материалы для развития опыта творческой деятельности учащихся
методическая разработка по географии по теме

Маковская Виктория Викторовна

Представлен  материал по применению информационно - коммуникативных технологий, интегрированному подходу в обучении, формированию ключевых компетенций учащихся,  стимулированию их творческой активности. Все наработки составлены с учетом современных требований образования, предполагают деятельностный подход учащихся, развитие их творчества, географического мышления, географической картины мира. Данные материалы нацелены на развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся, их социализацию. Активное внедрение проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности помогло мне организовать учебный процесс как сотрудничество и творческое общение учителя и ученика. Я стремлюсь  раскрыть интересы каждого ребенка, поэтому использую в работе развивающие приемы, логические схемы, листы опорных сигналов . В рамках школьного курса  географии мною  разработаны рабо-чие программы  « Экология окружающей среды» ( 5 класс) , «Краеведение» (6 класс), «Экология жизни» (8 класс), занятия кружка « Отчий край

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проблемная учебная задача (тема Мировой океан).

Мировой океан занимает 361 млн км2 из 540 млн км2 поверхности нашей планеты, или 71%. Однако при этом нашу планету все равно называют Земля. Почему же наша планета не называется «планета Океан»? Насколько географически правильно называть планету так, как она называется?

Размышление учащихся, как правило, выстраиваются вокруг тезиса: человек – обитатель суши, поэтому и планета называется Земля. Они приводят несколько аргументов, но, как правило, больше исторических, нежели географических. Задача учителя заключается в том, чтобы направить их размышления именно в «географическое русло». Например, вопрос: «Какова средняя глубина океана? С чем можно её сравнить?» - может стать ключом к разгадке. Типичность этой учебной ситуации заключается в том, что учащиеся знают и среднюю глубину океана, и величину земного радиуса, но они знают их по отдельности и… не имеют привычки сопоставлять эти (да и не только эти!) величины.    

Проблемная учебная задача (тема «Атлантический океан»).

Примерно между 25 – 35 с. ш. и 50 – 75 з. д. находится Саргассово море. Здесь наблюдается скопление зеленовато – желтых или желтых саргассовых водорослей. Они образуют отдельные пучки диаметром в несколько дециметров, маленькие островки или длинные ленты. Иногда водоросли сплошь до самого горизонта покрывают поверхность моря, придавая океану вид «затопленного бездонного луга», когда – то сильно устрашившего спутников Христофора Колумба. Водоросли дают приют многочисленным рачкам, крабам, креветкам и другим морским обитателям. Объясните причины образования Саргассова моря.

Если оставить ребят наедине с этой задачей, то нередко они пытаются объяснить образование моря тем, что в этом месте… расходятся литосферные плиты. Решение же задачи должно строиться на теоретическом знании понятия море. Начнем размышлять:

  1. Что такое море? Это часть океана, которая чем – то (рельефом дна, соленостью, особенностями растительного и животного мира) отличается от остальной акватории океана.
  2. В Атлантическом океане выделяют Саргассово море. Значит, оно чем – то отличается? По какому признаку оно выделяется? (Указан ли этот признак в условии задачи?)
  3. Почему в этой части океана скапливаются водоросли? Возможно, там благоприятные условия для их развития? Водоросли прикрепляются ко дну? ( Но тогда надо выяснить, какая там глубина.)

Итак, почему в этой части океана возможно такое удивительное скопление водорослей?

Проблемная учебная задача (тема Северный Ледовитый  океан).

Мировой океан делят на океаны и второстепенные моря. Это деление основано прежде всего  на двух существенных признаках  - на размерах водной поверхности и характере береговой линии Размеры Северного Ледовитого океана настолько отличаются от размеров остальных океанов   , что он не может быть отнесен нами к их классу . Это самое большое внутреннее  море  -  Арктическое море , площадью 14 млн км2 – так написано в известном учебнике по океанологии – Общая география морей. Камилла Валло , изданном во Франции в начале ХХ века.

Однако в настоящее время Северный Ледовитый океан выделяется как самостоятельный океан. Приведите аргументы (доказательства) в пользу правомерности выделения Северного Ледовитого океана, принятого в современной океанологии.

Проблемная географическая задача.

Представьте, что на месте Большого Водораздельного хребта в Австралии «выросли» другие горы, например Австралийские Анды. Их преобладающие высоты составляют 5000 – 6000 м, а самая высокая вершина имеет высоту 6245 м. Попытайтесь смоделировать, как изменилась бы природа Австралии, будь на её восточном побережье в три раза выше существующих.

