Экологическая тропа.
статья по географии (10 класс) по теме

 История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создавать и в селе Слобода Петропавловская, который имеет большую популярность в Новошешминском районе. Протяжность такой познавательной тропы рассчитана на прохождение в течение одного дня.

Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде

При выборе маршрута экологической тропы мы  учитывали основные условия, как

- доступность маршрута для посещения учащимися , например близость к школе, летнему лагерю, пришкольному участку;

- посещаемость маршрута тропы местным населением, отдыхающими;

-эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

При определении общей протяженности тропы следует исходить из  средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников ( примерно 2 – 2,5 часа ).Этому будет соответствовать оборудованный маршрут длиной  около 2 км.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов, например ,могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40 – 50 мин. для детей младшего  возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться по дольше. Таким  образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мир вокруг нас»

Тема: Мир вокруг нас

Цель: - раскрыть величие и красоту родной природы;

           - развивать эстетическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту как гармонию форм, красок, запахов;

           - воспитывать экологическую культуру, активное, действенное, чуткое и бережное участие в сохранении и улучшении природы

1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек видит и любит мир вокруг себя по-своему. Но не все осознают,  единство человека и природы… Поэтому и случаются экологические катастрофы: частые тайфуны, смерчи, землетрясения, оползни, наводнения, снежные обвалы. А как вы думаете, почему такие катастрофы стали частыми. (Нарушен экобаланс) В чем  они проявляются? А всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. (Слайд 2) «Перед человеком, - писал В.А.Сухомлинский, открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок  и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи…»  Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.

Вот как видят природу те, кто ее любит, внимательно наблюдает и изучает. (Слайды 3-7).

Черствый и эстетический неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего, кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Тот, кто любит природу, наблюдает за ней постоянно. И каждый раз видит удивительное событие.

Никого не оставила равнодушным красота нашего Урала: писателей, поэтов, художников и композиторов. Они все по-своему любили деревья, солнце, траву, цветы, птицы и создавали различные виды искусства. Поэты сочиняли восхитительные стихи, художники творили изумительные картины, композиторы писали музыку.

Окружающая нас природа – это наше общее достояние, общий дом. И от нас, живущих в этом  доме, зависит, хорошо ли нам в нем. А хорошо будет в нем лишь тогда, когда каждый из нас почувствует ответственность за сохранность природы, самой планеты Земля.

Природа–мать – так любовно называем мы ее. Она обогащает нас. Однако щедрей вознаграждает тех, кто любит и бережет ее.

Трудная проблема встала перед человечеством. Прошлое столетие оказалось неподготовленным для ее решения. Мы на каждом шагу показывали незнание многих законов природы. Но более опасное – наше равнодушие, нежелание задуматься над будущим, над тем, что оставим мы потомкам.

Если в начале 20-х годов наш район входил в лесостепную зону, то теперь эта зона стремительно превращается в степную. Почему?

Много в природе стало ковыли. Это первый признак степной зоны.

Вы, наверное, заметили, что многие родники исчезли, а реки стали совсем мелководными. Например: река Белая.  Летом 2012 года сухогрузы не смогли плыть по Белой.

Какие примеры сами  можете привести? (ответы детей)

Гибнут моря, озера, малые реки. Безвозвратно исчезают сотни тысяч видов растений. Вырублена почти половина всех существующих лесов. Ну почему же так случилось?

Кто виноват? Мы все. Природа богата. Мы думаем, нужно брать, брать, брать. Реки текут не туда.

На гробнице фараона были высечены слова: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Это завещание нам потомкам. Это призыв сохранить первозданность природы, призыв к разуму. Это заключает в себе все то, что понимаем мы под выражением «экологическая культура».

Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) (Слайд 8) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.

Мы живем странно, неправильно: охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям.

