Атлантика
материал по географии (7 класс) по теме

Романова Любовь Александровна

Атлантический океан 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atlanticheskiy_okean_7_klass.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучить особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.

Оборудование:

  1. карта океанов
  2. мультимедийное оборудование, компьютер
  3. мультимедийная презентация
  4. интерактивная доска
  5. телевизор, DVD, диск “Голубая планета”
  6. магнитофон, аудиоэнциклопедия “Планета Земля”

Приложение

Ход урока

№ с-да

Вид деятельности

И-1

I. Организационный момент 

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.

Есть два разряда путешествий
Одно – пускайся с места вдаль,
Другой – сиди себе на месте
И географию читай.

И-2

II. Проверка домашнего задания 

1. Устный опрос

(Интерактивная к/к Тихого океана)

– Подписать материки, которые омывает Тихий океан.
– Рассказать об изрезанности береговой линии.
– Показать основные течения.
– Почему Тихий океан называют “самым-самым”?
(Большой, глубокий, древний)
– Кто первым пересек океан? (Магеллан)
– Чем разделяется? (экватором, 180 меридианом)

1

 

Тел.

III. Изучение нового материала 

1. Введение

Фрагмент фильма “Голубая планета”

– Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более подробно познакомимся с Атлантическим океаном. Помогать нам в этом будут эксперты.
– Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.

2

1 эксперт

По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели.

3

“Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!”
Жюль Верн

– Если бы вы задались целью найти эти мысы на карте, то мыс Горн нашли на южной оконечности Южной Америки, а мыс Бурь вы бы не нашли, так как он назван другим именем – мыс Доброй надежды (южная оконечность Африки)

4

Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. ГП
  2. История исследования океана
  3. Особенности природы
  4. Хозяйственная деятельность

5

 

 

м/э

– Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”. 

2. Характеристика географического положения океана

– Открыли учебники на стр. 313, охарактеризуем океан по плану.

Работа с атласами, запись в тетрадь.

Для того, чтобы записать основные характеристики океана воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Основные характеристики океана:

– второй по величине
– площадь – 91, 6 млн. км²
– ср. глубина – 3600 м
– наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

6

Происхождение, рельеф дна 

– Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны

7

– Рельеф дна не сложен. Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина его более 17 тысяч км.
– На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия.
– Ложе океана – океанические равнины.

8

3. История исследования океана 

2 эксперт

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.

9

С эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д.

10

Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в.

11

По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

12

4. Особенности природы 

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Особенности климата отражаются и на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом океане. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и с Антарктиды, а также интенсивным перемешиванием поверхностных и глубинных водных масс под действием ветров и течений. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

– А что еще на ваш взгляд может мешать судоходству? (Айсберг)

13

3 эксперт 

АЙСБЕРГ – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой.
Течения выносят айсберги в открытый океан до 40° с. ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия “Титаника”, который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам, о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Физминутка для глаз

14

 

 

м/у

Соленость 

Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.

Запись в тетрадь: соленость – 34–37‰

Течения

Мультимедийный учебник

– В водах Атлантического океана имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
– Течения здесь направлены не по широте, как в Тихом океане, а почти вдоль меридианов. Почему?
– Самым известным является течение – Гольфстрим.

15

Саргассово море 

– В Атлантическом океане много уникальных мест. Такому как Бермудский треугольник приписывают даже сверхъестественные силы. А мы с вами отправимся сейчас в путешествие в одно увлекательное место.

16 а/з

Аудиозапись “Саргассово море” (диск “Планета Земля”– аудиоэнциклопедия)

17

Органический мир 

Органический мир беднее видами, чем Тихий. Объясняется это его молодостью. При небольшом количестве видов количество рыб и других морских животных значительно. Много промысловых рыб: треска, сельдь, морской окунь, скумбрия, мойва, тунец.

18

Есть киты, акулы, тюлени.

19

5. Хозяйственная деятельность 

(Запись в тетрадь)

20

Рыбный промысел 

Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла

21

Транспортные пути 

Издавна океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. Для улучшения связи Атлантического океана с другими сооружены Суэцкий и Панамский каналы

Учебник с. 93, показать на карте каналы

22

Добыча полезных ископаемых

Шельфы океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены в Мексиканском заливе и Северном море

(Показать на карте)

23

Рекреационные ресурсы 

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. Ведущее место принадлежит Средиземному морю.

(Показать на карте)

24

Экологические проблемы 

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Атлантический океан уже не в состоянии сам очищаться. Требуются международные усилия по спасению океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

25

IV. Итог урока 

– Изучению какого океана мы посвятили урок?

Игра “ Кто это? Что это?”

  1. Саргассово – море
  2. Викинги – первые пересекли океан
  3. Скумбрия – промысловая рыба
  4. Суэцкий – канал
  5. Карибское – море
  6. Мексиканский – залив
  7. Гольфстрим – теплое течение
  8. Исландия –остров
  9. Срединно-Атлантический – хребет
  10. Средиземное – море

26

V. Домашнее задание: § 19, номенклатура , к/к стр. 64

Номенклатура

Атлантический океан

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Проливы: Гибралтарский

Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские

Полуострова: Скандинавский, Лабрадор

Каналы: Суэцкий, Панамский

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние Атлантики на ход температуры в г. Кузнецк-12 в зимний период за последние 5 лет (2005-2010)»

Учебный проект адресован учащимся 6- 9 классов для более глубокого ознакомления с темой «Климат» в 6, 7 , 8 классах.В 9 классе тема «Климат» включена при изучении экономических ресурсов....