Вновь приступая к решению, необходимо уточнить, что моделирование – это процесс построения мысленной или графической модели природного объекта или явления на основе существующих причинно-следственных связей.

Значительно более объемной задачей по моделированию является проект гипотетического материка.



Предварительный просмотр:

Урок-игра

«Морской бой»

по теме:

«Мировой океан»

.

        

                 Цели:

  1. Образовательные — повторить изученный материал (части Мирового океана, физико-географическое положение морей, свойства вод Мирового океана, движения воды в океане, флора, фауна, хозяйственное освоение Мирового океана).
  2. Развивающие — развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
  3. Воспитательные - воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повышать интерес к изучению географии.

Оборудование: игровое поле, карточки с заданиями, жетоны с баллами (или счетная таблица на доске).

Правила игры:

1. Команды (равные по силам) формирует учитель.
2.       Команды самостоятельно избирают капитанов.

3.       Жеребьевка определяет очередность выступления команд.

4.    Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то другая    команда может ответить и увеличить свое количество баллов.

5.        Если команда выбирает число (или «стреляет по квадрату»):

а)        нужно дать определение термину (вопросы оцениваются
в один балл);

б)        нужно дать правильный ответ на вопрос (2 балла);

в)        нужно дать ответ, требующий объяснений (3 балла).

6. Если же команда, стреляя или выбирая, попадает на рисунки:

  1. «Мель» - у команды забирают два балла;
  2. «Корабль» - команда зарабатывает два балла;
  3. «Весёлый Флаундер» - команда получает четыре балла, если выполняет задание, приготовленное Флаундером;
  4. «Морская лихорадка» - знание номенклатуры (5 баллов).

Описание игрового поля:

Игровое поле представляет собой лист ватмана, поделенного на равные квадраты (10 умножить на 10 см). В этих квадратах находятся числа и рисунки, расположенные в разброс.

Подготовительный период

  1. Разбивка.
  2. Оформление классной комнаты к игре.

Стенд с рефератами учащихся по теме «Флора и фауна Мирового океана». На доске кроме темы записано стихотворение, которое в начале урока явилось эпиграфом.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Всем известно, что Мировой океан главная часть гидросферы. Наша планета богата водой – 3/4 поверхности Земли покрыты океаном. Из космоса она выглядит голубой. Мировой океан таит в себе много загадок, некоторые мы сегодня попытаемся объяснить. Я желаю вам счастливого путешествия. Семь футов под килем!

♦   Эпиграф.

Спросил на днях Иван - сосед        На поле лёг туман седой,

У струйки, льющейся из крана:        Сосед спросил и у тумана:

«Откуда ты?» - Вода в ответ:        «Откуда ты? Кто ты такой?» -

« Из Мирового океана».        «И я, дружок из океана».

Потом Иван гулял в лесу,        «Ты, газировка, что шипишь?»

Росой искрилась вся поляна.        И из бурлящего стакана

«Откуда ты?» - спросил росу. -        Донесся шепот: «Знай, Иван,

«Из Мирового океана».        И я пришла из океана».


удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода.

III.    Жеребьевка (очередность выступления команд).        >

Вопросы (1 балл)        I

4   Дать определение терминов:

а)        Материк {огромные участки суши, омываемые водами Mu-t
рового океана).
        \

б)        Остров {сравнительно небольшой участок суши, омываемый]
водами).
        \

в)        Архипелаг {группа островов, находящаяся близко друг\
к другу).
        I

г)        Полуостров {часть материка или острова, вдающаяся в океан).

д)        Море {часть океана, отличающаяся от него свойствами во
ды, течениями, живущими в нем организмами).
        \

е)        Залив {часть океана, вдающаяся в сушу).        \

ж)        Пролив {относительно узкая часть океана или моря, разде- \
ляющая два участка суши и соединяющая два смежных во-
1
доёма).        \

з)        Береговая линия {граница суши и моря).        \
и) Соленость  {количество солей в граммах, растворенных)

в 1 кг (литре) морской воды).        ]