2. 2013 год- Год охраны окружающей среды

Президент Российской Федерации Владимир Путин 10 августа 2012 года подписал Указ об объявлении 2013 года Годом охраны окружающей среды,  президент Башкортостана Рустэм Хамитов 6 декабря 2012 года также подписал Указ об объявлении 2013 года Годом охраны окружающей среды. Общественным объединениям рекомендовано активизировать работу по формированию и развитию экологической культуры, бережному отношению к окружающей среде, повышению ответственности за сохранение природного наследия. (Слайд  9)

Имеется эмблема года. (Слайд 10)

          На эмблеме изображен белый беркут, стремящийся в небо, на фоне сине-зеленой капли воды, образуя таким образом флаг нашей республики. Как пояснил Насих Халисов, автор эмблемы, беркут был избран не случайно: «Беркуты выбирают местом обитания только экологически чистые районы. Фон эмблемы – капля воды - состоит из трех цветов – голубой, белый и зеленый, что символизирует флаг республики»

            Год охраны окружающей среды в Республике Башкортостан пройдёт под девизом: «Сохраним своё завтра!».

3. Слово учителя.

Так жить, как жили до сих пор, - варварски относясь к природе нельзя! Каждому необходимо образумиться, одуматься, заняться конкретным делом во имя спасения природы. Вот что пишет Нугуман Мусин в романе «Вечный лес»: (Слайд 11) «Человек мой! Хозяин земли своей! Вижу, что ты начинаешь заботиться о жизни грядущих поколений. Для того, чтобы все люди были счастливы, жили в мире, любви и дружбе, твои пращуры, прадеды, деды и отцы веками боролись, лучшие из лучших отдавали свои жизни за это святое дело. И коли уж встал ты на защиту красоты матери – земли, на защиту её здоровья, её прекрасного лика, на полпути не останавливайся, какие бы преграды не встретились на твоем пути, какие бы беды  тебе не грозили!»

 К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что не надо ждать милостей от природы, надо брать их самому. Поэтому на протяжении многих лет он брал от природы все, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека гибнет наша планета. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам: «Остановись!» (Сообщение о Красной книге)(Слайд 12) (I том Красной книги вышел в 1966г., 5 томов «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Высшие растения»; первое издание «Красной книги» в СССР вышло в 1978 году. В книгу были включены 150 видов млекопитающих, птиц, земноводных, пресмыкающихся)

С природой надо дружить, учиться у нее и помогать ей, возродить леса, пашни, родники, реки. (Слайды 13-15)

Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

1. Конкурс эрудитов. (Слайды 16-25)

2. Конкурс «ЛЕСНАЯ  АПТЕКА» (Слайд 26)

3. Конкурс «Бюро погоды» (Слайд 27)

4. Конкурс «Цветочный калейдоскоп» (Слайд 28-37)

    Вот и подходит к концу наш классный час. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Ребята, давайте познакомимся с  экологической памяткой.

Экологическая памятка. (Слайд 38)

  1. Не рубить березы из-за сока.
  2. Не сорить в лесу.
  3. Тушить костры.
  4. Не играть со спичками.
  5. Не засорять реки, речки, не разбивать стекла.
  6. Не стрелять в птиц и кошек.
  7. Посадить деревья.
  8. Не ломать ветки деревьев, кустарников.
  9. Не рвать охапками цветы.

10. Берегите природу - ведь она как хрупкая планета.

Итог занятия. (Слайд 39)

   Нет ничего прекраснее, чем наша земля.

  Посмотри, как он хорош,

  Край, в котором ты живешь

  Край, наполненный свежей листвой,

  Береги его, он твой!

  Добротой земля моя прекрасна.

  Так давай на долгие века

  Сохраним земле ее богатство-

  Эти рощи, реки и луга.

  Ведь «Рощи и луга – всему краю красна»- гласит народная пословица. Да как им не быть украшением, если любоваться можно во все времена года. Эта красота дарит людям здоровье, радость, душевное спокойствие, поднимает настроение, рождает добрые чувства.

