Сценарий экологического мероприятия "Берегите Землю"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Федотова Надежда Петровна

В этом мероприятии могут участвовать дети с 6-7 классов по 9. Младшие школьники могут подготовить рисунки, а постарше прочитать изречения и стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon beregite_zemlyu.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий экологического мероприятия   « БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ»

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

 Устный  журнал.

Страница 1. Человек- часть природы.

                                                            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

                                                            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

            За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
         Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

           В общепланетном  доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

             У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

                                              Роберт Рождественский

            Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

               И.Дружинин

Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?

Была над рекою чаща – березнячок  молодой.

Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.

Кувшинки цвели местами, лилии и трава.

Под свесившимися кустами разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,

В речушке – какое чудо! – вода была ледяной.

Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…

Приехал  я через годы – и не узнал места.

Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.

И выбрав на речке место, которое погрязней,

Барахтается семейство блаженствующих свиней.

И душно от испарений, от пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам и тело не освежить…

А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.

                                                                                                                           Н. Старшинов

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!..  Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озёрах

И считанные рыбы живут в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?!

                                            Р.Рождественский

Страница 2. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле

…Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного, ни воссоздать уничтоженный вид.                                                                               Дж. Даррелл

  Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё!

 Океан седой гремит набатно,

 Он таит обиду в глубине,

 Черные раскачивая пятна

 На крутой разгневанной волне.

 Стали люди сильными, как боги,

 И судьба Земли у них в руках,

 Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

 Мы давно освоили планету,

 Широко шагает новый век.

 На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

                   Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

  Новокаледонский  попугай лори истреблён в 1860 г.

  Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.

Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.

Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.

 Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.

Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.

Степная куропатка истреблена в 1932 г.

          Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

           Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

            Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы называли этих птиц «додо».

            В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.

Люблю мой край. Как странно слышать,

 Ведь каждый человек свой любит край!

 Но небо здесь синее, солнце выше!

 И в цвет сирени здесь окрашен май.

 Дождём и сеном пахнет лето,

 Зовёт прохладою река...

 А осень золотом одета,

 Плывут клочками облака,

 Лыжнею манит вдаль зима,

 Морозным утром снег хрустит,

 И выйдет с берегов река в апреле.

 И лес весной шумит,

 Люблю мой край! Я много мест видала,

 И можно хоть полмира обойти,

 Но ближе и родней родного края,

 Я думаю, мне больше не найти.

Страница 3. Путешествие в будущее

          Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.

        До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.

 Правда, людям в соё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.

 Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

 Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

 Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились  к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных заводных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с заводом, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

          Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только чучело вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

                 Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

             Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится всё меньше, а отдыхающих на лоне природы всё больше и больше.  И каждый стремится вернуться в город с букетом. Но…

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

 Опустеют все поляны и не будет красоты!

                                                         Т. Собакина

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

                                                                                        Песков

Капля воды дороже алмаза.

                                                 Д.И.Менделеев

           Голос за кадром:   2053 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами был вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Были созданы специальные отряды полиции для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму - 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки.

 Полицейский проверяет карточки.

Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально.

Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к полицейскому): Сэр, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-полицейский: Я видел, мэм, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду.

Юноша-полицейский: Я вам искренне сочувствую, мэм, но порядок один для всех. Прошу вас, отойдите, не мешайте остальным.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, мисс, а почему мы не можем получить ещё воды?

Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.

На сцене остаются только мальчик и девушка-полицейский. На середине сцены - ширма, на ней - рисунок озера с чистой водой.

Девушка-полицейский: (на фоне "Dune - Chani's Eyes"). Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.

 Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её так много на планете -    площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.

 На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.

Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.

Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.

Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

 И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

На сцену выходят все участники.

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

Немая сцена.

 Вперед выходят два чтеца. На фоне "Rain Symphony"

Первый: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Второй: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.

На сцену выходят все участники.

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

 Литература

1.      Абраменко О.В. Экологический калейдоскоп. Воронеж: областной молодёжный центр, 2005 – 61 с.

2.      Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

3.      Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. – 128 с.

4.      Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

5.      Скотт М. Природа. Серия «Оксфордская библиотека». М.: РОСМЭН, 1998. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологической агитбригады "Земля на чаше весов"

Экологическая агитбригада -  не только эффективное средство экологического воспитания школьников, она также формирует активную жизненную позицию, экологическое мышление у ребят.Целью этого выступ...

Сценарий экологического праздника для обучающихся 6-7 классов "Земля - наш дом"

Экологический праздник для обучающихся 6-7 классов "Земля - наш дом" поможет   развить творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях, ...

Сценарий экологического вечера «Судьба Земли в твоих руках».

Земля!.. Какая она?Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулка...

Сценарий экологического мероприятия в 6 классе. Экологический репортаж "Дороже нет родной земли"

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.   Основная цель мероприятия: развитие интеллектуальных способностей в области экологии, тво...

Сценарий экологической сказки "Земля-зеленая планета"

Экологическая сказка-инсценировка "Земля зеленая планета". Спектакль разработан для начальной школы в рамках внеурочной деятельности....

Сценарий экологического праздника "День Земли"

Методическая разработка ориентирована на учащихся 8-9 классов....

Сценарий экологического мероприятия "Земля-наш дом!"

Данное мероприятие поможет Вам показать обучающимся нуждаемость природы в нашей любви, помощи и сострадании, а также подчеркнёт значимость и высокую цель человека в мире природы. Цель мероприятия: пок...