к) Течение морское {горизонтальное движение воды, харак- \

теризующееся направлением и скоростью).        \

\
Вопросы (2 балла)        \

Необходимо дать правильный ответ на вопрос:        \

  1. Какова площадь земного шара и Мирового океана?   Почему I космонавты из иллюминаторов своих кораблей видят нашу планету голубой? {Из 510 млн. км^ площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн. км^ - 71%. Южное полушарие более океаническое - 81%, чем северное - 61%)
  2. Классификащм морей по местоположению. Приведите примеры. {Окраинные: Баренцево, Восточно-Китайское. Внутренние: а) межматериковые (Красное...), б) внутриматериковые (Черное, Аральское...); Межостровные - Яванское, Сулавеси)
  1. ЬСпассификация островов по происхождению, приведите примеры. (Материковые - Гренландия, Мадагаскар. Вулканические — Курильские, Алеутские, Коралловые -^ Большой Барьерный риф)
  2. Какая закономерность установлена в распределении температуры поверхностных вод Мирового океана? Какими причинами она обусловлена? (Температура поверхностных вод зональна. В приэкваториальных широтах температура весь год 27...28fC, в тропических 2(fC, в умеренных широтах температура плавно понижается от l(f до (fC, в приполярных широтах весь год 0... —ТС, для центра Арктики характерны многолетние льды. Причины зональности: удаление от экватора к полюсам, уменьшение угла падения солнечных лучей, следовательно, понижение температуры поверхностных вод.)
  3. Причины возникновения движения воды в Мировом океане. Типы волн, (i причина ~ ветер. Ветровые волны - колебательное двиоюение водной поверхности. 2 причина - подводные и прибрежные землетрясения, извержения вулканов, что вызывает возникновение цунами. 3 причина - притяж:ение Земли Луной и Солнцем вызывают приливно-отливные волны.)

  1. Расскажите о происхождении течений, об их температуре. (Постоянные ветры - дрейфовые течения; сезонные ветры -ветровые течения; сточные - текущие из районов избытка воды и стремящиеся выровнять поверхность воды; компенсационные - возмещающие убыль воды в каком-либо районе океана. По температурному признаку делят на теплые и холодные течения. Эта классификация основана не на абсолютной, а на относительной температуре воды. Теплые течения имеют температуру воды выше, чем окруж:ающие воды, холодные - наоборот)
  2. Какими природными ресурсами обладает океан? (Природные ресурсы: а) органические (биологические) - рыбные, зверобойный промысел, водоросли; б) химические и минеральные - сама вода, в которой растворены химические элементы, полезные ископаемые (нефть, газ, каменный уголь, железные руды, олово, фосфориты, стройматериалы, алмазы); в) энергетические (электростанции, работающие на энергии приливов, - ПЭС), огромно значение океана в транспортном отношении)

Вопросы (3 балла)

1.    Помогите рассказать сказку.

«Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан. И была вода в океане вкусная, холодная, прозрачная. И по-

22


вадились черти воровать воду. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода будет соленая» (Какова средняя соленость? 357оо) Ангелы посолили воду. Стала вода горько-соленая. Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А зависит это от разных факторов. (Каких? Испарения, температуры, водного баланса.) Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили ангелы в воде ... (Что? Азот, кислород, углекислый газ.)

Вот пришли черти за водой, зачерпнули её, попробовали и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки, замутили воду так, что луч света не проникал.

Утром увидели ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова стала прозрачная. Издал Бог указ о плотности. (Какой закон?) «Пусть плотность воды океана с повышением солености увеличивается, поскольку растет содержание вещества в каждом литре».

  1. Но всё же почему море соленое?
  2. Что об этом говорят ученые?

(Одни ученые полагают, что соль принесли реки. Дождевая во
да, падая на Землю, растворяет мельчайшие кристаллики солей, ко
торые всегда находятся в воздухе. Затем, просачиваясь через почву,
она вымывает соли и уносит их с собой в моря, и океаны. Здесь соль
накапливается век за веком, тысячелетия за тысячелетием, потому
что испаряется чистая вода, а соли остаются. А другие ученые счи
тают, что моря и океаны родились солеными из воды, которая выде
лялась из недр нашей планеты. Кто из ученых прав, покажут будущие
исследования.)
2.
        Вот океан, как мальчик, спит.

Чуть-чуть бормочет и сопит,

Но что случилось? Посмотри!

Что за беда? А?

Ах, да!

Там синий спрут к киту прилип,        Ползет звезда, и врылся краб

Мелькают тени странных рыб,        В морское дно десятком лап.

И высоко над головой        А это что? Ты посмотри!

Играет луч морской травой.        Дожди из рыб, ой! Сразу три!

-    Дождь из рыб или дождь из лягушек, с водорослями! Существует ли это явление на самом деле? {Да)

23

Жителям Дании, Норвегии, Шотландии такие дожди хорошо известны. Вместе с каплями дождя на землю вдруг начинают падать сельди, раки, лягушки. В 1933 г. в селе Кавалерово, в 50 км от Тихого океана, прошел дождь из морских медуз, а летом 1947 г. дождь из морских медуз выпал на побережье Новой Зеландии. -    Почему возникают необычные дожди?