Итог. Я сегодняшний классный час хочу закончить следующим стихотворением.  (Слайд 40)

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и неисчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Пудожгорский Белкина Наталья Алексеевна." — Транскрипт презентации:

Слайд 1

Визитная карточка 2011 год Учитель английского языка МКОУ ООШ п. Пудожгорский Белкина Наталья Алексеевна

Слайд 2

Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник. Гёте Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник. Гёте Я рискнула сделать выбор в пользу сложной и прекрасной профессии педагога, и, думаю, что не ошиблась. Уже почти 16 лет, я могу с гордостью произносить фразу: «Я – УЧИТЕЛЬ» А как же началась моя карьера?

Слайд 3

Год 1995 – «пионерский» Вот таким скромным инженером технологом ЦБП я вышла из стен Санкт - Петербургского колледжа автоматизации лесопромышленного производства. Времена были тогда тяжёлые, продолжить учёбу в Лесотехнической академии я не могла по причине отсутствия финансов у моих родителей. Вот и пришлось мне приехать домой и искать работу в своём посёлке. И представьте себе – я её нашла! Директор школы – Гостева С. А. взяла меня на работу в школу учителем английского языка с удостоверением переводчика – референта.

Слайд 4

Год 1996 - «стахановский» Этот год был для меня очень трудным. Я очень не хотела работать в школе, я не понимала пожилых учителей – как можно работать в таком сумасшедшем доме, как школа? По ночам я плакала от того, что не могу правильно построить урок, выпускники воспринимали меня, как свою ровесницу, а некоторые даже признавались в любви. Зарплату тогда не давали по 3-4 месяца. Хотелось бежать далеко – далеко, но как говорится в пословице: «Хорошо там, где нас нет». В один прекрасный момент я решила – всё, хватит, мне никто не поможет, я должна всё сделать сама: построить урок, найти способ поставить на место юношей- выпускников. И ещё я поняла одну вещь за этот первый год работы: Я УСПЕЛА ПОЛЮБИТЬ ЭТИХ МАЛЕНЬКИХ ПАРШИВЦЕВ. Ведь не все детишки были вредными, основная масса детей хотела изучать английский язык, ведь в школе он не вёлся до меня 10 лет.

Слайд 5

Первая рабочая пятилетка С 1996 по 2001 год я мучительно во всех отношениях «грызла» гранит науки в педагогическом тогда институте. Признаюсь, было очень трудно работать без наставников и учиться заочно. Но я стойко выдержала эти 5 лет. Теперь я точно знала, что не покину эту профессию, я очень привязалась к детям, мне нравилось нести язык к этим маленьким головкам и горящим глазкам. Но уже в 2001 году я сама стала мамой, и временно (на 1 год) мне пришлось оставить своих школьных детей и заняться своим собственным ребёнком.

Слайд 6

О себе, любимой, пару строк скажу… За один год декретного отпуска поняла – хочу на работу! И вот мой ребёнок- спартанец в 1 год пошла в детский сад. Было тяжело и мне, и ей. Но мы опять справились со всеми трудностями. К этому времени ( 2003-2004 гг.) я уже многое знала сама, учила своих учеников, но в глубине души мне иногда становилось стыдно за те моменты на уроках, когда дети что-то меня спрашивали, а я не могла ответить просто потому, что не знала, не хватало мне всё-таки иноязычного образования. Всю методику я изучала по книжкам, методичкам, по газетам. Потом уже появился Интернет.

Слайд 7

Как я приобретала жизненный опыт… Последующие годы я по-прежнему присматривалась к детям, к их интересам, желаниям. Мне всегда хотелось что-то преподнести новое для них, чем-то их заинтересовать, чтобы интерес у них к языку не пропал. Я даже придумала небольшой педагогический обман. Когда я находила что-то новенькое и интересное, я старалась дать этот материал тем детишкам, которые начинали терять интерес к моему предмету. Ребёнок, конечно же, «заглатывал» мою наживку и снова работал на «отлично». Признаюсь честно, на сегодняшний день эта наживка всё ещё работает.

