школе VIII вида

Целью современного образования, будь это общеобразовательная или коррекционная школа,  является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у обучающихся  активной, т...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...


 

Комментарии

Спасибо за ваш материал. Очень понравились ваши придумки. Но особенно – глобус. Вы его сами сделали? Давно мечтаю создать рельефный глобус, но пока не придумала, как. Не могли бы вы поделиться идеей. Буду вам очень признательна.

Артамонова  Жанна Федоровна

Екатерина Анатольевна, очень понравился ваш методический материал, а Кубанский уголок заслуживает особого внимания - так как очень наглядно представлена краеведческая работа.

Артамонова  Жанна Федоровна

Екатерина Анатольевна, очень понравился ваш методический материал, а Кубанский уголок заслуживает особого внимания - так как очень наглядно представлена краеведческая работа.

Данькина Марина Анатольевна

Уважаемая Екатерина Анатольевна! Меня тоже заинтересовал рельефный глобус. Из какого материала он сделан? Если можно, опишите технологию изготовления, пожалуйста.