{Причина - образование смерча. В смерче воздух кружится
с большой скоростью (до 100 км/с) по спирали. Поэтому в центре
смерча воздух сильно разряжен. Когда вихрь проходит над водой, он      
i
вбирает в себя легкие предметы. Вот так и поднимаются в воздух      {
раки, медузы, рыбы, лягушки. А потом, когда смерч теряет свою силу,      i
они падают на землю.)
        ?

3.        Морякам и жителям побережий известно о необыкновенном яв-      J
лении - свечении моря. И.А. Гончаров в книге «Фрегат «Палла-      
]
да»» так описывает его: «А океан, вы знаете, заснул? Нет, он
шипит, сверкает пуще звезд. Под кораблем разверзается пучина      ]
пламени, с шумом вырываются потоки серебра, золота и раска
ленных углей». В чем причина необычного явления?

(Причина - образование смерча. В смерче воздух кружится с населяющими Мировой океан водорослями, очень мелкими ракообразными, некоторыми медузами, рыбами. Рыбы и осьминоги имеют особые светящиеся органы. Например, у небольшой рыбки у берегов Южной Америки располож:ены по бокам два ряда светящихся точек. За эти «сияющие пуговицы» моряки окрестили её «мичманом». Сама по себе вспышка мало заметна, а когда светящихся организмов много, а волнение велико, то отдельные вспышки сливаются в одно яркое пятно на большой площади. И чем разнообразнее эти вспышки по форме и , цвету, тем красочнее и фантастичнее картина волнующегося моря.)

4.        Рыбы могут предсказывать землетрясение. Как они это делают?
(Японские ученые собрали немало фактов, которые свидетель
ствуют, что поведение рыб перед этими стихийными бедствиями
становится необычным. Они образуют большие скопления, покидают
привычные места обитания: мигрируют в реки. Те, что лсивут на глу
бине, поднимаются к поверхности. В районах, близких к эпицентру
землетрясения, бывают большие уловы летучих рыб.)

5.        О чем идет речь?

«Есть в океане река. В самые суровые засухи она никогда -т иссякает, а в самые высокие половодья никогда не переполняется. Её берега и дно образованы холодной водой, тогда как её поток составляет теплая вода. Мексиканский залив является ее источником, а устье располагается в Арктическом море».

24


(Это Гольфстрим. В мире нет другого столь мощного потока. По сравнению с Миссисипи или Амазонкой он имеет более быстрое течение, более чем в тысячу раз превосходящий объем вод.)

Вопросы (4 балла) «Весёлый Флаундер»

Бермудские острова ... Карибское море ... - один из главных районов древнего и современного пиратства. Пираты нападали на корабли, захватывали и грабили их. Вашему вниманию предлагаются некоторые выражения из словаря пирата (объясните, о чем идет речь):

  1. Абордаж (излюбленный пиратский способ ведения боя. Корабли сцепляются бортом к борту, и на их палубах начинается рукопашная схватка).
  2. Галеон (быстроходный, хорошо вооруженный корабль XV-XVI вв.).
  3. Пиастр (старинная испанская монета).

4.        «Весёлый Роджер» (пиратский флаг с черепом и костями
на черном фоне, который морские разбойники поднимали
на мачте перед боем, дабы нагнать страху на противника).

  1. Каперы (корсары) (пираты, получившие от своего монарха разрешение на грабеж: других государств).
  1. Флибустьеры (пираты, занимавшиеся разбоем в Карибском море).
  1. Морской закон, связанный с экватором. О чем идет речь? (Есть такой морской закон, когда корабль пересекает экватор, все находящиеся на нем должны искупаться в экваториальных водах)

«Морская лихорадка» (5 баллов)

1.        На  каждый  тур  по  одному  представителю  от команды,
кто больше назовет географических объектов.

I        тур     -    назвать моря, омывающие Евразию

II        тур   -    назвать течения Мирового океана

  1. тур  -    назвать крупные проливы океана
  2. тур -    назвать острова Атлантического океана

V        тур   -    назвать по одному заливу каждого океана

2.        Конкурс связан с топонимами Мирового океана. Отвечает
та команда, которая быстрее подняла руку.

•    Остров, на котором живут самые маленькие обезьяны.

(Мадагаскар)

  1. Залив, где трагически погиб Г. Гудзон со своим 12-летним сыном. {Гудзонов залив)
  2. Полуостров, который в переводе означает «земледелец».

(Лабрадор)

•        Остров, название которого означает «вновь открытая земля».