Слайд 8

Моя семья Помимо школьных детей, как я уже успела вам поведать, у меня есть и свои собственные дети. В силу своей профессии мой муж (районный охотовед) живёт и работает в стольном граде Пудоже и дома появляется только к выходным. А порой и вовсе мы встречаемся очень редко. Но тем не менее у нашей семьи есть особенное хобби (семейное). Мы все любим природу, родной край и по возможности, особенно летом мы выезжаем в д. Куганаволок, на «малую Родину» моего мужа.

Слайд 9

Те, кто хотя бы там был один раз, поймут меня сразу – о какой природе и красоте идёт речь. Это просто небесный рай по сравнению с ежедневной суетой, какими-то бытовыми или рабочими проблемами. В Куганаволоке я отдыхаю душой и телом, а заодно изучаю природу, культуру этого края, этих людей. Старшая дочь (9 лет) побывала с папой на рыбалке, съездила в лагерь «Калипсо», пожила немного на острове в спартанских условиях. В 2010 году мы её отправили в экологический лагерь на берег озера Кончезеро, где он ещё был и языковой (туда приезжали американские волонтёры).

Слайд 10

В этом году мы планируем отправить её в парк Паанаярви в детский экологический лагерь, она уже «спит и видит» себя в горах, ищет информацию в Интернете о том месте, куда поедет. Я думаю, что старшему ребёнку нам удалось привить чувство ответственности за природу, любовь к родному краю. О младшей дочери ( 4 года) пока ничего не могу сказать, она ещё маленькая, но она знает уже: животных, птичек обижать нельзя, цветочки рвать тоже нельзя. Одним словом, у нас в семье процветает экологическое воспитание.

Слайд 11

Со школьниками также занимаюсь экологическим воспитанием. Мы с ними участвовали в республиканских научно- исследовательских конференциях «Заяви о себе», «Будущее Карелии», в районной конференции «Мой край – Карелия». Каждый год проводим экологические акции в посёлке по уборке мусора, привлекаем местное население и местных предпринимателей для помощи в вывозе мусора. С 2010 года совместно с учителем географии ведём элективный курс «Мир туристских интересов в Карелии» ( на русском и английском языках).

Слайд 12

Моё жизненное кредо Моё жизненное кредо – «не навреди ближнему». Я всегда стараюсь в жизни делать всё правильно (не всегда, правда, удаётся). Своих собственных детей и учеников в школе пытаюсь наставить на путь истинный не криками и упрёками, а исключительно добрым словом и наставлением. Срабатывает тоже не всегда и не со всеми, но кое-какие результаты есть. Особенно нас сблизил проект «Общий язык» в 2008 году. Именно после этого проекта я многое узнала о своих учениках. Они стойко выдержали неделю работы в финских школах, мы просто начали понимать друг друга.

Слайд 13

Последние известия В рамках последнего российско- финского проекта по предпринимательству я разработала программу на основе элективного курса «Экологический туризм – один из способов развития предпринимательства на территории Пудожского района». На сегодняшний день обиваю пороги всех министерств и ведомств, ищу спонсоров из всех концов страны, но пока безрезультатно. Но я уверена – БУДЕТ И НА МОЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК.

Слайд 14

В заключение хочу сказать, что у нас в школах учатся прекрасные дети, а нам – учителям нужно просто научиться их понимать, найти тот ключик к их сердцу и душе, чтобы они смогли полюбить тебя, как учителя, друга, а может быть как вторую маму. У меня ещё много проблем и недостатков на моём педагогическом поприще, я упорно веду борьбу с ними, стараюсь избегать конфликтных ситуаций, особенно с родителями. Но это уже совсем другая история…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...