(Ньюфаундленд)

•        Полуостров, в переводе означающий «горячие горы».

(Калифорния)

  1. Река, высокие берега которой называют «раскрытой книгой земли». (Колорадо)
  2. Водопад, название которого означает «грохочущая вода».

(Ниагарский)

  1. Желоб, названный так же, как и одноименные острова, в честь Марии Австрийской - жены испанского короля Филиппа IV. (Марианский желоб)
  2. Море, названное в честь капитана-командора, руководящего I и II Камчатскими экспедициями. (Берингово)

Задание для капитанов

  1. Почему поверхностные воды в Мировом океане Северного полушария теплее, чем в Южном? (Воды Северного полушария не связаны непосредственно с холодными полярными водами)
  2. Какой океан самый теплый и почему? (Тихий, так как у него самая большая протяженность с запада на восток в экваториальных и тропических широтах)
  3. Экваториальные широты - 34°/оо (средняя соленость), тропические - 35,87оо, умеренные - ЗЗ^о- Какие причины влияют на величину солености? (В экваториальных широтах соленость ниже средней океанической, так как здесь высокая влаж:ность, часты штили, много осадков. В тропических широтах выше соленость, так как средняя годовая температура здесь высокая, сильные ветры, и все это приводит к большому испарению.)
  4. Средиземное море - 397оо, Черное - 1 S^/oo, Восточно-Сибирское - 127оо> Баренцево - 357оо, Бенгальский - 327оо, Красное - 427оо, Карибское - 357оо. От каких причин зависит величина солености в разных частях Мирового океана? (Факторы - соотношение атмосферных осадков, испарения, приток поверхностных вод, таяния льда)

IV.    Итог урока. Оценивается работа учащихся.


^^   Реки. Воды суши

>        Изучение нового материала.

>        Урок-исследование.
Цели:

  1. Образовательные - изучение нового материала: представление о реке и ее частях, речной системе и ее элементах, элементах речной долины, порогах и водопадах, питании рек, водном режиме.
  2. Развивающие - развитие умений и навыков работы с физической и контурной картами, определение причинно-следственных связей - зависимости направления течения реки от характера рельефа; умения определять ГП реки и обозначать реки на контурной карте, выявлять особенности реки своей местности.
  3. Воспитательные - повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Оборудование: физическая карта мира на доске, атласы и контурные карты, рисунки (схемы), фотографии, иллюстрации, учебники, макет речной долины.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вода - чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас - в дождевых каплях, сугробах снега, в реках и озерах, в болотах и ледниках, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки.

-    Вспомните, что относят к водам суши. (Демонстрируется схема)



Предварительный просмотр:

                         

Сказка о листьях-крылатках.

Крылатки – семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крыло. Крылатки висели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее. «Я полечу вон к той веранде,- говорила одна крылатка,- где нет ни одного дерева, там я буду жить, расти и всем радость нести».

«А я,- мечтала другая крылатка,- хочу жить около скамейки. Выросту большим кленом. Люди будут сидеть на скамейке, и любоваться мною. А в жару от солнца укрою своей пышной листвою…»

         Наступила осень. Мама-клён говорит: «Детки мои милые. Скоро настанут для вас тяжёлые холодные дни. Летите вы скорее на землю со своими братьями-листьями. Лягте вы на землю плотнее, прикройтесь опавшей листвой. А придёт зима, накроет вас пушистым снегом, будет ещё теплее. Так вы зиму перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает, вот тут вы время даром не теряйте, а скорее прорастайте и вырастут из вас новые клёны».

Послушные у мамы-клёна детки-крылатки. Дунул ветер и полетели они в разные стороны, … замахали на прощанье маме-клёну своими крылышками.

Одежда для почек.

         Кончилось тёплое лето - пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама - дерево обратилась к своим семенам: «Милые мои семена-детки, вы уже выросли, стали большими и пора вам на землю  спускаться, от зимы суровой прятаться». Семена-детки  послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит, холодно им на голой земле, неукрытыми лежат.

         Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим: «Милые мои, листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь».

          Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

          Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала: «Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимою вам теплее  было, чтобы вы могли распуститься  весной листьями». И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра. И от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малыши-почки поблагодарили маму-дерево.

Кто главнее?

         Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

        Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «Я тоже из горючих материалов». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы».

         Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для постройки дорог!»

        Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...


 

Комментарии

Маковская Виктория Викторовна

предложенные задания помогут учителям оформить стенды в кабинете географии, сделать урок эффективным и современным

Маковская Виктория Викторовна

используйте в работе мои педагогические находки